Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В. И. Лях и А. А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Программа «Подвижные и народные игры» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Предполагается, что содержание программы должно разрабатываться с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климато -географических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, которые, как известно, существенно воздействуют на физическую культуру обучающихся. Программа рассчитана на два года обучения.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (на 35 часов в год), из расчёта один час в неделю. Возраст обучающихся 10-12 лет.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения, проживающего на территории Белгородской области. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие с соответствии с окружающей климато -географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.
В этом возрасте закладываются
основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего естественных
движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля
мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий
(выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых
при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны
познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой
деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в
свободное время.
Программный материал по подвижным играм
сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие
двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры
рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь,
время проведения игры и др.
Обязательными условиями построения занятий
по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и
разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и
распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых
упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
Система упражнений с большими и малыми
мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой
овладел каждый ученик. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в
равном соотношении для обеих рук и ног.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в сохранении народных традиций при использовании несложного инвентаря и оборудования, воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.
Актуальность. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностными результатами
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами :
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- - подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- - находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- - выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Основные требования к уровню подготовленности обучающихся по подвижным и народным играм за учебный год.
Должны:
иметь представления:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
- о способах изменения направления и скорости передвижения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов ОРУ;
- о правилах поведения на занятиях внеурочной деятельности;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
- выполнять комплексы ОРУ;
- выполнять упражнения и технические действия из подвижных и народных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
- -выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- -играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных и народных игр.
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Содержание курса
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу рекомендуется осваивать в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в ходе уроков или самостоятельно.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. История видов спорта, История подвижных и народных игр. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, подвижных и народных игр.
Самостоятельное выполнение заданий учителя.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся.
№ |
Тема |
Кол-во теоретических часов |
1. |
Основы знаний о подвижных и народных играх
|
В процессе занятий |
2. |
Подвижные игры
|
27 |
2.1 |
с элементами легкой атлетики
|
4 |
2.2 |
с элементами футбола
|
4 |
2.3 |
с элементами волейбола
|
4 |
2.4 |
с элементами гимнастики
|
3 |
2.5 |
с элементами баскетбола
|
4 |
2.6 |
зимние подвижные игры |
3
|
2.7 |
с элементами гандбола
|
5 |
3 |
Народные игры (русская лапта)
|
8 |
|
ВСЕГО:
|
35 |
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Подвижные игры
1) с элементами легкой атлетики;
2) с элементами футбола;
3) с элементами волейбола;
4) с элементами баскетбола;
5) с элементами гандбола;
6) с элементами гимнастики;
7) зимние подвижные игры;
Народные игры
1) русская лапта
Тематическое планирование.
№ урока |
Дата проведения |
Содержание |
Примечание |
1
|
|
Игры на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. |
|
2 |
|
Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве |
|
3 |
|
Игры на закрепление и совершенствование на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей. |
|
4 |
|
Игры на закрепление и совершенствование длительного бега. Развитие скоростной выносливости
|
|
5 |
|
Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве |
|
6 |
|
Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
7 |
|
Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве |
|
8 |
|
На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
9 |
|
Освоение техники приёма и передачи мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
10 |
|
Совершенствование техники приёма и передачи мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
11 |
|
Освоение техники нижней прямой подачи. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
12 |
|
Совершенствование техники нижней прямой подачи. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве |
|
13 |
|
Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия. |
|
14 |
|
Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелазания. Игры на развитие силовых способностей. |
|
15 |
|
Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами. |
|
16 |
|
Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. |
|
17 |
|
Совершенствование ведение мяча с изменением и без изменения направления. Развитие скоростных способностей. |
|
18 |
|
Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. |
|
19 |
|
Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. |
|
20 |
|
Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
21 |
|
Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движуешееся цели. |
|
22 |
|
Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
23 |
|
Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
24 |
|
Игры на комплексное развитие силовых способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. |
|
25 |
|
Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. |
|
26 |
|
Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. |
|
27 |
|
Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. |
|
28 |
|
Овладение элементарными умениями в беге. Развитие силовых способностей. |
|
29 |
|
Овладение элементарными умениями в беге. Развитие скоростных способностей. |
|
30 |
|
Совершенствование передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств. |
|
31 |
|
Совершенствование передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств. |
|
32 |
|
Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости. |
|
33 |
|
Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости. |
|
34 |
|
Совершенствование тактических действий в защите. Развитие двигательных способностей. |
|
35 |
|
Совершенствование тактических действий в нападении. Развитие двигательных способностей. |
|
Библиографический список литературы
1. Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.