Калько Н.А.
Художественный руководитель
МБУК "ДЦ "Спутник"
Сценарий устного журнала "Знать закон, ответствовать перед законом"
для подростков.
Проведена в МБОУ "СОШ №7""__________ апреля 2014 г. в ______
Форма проведения: устный журнал с игровыми страничками.
Участники: дети младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК,
демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный
мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.
Ход мероприятия:
Слайд 2 (читает ведущий)
Всё лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной,
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь;
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу час,
А школе всё внимание.
Использую я право,
На образование. Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее
мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам,
которыми обладает каждый человек.
Слайд 3
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 20 ноября
ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989
году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. В этих документах
записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то
всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.
Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех
ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно
соблюдать права и обязанности.
Слайд 4
Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях мы проведём
устный журнал«Знать закон, ответствовать перед законом»,
в котором каждая страничка правовая игра .
Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход».
Вызываются два добровольца. Ведущий задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с
собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем,
кого выбрали, задаётся следующий вопрос « Кому бы, вы доверили нести рюкзак?».
Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой
секрет?». Так участники игры делятся на команды.
Командам вручаются конверты. В них лежат карточки с названием команды (всего
две команды).
( Команда "Фемида" Девиз: "Закон суров, но он закон!"
Команда "Уголовный кодекс" Девиз: "Безнаказанных не будет, невиновных не
осудят!")
(команда учеников)
Займите места за столом с соответствующим названием.
Следить за игрой и определять победителей будут люди, хорошо знающие законы и
обязанности взрослых и детей. Это, ваш классный руководитель и соц.педагог
школы.
Ведущий: Игра начинается.
Слайд 5
Страничка 1. «Азбука права».
Сейчас я буду читать вопросы. Если вы готовы дать ответ, поднимите руку. Ваша
задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово.
Список слов вы видите на экране. До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет)
Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном
праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений
надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества
на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)
Основной закон государства. (Конституция)
Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные
отношения.
Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.
(Преступление)
Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами,
которые его подписали. (Конвенция)
(Право)
Слайд 6 (заставка)
Ведущий: А сейчас предлагаю вам представить сценку «Чужой телефон».
Выходят дети с портфелями и кладут их.
Аня Ты не пойдешь на физкультуру?
Оля Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Оли. Она садится и начинает рисовать.
Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Ани.
Оля начинает чтото искать в портфеле у Ани. Находит сотовый телефон, начинает
смотреть его, читает сообщения. В это время входит Аня.
Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?
Оля А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А
как вы думаете ребята?
Высказываются дети.
Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и
ребёнок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какойлибо причине
посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
Страничка 2 « Шифровка».
Ведущий: Командам раздаются конверты с шифровками. Нужно расположить
карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время
на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда
получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды
могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
1 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного.
Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.
2 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны. Мы должны
быть рабами законов, чтобы быть свободными 3 набор: Изучать, не, того, решит, у, времени, не останется, кто, все, их, законы,
нарушать. У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их
нарушать.
4 набор: Закон, ничто, плохо, как, то, мы, каждый, знать, должен, так, не знаем что.
Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон.
Страничка 3. Слайд 7
Ведущий: Пока команды выполняют задание, проведём игру со зрителями
«Поможем сказочным героям отстоять свои права», пользуясь Конвенцией о правах
ребёнка. Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребёнка»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне свои денежки!» Буратино… (Согласно
конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет права на личное имущество.)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о
правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на защиту от физического насилия.)
Волк: «Козлятушки ребятушки, отопритека, отворитека». Козлята…
(Согласно Конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на защиту от
физического насилия.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша…(Согласно Конвенции о правах ребёнка, запрещена эксплуатация
детского труда.)
Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка
каждый ребёнок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и
никто не вправе разлучить их.)
Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками.
Падчерица … (Согласно Конвенции о правах ребёнка государство должно
защищать всех детей.)
Страничка 4. «Путешествие в сказку».
Со зрителями мы поиграли в игру и помогли сказочным героям отстоять свои права.
Сейчас задание для команд. Вы будите рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша
задача: определить, каким правом воспользовались герои.
Слайд 8
Давайте посмотрим на слайд «Красная шапочка» каждый человек имеет право на
личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Слайд 9
«Буратино идёт в школу» каждый человек имеет право на образование.
Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное
образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное –
общедоступными.
Слайд 10 право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется
«Гадкий утёнок» все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все
люди наделены разумом и должны относиться друг к другу побратски.
Слайд 11
«Доктор Айболит» право на получение медицинской помощи и лечения.
Слайд 12
«Золушка»
законом.
Слайд 13
«Ледяная избушка» право на неприкосновенность жилища.
Слайд 14
"Колобок" свобода передвижения.
Слайд 15
Страничка 5. «Определи преступление».
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены
различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические
названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое
правильно определённое
преступление команда получает 0,5 балла. Всего
перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов,
которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.
№
Преступления
Юридическое
название
1. Иван исписал стены дома надписями «7а» – самый
Вандализм
лучший класс!»
2. Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете
Кража
3. Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»
Угон
4. Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы
заложена бомба
5. Коля заставил малыша дать 10 рублей
Заведомо
ложное
сообщение об акте
терроризма
Вымогательство
6. Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им
входить и выходить, употреблял нецензурные выражения
Хулиганство
7. Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней,
вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные
замечания
Оскорбление
8. Витя отобрал у Кости CDплейер
Грабеж Страничка 6. Ведущий: Пока наши команды выполняют задание, проведём игру со
зрителями «Это разрешается – это запрещается».
право
12летние
подростки
Задания:
1. 16летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют
трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право
несовершеннолетний устраиваться на работу?
2. 12летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я
зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша занимается
предпринимательской деятельностью, немалый доход имеет. Только не
ленись!»
заниматься
предпринимательской деятельностью?
3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и
отвели в милицию. По дороге они пытаются доказать, что им всего 13
лет и им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие
последствия могут быть?
4. Подросток, опоздав на работу вбегает в цех. Начальник делает ему
замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Все равно ничего не
будет». Прав ли он?
5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают
общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия
и можно ли этих подростков наказать?
6. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав,
ушли. Кто то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята
наказаны?
Ответы:
Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан
полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или
контракту. При этом родители за него ответственности не несут.
Ст.173КЗОТ.
Ситуация 2.С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься
предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него
ответственности Ст. 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут
совершать только мелкие бытовые сделки (без денег).Все остальное за них
совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст.28ГК.
Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие –
с14. Ст.5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное
дело
делам
несовершеннолетних.
возбуждается, а
передается
в
комиссию
по
Имеют
ли
не Ситуация 4. Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины
администрация принимает следующие взыскания: замечание, выговор,
строгий выговор, увольнение.
Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хилуганство. Ст.158.
Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по
отношению к прохожим – штраф в размере до одной минимальной
зарплаты, при повторном – ИДН.
Ситуация 6. Наказание не последует – был добровольный отказ от
преступления. Ст.31 УПК.
Страничка 7. Правовые пиктограммы.
Ведущий. Пиктограммы это рисуночное письмо, в котором зашифровано
какоето послание. Участникам игры предлагаются фломастеры, листы бумаги,
одна из статей Конвенции. Задание командам: за пять минут «зашифровать»
предложенную статью Конвенции. ( Задания прилагаются: Статья 28. 1.
Государстваучастники признают право ребенка на образование...
Статья 31. 1. Государстваучастники признают право ребенка на отдых и
досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и
заниматься искусством.)
По окончанию времени ведущий собирает рисунки и объясняет дальнейшую
задачу игрокам: за одну минуту обсуждения угадать, о какой статье,
«зашифрованной» на другом рисунке, идет речь.
После выполнения этого задания жюри оценивает художественную сторону
рисунка и правильность ответа по пятибалльной системе. Ведущий
подсчитывает общую сумму баллов.
Пока команды выполняют задание, мы с вами также займемся делом.
Каким правом вы пользуетесь в полной мере в настоящий момент?
Я предлагаю написать Вам диктант, который и покажет нам в полной ли
мере Вы используете это право. Затем дается пару минут на проверку.
На дощатой, брусчатой террасе, вблизи малинника, вдова
небезызвестного подъячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала
исподтишка моллюсками, винегретом из можжевельника и другими
яствами
под
аккомпанемент виолончели и аккордеона.
коллежского
Филипповича
асессора
Аполлона
Слайд 17
Ведущий: Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на когонибудь и обязательных
для выполнения. В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности,
которые имеют непосредственное отношение к вам, детям. Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?
(Обязанности: уважать старших и друг друга, уважать взгляды, свободу и
интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е.
соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить
опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в
том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество
и все принадлежности.)
Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности. Давайте их
озвучим. (Озвучивают представители команд)
Ведущий:
Наши поступки… Всегда ли они приносят добро людям? А себе самому? Ведь ещё
Сократ много веков назад решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди
знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Кто не знает, что грабить,
насиловать, убивать, красть… не только безнравственно, но и противоправно? А
почемуто грабят, убивают, крадут… Скажете – это жизнь. Да, это и многое другое –
красивое и безобразное, истинное и ложное, доброе и злое есть жизнь. Десятки,
сотни, тысячи вопросов… Один другого мудрее, противоречивее, неразрешимее.
Однако разрешать их надо, иначе как жить дальше? Хотелось бы закончить нашу
встречу притчей.
Слайд 18
Восточная притча.
Давнымдавно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый
способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш
Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую
красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за
его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Слайд 19
Ведущий: Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не
забывать обязанности: 1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим
так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
Справедливость.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.
4.Качество учтивого человека,
Воспитанность.
5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где
начинаются Обязанности.
Слово жюри, подведение итогов конкурса.
Ведущий: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам законов,
которые мы должны не только знать, но и соблюдать. В жизни, как и в нашей игре,
побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Пока
мы не поймём этой истины, нам будет трудно жить среди людей.
соблюдающего все правила приличия.
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по
воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как
люди» сказал Бернард Шоу.
Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспомните:
Я – человек – личность гражданин
Всегда готов встать рядом или впереди,
Протянуть руку помощи,
Легко нагнутся к малому и слабому,
Подставить плечи под груз тревог и забот,
Обернуться к отставшим,
Дотянуться до мечты,
Балансировать между желаниями и возможностями,
Перепрыгнуть через усталость и боль,
Подняться после неудачи,
Пронести через всю жизнь дружбу и любовь,
Бороться с собственной тенью,
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся,
И повторять комплекс опять и с начала – до победы.
Выполняя этот нравственный кодекс человека, мы всегда будем
реализовывать свои права, так как не будем нарушать права других.
Надеюсь, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы
сами будите всегда исполнять свои обязанности.
Слайд 20
Благодарю за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Внеурочная работа по обществознанию "Знать закон, ответствовать перед законом".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.