Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
классное руководство
1 кл
15.11.2017
Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"
На первых порах ученики часто путают позиции ферзя и кроля. Существует правило: ферзь любит свой цвет. Объясните, что белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). Это правило дети легко усваивают.
шахматы.doc
Тема урока: Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями,  вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.  Дидактические задания и игры.  Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:                                                                 В начале урока – повторение пройденного материала.  Дети должны  безошибочно определять белые и черные поля, горизонтали, вертикали,  диагонали, правильно называть все шахматные фигуры. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОКА. Объясните ребятам, что перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ,  шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка  фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ  ПОЗИЦИЕЙ. Фигуры ставятся точно посередине шахматных полей. Вы занимаете место около демонстрационной шахматной доски. Под  рукой у вас комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на  партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные  фигуры. Шахматные фигуры для демонстрационных шахмат магнитные, они без  труда «прилепляются» к нужному полю. Объясните, что ладьи в начальном  положении стоят по углам, на угловых полях. Говорите: «Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят». Ставите белые ладьи на край поля первой горизонтали. На крайних  полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети на своих досках так же расположить свои ладьи. Продолжаете расставлять фигуры: «Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей». И на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней черные кони. При этом белых и черных должны повернуть свои мордочки на встречу,  друг другу (а вот на диаграммах мордочки коней повернуты налево). Вводите слонов: «Меж коней заключены Наши славные слоны». На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.  Говорите: «И еще два поля есть, А на них король и ферзь». Эти стихотворные строчки непритязательные, но они помогут оживить  шахматное занятие и облегчить детям процесс запоминания начальной  позиции. На первых порах ученики часто путают позиции ферзя и кроля.  Существует правило: ферзь любит свой цвет. Объясните, что белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное  поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). Это  правило дети легко усваивают. Здесь обычно кто­то из ребят спрашивает: «А как же пешки?»  Улыбаетесь: «А теперь без пешки Идут на место пешки».  И белые пешки выпрыгивают из ваших рук на вторую горизонталь, а  черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные  фигуры. У каждого ученика на доске должно быть такое же начальное  положение. Затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново  расставляют начальную позицию. Ученики раскрывают учебники на с.20, там же показано начальное  положение, причем двояко – с реальными фигурами и с их диаграммными  изображениями. А на с.21 дети ищут ошибки в начальных расстановках фигур. Там, на верхней диаграмме, перепутаны места коней и ладей, а на нижней –  ладей и слонов. Это поможет детям легче справиться с сюжетными  заданиями. На четвертом уроке проводятся следующие дидактические игры: «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные  фигуры и ставят их на те же поля, которые они занимают в начальной  позиции. когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет  расставлено начальное положение. «Да и нет». Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и  спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции. «Мяч». Учитель говорит какую­либо фразу о  начальной  положении, к  примеру: «Ладья стоит на углевом поле» ­ бросает одному из учеников мяч.  Если утверждение, верно, то мяч следует ловить.   В конце занятия  задайте детям такие вопросы: 1.     Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? Черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,  королей? (8,2,2,2,1,1.) 2.      Каких фигур на доске больше всего? меньше всего?  (Пешек. Ферзей  и королей.) 3.     Какие фигуры стоят на углах доски?  (Ладьи.) 4.     Какие фигуры расположены между ладьями и конями?  (Никакие.) 5.     Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.) 6.     На поле какого цвета стоит черный ферзь? Белый король? (Черного.) 7.     На всех ли горизонталях стоят фигуры?  (Нет.) 8.     На всех ли вертикалях стоят фигуры?  (Да.) 9.     На всех ли диагоналях стоят фигуры?  (Да.) 10.                 Сколько фигур расположено на каждой вертикали?  (4.) 11.                 На каких диагоналях стоит больше всего фигуры?  (На больших.) 12.                 Стоят ли в начальном положении в центре?  (Нет.) 13.                 Есть ли диагонали, на которых стоит одна фигура? Две фигуры?  Три фигуры? Четыре фигуры? Пять фигуры? ( Нет. Есть. Есть. Есть.  Нет.)     НЕОБХОДИМЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Шахматная партия – каждая отдельная шахматная игра. Начальное положение – фиксированное положение фигур перед каждой  шахматной партией. Начальное положение также называют начальной  позицией. Вот. Она.  Как можно видеть, белые фигуры размещены на двух первых горизонталях, а  черные – на двух последних. На угловых полях стоят ладьи, рядом на первой  и последней горизонталях  кони. Далее слоны, ферзи, короли. Чтобы не  перепутать места ферзя и короля есть правило: ферзь любит свой цвет, т.е.  белый ферзь стоит на белом поле, черный ферзь стоит на черном поле. На  второй и предпоследней горизонталях располагаются пешки. Каждую  шахматную фигуру ставят точно посередине шахматного поля.  Используемая литература: И.Г. Сухин,  «Шахматы»   первый   год  ,   Обнинск,  «Духовное   возрождение», 1999г. Литература. 1.     Голубев А.Н. 774 партии Бобби Фишера­ М., 1993 2.     Дворецкий М., Юсупов А., Позиционная игра­ Москва, 2000

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"

Внеурочная деятельность-"Азбука шахматиста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2017