Внеурочная деятельность
Проект «Журналистика»
Направление: Физкультурно- оздоровительное
База реализации:
Обучающиеся 6 Б класса
Составитель:
Суменко С. А.
Санкт-Петербург
Работа во внеурочной деятельности «Юный журналист» как основа для создания
школьной газеты
Школьная газета с давних пор является одним из эффективных средств воспитания обучающихся. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения.
Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Сначала они выполнялись от руки детьми, имевшими каллиграфический почерк, затем появились трафареты и печатные машинки. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Газета имеет огромное значение в современной жизни детей и подростков. Во-первых, наличие печатного органа позволяет быть в курсе всех школьных событий участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогам, родителям.
Во-вторых, это - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир.
В-третьих, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.
В-четвертых, школьная газета - это средство формирования общественного мнения.
В-пятых, средство воспитания школьников.
В 2016-2017 учебном году у нас возникла идея создания газеты в нашей школе. Начался процесс с решения проблем: Кому будет адресована газета? Кто будет собирать и систематизировать материал? Какова будет периодичность изданий?
Далее был избран ответственный, и работа началась с постановки целей и задач:
· объединить всех учащихся и учителей путем создания единого источника информации;
· формировать практические и теоретические навыки деятельности журналиста через участие в жизни газеты;
· воспитывать творческую, всесторонне развитую, активную, социально зрелую личность школьника;
· предоставить каждому возможность для самореализации, повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения;
· развить творческие способности учащихся;
· создать благоприятные условия для развития творчества учащихся, умения находить в жизни нравственные ориентиры;
· формировать у учащихся твердую жизненную позицию.
Следующим этапом работы стало формирование редакционного коллектива. Им стала группа активных шестиклассников во главе с их учителем русского языка и литературы. Поначалу были сомнения: по силам ли будет такая деятельность подросткам? Под руководством наставника ребята не без труда, но с желанием справлялись с творческими поручениями. Информационную помощь оказывали классные руководители, администрация школы.
Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Цели:
· развивать коммуникативные качества личности ребенка;
· предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
· выйти на создание школьной газеты в компьютерном варианте.
Задачи:
· предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
· отрабатывать умения создавать сочинения в жанрах: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
· систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
· способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
· предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
· стилистические особенности газетных жанров;
· специфику профессии журналиста;
· основы редактирования;
· структуру газеты.
Уметь:
· создавать творческие работы публицистического стиля;
· моделировать газету;
· редактировать текст;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ |
Раздел. Тема занятия. |
Характеристика деятельности обучающихся. |
Формы работы. |
1. |
Предмет журналистики (1) Что такое журналистика? Кто такой журналист? Права и обязанности журналиста. |
Вести беседу, корректно формулировать вопросы, правильно отвечать на них |
Полемическая беседа. |
2-3. |
Информация (4). Источники информации. Как находить нужную информацию. |
Воспринимать другого человека, документы, архивы, Интернет, объявления, рекламу как источники информации. Уметь пользоваться разными источниками информации. |
Практическая работа с различными источниками (по выбору педагога и обучающихся) с целью нахождения нужной информации. |
4-6. |
Типы информации. Что такое лид? Способы написания лидов. |
Пользоваться разными источниками для нахождения необходимой информации. Распознавать виды лидов, создавать их к собственной статье. |
Подготовка сообщений по теме, характеристика лидов к газетным статьям, написание лида к собственной заметке. |
7-8. |
Жанры журналистики (17) Интервью. Виды интервью. |
Уметь собирать материал для интервью, составлять список вопросов к интервью. |
Подготовка сообщений по теме, взаимоопрос, создание списка вопросов к интервью с известным человеком; написание интервью в школьную газету. |
9 -11. |
Репортаж. Тема репортажа. Техника работы над репортажем.
|
Подбирать тему для репортажа - актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. Создавать репортаж. |
Составление вопросов по теме для взаимоопроса. Создание репортажа для школьной газеты. Коррекция текста репортажа, созданного сверстником. |
12- 14. |
Публицистическая статья. Заглавие в тексте. Графическое оформление статьи. |
Группировать данные, определять тематический центр статьи, формулировать вспомогательные тезисы в четкой последовательности.
|
Сообщение по теме, взаимоопрос. Создание публицистической статьи, подбор заглавия, оценка правильности графического оформления. |
15 |
Комментарий: презентация единого факта. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание текста комментария факта из школьной жизни. |
16-17. |
Рецензия. |
Создавать текст рецензии, соблюдая четкую соотнесенность структурных элементов. |
Составление памятки: «Как написать рецензию»; Создание текста рецензии сборника сочинений «Наши домашние питомцы». |
18. |
Фельетон. |
Создавать тексты разных жанров журналистики |
Создание фельетона для школьной газеты. |
19. |
Эссе. |
Создавать тексты в жанре эссе на заданную тему. |
Сообщение по теме, составление памятки «Как писать эссе», создание текста эссе на злободневную тему. |
20. |
Очерк. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание очерка на школьную тему, оценка выполнения работы сверстником. |
21. |
Письмо. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание текста письма в школьную газету на злободневную тему. Составление ответа на письмо в редакцию. |
22. |
Пресс-опрос. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Подбор темы для опроса, создание текста в жанре пресс-опроса для школьной газеты. |
23. |
Шоу-жанры. Конкурс. |
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Придумать конкурс для очередного номера школьной газеты. |
24. |
Газета (10)Фоторепортаж. |
Создавать фоторепортаж на заданную тему. |
Подобрать серию снимков по выбранной теме. |
25. |
Газетные иллюстрации. Виды. Основные функции. |
Подбирать иллюстративный материал к газетной статье. |
Создание заметки из школьной жизни и подбор иллюстрации к ней (фотографии, рисунка, картинки). |
26-27. |
Газета-приложение.
|
Создавать тексты разных жанров журналистики. |
Создание газеты приложения к школьной газете (работа по группам, презентация получившегося продукта) |
28 -29. |
Работа редакции. |
Представление о работе редакции газеты. |
Экскурсия в редакцию одной из городских газет. Создание заметки в школьную газету. |
30. |
Как планировать номер. |
Планировать работу школьной редакции в рамках одного номера газеты. |
Составление плана очередного номера школьной газеты, определение его тематической направленности. |
31-32. |
Правка и редактирование текстов. |
Уметь править и редактировать созданный другим лицом текст; находить речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. |
Создание текста любого жанра журналистики в школьную газету, коррекция и редактирование текста, созданного сверстником. |
33. |
Типы газет. |
Уметь составить текст презентации печатного издания. |
Презентация изданий газет разных типов. |
34. |
Итоги (1). Как основать свою газету. |
Уметь выражать свое мнение, отстаивать собственную позицию. |
Подведение итогов курса. Создание мини-проекта. |
Программа «Юные журналисты» предполагает несколько разделов:
· Предмет журналистики (1)
· Информация (4)
· Жанры журналистики (17)
· Газета (10)
· Итоги (1)
Тематическое планирование рассчитано на разный возраст обучающихся, необходимо лишь правильно отбирать теоретический и практический материал по заявленным темам. Так, например, рассматривая жанры журналистики, для учеников 6 класса интереснее и доступнее будут жанры: репортаж, письмо, заметка, интервью. Глубина постижения темы зависит и от общего уровня развития занимающихся.
Занятия в рамках курса «Юный журналист» условно делятся на теоретические и практические.
Теоретические строятся по общему плану:
· формулировка темы,
· определение цели и задач,
· постановка вопросов, ответы на которые, сформируют полное представление о понятии, заявленном в теме,
· взаимоопрос (на основе домашнего задания),
· формулировка и запись определения понятию, заявленному в теме занятия,
· практическое применение полученных дома и на уроке знаний с использованием готового дидактического материала,
· выводы о достижимости цели и задач,
· рефлексия,
· задание на следующее занятие.
Практические занятия также имеют четкую структуру:
· формулировка темы,
· определение цели и задач,
· повторение теоретических положений, изученных на предыдущем занятии,
· создание текста заданного жанра (в парах, группах),
· чтение и обсуждение получившихся сочинений, рекомендации по коррекции,
· выводы о достижимости цели и задач,
· рефлексия,
· задание на следующее занятие.
Каким бы ни было занятие, необходимо его построить так, чтобы обучающиеся самостоятельно добывали необходимые знания, приобретали умения и навыки, предусмотренные программой кружка. Учитель выступает в роли координатора деятельности учеников, а не транслятора готовых истин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.