Внеурочное календарно-тематическое поанирование по экологическому воспитанию "Экологическое образование младших школьников с нарушениями слуха"

  • doc
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОИСЕЕВА ЭКОЛОГИЯ.doc

Тема: «Экологическое образование младших школьников с нарушениями слуха»

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна –

учитель начальных классов

 

«Всё связано со всем.

Всё должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не даётся даром»

 (Барри Коммонер, 1917-2012, США)

 

Экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения выступает базовым аспектом экологической политики Томской области нашего региона, имеющего богатый запас природных ресурсов. Нефть и газ, бескрайние леса и необъятные болота – это тот природный потенциал, на основе которого устойчиво и целенаправленно развивается Томская область.

 

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» Сладков Артемий Николаевич, 1920-1995, Россия, СССР.

 

В настоящее время, каждый житель нашей планеты обязан проявлять экологическую культуру, образованность, мышление, поведение, владеть экологическими знаниями.

 

 

   В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. 

   Младший школьный период развития  ребёнка с особенностями в развитии имеет важное значение для его последующего просвещения в области экологии, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить особенности в развитии, обеспечивает полноценное познавательное, социальное, личностное, экологическое развитие.

  

 

Экология в школе – это не мода, не очередное увлечение. Экология для начальных классов носит подготовительный характер, поскольку  закладывает у детей первоначально элементарные знания об окружающем мире. Для детей с нарушениями слуха необходима особая организация воспитательно-образовательной деятельности, содержание, формы, методы адекватные им возможностям.

 

В школе-интернате младшие школьники  получают элементарные сведения о живой и неживой природе, о пространственном размещении элементов природы, временном развитии организмов и среды их обитания, роли и месте человека в природе, его влиянии на природу и зависимости от природы.

 

Важным аспектом экологического образования младших школьников с дефицитарным развитием  является расширение представлений об окружающих их предме­тах и явлениях общественной жизни, природы. Познаватель­ное развитие детей осуществляется в процессе дидактических и подвижных игр, в процессе озна­комления с окружающим миром, в различных видах тру­да, в ходе обучения изобразительной и конструктивной дея­тельности, в процессе участия в конкурса, олимпиадах различного уровня.

 

Главная цель обучения экологического образования -  формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребёнка к живой и неживой природе, к себе и окружающим людям, как части природы.

        Реализация  экологического образования осуществляется в формах, специфических для детей младшего школьного возраста, прежде всего в познавательной и исследовательской деятельности (ощупывание, сравнение, исследование), в форме творческой активности, обеспечивающей эстетическое развитие ребенка.

Задачи экологического образования:

формирование  первичных представлений  об окружающем мире; необходимости природоохранной деятельности;

развитие навыка наблюдений в природе за явлениями и объектами;

способности анализировать их;

формирование межпредметных связей в курсе развития речи и экологии, развитие творческого мышления.

- формирование системных  экологических понятий и представлений о  природе и мире как  среде жизнедеятельности человека;

- иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо   запоминающимися примерами, доступными для восприятия и  осознания  в данной возрастной группе;

- воспитание чувства любви к родному краю

побуждение бережного и сознательлного отношения к родной природе

развитие творческих= способностей, познавательного и нтереса, логического мышления

умения устанавливать причинно-следственные связи

- воспитание экологической культуры и нравственности  как основы  взаимоотношений человека и природы;

- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе,  осознания ответственности за свои поступки;

- воспитание неравнодушия к  происходящему вокруг;

Вышеозначенные зщадачи позволяют более полно реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических тзнаний о природе, обеспечить более надёжнвые основы экологической ответственности у детей с нарушениями слуха.

 

 

Вся практическая часть экологического образования наполнена: экскурсиями, наблюдениями, практическими работами, способствующими освоению первичных экологических и природоведческих понятий.

Экскурсия со слабослышащими и глухими детьми представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями, а именно: тематичностью, целеустремлённостью, наглядностью, демонстрационностью, эмоциональностью, и др.

       Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм обучения:

- для дошкольников – практические занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.

- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.

 

Погода меняется по сезонам, температура воздуха, влажность, атмосферное давление, характер и количество осадков, облачность, промерзание и оттаивание почвы, замерзание и оттаивание ото льда водоёмов, появление первой весенней травки, первых цветов. Наши дети уже имеют опыт наблюдений и могут самостоятельно их проводить. Ежедневные наблюдения за погодой проходят в пределах школы. Наблюдая, слушая, ощущая, проговаривая дети получают возможность анализировать полученную из вне информацию, самостоятельно или с нашей помощью анализируют, делают выводы, умозаключения. Выбор материала экскурсии – его методическая разработка обеспечивает выработку у детей отношения  к природе, событиям, фактам.

 

 

Всё это оказывает влияние на растения и животных, в том числе и на человека. Поэтому в обязательном порядке организуем четыре экскурсии в природный комплекст, по одной в сезое.В основном это наблюдения за погодой, некоторыми другими явлениями природы, которые не требуют выхода в природные комплексы.. Весной, когда яваления сменяют друг друга буквально по часам, фенологические наблюдения проводим один раз в три дня с посещением всех природных комплексов.

 

Преподавание экологии невозможно без наблюдений школьников в природе, без экскурсий в природу, без непосредственного контакта с «живой» природой.

 

говорить о природе уважительно, с чувством гор

   Экологическое образование и просвещение  несёт социальную ответственность. Допущенные в этой области ошибки обходятся очень дорого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

  1. Повышение знаний детей о природе родного края, о целостности природных комплексов, о связи человека с окружающей средой.
  2. Осуществление преемственности между начальным и средним звеном через экологическое образование и воспитание.
  3. Формирование готовности к правильному взаимодействию с окружающей средой, реализации своих знаний в разнообразных ситуациях.
  4. Осознание себя, как носителя экологической культуры.

3.Заключение

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в дошкольном возрасте и начальной школе необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Аспект экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Экологическое воспитание поможет сформировать у детей основы экологического мышления:

♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

♦ предотвращение появления агрессии по отношению к окружающему миру

 Разнообразные формы и методы работы будут способствовать развитию у детей с нарушениями слуха познавательного интереса, эмоционально-действенного характера, эстетического переживания, бережного отношения к природе.

Внеурочное календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию младших школьников с нарушениями слуха

«Чудеса зелёного дома»

 

Направления работы, содержание

месяц

 

Наблюдения во время прогулки

 

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

- Осень. Листья разные на деревьях. - Листопад Плоды деревьев: ягоды рябины, семена

- Рассмотрение иллюстрации «Лес точно

терем расписной…»

Рассмотрением иллюстрации «Перелётные птицы»

- Синичкин день» (кормление синичек на прогулке)

клёна ясеневого

-

- «

Сбор материала во время прогулки. Творческая деятельность Труд. ИЗО.

 

сентябрь

 

-панно «Осень в лесу» (аппликация из засушенных листьев)

- изо (аппликация) «Листопад»

октябрь

 

-изо (аппликация) «Осенний букет»

октябрь

 

- поделки «Перелётные птицы»

октябрь

 

- поделка из ягод рябины «Рябиновые бусы»

октябрь

 

- поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет»

октябрь

 

- изо (лепка) «Кисть рябины»

ноябрь

 

-поделка из шишки «Ёжик»

ноябрь

 

- поделки из природного материала (шишки, семена клёна ясеневого, скорлупа грецкого ореха) «Птичий базар»

 

 

ноябрь

 

Дидактические игры. Развлечения.

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

- д/и «Когда это бывает?»

- д/и «С какого дерева упал листочек?»

- д/и «Узнай плод»

- д/и «Подарки осени»

- д/и «Что тут лишнее?» (деревья-цветы)

- праздник «Осень в лесу»

Занятие – беседа « Лес вокруг нас» (бережное отношение к деревьям).

сентябрь

октябрь

ноябрь

 

Методические рекомендации.

 Обработка материала. Фотосъёмка.

сентябрь

октябрь

ноябрь

 

Наблюдения во время прогулки

 

 

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

- Зима. Деревья зимой (в инее, в снегу, голые).

- Зимой и летом одним цветом (ель, сосна)

- Как пахнут деревья? (хвойный запах).

- Деревьям холодно зимой (окапывание снегом стволов деревьев).

- Какое дерево на участке самое высокое? Самое низкое?

- Рассмотрение коры дерева (гладкая, шершавая).

- Кто соседи дерева? (на участке).

- Чьи шишки короче, чьи длиннее?

-Зимующие птицы. Кто прилетает к нам на участок?

- Что и как едят птицы? Корм для птиц. Подсыпание корма в кормушки.

- «Что за чудо, эти снежинки»?!

- Свойства снега: снег тает, превращается в воду

- Поделки из снега.

- Экскурсия в парк «Следы на снегу»

Сбор материала.  Творческая деятельностьТруд. ИЗО.

 

декабрь

 

- корм для птиц (хлебные крошки, крупа, ягоды, семечки).

- изготовление замороженного корма для птиц.

декабрь

 

- поделка «Сезонное дерево» (из картона)

декабрь

 

- изо (аппликация-конструирование) «Птички на дереве». Кроссворд «Зимующие птицы»

декабрь

 

- поделка из салфеток «Лесная красавица»

декабрь

 

- изготовление из бумаги снежинок.

январь

 

- уголок  «Зима на окошке»

январь

 

- коллективная поделка «Птичья сказка»

февраль

 

- поделка «Зимняя ветка» (из бросового материала)

февраль

 

 Дидактические игры. Развлечения

 

 

 

декабрь

январь

февраль

 

- д/и «Буква потерялась» (по т. Птицы)

- д/и «Собери птицу по частям»

- п/ и «Воробушки»

- «Птичья сказка» (фланелеграф)

- п/и «Филин и пташки»

- развлечение «Зимние забавы» (игры на    улице)

- д/и «Подбери цвет» (ель, сосна)

- оздоровительный досуг

- праздник «Чудеса зимнего леса»

Занятие – беседа «Зелёная красавица» (бережное отношение к ёлкам).

декабрь

 

Методические рекомендации.

Обработка материала. Фотосъёмка.

декабрь

январь

февраль

 

Наблюдения

 

 

 

март

 

апрель

 

май

 

 

 

 

 

 

 

- Весна. Сосульки. Почему они появляются?

- Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках.

- «Зелёные островки» (проталины, первая зелень)

- «Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы)

- Первые цветы «мать и мачехи»

- Скворцы  прилетели.

- Как дерево дышит, питается и растёт

- Сравни хвойное и лиственное дерево

- Лес – многоэтажный дом

Сбор материала. Труд. ИЗО.

 

март

 

 

- посадка лука в стакан. Появление корней и перьев зелёного лука.

- изо «Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур)

март

 

- конструирование из бумаги «Тюльпаны»

март

 

- оригами «Птицы прилетели»

март

 

- изготовление книжек-малышек о деревьях

 

апрель

 

поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка)

апрель

 

- «Цветы» (поделка из подручного материала)

апрель

 

- оформление коллективного плаката «Как лесник заботится о лесе»

май

- «Цветочная поляна»

(аппликация и конструирование)

май

Дидактические игры. Развлечения

 

 

март

апрель

май

- д/и «У кого какие клювы и ноги»

- сказка на фланелеграфе «Отчего у журавля длинные ноги»

- п/и «Назови меня»(повадки животных)

- развлечение «Птицы наши друзья»

- д/и «Части дерева»

- пальчиковая игра «Этот лист берёзовый…»

- «Что тут лишнее?» (деревья-цветы)

Занятие – беседа «Птичьи домишки» (разнообразие птичьих гнёзд).

Бережное отношение к птицам.

март

 

Занятие – беседа «Будь природе другом» (правила  поведения в природе)

апрель

Занятие – беседа

 «Зелёная аптека» с использованием фланелеграфа для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся начальной школы.

 

 

май

Обработка материала. Фотосъёмка.

март

апрель

май

 

 

 

 

 

 

Наблюдения

 

 

 

март

 

апрель

 

май

 

 

 

 

 

 

- Весна. Сосульки. Почему они появляются?

- Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках.

- «Зелёные островки» (проталины, первая зелень)

- «Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы)

- Первые цветы «мать и мачехи»

- Скворцы  прилетели.

- Как дерево дышит, питается и растёт

- Сравни хвойное и лиственное дерево

- Лес – многоэтажный дом

Сбор материала. Труд. ИЗО.

 

март

- посадка лука в стакан. Появление корней и перьев зелёного лука.

- изо «Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур)

март

- конструирование из бумаги «Тюльпаны»

март

- оригами «Птицы прилетели»

март

- изготовление книжек-малышек о деревьях

 

апрель

поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка)

апрель

- «Цветы» (поделка из подручного материала)

апрель

- оформление коллективного плаката «Как лесник заботится о лесе»

май

- «Цветочная поляна»

(аппликация и конструирование)

май

Дидактические игры. Развлечения

 

 

март

апрель

май

- д/и «У кого какие клювы и ноги»

- сказка на фланелеграфе «Отчего у журавля длинные ноги»

- п/и «Назови меня»(повадки животных)

- развлечение «Птицы наши друзья»

- д/и «Части дерева»

- пальчиковая игра «Этот лист берёзовый…»

- «Что тут лишнее?» (деревья-цветы)

Занятие – беседа «Птичьи домишки» (разнообразие птичьих гнёзд).

Бережное отношение к птицам.

март

 

Занятие – беседа «Будь природе другом» (правила  поведения в природе)

апрель

Занятие – беседа

 «Зелёная аптека» с использованием фланелеграфа для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся начальной школы.

 

 

май

Обработка материала. Фотосъёмка.

март

апрель

май

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2. План работы с родителями.

 

Направления работы

Срок реализации.

Сбор растений, семян. Изготовление гербариев (родители + дети).

июнь, июль, август

Беседа с родителями «Опасные ситуации для леса» (опасно разводить костры, играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара).

 

сентябрь

Наблюдения родителей и детей по дороге в сад «Почему деревья осенью раздеваются».

октябрь

 

Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека). Разговор с врачом.

 

октябрь

 

Осенняя ярмарка «Что нам осень принесла» (Выставка поделок. Игровое развлечение (педагоги + родители + дети)).

ноябрь

«Синичкин день». Приготовление корма для птиц. Изготовление и развешивание кормушек.

ноябрь

Беседа «Зелёная красавица»

(бережное отношение к ёлкам).

декабрь

Подготовка и проведение новогоднего праздника (Пожарная безопасность при использовании иллюминации для елки,  материалов для изготовления костюмов, при  украшении зала, применении пиротехники и т.д.)

 

декабрь

 

Совместные наблюдения по дороге в сад:

Деревья зимой (в инее, в снегу, голые).

«Что за чудо, эти снежинки»?!

«Следы на снегу»

 

январь

Оформление выставки поделок «Зима на окошке»

февраль

Информирование родителей  «Правила безопасности на дороге» (гололёд и появление сосулек).

 

март

Совместные наблюдения по дороге в сад:

«Зелёные островки» (проталины, первая зелень)

Первые цветы «мать и мачехи»

«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы)

 

апрель

Показ слайдов «Фитотерапия в нашей жизни» (здоровье наших детей)

апрель

Беседа «Будь природе другом» (правила  поведения в природе). Задания на лето (сбор растений, семян, изготовление гербариев)

май

Оформление информационных стендов для родителей:

«Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»;

«Домашние растения (красота и польза)». Фотоснимки.

«Целительная сила деревьев». Материал для чтения.

«Ознакомление с природой через экологическую тропу» Материал для чтения.

 

 

в течение учебного года

 

 

                  


2. Начальная ступень обучения.

2.1. Показатели умений и навыков обучающихся начальной ступени обучения.

        

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются  игровая и учебная.
              В течение первого  года обучения у детей должно появиться:
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
      В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
     В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме. Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
        В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже природные и культурные объекты места проживания.
       Изучают экологическую литературу, которая помогает формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
        

 

                                                

 


2.2. Сетка занятий по предметам с экологическим направлением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М/ц

 

 

Название предмета

1кл

2кл

3кл

4кл

Осень

час

час

час

час

1.Сентябрь

2. Октябрь

3. Ноябрь

 

ОЗМ

1

2

2

 

Технология

1

 

 

 

Природоведение

 

 

 

1

ИЗО

 

1

1

1

Зима

 

1кл

2кл

3кл

4кл

1. Декабрь

2. Январь

3. Февраль

ОЗМ

1

2

2

 

Технология

1

 

 

 

Природоведение

 

 

 

1

ИЗО

 

1

1

1

Весна

 

1кл

2кл

3кл

4кл

1. Март

2. Апрель

3. Май

ОЗМ

1

2

2

 

Технология

1

 

 

 

Природоведение

 

 

 

1

ИЗО

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.3. Программа экологического воспитания младших школьников

«Чудеса зелёного дома»

 

месяц

Предмет

Класс

Тема

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

ОЗМ

1

Период – ранняя осень, начало осени.

Смена  времен года (осень после лета, после осени зима).

Приметы ранней осени:

- в погоде

-в неживой природе

- в живой природе (объяснение)

1

 

 

2

1. «Синичкин день» (беседа, рассказ).

2. Практическая деятельность. Заготовка корма и кормление синичек на прогулке.

2

 

 

3

 «Лес точно терем расписной…» .

- Чтение рассказов об осени.

- Чтение стихов.

- Практическая деятельность (рисунки)

2

 

Технология

1

Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор красивых листьев для гербария. Укрытие листьями корней деревьев, объясните, почему это нужно делать.

1

 

Природоведение

4

«Почему осень называют золотой», «Куда и почему улета­ют птицы», «Что нам дарит осень» (диалог, беседа, слайд-шоу, составление рассказов)

1

 

ИЗО

2

 «Осенний букет» (аппликация)

1

 

 

3

Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

1

 

 

4

Объемная  аппликация «Ветка рябины»

1

ОКТЯБРЬ

ОЗМ

1

«Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в школу» (беседа)

1

 

 

2

Роль неживой природы в жизни живого. Живая природа (растения, животные и люди). Неживая природа – (вода, воздух, песок).  Экскурсия. «Где живет рыбка».  Работа с книгой.

2

 

 

 

3

 

1. Что такое экология? (экскурсия).

2. Познание окружающей среды с помощью искусства (Рассматривание произведений искусств и прослушивание музыки).

 

2

 

Технология

1

Сравнение комнатных растений (герань душистая, бальзамин и алоэ). Растения растут лучше, где земля поливается, удобряется или где мало поливается и не удобряется (опыты). Зарисовки.

1

 

Природоведение

4

Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека. (Просмотр фильма, беседа) Экскурсия.

1

 

ИЗО

2

Отразить приметы золотой осени в рисун­ках.

1

 

 

3

Заготовка разнообразного природного материала.  Изготовления поделок.

1

 

 

4

Поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет»

1

НОЯБРЬ

ОЗМ

1

 «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли чело­веку готовиться к зиме». Чтение рассказов, осмысление прочитанного.

1

 

 

2

 Как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

В.Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких животных, см. приложение).

Работа по тексту.

2

 

 

3

 Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», Чтение, беседа.

Вопросы по тексту. Пересказ.

2

 

Технология

1

Изготовление кормушек для птиц из пакета для молока или пластиковой бутылки, корочек апельсин.

1

 

Природоведение

4

«У природы нет плохой погоды» (Активизировать знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных).

1

 

ИЗО

2

 «Погода сегодня» (рисование триз).

1

 

 

3

Поделки «Перелётные птицы»

1

 

 

4

Дары осени (рисование)

1

ДЕКАБРЬ

ОЗМ

1

«Зимние явления в неживой природе» (наблюдения за снегом, зимняя погода, свойства снега, рассматривание  снежинок).

Снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза.

1

 

 

2

 «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель».  

2

 

 

3

«Как помочь птицам зимой». Беседа.  Кормушки для птиц повесить на участке.

2

 

Технология

1

Новогодняя ёлка. Изготовление украшений из бытового мусора.

1

 

Природоведение

4

«Зимующие птицы». Птицы нашего леса.

1

 

ИЗО

2

 «Деревья в снегу» (рисование триз)

1

 

 

3

«Моя варежка»  Узор.

Обвести ладонь  (сомкнутые пальцы),  пофантазировать над узором.

1

 

 

4

«Снегирь на ветке» (аппликация)

1

ЯНВАРЬ

ОЗМ

1

Знакомство с зимними явлениями в нежи­вой природе (гололед, снегопад, сугробы, метель, вьюга, оттепель). (Показ слайдов со звуковым сопровождением).

1

 

 

2

Жизнь  растений и животных зимой.

«Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Ес­ли дома живет птичка» (Беседа).

2

 

 

3

 Дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий

Зимний лес. Прогулка в парк Изучение «писем» на снегу (следы птиц, зверей).

2

 

Технология

1

Подкорм­А птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Рисование на снегу.

1

 

Природоведение

4

«Деревья зимой» (в инее, в снегу, голые). Беседа.

1

 

ИЗО

2

Изготовление из бумаги снежинок.

1

 

 

3

«Новогодняя ёлка» (аппликация)

1

 

 

4

«Зимний лес»

(рисование, акварель)

1

ФЕВРАЛЬ

ОЗМ

1

«Зимующие птицы»

(Сорока, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь). Беседа. Показ слайдов со звуковым сопровождением.

1

 

 

2

Фев­раль называют «лютым» месяцем. Беседа об явлениях неживой природы в феврале (морозы, дуют холодные ветры, метут метели).

 Времена года и состояние растений зимой (жизнь растений зами­рает, растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят – опыт с веточкой, поставить в воду).

2

 

 

3

«Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег — в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний лю­бимец». Наблюдения. Беседа. Рассказ.

2

 

Технология

1

Просмотр диафильма «Как зимуют животные». «Животные зимой» (аппликация)

1

 

Природоведение

4

«Птица в клетке» (беседа, о разных условиях проживания птиц и животных). Экскурсия в зоопарк.

1

 

ИЗО

2

«Красивые снежинки» (акварель)

 

 

 

3

«Елка зимой в лесу» (рисование)

 

 

 

4

«Рисование  дерева по частям» (ветки, ствол, корень, листья).

 

 

МАРТ

 

ОЗМ

 

1

 

Пришла весна. Животные весной.

Беседа.

 

 

 

2

Признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки).

 Кто живет в почве?

(как образуется почва, ее взаимосвязь с растениями и животными).

2

 

 

3

Опасные ситуации для леса (опасно разводить без взрослых костры, играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара).
 Игры на свежем воздухе «Смелые пожарники».

2

 

Технология

1

Посадка гороха в уголке природы

 

1

 

Природоведение

4

«Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малы­шей» (поведение диких зверей весной).

1

 

ИЗО

2

«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы, наблюдение – рисование).

1

 

 

3

«Зелёные островки» (проталины, первая зелень). Рисование.

1

 

 

4

«Птицы прилетели» (оригами)

 

1

АПРЕЛЬ

ОЗМ

1

Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках. Беседа.

1

 

 

2

 «Почему весной бывают наводнения»,

 «О чем рас­сказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные ра­стения),

2

 

 

3

 «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).
Беседа. Рассмотрение иллюстраций «На льдине».

2

 

Технология

1

Поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка)

1

 

 

Природоведение

4

Океан (океан – родной дом и среда обитания для бесчисленного множества жизни от одноклеточных бактерий до гигантских китов).

1

 

ИЗО

2

«Первые цветы «мать и мачехи»» (рисование)

1

 

 

3

Хвойный лес (рисование)

1

 

 

4

Поляна луговых цветов (аппликация)

1

МАЙ

ОЗМ

1

«Правила друзей леса» (поведение в лесу, экскурсия)

 

 

 

2

 «Весенний луг»

(строение и размножение растений луга) Беседа о бережном отношении к лесным и луговым цветам;
взаимосвязь растений и животных.

2

 

 

3

Планета Земля. Глобус.

2

 

Технология

1

«Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур)

1

 

Природоведение

4

 Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы. Фольклор.

 

1

 

ИЗО

2

 «Цветочная поляна»

(аппликация и конструирование)

1

 

 

3

 «Земля» из цветного пластилина.

1

 

 

4

 «Ветка с почками» (триз)

1

 

3.Заключение

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в дошкольном возрасте и начальной школе необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Аспект экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Экологическое воспитание поможет сформировать у детей основы экологического мышления:

♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

♦ предотвращение появления агрессии по отношению к окружающему миру

 Разнообразные формы и методы работы будут способствовать развитию у детей с нарушениями слуха познавательного интереса, эмоционально-действенного характера, эстетического переживания, бережного отношения к природе.


4. Дополнительный материал

 

Н.Сладков «Почему ноябрь пегий»

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

- Нельзя, туча, назад, назад! - закричала серая Куропатка.

 - Землю снегом засыплешь - что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

- Давай вперёд, нечего пятиться! - заворчал Медведь.

- Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

- Сто-ой, сто-ой! - завыли волки.

- Насыплешь снегу - ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча заколыхалась - остановилась.

А из лесу крик и вой.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! - кричат одни.

- Не смей снег высыпать! - воют другие.

- Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

Ни зима, ни осень!



 В. Зотов Лесная азбука

Волк

Сорока уселась на ветку березы, хотела, было лететь дальше, как увидела волков. Решила белобокая поговорить с ним и слетела пониже.
- Ох, и хитры, же серые, — затараторила Сорока. — Друг за другом бегут, лапы ставят след в след. Бежит целая стая, а на снегу след только одного волка. Вот и попробуй, догадайся сколько вас здесь пробежало.
- Ты лучше помолчи, прикрикнул на длиннохвостую вожак стаи, старый Волк, — а то всю нашу добычу распугаешь.
- Посмотрите на них! Собрались один одного меньше, не унимается сорока.
- Ты разве не знаешь, что, кроме меня и Волчицы, в стае наши дети? Они родились в этом и прошлом году, — объяснил птице Волк.
- А что я же я летом-то их не видела? — опять заволновалась Сорока. — Где ты их прятал?
- Ох, и любопытная ты, стрекотуха! — вздохнул Волк. — Ну, так и быть, слушай, расскажу тебе про наши волчьи обычаи.
Зимой мы, волки, ведем бродячую жизнь. Днем прячемся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходим на охоту. А когда приходит пора вырастить волчат, устраиваем себе логово. Делаем его недалеко от воды, в местах, к которым трудно добраться.
Весной у волчицы рождаются детеныши, слепые, покрытые буровато-серым пухом. Волчата похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый, а у лисят — белый.
И целое лето мы, родители, выкармливаем малышей. Только к осени все вместе покидаем логово…
Вдруг старый Волк прервал свой рассказ. Он услышал вой других волков и насторожился.
- Нас предупреждают об опасности. Надо скорее отсюда уходить.
- По-моему, все волки воют абсолютно одинаково, — длиннохвостая перелетела на соседнее дерево. — Как из этого можно что-нибудь понять?
- Эх ты, тараторка! Сколько в лесу живешь, а не знаешь, что мы воем по-разному, — сворачивая с просеки сказал вожак. — Это тебе наш вой кажется одинаковым, а на самом деле мы так сообщаем друг другу и о найденной добыче, и о приближении опасности….
- Ни за что бы не подумала, — перебила его Сорока-белобока, — что волки могут так разговаривать друг с другом на большом расстоянии. — Ни за что бы не подумала…. Ни за что…. — вновь и вновь повторяла она, улетая прочь.

Клен

- Хочешь посмотреть настоящую золотую осень? — спросил лисенок у своего друга.
- Еще как! — подпрыгнул на радостях Заяц.
- Тогда побежали со мной.
Лисенок показывал дорогу, а Зайка старался от него не отставать.
Они миновали поляну и очутились на небольшой горке.
- Смотри! — Лисенок показал на деревья.
- Красота, какая! — очарованно произнес серый.
Солнце освещало разноцветные листья кленов, которые росли среди зеленых елей.
Малыши спустились вниз, и подошли к большому Клену. Листья у него очень красивые. Все они одинаковые по форме, с пятью-семью острыми выступами, и все имеют длинный черенок. У каждого листа своя окраска, каждый привлекателен по-своему. Дерево словно горит и радует глаз разнообразием оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого.
- Видишь, какие они чистые? — Лисенок посмотрел на друга. — Словно дождем умытые.
- Да.. Послушай, раз он такой аккуратный, наверное, грязнуль не любит.
- А кто их любит-то? — засмеялся Лисенок и смахнул с лапы прилипшую травинку.
- Ой, крылышко полетело! — воскликнул Зайка.
- Крылышко несет плод и называется все это крылаткой, — пояснил Лисенок. — На следующий год из плода вырастет деревцо.
Малыши еще долго стояли и любовались Кленом.
- А давай наберем букеты и подарим нашим мамам, — предложил Зайка.
- Вот здорово будет! — согласился Лисенок.
И они стали собирать листья. Желтые, красные, багряные, многоцветные…

Лиственница

                   Зайка весело бежал по лесу, но вдруг увидел, что одна из елок стоит совсем желтая, и остановился.
- Тетушка Елка! Тетушка Елка! — закричал он, стоявшему рядом дереву. — Беда случилась. Ваша соседка заболела. Посмотрите, какая она желтая.
- Глупенький, — улыбнулась Ель.
- Это же Лиственница. Все мы, хвойные деревья, вечнозеленые. Только у нее одной хвоинки на зиму осыпаются.
- Недаром про меня говорят: «Из семейки сосен, елок, а зимует без иголок», — отозвалась Лиственница.
Под порывом ветра ее ветки закачались, и желтые иголки посыпались, словно дождик с неба.
Узкие плоские хвоинки, мягкие и нежные. Как только на всех деревьях начинают опадать листья, Лиственница желтеет, а потом и вовсе остается без хвои. Оттого, наверное, и назвали это красивое и стройное дерево Лиственницей.
- Лишь летом и осенью я нарядная, а зимой у меня иголок нет, зимой я неприметная, — вздохнула светолюбивая Лиственница.
- Да что ты, подружка! Зимой ты тоже хороша. Твои ветки усыпаны короткими побегами, будто маленькими бугорочками, а еще на ветках у тебя много нарядных мелких шишек.
Весной из-под тех самых бугорочков покажутся целые семейки зеленых хвоинок. А среди них загорятся на солнце шишечки с мягкими дымчато-малиновыми чешуйками.
Солнце вышло из-за тучи и осветило Лиственницу.
- Ну, прямо вся золотая, как сказочная Златовласка! — восхитился Зайка.

Лиса

Увидела Лисица Серого и решила с ним заговорить, а то скучно одной по лесу бегать.
- Здравствуй, куманек! — улыбнулась Волку Лиса, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.
- Здравствуй, здравствуй, — щелкнул зубами Волчище. — Опять что-нибудь скверное затеяла?
- Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! — возмутилась рыжая.
- А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? — напомнил Волк. — Еле ноги унес.
- Так это же сказка! — махнула лапой Лиса.
- А Колобка кто съел? А Петушка-Золотого Гребешка кто хитростью в лес заманил? — не унимался тот.
- И ты всему поверил? — Лисица обвила ноги пушистым хвостом. — Ты больше слушай, тебе еще и не такого наговорят.
- Ну, если все это неправда, то уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.
- Ха-ха-ха! — рассмеялась плутовка. — Ну, ты, оказывается, совсем меня не знаешь. На домашних птиц нападаю очень редко. Я все больше на грызунов охочусь. Полевки, мыши, да суслики — вот моя еда. Если землеройка попадется — и ее съем. Когда уж совсем голодная буду, могу напасть на зайца или куропаткою Летом не откажусь от насекомых и ягод.
- Да-а-а, кума! — протянул Волчище. — Опять, наверное, ты меня обманываешь. Летом-то на мышей охотиться можно, я поверю, а где же ты зимой их найдешь.
- Подожди, подожди. — Лиса потянула носом. — Чуешь?
- Что? — Серый недоуменно повертел головой.
- Мышь скребется.
- Никого не вижу, Да где она скребется-то? — удивился Волк.
- У тебя под ногами, — ответила рыжая и всеми четырьмя лапами бросилась на то место, где стоял Волк.
Волчище от неожиданности подпрыгнул и отскочил в сторону. А Лиса начала быстро копать снег. Цап-царап — и во рту плутовка мышь.
- Совсем маленькая оказалась мышка. Не наелась я. Придется еще мышковать.
- Ну и хитрая же ты, рыжая! — Волк восхищенно посмотрел на Лисицу. — Да и красива ты, плутовка.
- Что, верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя и не дают. Спасибо, хвост помогает, собак с пути сбивает. Я его поворачиваю в одну сторону, а сама бегу в другую.
- Хорошо бы и мой мне так же помогал. — Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.
- Все у тебя не так как у других, — проворчала Лиса. — Хочешь, я тебе сделаю твой хвост как у меня?
- Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.
- Ну, как знаешь, — равнодушно сказала плутовка. — Тогда не мешай мне на мышей охотиться.


Опенок Осенний

- Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, — удивился Лисенок. — Они даже на деревья залезли!
- Ты еще многого не знаешь, — Улыбнулась Лисица. — Осенний опенок часто растет на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не дотянуться.
- А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. — Малыш показал на пеньке около дерева. — Мама, а все эти грибы съедобные?
- Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят они всегда светлые — белые, кремовые или желтоватые.

Медвежонок

Играли зверюшки в лесу на полянке в догонялки. Встали Бельчата и Зайчик в кружок, а Лисенок начал считать.
- На золотом сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных зверей.
- А можно и мне с вами поиграть? — спросил подошедший Мишутка.
- Ты опоздал. К тому же ты нерасторопный и косолапый, — Засмеялся Зайка. — Никого не догонишь.
- Это мы еще посмотрим, кто из нас нерасторопный. А ну-ка, косой, попробуй, сделай как я! — Медвежонок вприпрыжку подбежал к дереву и быстро вскарабкался по его стволу.
- На дерево я залезть не могу, — смутился Зайка.
- То-то! А еще дразнишься! Это только с виду я неуклюж, а на самом деле мы, медведи, очень подвижные и ловкие: можем быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. А в гору я бегу даже быстрее, чем по ровному месту, потому что задние лапы у меня длиннее передних. Вот, посмотри!
- Да, правда! — чуть слышно согласился пристыженный Заяц, а Мишка продолжал:
- Ходим мы по лесу осторожно, стараемся зря не шуметь. Шагаем медленно. Ноги для удобства ставим немного внутрь, косолапим. За это и прозвали нас косолапвми…
- Слезай, Мишутка, — махнул лапкой Лисенок. — Иди к нам.
- Я с мамой за медом ходил. На дерево за ним в дупло к пчелам лазил. Поэтому к вам опоздал, — слезая, объяснил Мишка.
- Наверное, мед вкусный, — задумчиво произнес Лисенок.
- Очень!
- Сколько живу в лесу — никакого меда не встречал, — сказал Зайчонок.
- Мои мама и папа знают, где мед можно найти. Думаете, почему нас зовут «медведи»? Потому, что мы очень любим мед и ведаем , то есть знаем, где его надо искать. Ну, давайте теперь поиграем, а потом пойдем купаться, — предложил Мишутка.
- А ты воды не боишься? — спросил его Зайка.
- Нет, раньше нас мама купала, а сейчас я уже сам могу.
- А я видел, как медведица купает малышей! — радостно крикнул Бельчонок. — Всех по очереди. Схватит медвежонка зубами за загривок и опускает на отмели в воду.
- А в каком месяце ты родился? — спросил Лисенок Мишку.
- В начале февраля. Нас родилось у мамы трое — я и брат с сестрой. Папа говорит, что сначала мы были совсем крошки — слепые, голенькие, слабенькие. Мама держала нас у себя на животе, в теплой шерсти, и согревала горячим дыханием. А уж с наступлением тепла мы подросли и вместе с ней покинули берлогу.
- Говорят, что у тебя есть старший брат? — снова поинтересовался у медвежонка Заяц.
- Да, он родился в прошлом году и помогает маме нас воспитывать. Зовут его Пестуном. Мы подражаем ему и стараемся быть на него похожими. Ну, что ж мы все разговариваем и разговариваем, а не играем? Считай снова, Лисенок, — сказал Мишутка.
- А зачем считаться? Ты пришел самый последний, вот и догоняй нас!
Малыши разбежались по поляне, а Мишутка, встав на задние лапы, осмотрелся и бросился их догонять.
В играх и забавах пролетело все лето. К осени Мишка вырос, потолстел, из смешного малыша превратился в молодого медведя.
Как и другие члены большого медвежьего племени, он устроил себе берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутыми с корнями пнем. Залег туда и заснул.
Многие считают, что Мишка в берлоге сосет лапу. И ошибаются. Он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мерзнет. Вот Мишка и облизывает подошвы горячим языком да при этом еще причмокивает губами.
Если Медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг зовут шатунами.

 

5. Экологические физминутки

Лес. Деревья

Сосна

И.п.: о.с. 1 — вдох, руки вытянуть в стороны; 2 — наклон туловища вправо (выдох); 3 — и.п. (вдох); 4 — наклон туловища влево (выдох). Повторить 2—3 раза.

Елочка

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.

Береза

Стоит Алена, листва зелена,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза.)

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.

Желуди

Детки в беретках с ветки упали,

Беретки потеряли.

(Желуди.)

И.п.: ноги вместе, руки за голову. 1 — подняться на носки (вдох); 2 — присесть (выдох). Повторить 2—3 раза.

Орех

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

(Орех.)

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — сед с прямыми ногами (вдох); 2 — руки протянуть к носкам (выдох). Повторить 2—3 раза.

Вдыхаем запах леса

И.п.: о.с. 1 — руки поднять вверх (вдох); 2 — руки опустить вниз (выдох). Повторить 2—3 раза.

Послушай тишину и подыши

Шум леса

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

Эхо в лесу

И.п.: о.с. 1 — сложить руки рупором у рта (вдох); 2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»; 3 — сложить руки рупором у рта (вдох); 4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза.

Звуки леса

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку!»; 3 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 4 — на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук!»; 5 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 6 — на выдохе произносить несколько раз: «Стрр-стрр!». Повторить 2—3 раза.

                                    Е. Алябьева

 

 

6. Методическое обеспечение программы.

Оборудование, оснащение, дидактический материал:

 

  1. Оснащение: Телевизор, проектор, компьютер; фотоаппарат, фланелеграф, ширма.
  2. Оборудование: природный  материал, искусственные цветы, деревья; комнатные растения, глобус (карта земли), канцелярские товары (карандаши, клей, бумага, краски, ножницы и др.), гербарии растений, семена овощей и цветов.

3. Дидактический материал: учебники, книги, иллюстрации, рабочие тетради; игры, тематическое панно.

  1. Раздаточный материал:  таблички, муляжи продуктов, овощей, фруктов, Пластилин, доски для лепки, бумага белая, цветная, ножницы, цветной картон, клей,  нитки, проволока, пуговицы и др. 

  

 


Список литературы.

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6 статьи 11).

2. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

( 17.10.2013, публикации: 25.11.2013г., зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384)

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

 5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12

7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

 

Экология для младшего школьного возраста. Издание «Русич», 1998

Экология. Методические рекомендации для 1чителей 1-4 классов

По заказу ОБЛУНО Регионального компонента образовательных стандартов. Томск – 1996. 60 стр.

Научно-методический журнал «Экологическое образование и просвещение в Томской области // 1 (1), декабрь 2013, тираж 100 экз.


Скачано с www.znanio.ru