Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №123»
Рассмотрено и |
Рассмотрено |
Утверждаю |
рекомендовано |
педагогическим |
Директоргимназии |
назаседаниикафедры |
советом |
________________Ю.М.Колмогорова |
протокол № |
протокол № |
«» августа 2020 г |
«» 2020 г |
«» 2020 г |
Приказ № |
|
|
М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы журналистики
(предмет, курс)
5-11 (классы)
на 2020-2021 учебный год
Ф.И.О., должность составителя рабочей программы |
Валетова Екатерина Евгеньевна,
|
Ф.И.О. учителя, реализующего рабочую программу |
Валетова Екатерина Евгеньевна,
|
Барнаул – 2020 г
Пояснительная записка
Программа кружка «Юные журналисты» предназначена для учащихся 5-11 классов и рассчитана на 102 часа. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, часть жизни и увлечений ребёнка - значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Актуальность программы дополнительного образования «Юные журналисты» обуславливает ее направленность на социально-творческое развитие личности, профессиональную ориентацию, социализацию и личностное становление детей и подростков.
Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Данная программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов, при этом узнавая особенности создания журнала, историю журналистики, систему жанров. Занятия направлены на развитие и становление личности обучающегося, его реализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления. Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Программа предполагает подробное изучение основ журналистики (история и теория журналистики, термины, жанры, особенности современной журналистики), культуры речи (основные качества речи, особенности устной и письменной речи, этика общения), основ макетирования (проектирование выпуска, верстка газеты), а также практическое применение знаний в написании материалов для школьной газеты и сайта. Такой вид деятельности способствует достижению главной цели – формированию практических навыков написания журналистских материалов любого жанра.
Цели:
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с медиаресурсами (создание газет, публикация материалов на школьном сайте и т.п.).
Предполагаемые результаты.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и, если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.
Журналистика - один из эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем. Выпуск газеты планируется один раз в месяц.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
Уметь:
Учащиеся должны уметь:
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
· Выпуск школьной газеты;
· Создание, публикация и защита своих работ;
· Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
№ раздела |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Ведение в профессию |
12 |
2 |
Основы журналистики |
9 |
3 |
История журналистики |
9 |
4 |
Творческая мастерская журналиста |
12 |
5 |
Жанровое многообразие современной журналистики |
42 |
6 |
Структура редакции современных СМИ |
6 |
7 |
Создание школьной газеты |
15 |
Итого |
|
105 |
Содержание учебного процесса
Раздел 1. Введение в профессию (12 ч).
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (культура устной речи, ораторское мастерство)
«Я вам пишу…» (культура письменной речи)
Искусство критики. Конфликт.
Профессиональный контроль и самоконтроль.
Этика журналиста.
Этические кодексы журналистского труда.
Раздел 2. Основы журналистики (9 ч).
Типы СМИ.
Типология СМИ. Школьные издания.
Электронные и печатные СМИ.
Электронные и печатные СМИ г.Барнаула.
Раздел 3. История журналистики (9 ч).
Газета: история и современность.
История журналистики зарубежных стран.
Газета в системе СМИ.
Крупнейшие СМИ России.
Раздел 4. Творческая мастерская журналиста (12 ч).
Источники информации.
Поиск темы.
Методы сбора информации.
Обработка информации.
«Закон суров, но это закон». Российское законодательство о журналистской деятельности.
Раздел 5. Жанровое многообразие газетной журналистики (42 ч).
Жанры в арсенале современной журналистике.
Заметка.
Интервью.
Статья.
Репортаж.
Отчет.
Рецензия.
Очерк.
Фельетон.
Памфлет.
Житейская история.
Беседа.
Комментарий.
Анкета.
Вопрос-ответ.
Корреспонденция.
Путевая заметка.
«Примеряем жанры».
Раздел 6. Структура редакции современных СМИ (6 ч).
Редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники: дизайнер, верстальщик, наборщик).
Рекламная служба.
Служба распространения (печатных номеров или эфирного времени).
Служба маркетинга.
Финансовая и юридическая служба.
Администрация.
Раздел 7. Создание школьной газеты (15 ч).
Верстка газеты в программах MicrosoftPublisher и PadgeMaker
Разработка дизайна газеты.
Редактирование.
Редакция – сердце газеты.
Подготовка макета.
Программно-методическое обеспечение
Учебные пособия для учащихся
1. Гринина-ЗемскаяА.М.Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
2. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
6. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С.Развивайте дар слова. М., 1990.
7. Лозовский Б.Н.Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Методические пособия для учителя
1. Вольф Ю. Школа литературного матсерства. –Альпина-нонфикшн, 2014
2. Лепилкина О.И. Азбука журналистики: уч. пос. – Вентана-граф, 2007
3. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
4. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
Учебники
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004
3. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2006
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ урока по порядку (в теме) |
Тема |
Примечание |
Введение в профессию…(12 ч) |
|||
01.09-05.09 |
1(1) 2(2) 3(3) |
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (культура устной речи, ораторское мастерство) |
беседа |
07.09-12.09 |
4(4) 5(5) 6(6) |
«Я вам пишу…» (культура письменной речи) Искусство критики. Конфликт. |
творческая работа выступление |
14.09-19.09 |
7(7) 8(8)
9(9) |
Искусство критики. Конфликт. Профессиональный контроль и самоконтроль. Профессиональный контроль и самоконтроль. |
выступление тренинг
тренинг |
21.09-26.09 |
10(10) 11(11) 12(12) |
Этика журналиста. Этика журналиста. Этические кодексы журналистского труда |
беседа беседа инсценировка |
Основы журналистики (9 ч)
|
|||
28.09-03.10 |
13(1) 14(2) 15(3) |
Типы СМИ Типы СМИ Типы СМИ |
лекция круглый стол |
05.10-10.10 |
16(4)
17(5)
18(6) |
Типология СМИ. Школьные издания. Типология СМИ. Школьные издания. Типология СМИ. Школьные издания. |
лекция
презентация
работа с изданиями |
12.10-17.10 |
19(7) 20(8)
21(9) |
Электронные и печатные СМИ Электронные и печатные СМИ г.Барнаула Электронные и печатные СМИ г.Барнаула |
лекция работа с изданиями
|
История журналистики (9 ч) |
|||
19.10-24.10 |
22(1) 23(2) 24(3) |
Газета: история и современность Газета: история и современность История журналистики зарубежных стран. |
доклад лекция круглый стол |
каникулы 26.10-31.10 |
|||
02.11-07.11 |
25(4) 26(5) 27(6) |
Газета в системе СМИ |
презентация
|
09.11-14.11 |
28(7) 29(8) 30(9) |
Крупнейшие СМИ России
|
подготовка круглого стола и дайджеста |
Творческая мастерская журналиста (12 ч)
|
|||
16.11-21.11 |
31(1) 32(2) 33(3) |
Источники информации. Источники информации. Поиск темы. |
проектная работа поиск информации в интернете |
23.11-28.11 |
34(4) 35(5) 36(6) |
Поиск темы. Методы сбора информации. Методы сбора информации. |
поиск информации в интернете |
30.11-05.12 |
37(7) 38(8) 39(9) |
Методы сбора информации. Обработка информации. Обработка информации. |
беседа презентация
|
07.12-12.12 |
40(10) 41(11) 42(12) |
«Закон суров, но это закон». Российское законодательство о журналистской деятельности |
лекция презентация |
Жанровое многообразие газетной журналистики (42 ч)
|
|||
14.12-19.12 |
43(1) 44(2) 45(3) |
Жанры в арсенале современной журналистике. |
лекция |
21.12-26.12 |
46(4) 47(5) 48(6) |
Заметка. Заметка. Интервью. |
творческая работа беседа |
Каникулы 28.12-10.01
|
|||
11.01-16.01 |
49(7) 50(8) 51(9) |
Интервью. Интервью. Статья. |
видеоролик
проект |
18.01-23.01 |
52(10) 53(11) 54(12) |
Статья. Статья. Репортаж. |
беседа
творческая работа |
25.01-30.01 |
55(13) 56(14) 57(15) |
Репортаж. Репортаж. Отчет. |
видеоролик |
01.02-06.02 |
58(16) 59(17) 60(18) |
Отчет. Рецензия. Рецензия. |
сочинение
|
08.02-13.02 |
61(19) 62(20) 63(21) |
Рецензия. Очерк. Очерк. |
сочинение |
15.02-20.02 |
64(22) 65(23) 66(24) |
Фельетон. Фельетон. Памфлет. |
творческая работа |
22.02-27.02 |
67(25) 68(26) 69(27) |
Памфлет. Житейская история. Житейская история. |
творческая работа беседа |
01.03-06.03 |
70(28) 71(29) 72(30) |
Беседа. Беседа. Комментарий. |
беседа работа с социальной сетью |
08.03-13.03 |
73(31) 74(32) 75(33) |
Комментарий. Анкета. Анкета. |
круглый стол |
15.03-20.03 |
76(34) 77(35) 78(36) |
Вопрос-ответ. Вопрос-ответ. Корреспонденция. |
работа с социальной сетью |
Каникулы 22.03-28.03 |
|||
29.03-03.04 |
79(37) 80(38) 81(39) |
Корреспонденция. Путевая заметка. Путевая заметка. |
видеоролик |
05.04-10.04 |
82(40) 83(41) 84(42) |
«Примеряем жанры». «Примеряем жанры». «Примеряем жанры». |
лекция |
Структура редакции современных СМИ (6 ч)
|
|||
12.04-17.04 |
85(1)
86(2) 87(3) |
Редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники: дизайнер, верстальщик, наборщик). Рекламная служба. Служба распространения (печатных номеров или эфирного времени). |
мастер-класс
круглый стол работа с изданиями |
19.04-24.04 |
88(4) 89(5) 90(6) |
Служба маркетинга. Финансовая и юридическая служба. Администрация. |
лекция
|
Создание школьной газеты (15 ч)
|
|||
26.04-01.05 |
91(1) 92(2) 93(3) |
Верстка газеты в программах MicrosoftPublisher и PadgeMaker |
мастер-класс |
03.05-08.05 |
94(4) 95(5) 96(6) |
Разработка дизайна газеты. |
дизайн-проект |
10.05-15.05 |
97(7) 98(8) 99(9) |
Редактирование. |
творческая работа |
17.05-22.05 |
100(10) 101(11) 102(12) |
Редакция – сердце газеты. |
круглый стол |
24.05-29.05 |
103(13) 104(14) 105(15) |
Подготовка макета. |
защита проектов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.