Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Основы журналистики".
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Основы журналистики".

Оценка 4.6
docx
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл
22.09.2020
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Основы журналистики".
Рабочая программа рассчитана на 5-11 кл
Основы журналистики. 2020-2021.docx

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №123»

Рассмотрено и

Рассмотрено

Утверждаю

рекомендовано

педагогическим

Директоргимназии

назаседаниикафедры

советом

________________Ю.М.Колмогорова

протокол №

протокол №      

«» августа 2020 г     

«»  2020 г

«» 2020 г

Приказ №

 

 

 

М.П.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы журналистики

(предмет, курс)

5-11 (классы)

на  2020-2021   учебный год

 

Ф.И.О., должность

составителя рабочей программы

Валетова Екатерина Евгеньевна,

 

 

Ф.И.О. учителя, реализующего

рабочую программу

Валетова Екатерина Евгеньевна,

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул – 2020 г

 

 

Пояснительная записка

Программа кружка «Юные журналисты» предназначена для учащихся 5-11 классов и рассчитана на 102 часа. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, часть жизни и увлечений ребёнка - значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

Актуальность программы дополнительного образования «Юные журналисты» обуславливает ее направленность на социально-творческое развитие личности, профессиональную ориентацию, социализацию и личностное становление детей и подростков.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Данная программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов, при этом узнавая особенности создания журнала, историю журналистики, систему жанров. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его реализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления. Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Программа предполагает подробное изучение основ журналистики (история и теория журналистики, термины, жанры, особенности современной журналистики), культуры речи (основные качества речи, особенности устной и письменной речи, этика общения), основ макетирования (проектирование выпуска, верстка газеты), а также практическое применение знаний в написании материалов для школьной газеты и сайта. Такой вид деятельности способствует достижению главной цели – формированию практических навыков написания журналистских материалов любого жанра.

 

Цели:

  • создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
  • развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя устной и письменной речи;
  • расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; воспитание стилистического чутья;
  • закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка; развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;
  • способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
  • совершенствование  практических, коммуникативных умений.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:

  • ввести  понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»;
  • познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;
  • обучать основным принципам и законам написания и редактирования публицистического текста;
  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение  собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
  • развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды ит.п.;
  •  развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств.

Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с  медиаресурсами (создание газет, публикация материалов на школьном сайте и т.п.).

Предполагаемые результаты.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и, если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов  - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.

Журналистика - один из эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем. Выпуск газеты планируется один раз в месяц.

 

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. структуру газеты, особенности основных рубрик,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
  5.  понятия, определения, термины, профессиональные журналистики,
  6. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  7. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью), их стилистические особенности
  8. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  9. основы редактирования.

Уметь:

  1. определять основные специальности журналистской деятельности;
  2. определять основные качества журналиста;
  3. написать газетный материал в основных жанрах:
    1. заметка о каком-либо культурном событии,
    2. статья на нравственно-моральную тему,
    3. репортаж о спортивном мероприятии,
    4. интервью с интересным человеком;
  4. подготовить по итогам посещенияразличных внутришкольныхмероприятий публикации в различных жанрах;
  5. смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора;
  6. искать информацию в сети интернет и работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями);
  7. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся должны уметь:

Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:

·        Выпуск школьной газеты;

·        Создание, публикация и защита своих работ;

·        Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

 

 

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ раздела

Тема раздела

Количество часов

1

Ведение в профессию

12

2

Основы журналистики

9

3

История журналистики

9

4

Творческая мастерская журналиста

12

5

Жанровое многообразие современной журналистики

42

6

Структура редакции современных СМИ

6

7

Создание школьной газеты

15

Итого

 

105

 

 

Содержание учебного процесса

Раздел 1. Введение в профессию (12 ч).

«Заговори, чтоб я тебя увидел» (культура устной речи, ораторское мастерство)

«Я вам пишу…» (культура письменной речи)

Искусство критики. Конфликт.

Профессиональный контроль и самоконтроль.

Этика журналиста.

Этические кодексы журналистского труда.

Раздел 2. Основы журналистики (9 ч).

Типы СМИ.

Типология СМИ. Школьные издания.

Электронные и печатные СМИ.

Электронные и печатные СМИ г.Барнаула.

Раздел 3. История журналистики (9 ч).

Газета: история и современность.

История журналистики зарубежных стран.

Газета в системе СМИ.

Крупнейшие СМИ России.

Раздел 4. Творческая мастерская журналиста (12 ч).

Источники информации.

Поиск темы.

Методы сбора информации.

Обработка информации.

«Закон суров, но это закон». Российское законодательство о журналистской деятельности.

Раздел 5. Жанровое многообразие газетной журналистики (42 ч).

Жанры в арсенале современной журналистике.

Заметка.

Интервью.

Статья.

Репортаж.

Отчет.

Рецензия.

Очерк.

Фельетон.

Памфлет.

Житейская история.

Беседа.

Комментарий.

Анкета.

Вопрос-ответ.

Корреспонденция.

Путевая заметка.

«Примеряем жанры».

Раздел 6. Структура редакции современных СМИ (6 ч).

Редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники: дизайнер, верстальщик, наборщик).

Рекламная служба.

Служба распространения (печатных номеров или эфирного времени).

Служба маркетинга.

Финансовая и юридическая служба.

Администрация.

Раздел 7. Создание школьной газеты (15 ч).

Верстка газеты в программах MicrosoftPublisher и PadgeMaker

Разработка дизайна газеты.

Редактирование.

Редакция – сердце газеты.

Подготовка макета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программно-методическое обеспечение

Учебные пособия для учащихся

1.      Гринина-ЗемскаяА.М.Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.

2.      Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.

3.      Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

4.      Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

5.      Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.

6.      Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С.Развивайте дар слова. М., 1990.

7.      Лозовский Б.Н.Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

8.      Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

 

Методические пособия для учителя

1.      Вольф Ю. Школа литературного матсерства. –Альпина-нонфикшн, 2014

2.      Лепилкина О.И. Азбука журналистики: уч. пос. – Вентана-граф, 2007

3.      Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

4.      Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.

 

Учебники

 

1.      Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006

2.      Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004

3.      Ворошилов В.В.  Журналистика. СПб., 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

№ урока по порядку (в теме)

Тема

Примечание

Введение в профессию…(12 ч)

01.09-05.09

1(1)

2(2)

3(3)

«Заговори, чтоб я тебя увидел» (культура устной речи, ораторское мастерство)

беседа

07.09-12.09

4(4)

5(5)

6(6)

«Я вам пишу…» (культура письменной речи)

Искусство критики. Конфликт.

творческая работа

выступление

14.09-19.09

7(7)

8(8)

 

9(9)

Искусство критики. Конфликт.

Профессиональный контроль и самоконтроль.

Профессиональный контроль и самоконтроль.

выступление

тренинг

 

тренинг

21.09-26.09

10(10)

11(11)

12(12)

Этика журналиста.

Этика журналиста.

Этические кодексы журналистского труда

беседа

беседа

инсценировка

Основы журналистики (9 ч)

 

28.09-03.10

13(1)

14(2)

15(3)

Типы СМИ

Типы СМИ

Типы СМИ

лекция

круглый стол

05.10-10.10

16(4)

 

17(5)

 

18(6)

Типология СМИ. Школьные издания.

Типология СМИ. Школьные издания.

Типология СМИ. Школьные издания.

лекция

 

презентация

 

работа с изданиями

12.10-17.10

19(7)

20(8)

 

21(9)

Электронные и печатные СМИ

Электронные и печатные СМИ г.Барнаула

Электронные и печатные СМИ г.Барнаула

лекция

работа с изданиями

 

История журналистики (9 ч)

19.10-24.10

22(1)

23(2)

24(3)

Газета: история и современность

Газета: история и современность

История журналистики зарубежных стран.

доклад

лекция

круглый стол

каникулы

26.10-31.10

02.11-07.11

25(4)

26(5)

27(6)

Газета в системе СМИ

презентация

 

09.11-14.11

28(7)

29(8)

30(9)

Крупнейшие СМИ России

 

подготовка круглого стола и дайджеста

Творческая мастерская журналиста (12 ч)

 

16.11-21.11

31(1)

32(2)

33(3)

Источники информации.

Источники информации.

Поиск темы.

проектная работа

поиск информации в интернете

23.11-28.11

34(4)

35(5)

36(6)

Поиск темы.

Методы сбора информации.

Методы сбора информации.

 

поиск информации в интернете

30.11-05.12

37(7)

38(8)

39(9)

Методы сбора информации.

Обработка информации.

Обработка информации.

беседа

презентация

 

07.12-12.12

40(10)

41(11)

42(12)

«Закон суров, но это закон». Российское законодательство о журналистской деятельности

лекция

презентация

Жанровое многообразие газетной журналистики (42 ч)

 

14.12-19.12

43(1)

44(2)

45(3)

Жанры в арсенале современной журналистике.

лекция

21.12-26.12

46(4)

47(5)

48(6)

Заметка.

Заметка.

Интервью.

творческая работа

беседа

Каникулы

28.12-10.01

 

11.01-16.01

49(7)

50(8)

51(9)

Интервью.

Интервью.

Статья.

видеоролик

 

проект

18.01-23.01

52(10)

53(11)

54(12)

Статья.

Статья.

Репортаж.

беседа

 

творческая работа

25.01-30.01

55(13)

56(14)

57(15)

Репортаж.

Репортаж.

Отчет.

видеоролик

01.02-06.02

58(16)

59(17)

60(18)

Отчет.

Рецензия.

Рецензия.

сочинение

 

 

08.02-13.02

61(19)

62(20)

63(21)

Рецензия.

Очерк.

Очерк.

сочинение

15.02-20.02

64(22)

65(23)

66(24)

Фельетон.

Фельетон.

Памфлет.

творческая работа

22.02-27.02

67(25)

68(26)

69(27)

Памфлет.

Житейская история.

Житейская история.

творческая работа

беседа

01.03-06.03

70(28)

71(29)

72(30)

Беседа.

Беседа.

Комментарий.

беседа

работа с социальной сетью

08.03-13.03

73(31)

74(32)

75(33)

Комментарий.

Анкета.

Анкета.

 

круглый стол

15.03-20.03

76(34)

77(35)

78(36)

Вопрос-ответ.

Вопрос-ответ.

Корреспонденция.

работа с социальной сетью

Каникулы

22.03-28.03

29.03-03.04

79(37)

80(38)

81(39)

Корреспонденция.

Путевая заметка.

Путевая заметка.

 

видеоролик

05.04-10.04

82(40)

83(41)

84(42)

«Примеряем жанры».

«Примеряем жанры».

«Примеряем жанры».

лекция

Структура редакции современных СМИ (6 ч)

 

12.04-17.04

85(1)

 

 

 

86(2)

87(3)

Редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники: дизайнер, верстальщик, наборщик).

Рекламная служба.

Служба распространения (печатных номеров или эфирного времени).

мастер-класс

 

 

 

круглый стол

работа с изданиями

19.04-24.04

88(4)

89(5)

90(6)

Служба маркетинга.

Финансовая и юридическая служба.

Администрация.

лекция

 

 

Создание школьной газеты (15 ч)

 

26.04-01.05

91(1)

92(2)

93(3)

Верстка газеты в программах MicrosoftPublisher и PadgeMaker

мастер-класс

03.05-08.05

94(4)

95(5)

96(6)

Разработка дизайна газеты.

дизайн-проект

10.05-15.05

97(7)

98(8)

99(9)

Редактирование.

творческая работа

17.05-22.05

100(10)

101(11)

102(12)

Редакция – сердце газеты.

круглый стол

24.05-29.05

103(13)

104(14)

105(15)

Подготовка макета.

защита проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комитет по образованию города

Комитет по образованию города

Пояснительная записка Программа кружка «Юные журналисты» предназначена для учащихся 5-11 классов и рассчитана на 102 часа

Пояснительная записка Программа кружка «Юные журналисты» предназначена для учащихся 5-11 классов и рассчитана на 102 часа

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи: ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»; познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами…

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи: ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»; познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами…

И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к…

И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к…

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Профессиональный контроль и самоконтроль

Профессиональный контроль и самоконтроль

Путевая заметка. «Примеряем жанры»

Путевая заметка. «Примеряем жанры»

Программно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Творческая мастерская журналиста (12 ч) 16

Творческая мастерская журналиста (12 ч) 16

Комментарий. Анкета. Анкета

Комментарий. Анкета. Анкета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020