Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Талдинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
Шаманаева Е.А
Загадки к урокам русского языка.
Морфология
1.Это он,этоты,этовы,это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...(местоимение).
1.
Он предметы
оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про (глагол)
2. Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
3.
Всё что существует,
оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть ( Существит.
)
4.
Художницу нашу знает
весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже ( прилагат. )
5.
Быстро предметы оно
сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Числительное )
6. Мы войдём в лесную чащу -
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи ( причастие)
7. Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись (местоимение)
8.Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:... (служебные)
9. Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
10. Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
11. Порядок при счете оно называет.
Часть речи. Но это не существительное.
Количество числами выражает
И называется... (имя числительное)
12. Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
Фонетика. Графика. Орфография.
1. Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
2. А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... (орфограммы)
3. Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
4. Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
5. Эта гласная очень коварная,
Если гласная плохо слышится,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
6. Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... (гласные)
7. Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они... (согласные)
Лексика.
1. Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
2. Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (фразеологизмом)
3. Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
4. Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем... (устаревшие)
Синтаксис.
1. С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Названье... («вопросительные»)
2. Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
3. Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто...
После слов тех — ... (знак вопроса)
4. Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
5. Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —... (диалог)
6. Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... (точку)
7. Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... (красной строкой)
8. Часть текста в учебнике нам не в новинку:
То, может, абзац, может быть, половинка.
Такой вот из текста любого «обрывок»
Мы все называем понятно — ... (отрывок)
9. Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда... (запятою)
10. Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит... (многоточие)
11. Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — ... (обращение)
12. Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
13. Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... (сказуемым)
14. Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал... (заголовок)
Морфемика. Орфография.
1. Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
2. Она выражает значение слова
И называется просто — ... (основа)
3. По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
4. Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Окончанье обведем.
Наши действия — не вздор,
По составу то... (разбор)
5. Есть суффикс, стоящий за окончанием,
Он носит другое, сложнее название.
Особый суффикс «СЯ» или «СБ»
Мы называем... (постфикс)
6. В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
Грамматика.
1. Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — ... (грамматика)
2. Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род)
3. Над ошибками работу
Делал целую субботу.
Иссякло уж терпение,
Готовы... (исправления)
4. Слова в учебнике написаны неверно,
Случайные ошибки здесь, наверное.
Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,
В словах учебника нашел я... (опечатки)
5. Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
6. Если первое — «Я», «Мы»,
Если третье — «Он», «Они»,
А второе если, значит,
«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)
7. «Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это... (падежи)
8. Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный...
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это... (падежи)
9. То, как надо нам писать,
Может нам оно сказать.
Ошибку я исправила,
Ведь выучила... (правило)
Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Занимательные вопросы по русскому языку
1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
2. В каких словах по сто согласных? ( стол, стон, стог, стоп)
3. За какой согласный звук необходимо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? (залп)
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? (станет)
5. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоемов, в маленького грызуна? ( Ка-мыш- мыш-ка)
6. какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? (он)
7. В каком числительном содержится приказ? (три)
8. В каком слове 100 отрицаний? (стонет)
9. В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
10. Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
11. Какое слово принадлежит каждому из нас, а употребляют его друзья и родные? (имя)
12. Найдите «четвёртое лишнее»: мозоль, георгин, помидор, нос. (мозоль – женский род)
13. Как большой дом превратить в маленький? ( -ик- домик)
14. В каком наречии 5 О? (Опять)
15. Какое местоимение может работать приставкой? (вы – выбежать)
16. Самая математическая часть речи? (числительное)
17. Собери слово: корень в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове травы. (молодцы)
18. «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
19. Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
20. Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
21. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
22. Как называется школьный известняк? (Мел.)
23. Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
24. Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
25. Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
26. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
27. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
20 занимательных фактов о русском языке
· Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
· В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.
· В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
· Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее(и прочие на -шеее: например, криво-, коротко-).
· В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
· Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
· Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
· В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а-(авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов и и а.
· Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
· Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.
· До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
· В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.
· В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв.
· Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироватьсяи интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).
· Самые длинные существительные — человеконенавистничествои высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
· Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассницаи делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).
· Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарем.
· Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет(15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
· Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.
· В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
· Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».
Ребусы
Ответ: орфография
Ответ: падеж
Ответ: лексика
Ответ: слово
Ответ: грамматика
Ответ: склонение
Ответ: диктант
Ответ: буква
Ответ: приставка
Ответ: подлежащее
Ответ: окончание
Ответ: ударение
Ответ: прилагательное
Ответ: междометие
Ответ: подлежащее
Ответ: словосочетание
Ответ: глагол
Ответ: корень
Ответ: существительное
Ответ: дефис
Ответ: двоеточие
Ответ: сказуемое
Ответ: предложение
Ответ: пропись
Ответ: русский
Ответ: запятая
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.