Черникова Елена Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 64 г. Москвы
«Внеурочная деятельность в школе -
эффективное средство формирования
ключевых компетенций учащихся»
Социализация ребёнка в настоящее время признаётся в качестве одной из главных задач российского образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Проблемой новшеств также является и учитель. Задача учителя понять: чем владеем на сегодняшний момент, какие технологии нам еще предстоит освоить и не бояться двигаться к намеченной цели. Как сказал римский философ Луций Анней Сенека «Для парусника, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Задачей учителя, на основе новых стандартов, является научиться не передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время это - прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким интересным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Что можно сделать сегодня, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность?
К числу наиболее перспективных относятся 3 составляющие: исследовательская, проектная деятельность и работа с одарёнными и предметно-успешными детьми.
Организация предметных кружков и внеурочных занятий - наиболее эффективные средства формирования ключевых компетенций учащихся. Метод проектов удобен тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию деятельности учащихся начальных классов, а во внеурочное время это - прежде всего вовлечение в познавательную деятельность в игровой форме. На начальном этапе проекты развивают навыки самостоятельной работы. В ходе научно-исследовательской работы учащиеся приобретают первые навыки научной деятельности. В начале - это навыки отбора и обработки материалов по заданной теме, а затем—систематизация и обобщение. Далее проекты помогает самостоятельно вести литературные поиски, работать с учебной, справочной и дополнительной литературой. Научно-исследовательские и творческие работы по предмету, индивидуальные занятия - всё это подготавливает учеников к дальнейшему участию в различных интеллектуальных конкурсах. Реализация проектов наглядно демонстрируют возможности социального партнёрства, коллегиальности.
Такое применение знаний и умений не только на уроках, но и во внеурочной практической ситуации стимулирует учащихся для использования своих компетентностных навыков в старших классах, определения будущей профессии и способствует решению главных задач современного образования: переход от репродуктивной деятельности к самостоятельному приобретению знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.