Внеурочное мероприятие на тему: «Животные Камчатского края».
ЦЕЛЬ: дать детям общее представление о Камчатском крае.
ЗАДАЧИ:
-познакомить детей с картой Камчатского края;
-расширить знания о природных богатствах Камчатки;
-работать над развитием внимания, речи, логического мышления;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к природе, к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, карта Камчатского края, презентация о животном и растительном мире Камчатки, видами вулканов, озёр…
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вступительное слово.
Педагог. - Ребята, послушайте стихотворение:
А вы знаете, дети,
Был случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали – вот чудеса –
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где наша улица? Где наш дом?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Все перепуталось, все заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
- Я рассказала вам про это нарочно, чтобы проверить, а знаете ли вы, где живете? Назовите свои адреса… (дети называют свои адреса)
2. Основная часть.
Педагог: - Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился, живет, учится, работает. Кто скажет, как называется наш город?
И сегодня мы совершим путешествие по замечательному краю, послушайте внимательно, может быть вы догадаетесь, что это за место. Этот край находится в нашей стране, на полуострове, в народе его называют «краем вулканов». Кто догадался, что это за место?
Учащиеся: - Камчатка!
Педагог: - И в этом нам поможет карта. Посмотрите на карту России. Какая Россия по величине? Кто назовет столицу нашей страны?
Учащиеся: – Россия большая. Столица нашей родины – Москва.
Педагог: - А кто может нам показать, где находится п-ов Камчатка? (один из учащихся показывает на карте) (рассказ педагога сопровождается слайдами презентации)
- Камчатка - удивительная часть нашей Родины! Необычайно далеко расположена она от Москвы. Но местные жители могли бы напротив, сказать, что Москва удалена от Камчатки.
Полуостров Камчатку омывают воды Тихого океана, Охотского и Берингова морей. Около двух третей территории Камчатки заняты горными массивами. С крутых склонов горных хребтов сбегают ручьи и реки. Самая большая река – река Камчатка. Немногим меньше – река Пенжина. На полуострове обилие озер. Самое большое и глубокое озеро – Кроноцкое. Есть на Камчатке и другое удивительное озеро. Это Курильское озеро, озеро рекордсмен по запасам лосося. Ловить рыбу в этом озере нельзя. Оно находится под охраной государства. (сопровождается показом слайдов)
Камчатка – страна вулканов. На полуострове 28 действующих и около 160 потухших вулканов. Ключевская сопка – один из крупнейших вулканов в мире. (показ слайдов)
Спутниками вулканической деятельности являются гейзеры и горячие источники. Знаменитая Долина Гейзеров – одно из уникальных мест мира, а горячие источники есть почти в каждом районе края.
Огромные богатства таят недра полуострова. (Показ минералов – агаты, обсидианы, яшма, кохалонги, аметисты.)
Физкультминутка
Педагог: - А сейчас я предлагаю вам перейти «горную реку». Наш пол превращается в реку со множеством камней. Вы должны пройти через нее по камням – быстро, осторожно, медленно.
Воспитанники выполняют задание.
Богат и разнообразен растительный и животный мир Камчатки. На Камчатке есть редчайшая реликтовая роща темнохвойной пихты грациозной, которая в старину почиталась у местного населения как священная. (показ слайдов)
На Камчатке растёт много растений карликового размера. Это не такие высокие как у нас в Кузбассе Кедры, Лиственницы, сосны, ели и пихты, а совсем низкорослые растения тундры. (показ слайдов).
Педагог. - А теперь давайте познакомимся с некоторыми животными морей и суши Камчатки, отгадав загадки (сопровождается показом слайдов):
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы! (заяц)
- Кто знает, есть ли у зайца свой дом? (ответы учащихся)
- Заяц не имеет своего дома, он весь день спит в траве под кустом, а зимой – в ямке в снегу, а ночью заяц кормится.
- Чем питается заяц? (ветками, корой, травой, грибами, сеном, хвоей)
На Камчатке обитает заяц – беляк. Он летом серый, а зимой белый.
- Зачем ему такая окраска? (ответы детей)
2. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (медведь)
- С виду медведь неуклюж, но на самом деле очень подвижный и ловкий: умеет быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и плавать. Ходит он очень интересно, одновременно наступая то на две правые, то на две левые лапы. В лесу он ведет себя осторожно и почти не шумит. Ноги ставит немного внутрь, поэтому его называют косолапым.
- Чем питается медведь на Камчатке? (корнями, травой, молодыми ветками, ягодами, грибами, орехами, жуками, муравьями, птенцами, яйцами птиц, полевками, рыбой). Все лето медведь ест и нагуливает жир, а осенью устраивает берлогу в ямке под кустами и спит до весны. Говорят, что медведь во сне сосет лапу от голода, но это не так. Просто зимой у медведя отслаивается и отпадает старая кожа с подошв лап. А молодая кожа тонкая, розовая и зимой мерзнет. Вот почему медведь лижет ее теплым языком, он ее греет. Медведь считается хозяином леса.
3. Сама мелковата, а хвостом богата.
С ветки на ветку скок – поскок,
Орешек за орешком щелк – пощёлк. (белка)
- Чем питается белка? (кедровыми орехами, ягодами, грибами, почками, жуками, бабочками, птенцами и яйцами)
- Белка делает запасы на зиму: собирает орехи, прячет их в ямку под листья, развешивает на ветках грибы и ягоды сушиться.
- Ребята, а где живут белки? (на дереве в дупле)
- Она сама делает дупло? Белка сама не умеет делать дупло, а занимает дупло дятла, которое он оставил. Если подходящего дерева с дуплом нет, белка строит на деревьях из ветвей шарообразное гнездо, которое называется гайно. В самый лютый мороз в гнезде у белки тепло, как у нас в классе. Немаловажную роль играет хвост белки, для такого активного передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. На земле белки способны совершать прыжки в длину до 1 метра. Перед уходом на ночевку многие белки путают следы, хотя и не очень хитро. Белки наиболее активны днем, особенно утром и вечером. В спячку на зиму не впадают.
4. Я без моря - никуда,
В море - вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт.
Я как морж, но не клыкаст. (нерпа)
- На Камчатском полуострове
можно встретить всего 7 видов ластоногих: кольчатая нерпа, морской заяц, ларга,
северный морской котик, антур, морж и сивуч.
Моржи в настоящий момент являются единственными представителями моржовых в
данной местности, так как северный морской котик и сивуч относят к семейству
тюленей, морского зайца, акиба, ларга и антура можно отнести к настоящим, или
безухим, тюленям. Все эти виды животных отлично приспособлены к жизни в воде, и
все они постоянно образуют огромные береговые лежбища, на которых спариваются,
рожают и выкармливают детенышей молоком. У представителей этих видов передние и
задние конечности преобразованы в ласты, а вместо ушных раковин имеются плотно
замкнутые ушные отверстия.
5. Этот злой и серый хищник
По лесам упорно рыщет.
Он охотник знаменитый,
Только в сказках был он битый. (волк)
- Волков в камчатских лесах немного. Они охотятся по ночам, нападают на птиц, зверей, едят и падаль. Волки всегда охотятся стаей, от них очень трудно спастись. Они могут напасть даже на спящего в берлоге медведя. Едят волки много, сразу 10 кг. мяса.
6. Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая… (Лиса)
- Лиса - прекрасный охотник. Охотится она в любое время суток: и днем, и ночью. Лиса разрывает норы полевок и других мелких животных. У нее хороший нюх, она чувствует полевок даже под снегом и разрывает сугробы, чтобы их достать. Ест она так же насекомых и ягоды.
7.
Горбоносый,
длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить —
Знай, что это … (лось)
- Лось – это лесной великан. Высота его до 3-х метров.
Рога лося похожи на растопыренные пальцы человека. У лосихи рогов нет. У лося короткая шея, под горлом серьга (складка кожи), верхняя губа свисает над нижней, это помогает ему захватывать ветки деревьев, мох, хвою. Лоси любят траву, а ягод и грибов не едят. Они никогда не нападают на других животных. Лоси умеют ходить по болоту, растопыривая пальцы на ногах. Зимой они проваливаются в снег и не могут убежать от волков. Чтобы спастись, лось замирает и притворяется деревом. Его ноги похожи окраской на стволы деревьев. Детенышей лося называют… (лосята).
Педагог: - Молодцы! А кто может дополнить этот список?
Учащиеся: - Соболь, песец, касатка, орлан, сова, утка, гусь и д.р.
Педагог: - Скажите какие из этих животных не водятся в нашем крае? (соболь, песец, касатка, нерпа)
- Многие животные и птицы Камчатки оказались под угрозой исчезновения, их осталось очень мало. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сохранить их?
Воспитанники. – Нужно убирать мусор за собой, после отдыха на природе, не рубить лес, нельзя разжигать костер в лесу, нельзя шуметь в лесу, ловить рыбу во время нереста, разорять гнёзда птиц.
Педагог: - Да, все звери нужны природе: и волки, и медведи, и лисы, и все остальные. Нельзя просто так убивать зверей, животных, природу их нужно беречь и заботится о ней! Как раз об этом наши ребята приготовили стихотворение С. Михалкова «Будь человеком»
Учащиеся:
1) В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
2) Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
3) Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
4) Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
5) Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь, кто куда.
6) Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
7) За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
8) Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
3. Итог.
Дидактическая игра «Назови детеныша». (Проводит один из учащихся)
- Скажите, а как называются детеныши зверей?
У белки - … (бельчата)
У волка - … (волчата)
У медведя - … (медвежата)
У лисы - … (лисята)
У зайца - … (зайчата)
У лося - … (лосята)
У орлана - … (птенцы орлана или орлята)
У нерпы - … (белёк)
Дидактическая игра «Подбери зверя». (Проводит один из учащихся)
- Попробуйте закончить мои предложения. Подумайте, про кого так говорят?
Неуклюжий, как … (медведь)
Хитрый, как … (лиса)
Трусливый, как … (заяц)
Голодный, как … (волк)
Зоркий, как …(орёл)
Педагог: - Ребята, сегодня мы с вами говорили про лесных зверей, которые живут на Камчатке. Наше первое путешествие подходит к концу. А впереди нас ждет много нового и интересного. Мы с вами ещё много будем путешествовать и познакомимся с разными уголками нашей необъятной Родины.
- Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.