Ф.И.О. учителя: Косинцева С.В.
Предметная область: русский язык
Внеклассное мероприятие в рамках «Семестра наук» - Детективное агентство
Класс: 4 класс
Автор УМК: Русский язык 4 класс («Гармония»), автор: М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко.
Тип внеклассного мероприятия: систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Склонение имён существительных. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных».
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа учащихся.
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе в игровой форме.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4.Умение работать в малой группе.
Средства (оборудование):
1) блокнот детектива (половина тетрадки в линию)
2) проектор-компьютер (презентация)
3) презентация
4) мп3 для мероприятия
5) удостоверение детектива, блокноты в подарок.
6) словарь
7) для сценки: 2 стула, газета, галстуки, газеты
8) смс – послание для каждой команды
9) три коробочки с красным, синим и зелёным значком
10) 2 конверта
Ход мероприятия
1 Вступительное слово учителя.
Здравствуйте уважаемые знатоки русского языка и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались не просто так, а по поводу… А вот по поводу чего, вы должны отгадать.
С лупой в руках притаился средь ив,
Отважный герой – это наш …
(детектив) – мп 4 Песня гениального сыщика
- Кто такие детективы? ( специалист по расследованию преступлений, это профессиональное название лица, занятого гласным и негласным расследованием преступлений и происшествий в интересах государства или частых лиц)
- Какими качествами должны обладать детективы?
(Ум, быстрота реакции, наблюдательность, внимательность, умение логически мыслить, рассуждать, смекалка, сообразительность, способность к дедукции)
- Что такое дедукция? ( работа со словарём)
Сегодня школа непростая
в ней детективов обучают.
Будем развивать старание,
Память, логику, внимание.
Итак, мы с вами сегодня открываем детективное агентство.
- А как по –другому называют детективов? ( сыщик, следователь)
2 Представление команд и жюри.
У нас две команды 4»А» класс «Сыщики» и 4 «Б» - «Детективы»
Детективы должны быть очень внимательными, уметь всё видеть и слышать.
Чтоб игра прошла как надо
Я жюри представить рада.
Хочу представить аналитиков. Они будут оценивать вашу работу. ( представление жюри)
3. Разминка.
Прежде чем приступить к расследованию, проведём разминку:
· Это нарушает преступник ( закон)
· Как называется ручной «портрет» преступника? ( отпечаток)
· Эти браслеты не украшение дам. ( наручники)
· Тет-а-тет по- полицейски. ( допрос)
· Этим методом пользовался Шерлок Холмс. ( дедукция)
· Так называется процесс сбора и проверки доказательств по делу ( следствие)
· Как называется особо опасное лицо, грубо нарушающее закон? ( преступник)
Молодцы! Вы с честью выдержали это испытание и готовы к раскрытию преступления.
4. Сообщение целей мероприятия.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
4.Искать пути решения проблемы.
А проблема у одной из частей речи, отгадайте:
Вещи,
люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!
- Каких детективов вы знаете?
(Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро,мисс Марпл, комиссар Мегрэ, майор Пронин, лейнтенант Коломбо, Александр Турецкий, инспектор Морс, Аделаида Евлампиевна)
Ø К нам в гости из Англии прибыл известный сыщик Шерлок Холмс и доктор Ватсон
Сценка: ( мп3 из фильма)
Миссис Хатсон:
Ваша почта, сэр!
(Кладет газеты на стол. Ватсон и Холмс читают газеты).
Доктор Ватсон:
Спасибо, миссис Хатсон!
Шерлок Холмс:
Ну и что же вы нашли интересного, Ватсон?
Доктор Ватсон:
Да ничего особенного. Правительство призывает граждан учить русский язык . Еще пишут, что в канун Нового года резко снизился уровень грамотности.
Шерлок Холмс:
Боже мой! Какой ужас!
Доктор Ватсон:
А вот еще заметка. Разыскиваются, способы определения склонения имени существительного. Учащиеся неверно определяют окончания имён существительных, потеряли умение изменять имена существительные по падежам.
Доктор Ватсон:
Не кажется ли вам, Холмс, что нам стоит заняться этим делом?
Шерлок Холмс:
Что ж, звучит заманчиво.
Доктор Ватсон:
С чего начнем?
5 Повторение изученного.
Прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу.
Поможет нам смс – послание от известных детективов:
( получают обе команды)
«Дорогие детективы ! Помогите вычислить преступника по следующим приметам:
1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. Как может изменяться?
4. Постоянные признаки?
5. Форма, в которой может употребляться эта часть речи.
6. Роль в предложении?
v Составьте кластер ( каждой команде по листочку с макетом кластера), проверка
( презент)
(аналитики оценивают работу)
Итак, мы на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Перед вами три коробочки. В коробочку с красным цветом вы собираете существительные 1 склонения, в синюю – 2 скл, в зеленую - 3 скл. (аналитики оценивают работу)
- Как узнать , к какому склонению относится имя существительное?
1 Поставить имя сущ в нач форму
2 Определить род.
3 Выяснить окончание в начальной форме.
4 По роду и окончанию узнать склонение.
( м.р ж.р - -а, я – 1 скл;
М.р - ср.р – о, е- 2 скл
Ж.р - - 3 скл)
( зоопарк, клетка, черёмуха, сирень, комната, дедушка, кровать, стекло, окно, моль, смех, морковь, память, крыша, мебель, кресло, шаль, лист, дача, роль, соль, кефир, пальто, грамота, погода, снег, солнце)
-аналитики проверяют работу.
Физминутка
А) - Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.
Б) для глаз:
Проведем небольшую зарядку.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
6 . А мы продолжаем расследование и вызываем свидетелей. Проведём допрос свидетелей.
- Расскажите, как проверить безударные окончания имён существительных в единственном числе?
1 Поставить им сущ в нач. форму и определить его склонение.
2 Подставить вместо проверяемого проверочное слово того же скл в той же форме.
3 Узнать в проверочном слове окончание и написать такое же в прооверяемом.
· Вставьте и объясните пропущенные безударные окончания имён сущ-х:
В тетрад __, на строчк __, от деревн__, в пустын __, по рек __от тропинк __ (аналитики оценивают работу)
7 А сейчас проведём следственный эксперимент. Вам нужно найти ошибки и исправить их.
Я пошла к Вери, провёл рукой по скатерте, ехал в автомобили, готовы к метеле, ехал на поезди, куст сирене. (аналитики оценивают работу)
8 А теперь вам нужно, уважаемые детективы, провести экспертизу содержимого в конверте.
Просклонять имена существительные: 4»А» - конь, рука; 4 «Б» - слон, печь
(аналитики оценивают работу)
9 Итог работы, общий счёт оглашают аналитики.
- Господа детективы, поздравляю с успешным завершение дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок.
Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была добыта информация об имени существительном. Вы были хорошими детективами. Позвольте вручить вам удостоверения юных детективов и памятные подарки.
Закончен урок и выполнен план
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Дело закрыто!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.