Конспект « Занимательная грамматика» по внеурочной деятельности. Возрастная категория: 2-3 класс.
Цели:
Сегодня прекрасное утро- начало рабочего дня, но с нашим одноклассником случилась вот какая история.
В некотором царстве в некотором государстве, а именно в Каргалинской школе жил да был ОЛЕГ, обыкновенный ученик третьего класса. И мечтал ОЛЕГ о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается ОЛЕГ, а на нем – царская одежда.
ОЛЕГ: Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И, правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу мне теперь можно не ходить. Одноклассница ВАСИЛИНА: ОЛЕГ, ОЛЕГ. В школу опоздаешь! Ой, какой ты интересный, как будто царь! ОЛЕГ: Я и так царь! ВАСИЛИНА: Не выдумывай!. Я же знаю, что ты –ОЛЕГ, мой одноклассник, а не царь. ОЛЕГ: Я сказал – царь! Одноклассница: Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Татьяна Васильевна для нас что – то интересное приготовила.
ОЛЕГ (просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал!
ВАСИЛИНА Проснулся ОЛЕГ обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и понял, что в школу он сегодня опоздал. ОЛЕГ: Что же я Татьяне Васильевне вне скажу? Правду сказать, что я царем был, - не поверит, а врать как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает. Да и на занятие я наверное опоздал.
Звучит запись песни “Чему учат в школе” Звенит звонок. (Голос ОЛЕГА) - Здравствуйте! Можно мне войти и сесть? (Голос учителя) - Здравствуй, ОЛЕГ! Как ты вовремя. А мы занятие уже начинаем.
Учитель: Слайд №2.
С
благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком. Учитель:
А знаю, что ты любишь развиваться, общаться, развивать творческие
способности? Предлагаю тебе с ребятами отправиться в путешествие в страну под
названием РОСТ. Твой друг РОСТИК поможет тебе в пути. (Команды
занимают места. Представление команд.
1. Составь из букв название команды.
1 конверт:
Знатоки.
2 конверт:
Умники.
Ведущий:
Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.
Учитель: А конкурсы непростые
1 Конкурс «Фонетические загадки»
1) Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.) 2) Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных. (Алеша.)
2) 3) Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки. (Бабушка.)
3) 4)Пуфф или буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие. (Пуфф.) 5) Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.) 6) Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет, поцелует”? В имени – отгадке все согласные звуки глухие. (Пятачок.)
Учитель: Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Карточка Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб с ухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости? |
/Учащиеся указывают на допущенную ошибку в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой./
4 конкурс «Угадай – ка!» ЗНАТОКИ
1). В каком времени года не «живёт» буква «Е»? А – лето Б – осень В – зима Г – весна
2) Что обозначает имя существительное? А – предмет Б – признак В – действие Г – признак предмета
3) Как пишется слово крокодил? А – КРАКАДИЛ Б – КРОКАДИЛ В – КРАКОДИЛ Г – КРОКОДИЛ
4) Сколько в русском языке гласных букв? А – 9 Б – 10 В – 11 Г -12
5) Что называют главными членами предложения?
А – грамматическую основу Б –смысл предложения 6) Кто был создателем первого славянского алфавита? А- Кирилл и Мефодий Б-Афанасий Никитин Г – Минин и Пожарский 7)Как называют в русском языке слова – близнецы? А – синонимы Б – омонимы В – антонимы 8) Подлежащее и сказуемое могут быть: А – предложением Б – сложным предложением В – словосочетанием Г – второстепенными членами
6 Конкурс «Восстанови стихотворение».
Ведущий: А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов, писателей – от 15000 до 18000 слов? Великий А.С. Пушкин мог выразить свои душевные переживания имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов вы знаете? Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение.
Вот мы дим- ви му – ма, А у мы – ма ло – мы.
Ма –ма ет – мо му – ра, Бы – что то – чис ло – бы! ( Вот мы видим маму, А у мамы мыло. Мама моет раму, Чтобы чисто было.)
8 Конкурс «Поспевай – не зевай!»
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4) - Какого цвета бывает тоска, скука? (зелёная) - Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка) - Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры. (посуда) - Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите слово и сколько слогов в этом слове. (верблюд) 2 слога - Каких слов больше в русском языке : начинающихся на согласные или гласные? (Согласные.) - Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (азбука) - Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (буква)
Задание 3
Что такое пословицы? Для чего они нужны?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Мудрость народа отображается в пословицах.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:
Без труда не …..
Тяжело в учении легко в бою.
Ум хорошо, а два лучше.
Кашу маслом не испортишь.
5. 6 задание: игра: «Составь пословицу»
6. Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.
7.
Распутай путаницу. Какое слово получилось? КАРТОЧКИ
7 задание: Игра: « Найди пары» КАРТОЧКИ СЛАЙД 6-7
ФИЗМИНУТКА. ПОКАЖИ, как медведь спит, как он просыпается, вылезает из берлоги, собирает малину, ловит рыбу и рычит.
«Слово рассыпалось» (голубые карточки).
ВОРД-ДВОР;
ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ;
БЛУК-КЛУБ;
ВАТРА-ТРАВА;
КУТА-УТКА.
Конкурс «Фразеологический зверинец»
Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.
Правильный ответ - 1 балл.
Голоден как... волк. Нем как... рыба.
Хитер как... лиса. Грязный как ... свинья.
Труслив как ... заяц. Упрям как ... осел.
Здоров как… бык. Болтлив как... сорока.
Изворотлив как... уж. Колюч как... уж.
4. Игра «Цветик – семицветик».
На доске – 3 плаката с цветами без лепестков (стебель и сердцевина). Вокруг сердцевины прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.
Каждая команда получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине цветка и объясняет выбор буквы. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Слова для записи на лепестках: бро...ь, гри.., яго..ка, ры..ки, гла..ки, сапо..ки, скри.., дож..ь, ду.., гу..ки, фла..ки, ро.., бере..ка, голу..ь, зу.., хле..цы, пло..цы, пиро..ки, сне.., ре..ка, го.. .
Конкурс «Забей гол».
Участники команды по очереди подбегают к листочку с заданием и «забивают» гол (вписывают правильную букву)
Конкурс «Найди ошибку».
На листах написал текст с ошибками, ваша задача исправить их. (Для обеих команд одинаковый текст).
Награждение.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.