Внеурочная деятельность,,Лекарственные растения вокруг нас,,(7 класс,биология)

  • Разработки курсов
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мир растений огромен и оказывает воздействие на все без исключения сферы жизнедеятельности организма человека. В последние годы интерес к лечению лекарственными растениями (фитотерапии) значительно возрос. Этому во многом способствует наличие многочисленных побочных явлений, осложнений при проведении терапии многими современными сильнодействующими синтетическими средствами.Внеурочная деятельность
Иконка файла материала уп 7 кл№.doc
Введение Мир растений огромен и оказывает воздействие на все без исключения сферы жизнедеятельности организма человека. Опыт   использования   растительных   средств   профилактического   и   лечебного плана   насчитывает   тысячелетия.   И   это   не   удивительно.   Растения,   как   ведущий компонент питания человека, естественно включаются в его метаболизм, оказывают активное влияние на все его органы и функциональную активность. Отсюда и твердое убеждение многих исследователей растений, что «в природе нет болезней, против которых   в   растительном   мире   не   образовались   бы   десятки   целебных   веществ». Характерный   пример   –   энергичные   попытки   найти   растительные,   природные средства   для   лечения   трагической   болезни   нашего   времени   –   СПИДа, предпринимаемые во многих странах мира. В   последние   годы   интерес   к   лечению   лекарственными   растениями (фитотерапии)   значительно   возрос.   Этому   во   многом   способствует   наличие многочисленных побочных явлений, осложнений при проведении терапии многими современными сильнодействующими синтетическими средствами. Современному   человеку   в   быстром   ритме   жизни   проще   и   легче   выпить таблетку  и  получить  практически  мгновенный  результат  при  наличии  каких  – то симптомов болезни или недомоганиях. Ему не хватает времени, чтобы приготовить экстракты,   отвары   или   настои   лекарственных   растений   и   определенным   образом применить   их.   А   ведь   многие   растительные   средства   комплексного   характера обладают целым рядом преимуществ в сравнении с синтетическими  препаратами. Это и низкая токсичность или отсутствие таковой, мягкость действия и возможность, в   связи   с   этим,   весьма   длительного   их   использования   без   опасности   побочных явлений. Все больше рекламируются и появляются в продаже косметические средства на   основе   экологически   чистых   и   безопасных   растительных   веществ;   все   больше говорят о пользе здорового питания, неотъемлемым элементом которого является растительная   пища;   на   телевизионных   экранах   можно   видеть   ряд   программ, посвященных использованию растений в различных областях нашей жизни. Таким   образом,   роль   растительного   мира   в   жизни   человека   трудно переоценить.   Человек   должен   выступать   не   покорителем   природы,   а   вдумчивым, осторожным   участником   единого   на   нашей   планете   Земля   процесса,   название которому – жизнь.Пояснительная записка Программа   элективного   курса   «Лекарственные   растения   вокруг   нас» предназначена для учащихся 7­х классов. Предлагаемая программа  имеет  пропедевтический  характер,  рассчитана  на 34  часа и  предполагает  использование активных   форм   обучения   ­   семинары,   лекции   с   элементами   беседы,   сообщения учащихся, практические работы, игры, а также текущий контроль  ­  в виде тестов и итоговый   контроль   –   защита   рефератов.   Данные   формы   обучения   способствуют формированию   исследовательской   деятельности,   развивают   самостоятельность   и творческую инициативу учащихся.                                                     Цель программы:  научить определять и правильно применять знания о свойствах растений;  научить правилам сбора лекарственных растений;   формирование   интереса   к   наукам   о   растениях   и   их   практическом использовании в различных сферах жизни человека;  формирование понятия актуальности данной темы.   Задачи программы:  показать   необходимость   знаний   о   лекарственных   растениях   для практического применения их в повседневной жизни;  способствовать   расширению   кругозора   учащихся, дополнительную литературу и материал;   используя  воспитать убежденность в правильности использования лекарственных средств в жизни современного человека. 2Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь: 1. описывать и объяснять результаты наблюдений; 2. применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья; 3. проводить   самостоятельный   поиск   дополнительной   информации   о лекарственных растениях с использованием различных источников; 4. оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека; 5. определять растения. Учащиеся должны знать: 1. свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений; 2. правила сбора лекарственных растений; 3. какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов   Содержание программы учебного предмета (34 ч) Тема 1. «ОтЧАЯнная  любовь». Биография чая. Производство. Технология              переработки. Практическая работа № 1 «Чайная церемония».              Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев.    О пользе употребления чая. Практическая работа № 2 «Чайная    косметология». Тема 2. «Историческая оранжерея». Новеллы – задачи. Легенды и былины о              растениях. Тест «Угадай меня». Тема 3. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений. Практическая                работа  № 3 «Сбор и первичная обработка лекарственных растений»,               Практическая   работа № 4 «Полная обработка и закладка на              хранение лекарственных растений»  Тема 4. «Что в имени тебе моем…». Формакологические свойства отдельных               растений. Практическая работа № 5 «Приготовление отвара, настоя,               экстракта лекарственных трав» 3Тема 5. Растения как корректоры физиологических функций, активаторы               мышечной и умственной деятельности. Тема 6. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Косметические и парфюмерные               средства. Тест. Практическая работа № 6 «Изготовление               косметического средства с использованием растений» Тема 7. «Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». Растения в питании               человека. Растительная пища на нашем столе.                         Практическая работа № 7 «Приготовление растительных блюд и                         выявление их пользы для организма человека» Тема 8. Подведение итогов. Решение экологических проблем.    Темы сообщений и рефератов для учащихся: 1. Из истории чая. 2. Охрана цветковых растений. 3. Косметические и парфюмерные средства на растительной основе. 4. Вегетарианство: «за» и «против». Растения в питании человека. 5. Растения на страже здоровья. Литература и другие источники  информации  Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Большая  Российская  энциклопедия, 2010.  Сало В.М. Из биографии чая. – Биология в школе №8/2011.  Учебное электронное издание. Биология 6­11 класс. –  М.: Республиканский  мультимедиа центр, 2011.                    4Календарно – тематический план (34 ч) Кол­ во часов      3      4      4         5 № п/п              Название темы         1        2     3        4  «ОтЧАЯнная любовь». 1. Биография чая. Производство. Технология переработки.  2.Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев.  3.О пользе употребления чая. 1.«Историческая  оранжерея». 2. Новеллы – задачи.  3.Легенды и былины о растениях.  4.Тест «Угадай меня». 1.Сбор лекарственных растений. 2.Обработка лекарственных растений. 3.Хранение   4.Практическая   работа № 1   «Полная обработка и закладка на хранение лекарственных растений»    лекарственных   растений. 1.«Что   в   имени   тебе   моем…». 2.Фармакологические   свойства   отдельных растений.  3.Приготовление   4.Практическая работа № 2  «Приготовление   отвара,   настоя,   экстракта лекарственных трав»   отваров   и   настоев. 55.Практическая работа №3  «Чайная церемония». функций. 1.Растения  как  корректоры физиологических   2.Активаторы  мышечной   деятельности. 3.Активаторы и умственной деятельности. 4.Практическая работа № 4 «Чайная косметология». 1.Салон красоты.  2.Тест: «Свет мой, зеркальце,  3.Косметические  средства.  4.Парфюмерные средства.  5.Практическая работа № 5 «Изготовление   косметического   средства   с использованием растений» скажи…» 1.«Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». 2.Растения в питании человека. 3.   Растительная   пища   на   нашем   столе. 4.Практическая работа № 6  «Приготовление   растительных   блюд   и выявление их пользы для организма человека» Решение Из истории чая. Охрана цветковых растений. Косметические Итоговое занятие.  экологических задач. Защита сообщений 1. 2. 3. средства на растительной основе. 4. Растения в питании человека. 5.   и   парфюмерные Вегетарианство:   «за»   и   «против». Растения на страже здоровья.      4      5      4      5     5     6      7      8         6

Посмотрите также