Мир растений огромен и оказывает воздействие на все без исключения сферы жизнедеятельности организма человека.
В последние годы интерес к лечению лекарственными растениями (фитотерапии) значительно возрос. Этому во многом способствует наличие многочисленных побочных явлений, осложнений при проведении терапии многими современными сильнодействующими синтетическими средствами.Внеурочная деятельность
Введение
Мир растений огромен и оказывает воздействие на все без исключения сферы
жизнедеятельности организма человека.
Опыт использования растительных средств профилактического и лечебного
плана насчитывает тысячелетия. И это не удивительно. Растения, как ведущий
компонент питания человека, естественно включаются в его метаболизм, оказывают
активное влияние на все его органы и функциональную активность. Отсюда и твердое
убеждение многих исследователей растений, что «в природе нет болезней, против
которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ».
Характерный пример – энергичные попытки найти растительные, природные
средства для лечения трагической болезни нашего времени – СПИДа,
предпринимаемые во многих странах мира.
В последние годы интерес к лечению лекарственными растениями
(фитотерапии) значительно возрос. Этому во многом способствует наличие
многочисленных побочных явлений, осложнений при проведении терапии многими
современными сильнодействующими синтетическими средствами.
Современному человеку в быстром ритме жизни проще и легче выпить
таблетку и получить практически мгновенный результат при наличии каких – то
симптомов болезни или недомоганиях. Ему не хватает времени, чтобы приготовить
экстракты, отвары или настои лекарственных растений и определенным образом
применить их. А ведь многие растительные средства комплексного характера
обладают целым рядом преимуществ в сравнении с синтетическими препаратами.
Это и низкая токсичность или отсутствие таковой, мягкость действия и возможность,
в связи с этим, весьма длительного их использования без опасности побочных
явлений.
Все больше рекламируются и появляются в продаже косметические средства
на основе экологически чистых и безопасных растительных веществ; все больше
говорят о пользе здорового питания, неотъемлемым элементом которого является
растительная пища; на телевизионных экранах можно видеть ряд программ,
посвященных использованию растений в различных областях нашей жизни.
Таким образом, роль растительного мира в жизни человека трудно
переоценить. Человек должен выступать не покорителем природы, а вдумчивым,
осторожным участником единого на нашей планете Земля процесса, название
которому – жизнь.Пояснительная записка
Программа элективного курса «Лекарственные растения вокруг нас»
предназначена для учащихся 7х классов. Предлагаемая программа имеет
пропедевтический характер, рассчитана на 34 часа и предполагает использование
активных форм обучения семинары, лекции с элементами беседы, сообщения
учащихся, практические работы, игры, а также текущий контроль в виде тестов и
итоговый контроль – защита рефератов. Данные формы обучения способствуют
формированию исследовательской деятельности, развивают самостоятельность и
творческую инициативу учащихся.
Цель программы:
научить определять и правильно применять знания о свойствах растений;
научить правилам сбора лекарственных растений;
формирование интереса к наукам о растениях и их практическом
использовании в различных сферах жизни человека;
формирование понятия актуальности данной темы.
Задачи программы:
показать необходимость знаний о лекарственных растениях для
практического применения их в повседневной жизни;
способствовать расширению кругозора учащихся,
дополнительную литературу и материал;
используя
воспитать убежденность в правильности использования лекарственных
средств в жизни современного человека.
2Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
1. описывать и объяснять результаты наблюдений;
2. применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;
3. проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о
лекарственных растениях с использованием различных источников;
4. оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
5. определять растения.
Учащиеся должны знать:
1. свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
2. правила сбора лекарственных растений;
3. какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов
Содержание программы учебного предмета (34 ч)
Тема 1. «ОтЧАЯнная любовь». Биография чая. Производство. Технология
переработки. Практическая работа № 1 «Чайная церемония».
Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев.
О пользе употребления чая. Практическая работа № 2 «Чайная
косметология».
Тема 2. «Историческая оранжерея». Новеллы – задачи. Легенды и былины о
растениях. Тест «Угадай меня».
Тема 3. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений. Практическая
работа № 3 «Сбор и первичная обработка лекарственных растений»,
Практическая работа № 4 «Полная обработка и закладка на
хранение лекарственных растений»
Тема 4. «Что в имени тебе моем…». Формакологические свойства отдельных
растений. Практическая работа № 5 «Приготовление отвара, настоя,
экстракта лекарственных трав»
3Тема 5. Растения как корректоры физиологических функций, активаторы
мышечной и умственной деятельности.
Тема 6. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Косметические и парфюмерные
средства. Тест. Практическая работа № 6 «Изготовление
косметического средства с использованием растений»
Тема 7. «Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». Растения в питании
человека. Растительная пища на нашем столе.
Практическая работа № 7 «Приготовление растительных блюд и
выявление их пользы для организма человека»
Тема 8. Подведение итогов. Решение экологических проблем.
Темы сообщений и рефератов для учащихся:
1. Из истории чая.
2. Охрана цветковых растений.
3. Косметические и парфюмерные средства на растительной основе.
4. Вегетарианство: «за» и «против». Растения в питании человека.
5. Растения на страже здоровья.
Литература и другие источники информации
Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2010.
Сало В.М. Из биографии чая. – Биология в школе №8/2011.
Учебное электронное издание. Биология 611 класс. – М.: Республиканский
мультимедиа центр, 2011.
4Календарно – тематический план (34 ч)
Кол
во
часов
3
4
4
5
№ п/п
Название темы
1
2
3
4
«ОтЧАЯнная любовь».
1. Биография чая. Производство. Технология
переработки.
2.Приобретение и хранение чая. Химический
состав чайных листьев.
3.О пользе употребления чая.
1.«Историческая оранжерея».
2. Новеллы – задачи.
3.Легенды и былины о растениях.
4.Тест «Угадай меня».
1.Сбор лекарственных растений.
2.Обработка лекарственных растений.
3.Хранение
4.Практическая работа № 1
«Полная обработка и закладка на хранение
лекарственных растений»
лекарственных растений.
1.«Что в имени тебе моем…».
2.Фармакологические свойства отдельных
растений.
3.Приготовление
4.Практическая работа № 2
«Приготовление отвара, настоя, экстракта
лекарственных трав»
отваров и настоев.
55.Практическая работа №3
«Чайная церемония».
функций.
1.Растения как корректоры
физиологических
2.Активаторы мышечной деятельности.
3.Активаторы и умственной деятельности.
4.Практическая работа № 4
«Чайная косметология».
1.Салон красоты.
2.Тест: «Свет мой, зеркальце,
3.Косметические средства.
4.Парфюмерные средства.
5.Практическая работа № 5
«Изготовление косметического средства с
использованием растений»
скажи…»
1.«Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты».
2.Растения в питании человека.
3. Растительная пища на нашем столе.
4.Практическая работа № 6
«Приготовление растительных блюд и
выявление их пользы для организма человека»
Решение
Из истории чая.
Охрана цветковых растений.
Косметические
Итоговое занятие.
экологических задач. Защита сообщений
1.
2.
3.
средства на растительной основе.
4.
Растения в питании человека.
5.
и парфюмерные
Вегетарианство: «за» и «против».
Растения на страже здоровья.
4
5
4
5
5
6
7
8
6