Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»
Оценка 5

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
биология
5 кл
18.04.2018
Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»
Программа внеурочной деятельности «Остров открытий» для младших подростков (5 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
Внеурочная деятельность по биологии.doc
Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий» 1. Пояснительная записка Учитель биологии М.А.Уткина Программа внеурочной  деятельности «Остров открытий» для младших подростков (5 класс) разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Основным   преимуществом   внеурочной   деятельности   является   представление   обучающимся   возможности   широкого   спектра   занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе обучающиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности обучающихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Программа   интеллектуальной   площадки   «Остров   открытий» ориентирована   на   детей   в   возрасте  11–12   лет.   В   это   время   у   детей   ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению. Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся  Задачи: ­образовательная :расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества; ­развивающая:  развивать   логическое   мышление,   умения   устанавливать   причинно   —   следственные   связи,   умения   рассуждать   и   делать   выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; ­воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся. Основные направления деятельности интеллектуальной площадки: – научно­экспериментальная работа; – мероприятия познавательного характера. Программа строится на основе следующих принципов: ­ равенство всех участников; ­ добровольное привлечение к процессу деятельности; ­ чередование коллективной и индивидуальной работы; ­ свободный выбор вида деятельности; ­ нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности; ­ развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки; ­ учет возрастных и индивидуальных особенностей. Основные формы работы в рамках программы–КТД, игры, конкурсы, беседы, встречи, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Личностные результаты: ­ Знания основных принципов и правил отношения к живой природе. ­ Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить  рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты:  ­ Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать  определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,  доказывать, защищать свои идеи. ­ Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. ­ Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать  свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта – 1 час в неделю. Объём учебного времени составляет 34 часа (из них ­ 33 часа отведено на практическую часть). Сроки реализации: один год. Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).   №  п/п Содержание (разделы, темы) Количество часов всего теор практ Учебно­тематическое планирование   Характеристика деятельности обучающихся 1. Введение 2 2. 1. Занимательная биология 14 3. 2. Занимательные опыты и  эксперименты по биологии 11 4. 3. Познаем себя   ИТОГО 7 34 ч.   1       2 13 11 7   Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос  учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку  зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,  рациональное, оригинальное решение). Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать  свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками  своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя  опыты по единому предложенному плану.   Формируют умения находить необходимую  литературу, выбирать нужную информацию. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод  обучения. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы.      Содержание программы   Введение (2 ч.) Практическая часть: Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?» Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Остров открытий» 1. Занимательная биология (14 ч.) Практическая часть: Час ребусов Устный журнал «По страницам Красной книги» Биологическое лото «В мире флоры и фауны» Праздник урожая  Биологическая викторина Круглый стол «Легенды о цветах» Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни» Виртуальное путешествие «В стране динозавров» Викторина «Час цветов» Виртуальная экскурсия в археологический музей Экологический турнир «В содружестве с природой» Оформление коллажа «Братья наши меньшие» Устный журнал «Музей фактов» 2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (11 ч.) Практическая часть: Час моделирования Как покрасить живые цветы? Биологические фокусы Где прорастут семена? Практическая работа «Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления» Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов» Выращивание чайного гриба Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений» Выращивание растений на растворах солей Практическая работа «Определение степени загрязненности воздуха» Практическая часть: Определение норм рационального питания Определение темперамента Познаем секреты высшей нервной деятельности Оказание первой медицинской помощи Определение жизненного объема легких Приготовление фитонапитков В течение года реализации программы учащиеся: ­ познакомятся с кабинетами биологии и химии; 3. Познай себя (7 ч.)  Формы подведения итогов ­ совершат различные познавательные виртуальные экскурсии; ­ примут участие в выставках, устных журналах, в заседаниях круглого стола; ­ проведут различные конкурсы, игры; ­ поставят учебные опыты и эксперименты; ­ проведут практические работы. Достоверность полученных результатов подтвердит портфолио учащихся.             В период обучения происходит  усложнение  материала.  Применяются  занятия по методике, мастер­классы,  педагог вместе с обучающимися выполняет    практическую   и   опытно­экспериментульную   работу,   последовательно   комментируя   все   стадии   ее   выполнения,   задавая   наводящие   и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.     Тематическое планирование Содержание (разделы, темы) № п/п Кол­во часов Введение   1. Как интересно организовать работу? Как разработать план мероприятий? 2 1 2. Разработка эскиза и оформление  уголка интеллектуальной площадки  «Остров открытий» Занимательная биология   3. Час ребусов 4. По страницам Красной книги 1 14 1 1 5. Биологическое лото «В мире флоры и фауны» «Винегрет­шоу» 6. 7. Биологическая викторина 8. Легенды о цветах 1 1 1 1 Форма занятий Оборудование Основные учебные действия   «Шляпа желаний».  Мозговой штурм. Работа в  группах по направлениям.  Составление примерного  плана по направлениям Коллективная работа   Презентация, книгопечатная  продукция Презентация, ватман учащихся   Развивать способность отстаивать  свою точку зрения. Формировать такие качества, как  дружба, коллективизм, личная  ответственность за общее дело.   Коллективная работа Устный журнал Командная игра Праздник урожая Командная игра Круглый стол   Карточки с ребусами Иллюстративный материал,  аудиозаписи звуков леса. 6 конвертов, жетоны Презентация, жетоны, пазлы,  карточки с иллюстрациями Презентация с разбивкой по  секторам Иллюстративный материал   Формировать понятие о видах  интеллектуальных игр и их  отличительных особенностях и  правилах; особенностях  конкурсных заданий  интеллектуальных конкурсов и  подходы к их решению; правилах  работы с литературой; принципах  работы в команде. 9. Конкурс лозунгов и плакатов «Мы  1 Конкурс Творческие работы учащихся за здоровый образ жизни» 10. Виртуальное путешествие «В стране 1 Игра­путешествие динозавров» 11. Викторина «Час цветов» 12. Виртуальная экскурсия в  археологический музей 13. Экологический турнир «В  содружестве с природой» 1 1 1 Командная игра Виртуальная экскурсия Командная игра 14. Птичьи дети 15. Оформление коллажа «Братья наши 1 1 Видеоурок Коллективная работа Иллюстративный материал,  жетоны, презентация   Иллюстративный материал Интернет­ ресурсhttp://www.museum­ tanais.ru/virtualnaya­ekskursiya Иллюстративный материал,  жетоны, презентация Видеоматериалы Ватман, клей, краски,  фотографии домашних питомцев Иллюстративный материал   Формировать нравственное  сознание, чувства, поведение.  развивать способность отстаивать  свою точку зрения. Формировать  навыки обмена впечатлениями и  мнением. Формировать умение составлять и  классифицировать вопросы;    Бумага, нитки, пластилин ит.д. Понимать целостность  Любые цветы с белыми  лепестками, пищевые красители   окружающего мира. Знать основные методы изучения  природы. Владеть основными приемами  постановки экспериментов. Уметь применять полученные  знания для проведения наблюдений  за природными объектами. Знать основные понятия,  применяемые в курсе биологии.   1 11 Устный журнал   Творческая работа Практическая работа Коллективный  эксперимент Индивидуальный  эксперимент Практическая работа меньшие» 16. Музей фактов   Занимательные опыты и  эксперименты по биологии 17. Час моделирования 18. Как покрасить живые цветы? 19. Биологические фокусы 20. Где прорастут семена? 21. Практическая работа  «Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по  изучению корневого давления» 22. Работа устьиц. Изучение  механизмов испарения воды  листьями 23. Практическая работа «Строение  клеток плесневых грибов» 1 1 1 1 1 1 1 Семена растений Прибор для изучения корневого  давления Постановка опыта Микроскоп, листья растений Практическая работа Микроскоп, плесневые грибы 24. Выращивание чайного гриба 25. Практическая работа «Способы  вегетативного размножения  растений» 26. Выращивание растений на  растворах солей 27. Практическая работа  «Определение степени  загрязненности воздуха»   Познаем себя 28. Определение норм рационального  1   1 1 7 1 питания Постановка опыта Практическая работа Винный уксус, дрожжи, сахар Комнатные растения, цветочные  горшки Постановка опыта Практическая работа Растения помидоров, растворы  солей Лабораторное оборудование   Практическая работа   Раздаточный материал 29. Определение темперамента 30. Познаем секреты высшей нервной  деятельности Птичий базар 31. Оказание первой медицинской  помощи 1 1(2) Практическая работа Практическая работа Раздаточный материал Раздаточный материал дополнит 1 Практическая работа Бинт, жгут, шина 32. Определение жизненного объема  1 Практическая работа Раздаточный материал легких 33. Приготовление фитонапитков ИТОГО 2 34 ч. Коллективная работа Необходимые растения   Формировать навыки творческой,  учебно­практической деятельности. Владеть основными приемами  постановки экспериментов.  Формировать умение обращаться с  лабораторным оборудованием. В процессе прохождения программы интеллектуальной площадки «Остров открытий» должны быть достигнуты следующие результаты: Предполагаемые результаты реализации программы 1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний» 1) личностные качества: ­ уважительное отношение к труду и  творчеству своих товарищей; ­ формирование эстетических чувств,  познавательных интересов и мотивов,  направленных на изучение живой природы; 2 уровень результатов: «Формирование ценностного отношения к социальной реальности» 1) личностные качества: ­   навыки   индивидуальной   деятельности   в   процессе практической работы под руководством учителя; ­ навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой   работы в   команде   одноклассников   под руководством учителя; ­ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,   соотносить   свою   часть   работы   с   общим замыслом; 3 уровень результатов: «Получение  самостоятельного общественного  действия» 1) личностные качества: ­   умение   обсуждать   и   анализировать собственную   деятельность   и   работу одноклассников   с   позиций   задач   данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; 2) универсальные способности ­ способность выбирать целевые и смысловые установки в своих   действиях   и   поступках   по   отношению   к   живой природе, здоровью своему и окружающих; ­ способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; 3) опыт в проектно­исследовательской деятельности ­   умение   организовать   свою   учебную   деятельность: определять   цель   работы,   ставить   задачи,   планировать   — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; ­   умение   осуществлять   контроль   и   коррекцию   в   случае обнаружения   отклонений   и   отличий   при   сличении результатов   с   заданным   эталоном;   оценка   результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 2)универсальные способности ­   умение   слушать   и   вступать   в   диалог, участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем;   интегрироваться   в   группу сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие   со   сверстниками   и взрослыми; ­   умение   адекватно   использовать   речевые средства   для   дискуссии   и   аргументации своей   позиции,   сравнивать   разные   точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; 3) опыт в проектно­исследовательской деятельности ­ выражение в игровой деятельности своего отношения к природе родного края. 2) универсальные способности ­   умение   видеть   и   понимать   значение практической и игровой деятельности;   овладение   3)   опыт   в   проектно­исследовательской деятельности ­умение   работать   с   разными   источниками информации; составляющими ­ исследовательской   и   научно­практической деятельности, ставить вопросы,  наблюдать, проводить эксперименты,  делать выводы  и заключения,   доказывать, защищать свои идеи; ­формирование интеллектуальных умений  (доказывать, строить рассуждения,  анализировать, сравнивать, делать выводы и  др.) и эстетического отношения к живым  объектам; ­ знание основных принципов и правил  отношения к живой природе.     объяснять, Материально­техническое обеспечение образовательного процесса № п/п Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Количество 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 1 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Высоцкая   М.В.   Биология.   5­11   классы.   Нетрадиционные   уроки.   Исследование,   интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3­8 классы. – Учитель, 2010. – 160. Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   школьников.   Издательство   «Учебная литература», дом «Федоров», 2010. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно­методическое пособие. – Паритет, 2012. ­256 Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256. Якушкина Е.Д. Биология. 5­9 класс. Проектная деятельность учащихся. – Учитель, 2010. 1 1 1 1 1 1 оборудование   для   мультимедийных   демонстраций   (компьютер,   медиапроектор,   DVD­проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото­ и видеокамера). 1 2. Технические средства обучения 3. Оборудование кабинета Мебель, стенды, наглядные материалы, лабораторное оборудование По   количеству учащихся

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии «Остров открытий»

Внеурочная деятельность по биологии  «Остров открытий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018