Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык"
Оценка 4.8

Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык"

Оценка 4.8
docx
15.01.2024
Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык"
Занимательный русский язык.docx

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании педагогического

Руководитель кафедры

Директор МБОУ Гимназия№4

совета

_____________/И.П.Зонова

____________/ В. И. Маргун

 

ИОФ

ИОФ

протокол № 5

протокол №  4

приказ № 124

от «19» апреля 2019 года

от «2» апреля 2019 года

от «28»  апреля 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

 

по занимательному русскому языку

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                          Составитель: Цыбульская С.В.

 

Пользователи: 

Учителя параллели 3 – х классов

 

 

 

2019 –  2020 учебный год

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» составлена в соответствии с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младшихклассов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

- Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык», МищенковаЛ.В.– М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Актуальность программы:данный курс позволяет показать учащимся, как

увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большоезначение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомыхслов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к“Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять своизнания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия дляуспешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможнаникакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется

заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у нихчувства языка, этических норм речевого поведения.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания порусскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных итрудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Ø  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

Ø  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

Ø  развитие мотивации к изучению русского языка;

Ø  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

Ø  совершенствование общего языкового развития учащихся;

Ø  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

Ø  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

Ø  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Ø  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

Ø  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именноразвитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач идидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способыдостижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, какумение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать иопровергать.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения, в 3 – 4 классах - по 34 часа в год,курс включает 68 часов. Занятие проводится 1 раз в неделю по 40 минут.

Занятия групповые 10- 15 человек, для детей в возрасте от 8 до 10 лет, одновозрастнойгруппы.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

Ø  умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованиюсобственной речи;

Ø  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Ø  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Ø  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Ø  интерес к изучению языка;

Ø  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø  самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Ø  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Ø  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешностисвоей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ø  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан, таблицу, схему);

Ø  пользоваться словарями, справочниками;

Ø  осуществлять анализ и синтез;

Ø  устанавливать причинно-следственные связи;

Ø  строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Ø  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Ø  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Ø  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовымкорректировать свою точку зрения;

Ø  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Ø  задавать вопросы.

Предметные результаты

Ø  умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называтьпоследовательность действий;

Ø  умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находитьоднокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

Ø  умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

Ø  умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

Ø  умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся вгруппах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование методапроектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, наэлектронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

Ø  уровневая дифференциация;

Ø  проблемное обучение;

Ø  моделирующая деятельность,

Ø  поисковая деятельность;

Ø  информационно-коммуникационные технологии;

Ø  здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

Ø  с уроками русского языка;

Ø  с уроками литературного чтения;

Ø  с уроками окружающего мира.

Учебно-тематический план

 

Раздел, тема

Общее кол-во часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

2

1

1

Словообразование

5

2,5

2,5

Лексика

9

3,5

5,5

Морфология

6

2,5

3,5

Пословицы и поговорки

2

 

2

Игротека

10

 

10

Итого

34

9,5

24,5

 

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографическиеошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговойштурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковыезадания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство сословами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями иэнциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковыезадания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданнойситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика:логически-поисковыезадания,направленныеспособностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и

развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

3 класс

Календарно – тематическое планирование

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Да здравствует русский язык!

Познакомиться с русскими народными пословицами,загадками, фразеологизмами

1

 

2

Вежливые слова

Систематизировать вежливые слова

1

 

3

Поговорки и пословицы

Выявить скрытый смысл пословиц и поговорок

1

 

4

Игротека

Повторить русские народные пословицы, загадки,фразеологизмы

1

 

5

Запоминаем словарные слова

Играть со словарными словами

1

 

6

Растения во фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «манна

небесная», «задавать перцу» и т.д.

1

 

7

Животные во фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «показать, где

раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.

1

 

8

Игротека

Повторить словарные слова, растения и животные вофразеологизмах

1

 

9

Я не поэт, я только учусь…

Подбирать рифмующиеся слова.

Сочинять рифмовки

1

 

 

10

Как Морфология порядок навела

Различать части речи

1

 

11

Игры с пословицами

Выявить скрытый смысл пословиц

1

 

12

Игротека

Подбирать рифмующиеся слова.

Различать части речи

1

 

13

И снова животные во фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «три кита»,«ход конем» и т.д.

1

 

14

Кое-что о местоимении

Изменять местоимения по падежам

1

 

15

Познакомимся поближе с наречиеми числительным

Познакомиться с наречием и именем числительным какчастями речи

1

 

16

Игротека

Повторить части речи

1

 

17

Состав слова. Основа слова. Формы

слова

Выделять основы слов, части слова

1

 

18

Про корень и окончание

Подбирать однокоренные слова, различать формыслова

1

 

19

Про суффикс и приставку

Выделять в словах суффиксы и приставки.

Подбирать к словам схемы

1

 

20

Игротека

Разбирать слова по составу. Составлять слова изданных частей. Подбирать слова к схемам

1

 

21

Непроизносимые согласные

 

Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными

1

 

22

Учимся различать приставку и

предлог

Упражняться в правописании приставок и предлогов

1

 

23

Учимся писать не с глаголами

Упражняться в написании не с глаголами

1

 

24

Игротека

Писать грамотно слова с непроизносимыми

согласными, приставками и предлогами, «НЕ» сглаголами

1

 

25

Имена существительные сшипящим звуком на конце

Упражняться в правильном написании имен

существительных с шипящим звуком на конце

1

 

26

Его величество Ударение

Упражняться в правильной постановке ударения

1

 

27

Поговорим о падежах

Определять падежи имен существительных

1

 

28

Игротека

Упражняться в правильном написании имен

существительных с шипящим звуком на конце.

Подбирать рифмующиеся слова.

Определять падежи имен существительных

1

 

29

Сложные слова

Писать слова, образованные путем сложения двухоснов

1

 

30

От архаизмов до неологизмов

Распознавать архаизмы и неологизмы

1

 

31

По страницам энциклопедий

Знакомиться с энциклопедической статьей

1

 

32

Игротека

Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы,читать энциклопедическую статью

1

 

33

Повторяем

Разбирать слова по составу.

Выявлять скрытый смысл пословиц

1

 

34

Готовимся к конкурсу «Русский

медвежонок»

Решать головоломки

1

 

Итого

34 часа

 

Формы контроля: стартовый, промежуточная, итоговый.

Формы подведения итогов реализации программы

Для достижения цели и задач аттестации обучающихся осуществляются следующие видыаттестации:

- стартовая;

- промежуточная ;

-итоговая

Стартовая аттестация – выявление уровня развития познавательных процессов у

третьеклассников в начале учебного года.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия учебного года (с 15 по 25 декабря) .

В конце года проводится аттестация по итогам реализации программы (с 15 по 25 мая)

 

Техническое оборудование:

Ø  компьютер;

Ø  принтер;

Ø  мультимедиапроектор.

Методическое обеспечение

Ø  Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:Издательство РОСТ, 2013.

Ø  Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ,2013.

Список литературы:

·Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

·Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

·Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

·Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

·Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

·Ресурсы Интернет.

·ЦОР по русскому языку для начальной школы.

·ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.


 

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании педагогического

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании педагогического

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именноразвитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именноразвитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений

Познавательные УУД: Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан, таблицу, схему); Ø пользоваться словарями, справочниками; Ø осуществлять анализ и синтез; Ø…

Познавательные УУД: Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан, таблицу, схему); Ø пользоваться словарями, справочниками; Ø осуществлять анализ и синтез; Ø…

Методы проведения занятий : беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа

Методы проведения занятий : беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство сословами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство сословами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка

Растения во фразеологизмах

Растения во фразеологизмах

Игротека Разбирать слова по составу

Игротека Разбирать слова по составу

И гротека Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы,читать энциклопедическую статью 1 33

И гротека Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы,читать энциклопедическую статью 1 33

Техническое оборудование: Ø компьютер; Ø принтер; Ø мультимедиапроектор

Техническое оборудование: Ø компьютер; Ø принтер; Ø мультимедиапроектор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024