Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Оценка 4.7
Рабочие листы +1
docx
русский язык
2 кл—4 кл
04.08.2018
Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа
Планируемые результаты освоения учебного курса: Занятия должны помочь учащимся:  усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;  помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;  формировать творческое мышление;  способствовать улучшению качества письма и речи Учащиеся должны:  отличать текст от набора предложений, записанных как текст;  осмысленно, правильно читать целыми словами;  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;  подробно пересказывать текст;  составлять устный рассказ по картинке;  называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;  определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);  обозначать мягкость согласных звуков на письме;  определять количество букв и звуков в слове;  писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;  ставить пунктуационные знаки конца предложения;  списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;  находить корень в группе доступных однокоренных слов.
готовая программа кружка для 2 класса.docx
Программа внеурочной деятельности «Волшебная сила слова» Пояснительная записка. Рабочая     программа   курса   «Волшебная   сила   слова»  составлена   в   соответствии   с требованиями   Федерального   государственного   общеобразовательного   стандарта, предназначена для обучения учащихся 2, 3, 4­х классов. Курс   «Волшебная сила слова» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также   коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения. ­Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года   №   1576   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и   науки   Российской   Федерации   от   6   октября   2009   года   №   373»   (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40936) внесены изменения в требования к предметным результатам освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей. ­Федеральный   закон   от   29.12.2012г.   №273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации» ­Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089; ­Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   28   декабря   2010   г.   №   2106, зарегистрирован   Минюстом   России   02   февраля   2011   г.,   рег.   №   19676   «Федеральные требования   к   образовательным   учреждениям   в   части   охраны   здоровья   обучающихся, воспитанников»; ­Письмо Министерства образования и науки России от 12 мая 2011 года № 03­296 «Об организации   внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   образовательного стандарта общего образования»; ­Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего   образования, рекомендованная   Координационным   советом   при   Департаменте   общего   образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г; ­Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего, основного   общего,   среднего   общего   образования,   утвержденный   приказом   Минобрнауки России от 31.03.2014г. № 253; ­СанПиН   2.4.2.2821­10   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; ­Устав   Муниципального   общеобразовательного   бюджетного   учреждения   средняя общеобразовательная школа с. Наумовка. ­ Учебный план на 2016­2017 уч. год, приказ №157 от  22.08.2016 ­  Положение по составлению рабочих программ по учебным предметам в 1­6 классах приказ № 167 от 29.08.2016г. ­Положение   о   проведении   промежуточной   аттестации   учащихся   и   осуществлении текущего контроля их успеваемости, приказ № 184 от 29.08.2015г. ­    Приказ   Минобрнауки   России   от   26.12.2013   N   1400   (ред.   от   07.07.2015)   "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205). Планируемые  результаты освоения учебного курса: Занятия должны помочь учащимся:  усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;  1 помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление;    способствовать улучшению качества письма и речи Учащиеся должны:       отличать текст от набора предложений, записанных как текст;  осмысленно, правильно читать целыми словами;  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;  подробно пересказывать текст;  составлять устный рассказ по картинке;  называть  звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;  определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);  обозначать мягкость согласных звуков на письме;  определять количество букв и звуков в слове;  писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;  ставить пунктуационные знаки конца предложения;  списывать  с   печатного   образца   и  писать  под   диктовку   слова   и   небольшие        предложения, используя правильные начертания букв, соединения;  находить  корень   в   группе   доступных   однокоренных   слов.   На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия   для   достижения   обучающимися   следующих   личностных,   метапредметных   и предметных результатов. Личностными  результатами   обучающихся   являются:   готовность   ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной   жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные   знания   по   предмету,   формировать   вопросы,   устанавливать,   какие   из предложенных   математических   задач   могут   быть   им   успешно   решены;   познавательный интерес к математической науке. Метапредметными  результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную   ситуацию   с   точки   зрения   математических   характеристик,   устанавливать количественные   и   пространственные   отношения   объектов   окружающего   мира,   строить алгоритм   поиска   необходимой   информации,   определять   логику   решения   практической   и учебной задач; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными  результатами обучающихся  являются:  освоенные знания  о числах  и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать   и   использовать   входе   решения   изученные   алгоритмы,   свойства   арифметических действий,   способы   нахождения   величин,   приемы   решения   задач;   умения   использовать знаково­символические   средства,   в   том   числе   модели   и   схемы,   таблицы,   диаграммы   для решения математических задач.  Содержание программы Включение   элементов   занимательности   является   обязательным   для   занятий   с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать   обучающей,   развивающей,   воспитывающей   роли   занятий   по   «Занимательной грамматике». 2 Программа   данного   курса   позволяет   показать   учащимся,   как   увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования  подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе   изучения   грамматики   школьники   могут   увидеть   «волшебство   знакомых   слов»; понять,   что   обычные   слова   достойны   изучения   и   внимания.   Воспитание   интереса   к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание   и   методы   обучения   «Занимательной   грамматики»   содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал,   пословицы   и   поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в   занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. В   курсе   русского   языка  в   начальной   школе   ведущим   направлением   учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».  Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте. Слово Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и  глухие парные и  непарные; твердые и мягкие парные и непарные),  слог, ударение. Обозначение мягкости согласных на письме. Алфавит.  Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова, которые  отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? Предложение Признаки предложения, оформление предложения на письме. Текст Отличие текста от набора предложений. Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,  отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. Анализ эффективности программы факультативного курса: диагностический   метод   (анкетирование   детей   в   начале   и   в   конце);   анализ   занятий проведенных по плану; разработка рекомендаций. 2 класс (68 часов) Волшебная страна «Фонетика»  Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах.   Можно   ли   писать   без   букв?   Анкетирование.   Распознавание   твердых   и   мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да­нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки   звуки”,   “Читай   наоборот”.   Тест   на   развитие   слухового   внимания.   Звонкие   и глухие   “двойняшки”.   Сказка   “Про   ошибку”.   Игра   “Найди   пару”.   Звонкие   и   глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”. Волшебная   страна   «Грамматика»  Добрый   “волшебник”   –   Ударение.   Обсуждение смыслоразличительной   функции   ударения.   Игры   “Помоги   Незнайке”,   “Удивительные 3 превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые  безударные гласные.  Орфографический словарь – твой  помощник. Добрый   “волшебник”   ­   Ударение.   Сопоставление   звуковой   и   буквенной   записи   слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.  В   стране   «Слов»  Рассказ­беседа   о   словарном   богатстве   русского   языка.   Игра   – соревнование   “Кто   больше   знает   слов   на   букву   …”.   Крылатые   слова   и   выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова­родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. В гостях у частей речи  Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение   в   стране   “Имя   Существительное””.   Приключения   в   стране   “Имя существительное”.   Приключения   в   стране   “Имя   прилагательное”.   Дружба   имени существительного   с   именем   прилагательным.   Глаголы   –   слова,   обозначающие   действие предметов. Здравствуй, Глагол! Упражнения   для   закрепления  Легкие   головоломки.   Технология   составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.Играем в загадки.   Технология   составления   загадок.   Праздничный   урок   «Путешествие   не заканчивается…» Секреты родного языка.  3 класс(68 часов) Дружим с  грамматикой  Рассказ   –   беседа.   Игры   –   соревнования:   “Умеешь   ли   ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова  учил  окончания   уму –  разуму. Иногда  согласные  играют  с нами  в  прятки. Они  не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). Дружим с орфографией   А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа   о   роли   орфографии.   Группировка   слов,   подбор   слов   на   определенные   правила   (с использованием   словарей).   Игра   “Лишнее   слово”.   Викторины,   кроссворды,   игры,   ребусы, загадки.  Изучаем части страны «Речь»  Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное!   Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя   мама   –   имя   существительное.   (О   связи   имени   прилагательного   с   именем существительным).  Глагол  –  часть  страны  Речь. Как  мама  Глаголиха  учила  глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!  4 класс(68 часов) Состав   слова  Где   прячутся   ошибки.   Хорошо   ли   ты   знаешь   грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями. Образование слов  Слово   одно,   а   значений   ­   несколько.   (О   многозначных   словах). Слова  –  тезки.  (Омонимы).  Одно  и  то  же,   но  по­разному.  (Синонимы,   о  различиях  слов­ синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка.   Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. Главные и второстепенные члены предложения Почему подлежащее и сказуемое – главные   в   предложении?   Об   однородных   членах   предложения   и   их   добрососедских отношениях. Признаки   частей   речи  Как   морфология   порядок   навела.   (О   частях   речи).   Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.  4 Хорошо   ли   ты   знаешь   имя   существительное? Очень   занимательное   –   имя прилагательное. Универсальные   заменители.   (Назначение   местоимений). Глагол   –   часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части   речи:   предлоги,   союзы,   частицы.   Ссора   предлогов   со   всеми   словами.   Служебное положение частиц. Требования к знаниям и умениям учащихся. К концу 2 класса учащиеся должны: ­ знать  все звуки и буквы русского  языка, осознавать их основные различия; ­ вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; ­ различать гласные  и согласные звуки и буквы их обозначающие; ­ правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова; ­ знать способы их буквенного обозначения; ­ обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и  мягким   знаком; ­ определять место ударения в слове; ­ вычленять слова из предложений; ­ чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и    словах; ­ правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным     шрифтом; ­ грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3­5 слов, написание которых не  расходится с произношением; ­ употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; ­ правильно писать формы букв  и соединения между ними; ­ уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически. К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь: знать: ­ Правила правописания слов с изученными орфограммами. ­ Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,  местоимения, глагола). ­ Главные члены предложения. ­ Состав слова. уметь: ­Различать приставки и предлоги.  ­Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. ­Разбирать предложения по членам предложения. ­Обозначать на письме интонацию перечисления. ­Разбирать слова по составу. ­Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,  непроизносимых согласных в корне слова. ­Писать правильно слова с удвоенными согласными. ­Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. ­Определять число, время глаголов. ­Писать НЕ с глаголами. ­Работать со словарем.  ­Группировать и подбирать слова на определенные правила. ­Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. ­Составлять рассказы по картинке. 5 К концу 4 класса учащиеся должны знать: Звуки и буквы.  Алфавит. Состав слова.  Образование слов (простейшие случаи). Главные и второстепенные члены предложения. Признаки   частей   речи   (имени   существительного,   имени   прилагательного,   глагола, местоимения, предлога, наречия). Обучающиеся должны уметь: Писать слова с изученными орфограммами. Писать и разбирать предложения с однородными членами. Различать омонимы, синонимы, антонимы. Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор. Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами. Различать падежи.  Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.  Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Правильно писать НЕ с глаголами. Отличать   глаголы­исключения   от   других   частей   речи   или   глаголов,   правописание которых можно проверить. Различать типы спряжения глаголов. Правильно писать –тся, ­ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа. Различать типы склонений имен существительных. Распределение  занятий по четвертям. Кол Количество часов по четвертям Предм ет ичество часов в неделю Кол ичество часов за год П ервая  четверть 1 7 2 В торая  четверть 1 6 Т ретья  четверть 2 0 Че твертая  четверть 15 68 Учебно­методическое обеспечение Литература: 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство  “АРГО”, 1996 “Просвещение”, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ  “БАО”, 1997 г. 6 6. Журналы: “Начальная школа”. 7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”,    2003 г. 8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4  классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 12. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.  Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г. Дидактический материал    Тетради Файлы с заданиями Презентации по тематике Компьютер, сканер, принтер, интернет. Оборудование № п/п 1 2 Календарно­тематическое планирование к рабочей программе  2 класс Дата  Тема Волшебная   страна “Фонетика”. Сказка о Звуках   и   Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых   и   мягких согласных   звуков   в словах. Игры “Расколдуй   слово”, “Да­нет”.   Кол­во часов 2 ч Характеристика деятельности   учащихся Соотносить  звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить  алфавит. алфавит   как   определенную Осознавать  последовательность букв. 2ч. Выделять  в   словах   согласные   звуки, (без   мягкости­твёрдости   парные по терминологии).   Определять и правильно произносить  мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и  буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.  Распознавать условные обозначения  (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных. Наблюдать  и  устанавливать  способы обозначения мягкости согласных на письме (ь  и буквами е, ё, ю, я). Наблюдать  и  сравнивать  количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить  количество   звуков  и  букв  в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять,   как   обозначена   на   письме твёрдость (мягкость) согласного звука. 3 Удивительные   звуки. 2 ч. Моделировать звуковой состав слова. 7 4 5 6 7 8 9 10 11   Игры   “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”.   Тест   на развитие   слухового внимания. Звонкие   и   глухие “двойняшки”.  Сказка “Про   ошибку”.   Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие  “одиночки”. Почему  они так называются Игра   –   сказка “Пропавшие имена”.   Зачем   нужны   звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и   буквы.   Викторина “Интересные буквы и звуки” 2 ч. 2 ч. 2 ч. Грамматическое  домино”. Игры Деда Буквоеда. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. Шипящие   согласные. Игра   “Волшебный клубок   орфограмм. (жи­ши, ча­ща, чу­щу, чк ­чн)” Шипящие   согласные. Игра   “Волшебный клубок   орфограмм. (жи­ши, ча­ща, чу­щу, чк   ­чн)”праздничный урок.   Обобщение изученного материала. Легкие   головоломки. Технология составление головоломок. Слог.   Игра   “Собери слово”.   Перенос слов. Правила   переноса. Контролировать  этапы   своей   работы. Оценивать   процесс   и   результат   выполнения задания. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико­артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.). Освоение  знаний   о   звуках,   знаково­ символической системе. Осмысление  особенностей   звуков   и   их свойств. Осознание  значимости   мира   звуков   для человека. Осмысление   понятий   «слово»,   «знак», «знак­символ». Осмысление  связи   между   словом   и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование   знаков   и   символов   как способов взаимодействия с окружающим миром. Осознание  важности   использования знаков­символов   при   взаимодействии   с окружающим миром. Освоение  знаний   о   звуках,   знаково­ символической системе. Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Приобретать опыт в распознавании  условных обозначений звуков речи.  Переводить  слово   звучащее   в   слово написанное. Осуществлять контроль  своих действий при обозначении звуков буквами при письме. Формирование  строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями. умения     Формировать  умения   устанавливать связь слов в предложении. Ставить  вопросы   к   главным   членам предложения. Различать слово и слог. Наблюдать  над   слоговой   структурой различных слов. Произносить слова с делением на слоги. 8 1 12 13 14 15   Предложение – единица   языка   и Роль речи. предложения   в общении.     Форма «Грамматическое домино”. проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные   звуки   и мягкий знак).   2 ч. Составлять  предложения   по   картинке   с употреблением слов разной слоговой структуры. Выделять  в   контексте   звучащей   речи отдельные предложения. Отличать предложение от группы слов,  не составляющих предложение. Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.   Сравнивать  и   практически  различать предложения   и   группы   слов,   не   составляющие предложения 2 ч. Осознавать смыслоразличительную роль  звуков и букв в слове. Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение   лексического   значения   слова   с изменением одного звука (буквы) в слове. Наблюдать  в   речи   за   загадками предмета), описываемого   (признаками стихотворениями (рифма)   Играем   в   загадки. Технология составления загадок. 2 ч. Осознавать смыслоразличительную роль  звуков и букв в слове. Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение   лексического   значения   слова   с изменением одного звука (буквы) в слове. Наблюдать  в   речи   за   загадками предмета), описываемого   (признаками стихотворениями (рифма)   2 ч. Добрый “волшебник” – Ударение.  Обсуждение  смыслоразличительно й функции ударения.  Игры “Помоги  Незнайке”,  “Удивительные  превращения” Наблюдать над ролью словесного  ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной  структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с  нормами литературного произношения и  оценивать с этой точки зрения произнесённое  слово. Работать с орфоэпическим словарём.  Наблюдать  устанавливать  и подвижность ударения в слове. Наблюдать  и  сравнивать  произношение и обозначение  на  письме  ударных  и безударных гласных. Определять качественную  характеристику гласного звука: гласный ударный  или безударный.  Определять безударный гласный звук в  слове и его место в слове. 16 Ударение над  гласной может  1 ч. Наблюдать над ролью словесного  ударения в слове. 9 сделать букву ясной  (безударные гласные  в корне слова).  Сопоставление  звуковой и буквенной записи слов,  отработка действия  контроля. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной  структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с  нормами литературного произношения и  оценивать с этой точки зрения произнесённое  слово. Работать с орфоэпическим словарём.  Наблюдать  устанавливать  и подвижность ударения в слове. Наблюдать  и  сравнивать  произношение и обозначение  на  письме  ударных  и безударных гласных. 1 ч. Ударение над  гласной может  сделать букву ясной  (безударные гласные  в корне слова).  Сопоставление  звуковой и буквенной записи слов,  отработка действия  контроля. Определять качественную  характеристику гласного звука: гласный ударный  или безударный.  Определять безударный гласный звук в  слове и его место в слове. Наблюдать над ролью словесного  ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной  структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с  нормами литературного произношения и  оценивать с этой точки зрения произнесённое  слово. Работать с орфоэпическим словарём.  Наблюдать и устанавливать  подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение  и обозначение на письме ударных и безударных  гласных. Определять качественную  характеристику гласного звука: гласный ударный  или безударный.  Определять безударный гласный звук в  слове и его место в слове. 2 ч. Работать с орфографическим словарём. 2ч. Наблюдать и сравнивать количество  звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). 10 Непроверяемые  безударные гласные.  Орфографический  словарь – твой  помощник. Добрый “волшебник” ­ Ударение. Мягкий знак.  Обсуждение вопроса: 17 18 19 20 21 22 значение и  особенности мягкого  знака.   Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.   Соотносить количество звуков и букв в  таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме  твёрдость (мягкость) согласного звука. Контролировать свои действия при  письме при обозначении мягких согласных звуков, вносить необходимую коррекцию (в ходе или  после записи). 2 ч. Определять и правильно произносить  мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и  буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.  Распознавать  условные   обозначения 2 ч. Существительные   – слова   с   предметным   Сказка значением. “Приключение в   стране “Имя Существительное””.   (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов — названий   предметов,   признаков   предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить  терминологию   (имя существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими   и Большие маленькие.   Слова, которые   пишутся   с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”   одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. 2ч. Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов —   признаков   предметов, названий   предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить  терминологию   (имя 11 23 24   Звонкие   и   глухие “двойняшки”. В стране   “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. 2 ч. Сравнивать  произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова. Устанавливать  особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова. Сравнивать  произношение и обозначение на   письме   звонких   парных   согласных   перед гласными. Сравнивать  произношение и обозначение на   письме   глухих   парных   согласных   перед гласными. Определять на слух парный по глухости­ звонкости согласный звук на конце слова.  Находить  в   двусложных   словах   букву парного   согласного   звука,   написание   которой надо проверять. Различать  проверочное   и   проверяемое слова. Подбирать  проверочное   слово   путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости­звонкости согласным звуком на   конце   слова   в   двусложных   словах   и   в объяснении правописания этих слов.  Контролировать  свои   действия   при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать  за   особенностями стихотворного текста, загадок. Приключения стране существительное”. в   “Имя   2 ч. Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов — названий   предметов,   признаков   предметов, действий предметов по лексическому значению и 12 25 26 вопросу. Соотносить  терминологию   (имя существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. Наблюдать  за особенностями загадок — употребление   прилагательного   для   описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить  и  составлять  словосочетания прилагательного с существительным. Различать  проверочное   и   проверяемое слова  Подбирать  проверочное   слово   путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости­звонкости согласным звуком на   конце   слова   в   двусложных   словах.   С безударными   гласными   и   в  объяснении правописания этих слов.  Контролировать  свои   действия   при письме при обозначении парных согласных звуков в   конце   слова,     при   правописании   безударной гласной  вносить  необходимую  коррекцию  (в ходе или после записи). Наблюдать  за   особенностями 2 ч. Волшебный   клубок орфограмм. Рассказ – беседа   о   роли орфографии. Приключения стране прилагательное”.     в “Имя 2 ч. стихотворного текста, загадок Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов — названий   предметов,   признаков   предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить  терминологию   (имя существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. 13 Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. Наблюдать  за особенностями загадок — употребление   прилагательного   для   описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить  и  составлять  словосочетания прилагательного с существительным. 27   Дружба имени существительного   с прилагательным 2 ч. Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов —   признаков   предметов, названий   предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить  терминологию   (имя существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. Наблюдать  за особенностями загадок — употребление   прилагательного   для   описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить  и  составлять  словосочетания прилагательного с существительным. 28 2ч.   Дружба имени существительного   с именем прилагательным. Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов — названий   предметов,   признаков   предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить  (имя существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с 14 терминологию признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. Наблюдать  за особенностями загадок — употребление   прилагательного   для   описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить  и  составлять  словосочетания прилагательного с существительным. 2 ч. Глаголы – слова,  обозначающие  действие предметов.  Здравствуй, Глагол! Называть предметы окружающего мира. Произносить  (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять,   чём   различаются   предмет   и слово, его называющее. Различать  предмет (действие, признак) и слово,   называющее   предмет   (признак   предмета, действие предмета). Приобретать опыт  в различении  слов — названий   предметов,   признаков   предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить  терминологию   (имя существительное,   имя   прилагательное,   глагол)   с признаками   этих   частей   речи   (понимание,   без заучивания). Наблюдать  за   словами,   обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять  предложение   с   заданным словом. Составлять  предложения,   рассказ   по картинке. Наблюдать  за особенностями загадок — употребление   прилагательного   для   описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить  и  составлять  словосочетания прилагательного с существительным. 2 ч. Читать  пословицы   и   поговорки   и объяснять их смысл.   Сколько   слов   Вы знаете? Рассказ­ беседа   о   словарном богатстве   русского языка.   Игра   – соревнование   “Кто больше знает слов на букву …” Находить слова, близкие по значению. Составлять словосочетания. Выделять междометия в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять  предложения   междометиями. Объяснять значение фразеологизмов. с 15 29 30 31 32 33 Крылатые   слова   и выражения, происхождение   слов. Как нужно говорить.   Из   чего   состоят слова? Слова­ родственники.   Так же,   как   и   у   кустов, корень есть у разных слов. Находить слова, близкие по значению. Составлять словосочетания. Выделять междометия в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять  предложения   Объяснять значение фразеологизмов. Составлять    предложения с с Составлять  фразеологизмами. предложения   с Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле. 2 ч. Читать  пословицы   и   поговорки   и объяснять их смысл. междометиями. фразеологизмами. Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле. 2 ч. Называть  признаки   родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать  образованием однокоренных слов. за   Различать  однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать  данному слову. однокоренные   слова   к Составлять    небольшой текст,   используя   однокоренные   слова   (формы одного и того же слова). предложения, Подбирать  слова, противоположные по смыслу.   близкие   и Находить в тексте образные сравнения. Находить  в   тексте   слова   с   переносным значением и объяснять их смысл. 2 ч.   Из   чего   состоят Слова­ слова? родственники.   Так же,   как   и   у   кустов, корень есть у разных слов. Составлять  предложения   с   заданными словами. Подбирать слова в рифму. Называть  признаки   родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать  образованием однокоренных слов. за   Различать  однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать  данному слову. однокоренные   слова   к Составлять    небольшой текст,   используя   однокоренные   слова   (формы одного и того же слова). предложения, Подбирать  слова,   близкие   и 16 противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить  в   тексте   слова   с   переносным значением и объяснять их смысл. 34 Крылатые   слова   и выражения. 2 ч. Составлять  предложения   с   заданными словами. Подбирать слова в рифму. Называть  признаки   родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать  образованием однокоренных слов. за   Различать  однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать  данному слову. однокоренные   слова   к Составлять    небольшой текст,   используя   однокоренные   слова   (формы одного и того же слова). предложения, Подбирать  слова, противоположные по смыслу.   близкие   и Находить в тексте образные сравнения. Находить  в   тексте   слова   с   переносным значением и объяснять их смысл. 35 № п/п 1 Составлять  предложения   с   заданными словами. Подбирать слова в рифму. Осознавать  значимость   положительных качеств   человека   и   важность   искоренения отрицательных черт характера 2 ч. Праздничный   урок «Путешествие   не заканчивается…» Секреты   родного языка. Календарно­тематическое планирование к рабочей программе 3 класс Дата Тема Хорошо ли ты знаешь  грамматику? Рассказ – беседа. Игры –  соревнования: “Умеешь  ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты  правильно и точно  говорить?” (Составление  рассказов по картинке),  “Сколько слов ты  знаешь?” Кол­во часов 3ч. Характеристика деятельности учащихся Рассуждать о значении языка и  речи в жизни людей, о роли русского языка  в жизни и общении. Анализировать речь людей (при  анализе текстов). Наблюдать за  особенностями собственной речи и  оценивать её. Различать устную,  письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно  списывать предложение». 17 2 3 4 5 3ч. Сокровища  родного языка. Беседа о  богатстве русского  языка. Игра “Знаешь ли  ты пословицы?” Чтение  текстов. Объяснение  значений слов,  устойчивых сочетаний;  подбор слов, близких по  значению. Незаменимый  2ч. мягкий знак. Путешествие по  2ч. стране “Удвоенных  согласных”. Хорошо ли ты  3ч. знаешь алфавит? Беседа о том,  какое практическое  значение имеет знание  алфавита. Упражнения на группировку слов (имен  собственных и  нарицательных). 6 Волшебник “Ударение”. 2ч. Рассуждать о значении языка и  речи в жизни людей, о роли русского языка  в жизни и общении. Анализировать речь людей (при  анализе текстов).  Распознавать среди данных пар  слов синонимы, антонимы. Подбирать к  слову синонимы, антонимы Соотносить количество звуков и  букв в таких словах, как огонь, кольцо.  Объяснять причины расхождения  количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким  знаком (ь). Переносить слова с мягким  знаком (паль­цы, паль­то). Обозначать  мягкость согласного звука мягким знаком  на конце слова и в середине слова перед  согласным (день, коньки). Оценивать свои  достижения при выполнении заданий . Наблюдать над произношением и  правописанием слов с удвоенными  согласными. Использовать правило  переноса слов с удвоенными согласными  (ван­на). Объяснять, где могут пригодиться  знания об алфавите. Называть буквы   правильно и располагать их в алфавитном  порядке. Классифицировать буквы по  сходству в их названии, по характеристике  звука, который они обозначают. Определять положение заданной  буквы в алфавите: ближе к концу, к  середине, к началу, называть соседние  буквы по отношению к заданной. Работать  с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в  алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при  работе со словарями. Определять ударение в слове.  Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и  подвижностью русского ударения.  18 7 8 9 10 Из чего же, из чего же  состоят слова? 2ч. 3ч. Часть слова,  которая изменяется,  окончанием называется. Как корень слова  учил окончания уму –  разуму. В стране парных  1ч. звонких и глухих  согласных. В стране парных  звонких и глухих  согласных. 1ч. Составлять простейшие слогоударные  модели слов. Находить слова по заданной  модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим  словарём, находить в нём нужную инфор­ мацию о произношении слова. Соблюдать  в практике речевого общения изучаемые  нормы произношения слов. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную  роль звуков и букв в слове. Распознавать  условные обозначения звуков речи.  Сопоставлять звуковое и буквенное  обозначения слова. Наблюдать модели  слов (звуковые и буквенные),  анализировать их. Различать глухие и звонкие  согласные звуки, парные и непарные.  Характеризовать согласный звук (глухой  — звонкий, парный — непарный) и  оценивать правильность данной  характеристики. Правильно произносить  звонкие и глухие согласные звуки на конце  слова и перед другими согласными (кроме  сонорных). Определять на слух парный по  глухости­звонкости согласный звук на  конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и  написание парного по глухости­звонкости  согласного звука на конце слова и в корне  перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание  которой надо проверять. Различать  проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова  путем изменения формы слова и подбора  однокоренных слов(травка­трава,  травушка; мороз ­морозы, морозный). Использовать правило при  написании слов с парным по глухости­ 19 11 12 13 В стране  одиноких согласных. Дружим с  грамматикой.  (Безударные гласные,  проверяемые ударением). 2ч. 1ч. Дружим с  грамматикой.  (Безударные гласные,  проверяемые ударением). 1ч. 14 Досадное  2ч. недоразумение.  (Непроверяемые  безударные гласные). звонкости согласным звуком на конце  слова и перед согласным в корне.  Объяснять правописание слов с парным по глухости­звонкости согласным звуком на  основе алгоритма проверки написания.  Подбирать примеры слов с изучаемой  орфограммой. Определять безударный гласный  звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо  проверять. Различать проверочное и  проверяемое слова. Подбирать проверочные слова  путём изменения формы слова и подбора  однокоренного слова (слоны — слон,  слоник; трава — травы, травка). Определять безударный гласный  звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо  проверять. Различать проверочное и  проверяемое слова. Подбирать проверочные слова  путём изменения формы слова и подбора  однокоренного слова (слоны — слон,  слоник; трава — травы, травка). Определять безударный гласный  звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо  проверять. Различать проверяемые и  непроверяемые орфограммы. Запоминать  написание непроверяемой орфограммы  безударного гласного звука в словах,  предусмотренных программой. 15 16 Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но  пишутся в тетрадке.  (Непроизносимые  согласные). 3ч. слове. Находить нужную орфограмму в  Уметь подбирать проверочное слово. Новые друзья  2ч. Образовывать новые слова с помощью  20 17 18 19 20 21 корней – приставки. приставки. Твердый знак не  2ч. отдыхает: приставку с  корнем разделяет.  (Разделительный твердый знак). Слова – части  2ч. речи. Имя  существительное – часть  страны Речь 2ч. Запоминать правило написания  твердого знака в слове. Соотносить слова­названия  (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.  Анализировать схему «Части речи»,  составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с  опорой на признаки частей речи, пользуясь  схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к  имени существительному. Объяснять  лексическое значение слов — имён  существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными  разных лексико­тематических групп. Работать со страничкой для  любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных Доброе утро, имя  прилагательное! 2ч. Как у  существительных род  появился. 2ч. Различать одушевлённые и  неодушевлённые имена существительные с  опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена  существительные одушевленные и  неодушевлённые по значению и объединять  их в тематические группы. Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя прилагательное. 21 22 Имя прилагательное –  часть страны Речь. 2 ч. 23 24 2ч. Моя мама – имя  существительное. (О  связи имени  прилагательного с  именем  существительным). Глагол – часть страны  Речь. 1ч. Анализировать высказывания  русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные  — сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания  русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные  — сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя прилагательное Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к глаголу.  Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы,  употреблённые в прямом и переносном  значениях. Определять, каким членом  предложения является глагол в предложе­ нии. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию  22 картины Л. К. Саврасова «Грачи прилете­ ли» по данным вопросам, обсуждать план  предстоящего рассказа, составлять (под  руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов,  распределять глаголы по группам в зави­ симости от их числа, изменять глаголы по  числам, приводить примеры глаголов  определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого  общения орфоэпические и лексические  нормы употребления глаголов. Работать с  орфоэпическим словарём. Определять, каким членом  предложения является глагол в предложе­ нии. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять, каким членом  предложения является глагол в предложе­ нии. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять времена глаголов. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять времена глаголов. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Раздельно писать частицу НЕ с  глаголом. Определять грамматические  признаки  глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.  Обосновывать правильность определения  признаков глагола. Определять  правильный порядок предложений,  составлять текст, подбирать к нему  название и записывать составленный  текст. Раздельно писать частицу НЕ с  23 Глагол – часть страны  Речь. 1ч. Глагол и его друзья. 2ч. Как мама Глаголиха  учила глагольчиков.  (Неопределенная форма  гаголов). Как мама Глаголиха  учила глагольчиков.  ( Прошедшее, настоящее, будущее времена  глаголов). Как мама Глаголиха  учила глагольчиков.  (Времена глагола). С глаголами раздельно  частицу НЕ пиши! 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. С глаголами раздельно  частицу НЕ пиши! 1ч. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 А все–таки она хорошая!  (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли  орфографии. 2ч. 2ч. Группировка слов,  подбор слов на  определенные правила (с  использованием  словарей). Игра “Лишнее  слово”. Итоговое занятие. Для  чего надо изучать  грамматику. Беседа.  Игры. 2ч. глаголом. Определять грамматические  признаки  глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.  Обосновывать правильность определения  признаков глагола. Определять  правильный порядок предложений,  составлять текст, подбирать к нему  название и записывать составленный  текст. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи  (обозначение буквой безударного гласного  звука в слове), определять пути её  решения, решать её в соответствии с  изученным правилом. Объяснять  правописание слова с безударным гласным  в корне, пользуясь алгоритмом проверки  написания. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи  (обозначение буквой безударного гласного  звука в слове), определять пути её  решения, решать её в соответствии с  изученным правилом. Объяснять  правописание слова с безударным гласным  в корне, пользуясь алгоритмом проверки  написания. Работать с орфографическим  словарём учебника: находить слова с  изучаемой орфограммой и проверять  написание слова по орфографическому  словарю. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи  (обозначение буквой безударного гласного  звука в слове), определять пути её  решения, решать её в соответствии с  изученным правилом. Объяснять  правописание слова с безударным гласным  в корне, пользуясь алгоритмом проверки  написания. Работать с орфографическим  словарём учебника: находить слова с  изучаемой орфограммой 24 35 Подведение итогов.  Викторины, кроссворды,  игры, ребусы, загадки. 1ч. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи  (обозначение буквой безударного гласного  звука в слове), определять пути её  решения, решать её в соответствии с  изученным правилом. Объяснять  правописание слова с безударным гласным  в корне, пользуясь алгоритмом проверки  написания. Работать с орфографическим  словарём учебника: находить слова с  изучаемой орфограммой Календарно­тематическое планирование к рабочей программе 4 класс № п/п 1 2 3 Дата Тема Хорошо ли ты знаешь  грамматику? Где прячутся ошибки? (О  словах с непроверяемыми безударными гласными). Кол­во часов 2ч. 2 ч. Почему подлежащее и  сказуемое – главные в  предложении? 2 ч. Характеристика деятельности учащихся Определять безударный гласный звук в  слове и его место в слове. Находить в  двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо  проверять. Различать проверочное и  проверяемое слова. Подбирать проверочные слова  путём изменения формы слова и подбора  однокоренного слова (слоны — слон,  слоник; трава — травы, травка). Находить главные члены (основу)  предложения. Обозначать графически  грамматическую основу. Различать и выделять главные и  второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения  подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в  предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с  второстепенными членами) и нерас­ пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять  нераспространённые и распространённые  25 4 5 6 7 8 Об однородных членах  предложения и их  добрососедских  отношениях. 2ч. Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное –  часть страны Речь. 2 ч. 2ч. Сказка о падежах.  Этимология названий  падежей. 2 ч. Слово одно, а значений ­  несколько.  2ч. (О многозначных  словах).       предложения. Распространять  нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из  деформированных слов (слов, не связанных  по смыслу). Различать распространённое (с  второстепенными членами) и нерас­ пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять  нераспространённые и распространённые  предложения. Распространять  нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи  вопросов связь слов между членами пред­ ложения. Составлять предложение из  деформированных слов (слов, не связанных  по смыслу). Классифицировать и обобщить  полученные ранее знания о частях речи. Определение частей речи в тексте. Распознавать имя существительное  среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к  имени существительному. Объяснять  лексическое значение слов — имён  существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико­тематических групп. Работать со страничкой для  любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Запоминать названия падежей и  вопросы. Учиться падежные вопросы. Упражняться в определении падежей. Распознавать среди данных пар  слов синонимы, антонимы. Подбирать к  слову синонимы, антонимы. Работать со  страничкой для любознательных. Познакомиться с этимологией слов  синоним и антоним. Работать со  словарями синонимов и антонимов  26 9 Слова – тезки.  (Омонимы). 2ч. 10 Одно и то же, но по­ разному. (Синонимы, о  различиях слов­ синонимов). 2ч.     учебника. Находить нужную информацию  о слове в этих словарях. Определять смысловое значение  пословиц и соотносить их с определёнными  жизненными ситуациями. Анализировать речевые  высказывания с использованием в них  языковых средств. Подбирать заголовок к  тексту. Излагать письменно содержание  текста по данным вопросам. Распознавать среди данных пар  слов синонимы, антонимы. Подбирать к  слову синонимы, антонимы. Работать со  страничкой для любознательных. Познакомиться с этимологией слов  синоним и антоним. Работать со  словарями синонимов и антонимов  учебника. Находить нужную информацию  о слове в этих словарях. Определять смысловое значение  пословиц и соотносить их с определёнными  жизненными ситуациями. Анализировать речевые  высказывания с использованием в них  языковых средств. Подбирать заголовок к  тексту. Излагать письменно содержание  текста по данным вопросам. Распознавать среди данных пар  слов синонимы, антонимы. Подбирать к  слову синонимы, антонимы. Работать со  страничкой для любознательных. Познакомиться с этимологией слов  синоним и антоним. Работать со  словарями синонимов и антонимов  учебника. Находить нужную информацию  о слове в этих словарях. Определять смысловое значение  пословиц и соотносить их с определёнными  жизненными ситуациями. Анализировать речевые  высказывания с использованием в них  языковых средств. Подбирать заголовок к  тексту. Излагать письменно содержание  текста по данным вопросам. 11 Слова с  2 ч. Распознавать среди данных пар  27 противоположным  значением. (Антонимы). 12 Хорошо ли ты знаешь имя существительное? 2ч.   13 Очень занимательное –  имя прилагательное. 2 ч. слов синонимы, антонимы. Подбирать к  слову синонимы, антонимы. Работать со  страничкой для любознательных. Познакомиться с этимологией слов  синоним и антоним. Работать со  словарями синонимов и антонимов  учебника. Находить нужную информацию  о слове в этих словарях. Определять смысловое значение  пословиц и соотносить их с определёнными  жизненными ситуациями. Анализировать речевые  высказывания с использованием в них  языковых средств. Подбирать заголовок к  тексту. Излагать письменно содержание  текста по данным вопросам. Определять грамматические  признаки имен существительных: одушев­ лённое или неодушевленное, собственное  или нарицательное; число (единственное  или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность  определения грамматических признаков  имени существительного. Классифицировать имена  существительные по определённому  грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён  существительных имя существительное с  определённым признаком. Работать с повествовательным  текстом: определять его тему и главную  мысль, подбирать заголовок к тексту,  определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать  составленный текст в соответствии с  вопросами. Проверять написанный текст. Оценивать свои достижения при  выполнении заданий Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для  любознательных: ознакомление с историей  появления названия имя прилагательное и  лексическим значением имён  прилагательных. 28 Обосновывать правильность  отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания  русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные  — сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для  любознательных: ознакомление с историей  появления названия имя прилагательное и  лексическим значением имён  прилагательных. Обосновывать правильность  отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания  русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные  — сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Распознавать текст­рассуждение. Создавать устные и письменные  тексты­рассуждения. Работать с текстом: определять  тип текста, тему и главную мысль,  29 14 Имя прилагательное –  часть страны Речь.   2ч. 15 Словарное богатство  родного языка.   2ч. 16 Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? 2ч.   17 Универсальные  заменители. (Назначение  местоимений). 2ч. 18 Глагол – часть страны  Речь. 2ч.     выделять части в тексте­рассуждении,  записывать текст по частям. Оценивать  свои достижения при выполнении заданий  «Проверь себя» в учебнике и по  электронному приложению. Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для  любознательных: ознакомление с историей  появления названия имя прилагательное и  лексическим значением имён  прилагательных. Обосновывать правильность  отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи  прилагательные различных лексико­ тематических групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания  русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные  — сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Распознавать личные местоимения  (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена  существительные. Заменять повторяющиеся в тексте  имена существительные личными  местоимениями. Составлять из предложений текст,  подбирать к нему заголовок, записывать  составленный текст. Составлять по рисункам диалоги.  Находить в диалогической речи  местоимения и определять их роль в  высказываниях. Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лексическому  значению и вопросу. Обосновывать правильность  30 19 Сказка о глаголе, о  спряжении глагола. 20 Глагол и его друзья. 2 ч. 2ч. 21 22 23 24 Глагол – настоящий богач среди частей речи. 2ч. Сила любви. НЕ с  глаголами. Откуда появились  глаголы – исключения? Хорошо ли ты знаешь  глагол? 2ч. 2ч. 1ч. отнесения слова к глаголу.  Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы,  употреблённые в прямом и переносном  значениях. Определять, каким членом  предложения является глагол в предложе­ нии. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Определять спряжение глаголов. Определять, каким членом  предложения является глагол в предложе­ нии. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лексическому  значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к глаголу.  Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы,  употреблённые в прямом и переносном  значениях. Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лексическому  значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к глаголу.  Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы,  употреблённые в прямом и переносном  значениях. Работать над написанием частицы Не с  глаголами. Добывать из интернета информацию об образовании глаголов. Находить нужные сведения из  словообразовательного словаря. Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лексическому  значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к глаголу.  Классифицировать глаголы по вопросам. 31 25 26 27 28 29 30 31 32 Хорошо ли ты знаешь  глагол? 1ч. В царстве наречий. В царстве наречий. Служебные части речи:  предлоги, союзы,  частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение  частиц. Служебные части речи:  предлоги, союзы,  частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение  частиц. Хорошо ли ты  знаешь части речи? Хорошо ли ты  знаешь части речи? Слова –  родственники. (Об  однокоренных словах). 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Распознавать глаголы,  употреблённые в прямом и переносном  значениях. Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лексическому  значению и вопросу. Обосновывать правильность  отнесения слова к глаголу.  Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы,  употреблённые в прямом и переносном  значениях. Распознавать наречие среди других  частей речи. Определять роль наречия в  предложении. Распознавать наречие среди других  частей речи. Определять роль наречия в  предложении. Узнавать служебные части речи в  устной и письменной речи. Правильно употреблять их в речи . Узнавать служебные части речи в  устной и письменной речи. Правильно употреблять их в речи . Классифицировать знания о всех  частях речи. Составить сводную таблицу о частях  речи. Использовать полученные знания на  практике. Определять части речи в тексте. Подбирать примеры слов с  изучаемой орфограммой.                 Находить в словах значимую часть  слова – корень, подбирать однокоренные  слова. Называть  признаки   родственных (однокоренных слов). Выделять  корень   в   однокоренных 32 33 34 35     Слова –  родственники. (Об  однокоренных словах). 1ч. Русский язык  неисчерпаем, как сама  жизнь. Русский язык  неисчерпаем, как сама  жизнь. 1ч. 1 ч. словах. Наблюдать  однокоренных слов. за   образованием Различать  однокоренные   слова   и формы одного и того же слова. Подбирать  однокоренные   слова   к данному слову. Подбирать примеры слов с  изучаемой орфограммой. Находить в словах значимую часть  слова – корень, подбирать однокоренные  слова. Называть  признаки   родственных (однокоренных слов). Выделять  корень   в   однокоренных словах. Наблюдать  однокоренных слов. за   образованием Различать  однокоренные   слова   и формы одного и того же слова. Подбирать  однокоренные   слова   к данному слову. Решать логические задания по  русскому языку. русскому языку. Оценивать свои знания. Решать логические задания по  Оценивать свои знания. 33

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа

Внеурочная деятельность «Волшебная сила слова» программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018