
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика программы
3. Описание места программы в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
6. Содержание программы
7. Поурочно-тематическое планирование
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Общие положения.
1.1. Положение об организации внеурочной деятельности (далее – Положение) в Государственном коррекционном образовательном учреждении «Михайловская школа-интернат» Волгоградской области (далее – Школе-интернате) разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС).
1.2. В соответствии с ФГОС адаптированные основные образовательные программы реализуются Школой-интернатом в том числе через внеурочную деятельность.
1.3. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, воспитанников, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и предназначенная для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное время.
1.4. Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого ребёнка.
1.5. Школа-интернат оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в преодолении затруднений в процессе, как учебной, так и внеурочной деятельности.
2. Общая характеристика программы.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно - образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
-поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
-совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
-развитие речевой культуры;
-развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.
На реализацию театрального кружка «Театр» в 1 классе 33 часа-2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 час в неделю).
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Программа включает следующие разделы
1. Роль театра в культуре.
2. Театрально-исполнительская деятельность.
3. Занятия сценическим искусством.
4. Основы терминов.
5. Просмотр профессионального театрального представления.
6. Основы пантомимы.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
· театральные игры,
· конкурсы,
· викторины,
· беседы,
· экскурсии в театр и музеи,
· спектакли
· праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Учащиеся научатся
-правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
-виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-наизусть стихотворения русских авторов.
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-строить диалог с партнером на заданную тему;
-подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных
знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
2.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
2.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
3.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
3.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
3.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
4.2 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; 4.3обращаться за помощью;
4.4формулировать свои затруднения; 4.5предлагать помощь и сотрудничество; 4.6слушать собеседника;
4.7 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
4.8 формулировать собственное мнение и позицию; 4.9осуществлять взаимный контроль;
4.10адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы .
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»
«Мультяшки - анимашки») Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.
Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка.). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь снег). Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд.Язык жестов .Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.
3 раздел. (35часов) Занятия сценическим искусством. Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна. Игры одиночные Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.
4 раздел. (1час) Освоение терминов. Знакомятся с понятиями: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
5 раздел. (3 часа) Просмотр профессионального театрального спектакля. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6 раздел. (30 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (15часов) Основы пантомимы. Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство.
Жест, маска пантомимном действии.
· Музыкальный центр;
· музыкальная фонотека;
· аудио и видео кассеты;
· СД– диски;
· костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
· элементы костюмов для создания образов;
· пальчиковые куклы;
· сценический грим;
· видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
· Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
· Сценарии сказок, пьес, детские книги
|
№п /п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
2 |
Что такое театр? |
1 |
|
|
3 |
Театр снаружи и внутри. |
1 |
|
|
4 |
Зритель в театре. |
1 |
|
|
5 |
Театральные профессии. Актёр, режиссер. |
1 |
|
|
6 |
Театральные профессии. Художник, костюмер. |
1 |
|
|
7 |
Театральная игра «Два гуся» |
1 |
|
|
8 |
Бумажная сказка. |
1 |
|
|
9 |
Кукольные театры. |
1 |
|
|
10 |
Виды театральных кукол. |
1 |
|
|
11 |
Творческая мастерская. |
1 |
|
|
12 |
Знакомство с понятием «ширма» |
1 |
|
|
13 |
Знакомство с понятием «декорация» |
1 |
|
|
14 |
Навыки работы с ширмой. |
1 |
|
|
14 |
Конкурс чтецов. |
1 |
|
Описание материально-технического обеспечения
-проектор
-ноутбук.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.