Тема: «Экологическое образование младших школьников с нарушениями слуха»
Автор: Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов
«Всё связано со всем.
Всё должно куда-то деваться.
Природа знает лучше.
Ничто не даётся даром»
(Барри Коммонер, 1917-2012, США)
Экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения выступает базовым аспектом экологической политики Томской области нашего региона, имеющего богатый запас природных ресурсов. Нефть и газ, бескрайние леса и необъятные болота – это тот природный потенциал, на основе которого устойчиво и целенаправленно развивается Томская область.
«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» Сладков Артемий Николаевич, 1920-1995, Россия, СССР.
В настоящее время, каждый житель нашей планеты обязан проявлять экологическую культуру, образованность, мышление, поведение, владеть экологическими знаниями.
В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.
Младший школьный период развития ребёнка с особенностями в развитии имеет важное значение для его последующего просвещения в области экологии, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить особенности в развитии, обеспечивает полноценное познавательное, социальное, личностное, экологическое развитие.
Экология в школе – это не мода, не очередное увлечение. Экология для начальных классов носит подготовительный характер, поскольку закладывает у детей первоначально элементарные знания об окружающем мире. Для детей с нарушениями слуха необходима особая организация воспитательно-образовательной деятельности, содержание, формы, методы адекватные им возможностям.
В школе-интернате младшие школьники получают элементарные сведения о живой и неживой природе, о пространственном размещении элементов природы, временном развитии организмов и среды их обитания, роли и месте человека в природе, его влиянии на природу и зависимости от природы.
Важным аспектом экологического образования младших школьников с дефицитарным развитием является расширение представлений об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, природы. Познавательное развитие детей осуществляется в процессе дидактических и подвижных игр, в процессе ознакомления с окружающим миром, в различных видах труда, в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности, в процессе участия в конкурса, олимпиадах различного уровня.
Главная цель обучения экологического образования - формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребёнка к живой и неживой природе, к себе и окружающим людям, как части природы.
Реализация экологического образования осуществляется в формах, специфических для детей младшего школьного возраста, прежде всего в познавательной и исследовательской деятельности (ощупывание, сравнение, исследование), в форме творческой активности, обеспечивающей эстетическое развитие ребенка.
Задачи экологического образования:
формирование первичных представлений об окружающем мире; необходимости природоохранной деятельности;
развитие навыка наблюдений в природе за явлениями и объектами;
способности анализировать их;
формирование межпредметных связей в курсе развития речи и экологии, развитие творческого мышления.
- формирование системных экологических понятий и представлений о природе и мире как среде жизнедеятельности человека;
- иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо запоминающимися примерами, доступными для восприятия и осознания в данной возрастной группе;
- воспитание чувства любви к родному краю
побуждение бережного и сознательлного отношения к родной природе
развитие творческих= способностей, познавательного и нтереса, логического мышления
умения устанавливать причинно-следственные связи
- воспитание экологической культуры и нравственности как основы взаимоотношений человека и природы;
- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе, осознания ответственности за свои поступки;
- воспитание неравнодушия к происходящему вокруг;
Вышеозначенные зщадачи позволяют более полно реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических тзнаний о природе, обеспечить более надёжнвые основы экологической ответственности у детей с нарушениями слуха.
Вся практическая часть экологического образования наполнена: экскурсиями, наблюдениями, практическими работами, способствующими освоению первичных экологических и природоведческих понятий.
Экскурсия со слабослышащими и глухими детьми представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями, а именно: тематичностью, целеустремлённостью, наглядностью, демонстрационностью, эмоциональностью, и др.
Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм обучения:
- для дошкольников – практические занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.
- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.
Погода меняется по сезонам, температура воздуха, влажность, атмосферное давление, характер и количество осадков, облачность, промерзание и оттаивание почвы, замерзание и оттаивание ото льда водоёмов, появление первой весенней травки, первых цветов. Наши дети уже имеют опыт наблюдений и могут самостоятельно их проводить. Ежедневные наблюдения за погодой проходят в пределах школы. Наблюдая, слушая, ощущая, проговаривая дети получают возможность анализировать полученную из вне информацию, самостоятельно или с нашей помощью анализируют, делают выводы, умозаключения. Выбор материала экскурсии – его методическая разработка обеспечивает выработку у детей отношения к природе, событиям, фактам.
Всё это оказывает влияние на растения и животных, в том числе и на человека. Поэтому в обязательном порядке организуем четыре экскурсии в природный комплекст, по одной в сезое.В основном это наблюдения за погодой, некоторыми другими явлениями природы, которые не требуют выхода в природные комплексы.. Весной, когда яваления сменяют друг друга буквально по часам, фенологические наблюдения проводим один раз в три дня с посещением всех природных комплексов.
Преподавание экологии невозможно без наблюдений школьников в природе, без экскурсий в природу, без непосредственного контакта с «живой» природой.
говорить о природе уважительно, с чувством гор
Экологическое образование и просвещение несёт социальную ответственность. Допущенные в этой области ошибки обходятся очень дорого.
Ожидаемые результаты
3.Заключение
Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в дошкольном возрасте и начальной школе необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Аспект экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Экологическое воспитание поможет сформировать у детей основы экологического мышления:
♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;
♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;
♦ предотвращение появления агрессии по отношению к окружающему миру
Разнообразные формы и методы работы будут способствовать развитию у детей с нарушениями слуха познавательного интереса, эмоционально-действенного характера, эстетического переживания, бережного отношения к природе.
Внеурочное календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию младших школьников с нарушениями слуха
«Чудеса зелёного дома»
Направления работы, содержание |
месяц |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдения во время прогулки |
сентябрь
октябрь
ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Осень. Листья разные на деревьях. - Листопад Плоды деревьев: ягоды рябины, семена |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Рассмотрение иллюстрации «Лес точно |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
терем расписной…» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрением иллюстрации «Перелётные птицы» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Синичкин день» (кормление синичек на прогулке) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
клёна ясеневого |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- « |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор материала во время прогулки. Творческая деятельность Труд. ИЗО. |
сентябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-панно «Осень в лесу» (аппликация из засушенных листьев) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изо (аппликация) «Листопад» |
октябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-изо (аппликация) «Осенний букет» |
октябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделки «Перелётные птицы» |
октябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделка из ягод рябины «Рябиновые бусы» |
октябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет» |
октябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изо (лепка) «Кисть рябины» |
ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-поделка из шишки «Ёжик» |
ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделки из природного материала (шишки, семена клёна ясеневого, скорлупа грецкого ореха) «Птичий базар»
|
ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактические игры. Развлечения. |
сентябрь
октябрь
ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Когда это бывает?» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «С какого дерева упал листочек?» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Узнай плод» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Подарки осени» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Что тут лишнее?» (деревья-цветы) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- праздник «Осень в лесу» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие – беседа « Лес вокруг нас» (бережное отношение к деревьям). |
сентябрь октябрь ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации. Обработка материала. Фотосъёмка. |
сентябрь октябрь ноябрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдения во время прогулки |
декабрь
январь
февраль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зима. Деревья зимой (в инее, в снегу, голые). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зимой и летом одним цветом (ель, сосна) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как пахнут деревья? (хвойный запах). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Деревьям холодно зимой (окапывание снегом стволов деревьев). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какое дерево на участке самое высокое? Самое низкое? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Рассмотрение коры дерева (гладкая, шершавая). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто соседи дерева? (на участке). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чьи шишки короче, чьи длиннее? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Зимующие птицы. Кто прилетает к нам на участок? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что и как едят птицы? Корм для птиц. Подсыпание корма в кормушки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Что за чудо, эти снежинки»?! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Свойства снега: снег тает, превращается в воду |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Поделки из снега. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Экскурсия в парк «Следы на снегу» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор материала. Творческая деятельностьТруд. ИЗО. |
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- корм для птиц (хлебные крошки, крупа, ягоды, семечки). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изготовление замороженного корма для птиц. |
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделка «Сезонное дерево» (из картона) |
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изо (аппликация-конструирование) «Птички на дереве». Кроссворд «Зимующие птицы» |
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделка из салфеток «Лесная красавица» |
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изготовление из бумаги снежинок. |
январь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- уголок «Зима на окошке» |
январь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- коллективная поделка «Птичья сказка» |
февраль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- поделка «Зимняя ветка» (из бросового материала) |
февраль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактические игры. Развлечения |
декабрь январь февраль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Буква потерялась» (по т. Птицы) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Собери птицу по частям» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- п/ и «Воробушки» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Птичья сказка» (фланелеграф) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- п/и «Филин и пташки» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- развлечение «Зимние забавы» (игры на улице) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Подбери цвет» (ель, сосна) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- оздоровительный досуг |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- праздник «Чудеса зимнего леса» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие – беседа «Зелёная красавица» (бережное отношение к ёлкам). |
декабрь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации. Обработка материала. Фотосъёмка. |
декабрь январь февраль |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдения |
март
апрель
май
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Весна. Сосульки. Почему они появляются? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Зелёные островки» (проталины, первая зелень) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Первые цветы «мать и мачехи» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Скворцы прилетели. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как дерево дышит, питается и растёт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сравни хвойное и лиственное дерево |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Лес – многоэтажный дом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор материала. Труд. ИЗО. |
март |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- посадка лука в стакан. Появление корней и перьев зелёного лука. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изо «Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур) |
март |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- конструирование из бумаги «Тюльпаны» |
март |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- оригами «Птицы прилетели» |
март |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- изготовление книжек-малышек о деревьях
|
апрель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка) |
апрель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Цветы» (поделка из подручного материала) |
апрель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- оформление коллективного плаката «Как лесник заботится о лесе» |
май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Цветочная поляна» (аппликация и конструирование) |
май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактические игры. Развлечения |
март апрель май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «У кого какие клювы и ноги» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- сказка на фланелеграфе «Отчего у журавля длинные ноги» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- п/и «Назови меня»(повадки животных) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- развлечение «Птицы наши друзья» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- д/и «Части дерева» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- пальчиковая игра «Этот лист берёзовый…» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- «Что тут лишнее?» (деревья-цветы) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие – беседа «Птичьи домишки» (разнообразие птичьих гнёзд). Бережное отношение к птицам. |
март
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие – беседа «Будь природе другом» (правила поведения в природе) |
апрель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие – беседа «Зелёная аптека» с использованием фланелеграфа для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся начальной школы. |
май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка материала. Фотосъёмка. |
март апрель май |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. План работы с родителями.
Направления работы |
Срок реализации. |
Сбор растений, семян. Изготовление гербариев (родители + дети). |
июнь, июль, август |
Беседа с родителями «Опасные ситуации для леса» (опасно разводить костры, играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара). |
сентябрь |
Наблюдения родителей и детей по дороге в сад «Почему деревья осенью раздеваются». |
октябрь
|
Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека). Разговор с врачом.
|
октябрь
|
Осенняя ярмарка «Что нам осень принесла» (Выставка поделок. Игровое развлечение (педагоги + родители + дети)). |
ноябрь |
«Синичкин день». Приготовление корма для птиц. Изготовление и развешивание кормушек. |
ноябрь |
Беседа «Зелёная красавица» (бережное отношение к ёлкам). |
декабрь |
Подготовка и проведение новогоднего праздника (Пожарная безопасность при использовании иллюминации для елки, материалов для изготовления костюмов, при украшении зала, применении пиротехники и т.д.) |
декабрь
|
Совместные наблюдения по дороге в сад: Деревья зимой (в инее, в снегу, голые). «Что за чудо, эти снежинки»?! «Следы на снегу» |
январь |
Оформление выставки поделок «Зима на окошке» |
февраль |
Информирование родителей «Правила безопасности на дороге» (гололёд и появление сосулек). |
март |
Совместные наблюдения по дороге в сад: «Зелёные островки» (проталины, первая зелень) Первые цветы «мать и мачехи» «Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы) |
апрель |
Показ слайдов «Фитотерапия в нашей жизни» (здоровье наших детей) |
апрель |
Беседа «Будь природе другом» (правила поведения в природе). Задания на лето (сбор растений, семян, изготовление гербариев) |
май |
Оформление информационных стендов для родителей: «Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»; «Домашние растения (красота и польза)». Фотоснимки. «Целительная сила деревьев». Материал для чтения. «Ознакомление с природой через экологическую тропу» Материал для чтения.
|
в течение учебного года
|
2. Начальная ступень обучения.
2.1. Показатели умений и навыков обучающихся начальной ступени обучения.
Для учащихся
начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и
учебная.
В течение
первого года обучения у детей должно появиться:
- желание наблюдать за объектами природы и
фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций,
мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве,
домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям,
педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на
природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как
домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время
тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух,
снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из
бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
В третьем классе образовательное
пространство еще более расширяется. Изучение
взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в
водоеме. Формирование знаний ребенка об
окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы
нравственных ценностей, активной личной позиции.
В четвертом классе дети изучают
социальное окружение, изучая глубже природные и культурные объекты места
проживания.
Изучают экологическую литературу, которая
помогает формировать представление о природном равновесии и роли человека в его
сохранении.
2.2. Сетка занятий по предметам с экологическим направлением
М/ц
|
Название предмета |
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
Осень |
час |
час |
час |
час |
|
1.Сентябрь 2. Октябрь 3. Ноябрь
|
ОЗМ |
1 |
2 |
2 |
|
Технология |
1 |
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
1 |
|
ИЗО |
|
1 |
1 |
1 |
|
Зима |
|
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
1. Декабрь 2. Январь 3. Февраль |
ОЗМ |
1 |
2 |
2 |
|
Технология |
1 |
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
1 |
|
ИЗО |
|
1 |
1 |
1 |
|
Весна |
|
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
1. Март 2. Апрель 3. Май |
ОЗМ |
1 |
2 |
2 |
|
Технология |
1 |
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
1 |
|
ИЗО |
|
1 |
1 |
1 |
2.3. Программа экологического воспитания младших школьников
«Чудеса зелёного дома»
месяц |
Предмет |
Класс |
Тема |
Кол-во часов |
|
СЕНТЯБРЬ |
ОЗМ |
1 |
Период – ранняя осень, начало осени. Смена времен года (осень после лета, после осени зима). Приметы ранней осени: - в погоде -в неживой природе - в живой природе (объяснение) |
1 |
|
|
|
2 |
1. «Синичкин день» (беседа, рассказ). 2. Практическая деятельность. Заготовка корма и кормление синичек на прогулке. |
2 |
|
|
|
3 |
«Лес точно терем расписной…» . - Чтение рассказов об осени. - Чтение стихов. - Практическая деятельность (рисунки) |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор красивых листьев для гербария. Укрытие листьями корней деревьев, объясните, почему это нужно делать. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень» (диалог, беседа, слайд-шоу, составление рассказов) |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Осенний букет» (аппликация) |
1 |
|
|
|
3 |
Обрывная аппликация «Осеннее дерево» |
1 |
|
|
|
4 |
Объемная аппликация «Ветка рябины» |
1 |
|
ОКТЯБРЬ |
ОЗМ |
1 |
«Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в школу» (беседа) |
1 |
|
|
|
2 |
Роль неживой природы в жизни живого. Живая природа (растения, животные и люди). Неживая природа – (вода, воздух, песок). Экскурсия. «Где живет рыбка». Работа с книгой. |
2 |
|
|
|
3 |
1. Что такое экология? (экскурсия). 2. Познание окружающей среды с помощью искусства (Рассматривание произведений искусств и прослушивание музыки). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Сравнение комнатных растений (герань душистая, бальзамин и алоэ). Растения растут лучше, где земля поливается, удобряется или где мало поливается и не удобряется (опыты). Зарисовки. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека. (Просмотр фильма, беседа) Экскурсия. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
Отразить приметы золотой осени в рисунках. |
1 |
|
|
|
3 |
Заготовка разнообразного природного материала. Изготовления поделок. |
1 |
|
|
|
4 |
Поделка из семян клёна ясеневого «Волшебный букет» |
1 |
|
НОЯБРЬ |
ОЗМ |
1 |
«Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме». Чтение рассказов, осмысление прочитанного. |
1 |
|
|
|
2 |
Как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях. В.Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких животных, см. приложение). Работа по тексту. |
2 |
|
|
|
3 |
Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», Чтение, беседа. Вопросы по тексту. Пересказ. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Изготовление кормушек для птиц из пакета для молока или пластиковой бутылки, корочек апельсин. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«У природы нет плохой погоды» (Активизировать знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных). |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Погода сегодня» (рисование триз). |
1 |
|
|
|
3 |
Поделки «Перелётные птицы» |
1 |
|
|
|
4 |
Дары осени (рисование) |
1 |
|
ДЕКАБРЬ |
ОЗМ |
1 |
«Зимние явления в неживой природе» (наблюдения за снегом, зимняя погода, свойства снега, рассматривание снежинок). Снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза. |
1 |
|
|
|
2 |
«О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель». |
2 |
|
|
|
3 |
«Как помочь птицам зимой». Беседа. Кормушки для птиц повесить на участке. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Новогодняя ёлка. Изготовление украшений из бытового мусора. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Зимующие птицы». Птицы нашего леса. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Деревья в снегу» (рисование триз) |
1 |
|
|
|
3 |
«Моя варежка» Узор. Обвести ладонь (сомкнутые пальцы), пофантазировать над узором. |
1 |
|
|
|
4 |
«Снегирь на ветке» (аппликация) |
1 |
|
ЯНВАРЬ |
ОЗМ |
1 |
Знакомство с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы, метель, вьюга, оттепель). (Показ слайдов со звуковым сопровождением). |
1 |
|
|
|
2 |
Жизнь растений и животных зимой. «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка» (Беседа). |
2 |
|
|
|
3 |
Дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий Зимний лес. Прогулка в парк Изучение «писем» на снегу (следы птиц, зверей). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
ПодкормА птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Рисование на снегу. |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Деревья зимой» (в инее, в снегу, голые). Беседа. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
Изготовление из бумаги снежинок. |
1 |
|
|
|
3 |
«Новогодняя ёлка» (аппликация) |
1 |
|
|
|
4 |
«Зимний лес» (рисование, акварель) |
1 |
|
ФЕВРАЛЬ |
ОЗМ |
1 |
«Зимующие птицы» (Сорока, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь). Беседа. Показ слайдов со звуковым сопровождением. |
1 |
|
|
|
2 |
Февраль называют «лютым» месяцем. Беседа об явлениях неживой природы в феврале (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Времена года и состояние растений зимой (жизнь растений замирает, растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят – опыт с веточкой, поставить в воду). |
2 |
|
|
|
3 |
«Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег — в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец». Наблюдения. Беседа. Рассказ. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Просмотр диафильма «Как зимуют животные». «Животные зимой» (аппликация) |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Птица в клетке» (беседа, о разных условиях проживания птиц и животных). Экскурсия в зоопарк. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Красивые снежинки» (акварель) |
|
|
|
|
3 |
«Елка зимой в лесу» (рисование) |
|
|
|
|
4 |
«Рисование дерева по частям» (ветки, ствол, корень, листья). |
|
|
МАРТ |
ОЗМ |
1 |
Пришла весна. Животные весной. Беседа. |
|
|
|
|
2 |
Признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки). Кто живет в почве? (как образуется почва, ее взаимосвязь с растениями и животными). |
2 |
|
|
|
3 |
Опасные ситуации для леса
(опасно разводить без взрослых костры, играть с огнем, какой большой бедой
это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Посадка гороха в уголке природы
|
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
«Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной). |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы, наблюдение – рисование). |
1 |
|
|
|
3 |
«Зелёные островки» (проталины, первая зелень). Рисование. |
1 |
|
|
|
4 |
«Птицы прилетели» (оригами)
|
1 |
|
АПРЕЛЬ |
ОЗМ |
1 |
Набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях, срезанных веточках. Беседа. |
1 |
|
|
|
2 |
«Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения), |
2 |
|
|
|
3 |
«Опасный лед» (можно ли
выходить на весенний лед). |
2 |
|
|
Технология |
1 |
Поделка из природного и бросового материала «Насекомые» (стрекоза, жук, божья коровка) |
1
|
|
|
Природоведение |
4 |
Океан (океан – родной дом и среда обитания для бесчисленного множества жизни от одноклеточных бактерий до гигантских китов). |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Первые цветы «мать и мачехи»» (рисование) |
1 |
|
|
|
3 |
Хвойный лес (рисование) |
1 |
|
|
|
4 |
Поляна луговых цветов (аппликация) |
1 |
|
МАЙ |
ОЗМ |
1 |
«Правила друзей леса» (поведение в лесу, экскурсия) |
|
|
|
|
2 |
«Весенний луг» (строение и размножение растений
луга) Беседа о бережном отношении к лесным и луговым цветам; |
2 |
|
|
|
3 |
Планета Земля. Глобус. |
2 |
|
|
Технология |
1 |
«Заколдованные животные» (дорисуй животное из геометрических фигур) |
1 |
|
|
Природоведение |
4 |
Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы. Фольклор. |
1 |
|
|
ИЗО |
2 |
«Цветочная поляна» (аппликация и конструирование) |
1 |
|
|
|
3 |
«Земля» из цветного пластилина. |
1 |
|
|
|
4 |
«Ветка с почками» (триз) |
1 |
|
3.Заключение
Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в дошкольном возрасте и начальной школе необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Аспект экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Экологическое воспитание поможет сформировать у детей основы экологического мышления:
♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;
♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;
♦ предотвращение появления агрессии по отношению к окружающему миру
Разнообразные формы и методы работы будут способствовать развитию у детей с нарушениями слуха познавательного интереса, эмоционально-действенного характера, эстетического переживания, бережного отношения к природе.
4. Дополнительный материал
Н.Сладков «Почему ноябрь пегий»
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
- Нельзя, туча, назад, назад! - закричала серая Куропатка.
- Землю снегом засыплешь - что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
- Давай вперёд, нечего пятиться! - заворчал Медведь.
- Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
- Сто-ой, сто-ой! - завыли волки.
- Насыплешь снегу - ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась - остановилась.
А из лесу крик и вой.
- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! - кричат одни.
- Не смей снег высыпать! - воют другие.
- Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
В. Зотов Лесная азбука
Волк
Сорока уселась на ветку березы, хотела, было лететь
дальше, как увидела волков. Решила белобокая поговорить с ним и слетела пониже.
- Ох, и хитры, же серые, — затараторила Сорока. — Друг за другом бегут, лапы
ставят след в след. Бежит целая стая, а на снегу след только одного волка. Вот
и попробуй, догадайся сколько вас здесь пробежало.
- Ты лучше помолчи, прикрикнул на длиннохвостую вожак стаи, старый Волк, — а то
всю нашу добычу распугаешь.
- Посмотрите на них! Собрались один одного меньше, не унимается сорока.
- Ты разве не знаешь, что, кроме меня и Волчицы, в стае наши дети? Они родились
в этом и прошлом году, — объяснил птице Волк.
- А что я же я летом-то их не видела? — опять заволновалась Сорока. — Где ты их
прятал?
- Ох, и любопытная ты, стрекотуха! — вздохнул Волк. — Ну, так и быть, слушай,
расскажу тебе про наши волчьи обычаи.
Зимой мы, волки, ведем бродячую жизнь. Днем прячемся в зарослях кустарников и
по оврагам, а в сумерки и по ночам выходим на охоту. А когда приходит пора
вырастить волчат, устраиваем себе логово. Делаем его недалеко от воды, в
местах, к которым трудно добраться.
Весной у волчицы рождаются детеныши, слепые, покрытые буровато-серым пухом. Волчата
похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый, а у лисят — белый.
И целое лето мы, родители, выкармливаем малышей. Только к осени все вместе
покидаем логово…
Вдруг старый Волк прервал свой рассказ. Он услышал вой других волков и
насторожился.
- Нас предупреждают об опасности. Надо скорее отсюда уходить.
- По-моему, все волки воют абсолютно одинаково, — длиннохвостая перелетела на
соседнее дерево. — Как из этого можно что-нибудь понять?
- Эх ты, тараторка! Сколько в лесу живешь, а не знаешь, что мы воем по-разному,
— сворачивая с просеки сказал вожак. — Это тебе наш вой кажется одинаковым, а
на самом деле мы так сообщаем друг другу и о найденной добыче, и о приближении
опасности….
- Ни за что бы не подумала, — перебила его Сорока-белобока, — что волки могут
так разговаривать друг с другом на большом расстоянии. — Ни за что бы не
подумала…. Ни за что…. — вновь и вновь повторяла она, улетая прочь.
Клен
- Хочешь посмотреть настоящую золотую осень? — спросил
лисенок у своего друга.
- Еще как! — подпрыгнул на радостях Заяц.
- Тогда побежали со мной.
Лисенок показывал дорогу, а Зайка старался от него не отставать.
Они миновали поляну и очутились на небольшой горке.
- Смотри! — Лисенок показал на деревья.
- Красота, какая! — очарованно произнес серый.
Солнце освещало разноцветные листья кленов, которые росли среди зеленых елей.
Малыши спустились вниз, и подошли к большому Клену. Листья у него очень
красивые. Все они одинаковые по форме, с пятью-семью острыми выступами, и все
имеют длинный черенок. У каждого листа своя окраска, каждый привлекателен
по-своему. Дерево словно горит и радует глаз разнообразием оттенков багряного и
зеленого, оранжевого и желтого.
- Видишь, какие они чистые? — Лисенок посмотрел на друга. — Словно дождем
умытые.
- Да.. Послушай, раз он такой аккуратный, наверное, грязнуль не любит.
- А кто их любит-то? — засмеялся Лисенок и смахнул с лапы прилипшую травинку.
- Ой, крылышко полетело! — воскликнул Зайка.
- Крылышко несет плод и называется все это крылаткой, — пояснил Лисенок. — На
следующий год из плода вырастет деревцо.
Малыши еще долго стояли и любовались Кленом.
- А давай наберем букеты и подарим нашим мамам, — предложил Зайка.
- Вот здорово будет! — согласился Лисенок.
И они стали собирать листья. Желтые, красные, багряные, многоцветные…
Лиственница
Зайка весело бежал по лесу, но вдруг
увидел, что одна из елок стоит совсем желтая, и остановился.
- Тетушка Елка! Тетушка Елка! — закричал он, стоявшему рядом дереву. — Беда
случилась. Ваша соседка заболела. Посмотрите, какая она желтая.
- Глупенький, — улыбнулась Ель.
- Это же Лиственница. Все мы, хвойные деревья, вечнозеленые. Только у нее одной
хвоинки на зиму осыпаются.
- Недаром про меня говорят: «Из семейки сосен, елок, а зимует без иголок», —
отозвалась Лиственница.
Под порывом ветра ее ветки закачались, и желтые иголки посыпались, словно
дождик с неба.
Узкие плоские хвоинки, мягкие и нежные. Как только на всех деревьях начинают
опадать листья, Лиственница желтеет, а потом и вовсе остается без хвои. Оттого,
наверное, и назвали это красивое и стройное дерево Лиственницей.
- Лишь летом и осенью я нарядная, а зимой у меня иголок нет, зимой я
неприметная, — вздохнула светолюбивая Лиственница.
- Да что ты, подружка! Зимой ты тоже хороша. Твои ветки усыпаны короткими
побегами, будто маленькими бугорочками, а еще на ветках у тебя много нарядных
мелких шишек.
Весной из-под тех самых бугорочков покажутся целые семейки зеленых хвоинок. А
среди них загорятся на солнце шишечки с мягкими дымчато-малиновыми чешуйками.
Солнце вышло из-за тучи и осветило Лиственницу.
- Ну, прямо вся золотая, как сказочная Златовласка! — восхитился Зайка.
Лиса
Увидела Лисица Серого и решила с ним заговорить, а то
скучно одной по лесу бегать.
- Здравствуй, куманек! — улыбнулась Волку Лиса, сама вся рыжая, только кончик
хвоста белый.
- Здравствуй, здравствуй, — щелкнул зубами Волчище. — Опять что-нибудь скверное
затеяла?
- Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! — возмутилась
рыжая.
- А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? — напомнил Волк. —
Еле ноги унес.
- Так это же сказка! — махнула лапой Лиса.
- А Колобка кто съел? А Петушка-Золотого Гребешка кто хитростью в лес заманил?
— не унимался тот.
- И ты всему поверил? — Лисица обвила ноги пушистым хвостом. — Ты больше слушай,
тебе еще и не такого наговорят.
- Ну, если все это неправда, то уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только
пух и перья после тебя остаются.
- Ха-ха-ха! — рассмеялась плутовка. — Ну, ты, оказывается, совсем меня не
знаешь. На домашних птиц нападаю очень редко. Я все больше на грызунов охочусь.
Полевки, мыши, да суслики — вот моя еда. Если землеройка попадется — и ее съем.
Когда уж совсем голодная буду, могу напасть на зайца или куропаткою Летом не
откажусь от насекомых и ягод.
- Да-а-а, кума! — протянул Волчище. — Опять, наверное, ты меня обманываешь.
Летом-то на мышей охотиться можно, я поверю, а где же ты зимой их найдешь.
- Подожди, подожди. — Лиса потянула носом. — Чуешь?
- Что? — Серый недоуменно повертел головой.
- Мышь скребется.
- Никого не вижу, Да где она скребется-то? — удивился Волк.
- У тебя под ногами, — ответила рыжая и всеми четырьмя лапами бросилась на то
место, где стоял Волк.
Волчище от неожиданности подпрыгнул и отскочил в сторону. А Лиса начала быстро
копать снег. Цап-царап — и во рту плутовка мышь.
- Совсем маленькая оказалась мышка. Не наелась я. Придется еще мышковать.
- Ну и хитрая же ты, рыжая! — Волк восхищенно посмотрел на Лисицу. — Да и
красива ты, плутовка.
- Что, верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя
и не дают. Спасибо, хвост помогает, собак с пути сбивает. Я его поворачиваю в
одну сторону, а сама бегу в другую.
- Хорошо бы и мой мне так же помогал. — Волчище повернул голову и посмотрел на
свой хвост.
- Все у тебя не так как у других, — проворчала Лиса. — Хочешь, я тебе сделаю
твой хвост как у меня?
- Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.
- Ну, как знаешь, — равнодушно сказала плутовка. — Тогда не мешай мне на мышей
охотиться.
Опенок Осенний
- Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, — удивился
Лисенок. — Они даже на деревья залезли!
- Ты еще многого не знаешь, — Улыбнулась Лисица. — Осенний опенок часто растет
на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают
размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не
дотянуться.
- А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. — Малыш показал на пеньке
около дерева. — Мама, а все эти грибы съедобные?
- Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все
кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его
от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят
они всегда светлые — белые, кремовые или желтоватые.
Медвежонок
Играли зверюшки в лесу на полянке в догонялки. Встали
Бельчата и Зайчик в кружок, а Лисенок начал считать.
- На золотом сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто
ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных зверей.
- А можно и мне с вами поиграть? — спросил подошедший Мишутка.
- Ты опоздал. К тому же ты нерасторопный и косолапый, — Засмеялся Зайка. —
Никого не догонишь.
- Это мы еще посмотрим, кто из нас нерасторопный. А ну-ка, косой, попробуй,
сделай как я! — Медвежонок вприпрыжку подбежал к дереву и быстро вскарабкался
по его стволу.
- На дерево я залезть не могу, — смутился Зайка.
- То-то! А еще дразнишься! Это только с виду я неуклюж, а на самом деле мы,
медведи, очень подвижные и ловкие: можем быстро бегать, делать большие прыжки,
влезать на деревья и плавать. А в гору я бегу даже быстрее, чем по ровному
месту, потому что задние лапы у меня длиннее передних. Вот, посмотри!
- Да, правда! — чуть слышно согласился пристыженный Заяц, а Мишка продолжал:
- Ходим мы по лесу осторожно, стараемся зря не шуметь. Шагаем медленно. Ноги
для удобства ставим немного внутрь, косолапим. За это и прозвали нас
косолапвми…
- Слезай, Мишутка, — махнул лапкой Лисенок. — Иди к нам.
- Я с мамой за медом ходил. На дерево за ним в дупло к пчелам лазил. Поэтому к
вам опоздал, — слезая, объяснил Мишка.
- Наверное, мед вкусный, — задумчиво произнес Лисенок.
- Очень!
- Сколько живу в лесу — никакого меда не встречал, — сказал Зайчонок.
- Мои мама и папа знают, где мед можно найти. Думаете, почему нас зовут
«медведи»? Потому, что мы очень любим мед и ведаем , то есть знаем, где его
надо искать. Ну, давайте теперь поиграем, а потом пойдем купаться, — предложил
Мишутка.
- А ты воды не боишься? — спросил его Зайка.
- Нет, раньше нас мама купала, а сейчас я уже сам могу.
- А я видел, как медведица купает малышей! — радостно крикнул Бельчонок. — Всех
по очереди. Схватит медвежонка зубами за загривок и опускает на отмели в воду.
- А в каком месяце ты родился? — спросил Лисенок Мишку.
- В начале февраля. Нас родилось у мамы трое — я и брат с сестрой. Папа
говорит, что сначала мы были совсем крошки — слепые, голенькие, слабенькие.
Мама держала нас у себя на животе, в теплой шерсти, и согревала горячим
дыханием. А уж с наступлением тепла мы подросли и вместе с ней покинули
берлогу.
- Говорят, что у тебя есть старший брат? — снова поинтересовался у медвежонка
Заяц.
- Да, он родился в прошлом году и помогает маме нас воспитывать. Зовут его
Пестуном. Мы подражаем ему и стараемся быть на него похожими. Ну, что ж мы все
разговариваем и разговариваем, а не играем? Считай снова, Лисенок, — сказал
Мишутка.
- А зачем считаться? Ты пришел самый последний, вот и догоняй нас!
Малыши разбежались по поляне, а Мишутка, встав на задние лапы, осмотрелся и
бросился их догонять.
В играх и забавах пролетело все лето. К осени Мишка вырос, потолстел, из
смешного малыша превратился в молодого медведя.
Как и другие члены большого медвежьего племени, он устроил себе берлогу в сухом
месте, в углублении под вывернутыми с корнями пнем. Залег туда и заснул.
Многие считают, что Мишка в берлоге сосет лапу. И ошибаются. Он не сосет, а
лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая, огрубевшая за лето
кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мерзнет. Вот Мишка и облизывает подошвы
горячим языком да при этом еще причмокивает губами.
Если Медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой
он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг зовут шатунами.
5. Экологические физминутки
Лес. Деревья
Сосна
И.п.: о.с. 1 — вдох, руки вытянуть в стороны; 2 — наклон туловища вправо (выдох); 3 — и.п. (вдох); 4 — наклон туловища влево (выдох). Повторить 2—3 раза.
Елочка
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.
Береза
Стоит Алена, листва зелена,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.
Желуди
Детки в беретках с ветки упали,
Беретки потеряли.
(Желуди.)
И.п.: ноги вместе, руки за голову. 1 — подняться на носки (вдох); 2 — присесть (выдох). Повторить 2—3 раза.
Орех
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
(Орех.)
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — сед с прямыми ногами (вдох); 2 — руки протянуть к носкам (выдох). Повторить 2—3 раза.
Вдыхаем запах леса
И.п.: о.с. 1 — руки поднять вверх (вдох); 2 — руки опустить вниз (выдох). Повторить 2—3 раза.
Послушай тишину и подыши
Шум леса
И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.
Эхо в лесу
И.п.: о.с. 1 — сложить руки рупором у рта (вдох); 2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»; 3 — сложить руки рупором у рта (вдох); 4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза.
Звуки леса
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку!»; 3 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 4 — на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук!»; 5 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 6 — на выдохе произносить несколько раз: «Стрр-стрр!». Повторить 2—3 раза.
Е. Алябьева |
6. Методическое обеспечение программы.
3. Дидактический материал: учебники, книги, иллюстрации, рабочие тетради; игры, тематическое панно.
Список литературы.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6 статьи 11).
2. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
( 17.10.2013, публикации: 25.11.2013г., зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384)
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12
7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
Экология. Методические рекомендации для 1чителей 1-4 классов
По заказу ОБЛУНО Регионального компонента образовательных стандартов. Томск – 1996. 60 стр.
Научно-методический журнал «Экологическое образование и просвещение в Томской области // 1 (1), декабрь 2013, тираж 100 экз.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.