Внеурочное мероприятие по истории для студентов 1 курса "Широка душа славянская"
Оценка 4.6

Внеурочное мероприятие по истории для студентов 1 курса "Широка душа славянская"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
история
1 кл—11 кл
01.06.2023
Внеурочное мероприятие по истории для студентов 1 курса "Широка душа славянская"
Актуальность работы заключается в сохранении и развитии этнической толерантности, национальной культуре, возрождению и поддержанию интереса к традициям и обрядам, приобщению к этнокультуре. Не сравнивать, а искать общее межу народами. Зная свои духовные истоки, учащиеся смогут с пониманием и уважением относится к культуре других народов. Русская славянская традиционная культура является ярчайшим примером высокой художественной, эстетической, нравственной и этнической ценности. Этнокультурное воспитание обеспечивает формирование этнокультурной самоидентификации, что является одним из условий интеграции в мировую культуру.
широка душа славянская.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочное мероприятие для

студентов 1 курса

 

Тема «Широка душа славянская»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель истории,

обществознания и философии

Бурыкина Яна Юрьевна

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

С каждым годом интерес к историческому и национальному пониманию своего народа возрастает. Это связано с перестройкой социальных, политических и психологических причин. Всё больше внимание уделяется традициям, обычаям, фольклору и этнотолерантность является неотъемлемой частью любого внеклассного мероприятия, урока, классного часа. Воспитание патриотизма не может осуществляться без изучения детьми истории своей страны, а нравственными идеалами для ребенка должны стать люди – реальные, близкие, те, которые жили там, где живем мы, где жива о них добрая память. Единство и сплоченность, открытость и толерантность народов, населяющих нашу необъятную Родину, помогли нам победить в Великой Отечественной Войне. А уважение к традициям и обычаям этнических групп, живущих рядом друг с другом, позволило стать нам великой и могущественной страной. Наша многонациональная страна имеет свыше 180 национальностей, каждая из которой уходит корнями в свою неповторимую историю. Мы, потомки славян славимся своим дружелюбием, добродушием, открытостью и щедростью, так как тесно связаны с другими нациями. Мы свято бережем и сохраняем наши традиции, уважаем и чтим традиции каждого народа, живущего в стране.

Тема работы: «Широка душа славянская».

Актуальность работы заключается в сохранении и развитии этнической толерантности, национальной культуре, возрождению и поддержанию интереса к традициям и обрядам, приобщению к этнокультуре. Не сравнивать, а искать общее межу народами. Зная свои духовные истоки, учащиеся смогут с пониманием и уважением относится к культуре других народов.

Русская славянская традиционная культура является ярчайшим примером высокой художественной, эстетической, нравственной и этнической ценности. Этнокультурное воспитание обеспечивает формирование этнокультурной самоидентификации, что является одним из условий интеграции в мировую культуру.

Обоснование выбора состоит в необходимости этнического и толерантного образования учащихся, передачи культурных ценностей и обрядов, фольклора, пословиц и поговорок. Обобщить ценностные ориентиры подрастающего поколения и дать возможность увидеть не разницу, а схожесть традиций народов в среде которого живет. Использование данных методов влияет не только на воспитание учащихся, но и формирование социального, духовного, нравственного и психологического развитие.

Целевой аудиторией являются учащиеся первых курсов Лужского агропромышленного техникума возрастом 16-17 лет смешанных групп (имеется 3 национальности и мигранты).

Роль и место в системе формирования духовной культуры человека велика. Необходимое направление к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка – одна из важнейших задач эстетического воспитания.

Цели:

Образовательная: формирование понятий культуры, толерантности, национальной культуры, менталитета, понятий о традициях, обрядах, зародившихся в Древней Руси и сохранившихся в современной России.

Развивающая: формирование развития грамотной речи, ведения диалога, умений применять знания на практике.

Воспитательная: формирование духовно-нравственных ценностей, гордости за народ, интереса к своей истории, традициям, уважению, этно-толерантному отношению к представителям разных народностей.

Задачи:

1.                 формирование и развитие этнокультурной компетентности студентов, обучение базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры.

2.                  формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных разным национальным культурам.

3.                 воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций.

Планируемые результаты:

1.     формирование гражданственности, любви к Родине, этнокультуре у обучающихся;

2.     развитие нравственного, познавательного, эстетического, коммуникативного, потенциалов личности студента;

3.     воспитание целостной личности учащихся, знающих и уважающих историю и традиции своего народа;

Форма проведения:

Внеурочное мероприятие длительностью 45 минут в виде диалога, диспута с включением лектория и применением информационно коммуникативных технологий.

Используемые педагогические технологии:

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, включение личностно ориентированных  и информационно коммуникативные методов, также наблюдение за коллективной творческой деятельностью учащихся с элементами игры.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия:

- компьютер и комплектующие,

- проектор.

Основная часть работы состояла в подготовке к внеурочному мероприятию:

- поиск актуальной темы

- планирование сценария мероприятия

- создание конспект-текста

- создание презентации.

 

Ход мероприятия

 

Слайд 4

 

 

 

 Душа славянская широка,

Да открыты сердца ставни!

В каждом видит себе земляка

И со всеми она на равных!

 

(Бурыкина Я.Ю.)

 

 

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами затронем очень важную и интересную для нашей многонациональной страны тему. Мы обсудим традиции и обычаи славянских и других народов.

 

Слайд5

 

Как вы понимаете словосочетание «широта души»?

Что это значит?

(ответы детей)

 

Широта души предполагает сохранение обычаев, традиций, которые сформированы культурой Древнерусского государства.

Более 180 народов проживает в многонациональной России, которые оберегают этнокультурную память наших предков. В Ленинградской области более 140 национальностей.  

 

Слайд 6

 

Что, по-вашему мнению отличает культуру от национальной культуры?

(ответы детей)

Культура — это результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Национальная культура-национальная память народа, то, что отличает, выделяет народ от других, хранит от обезличивания, характеризует совокупность символов, верований, убеждений.

Слайд 7

Как вы думаете, что подразумевает под собой менталитет?

(ответы детей)

У русского народа менталитет он отличается гостеприимством, широтой традиций, обрядов, которые хранят уникальность народа, его духовность. У каждого народа есть своя особенность и мы должны её уважать.

У многих народов есть свои уникальные отличия даже в таких привычных для нас действиях как пожелания здоровья, гостеприимства, молитве перед сном.

Слайд 8

Задание.

Представьте, что вы общаетесь в социальных сетях с представителем другой нации. О каких традициях вы бы рассказали? (ответы детей)

А о каких спросили бы? (ответы детей)

Слайд 9

Отлично! А что мы с вами знаем о масленице? (ответы детей)

Масленица — календарный обряд, который дошел и до наших дней. Древние славяне обращались к богу солнца Ярилу с просьбой послать богатый урожай. Пекли блины, водили хороводы, сжигали знаменитое масленичное чучело.

Прощеное Воскресенье — самый важный день масленицы. В этот день люди просили прощения у близких и родственников, а также сами прощали все обиды. После этого дня начинался Великий пост.

Несмотря на то, что масленица потеряла свой религиозный смысл, люди до сих пор с удовольствием принимают участие в массовых празднествах, пекут блины и радуются наступившей весне.

 И конечно же ходят в гости, угощают родных и близких вкусными блинами.

Слайд 10

Масленица в нашем представлении — очень русский, народный праздник. А ведь есть его аналоги в других странах! Давайте с вами посмотрим,

Во франкоговорящих странах и некоторых штатах Америки отмечают Марди Гра - с французского «жирный вторник». Этот день предшествует началу католического Великого поста и завершает «семь жирных дней». Там готовят не только блины, но и другие вкусные угощения: сладости, выпечку и разнообразные сытные блюда. Как и в России, «семь жирных дней» завершаются ритуалом сожжения куклы.

Слайд 11

 

В Армении отмечают Бун Баракендан и переводится название как: «бун» — «истинный» и «баракендан» — «радость жизни». Армянская Масленица почти не отличается от российской: она также отмечается перед Великим постом и сопровождается народными гуляниями, ярмарками и приготовлением праздничных блюд. Однако главным блюдом, вместо блинов, в Армении считают плов с маслом и изюмом.

Как и в других регионах мира, в Германии, Скандинавии и Прибалтике этот праздник отмечают весёлыми обычаями и вкусными угощениями. На улицах появляются ряженые, а на праздничных столах – сдобные булочки с заварным кремом.

Слайд 12

Что вы знаете о Крещении? (ответы детей)

Крещение — день, в который Иисус Христос крестился в Иордане. Таинство Крещения – духовное возрождение человека, рождение для православного храма, где он получает доступ к Исповеди и Святому Причастию, где человек соединяется с Богом. Традиция обряда Крещения заключается в троекратном (в честь трехдневного Воскрешения Христа) погружении (с греч. «крещение» — погружение) крещаемого или обливании его водой под чтение молитв.

Потом на нового христианина надевается нательный крестик – оберег и символ принадлежности к вере и новые белые одежды. Смысл обряда в том, что «новорожденный» теперь может и хочет жить по христианским законам, которые мы называем заповедями.

Слайд 13

А что знаете о Крещении других народов? (ответы детей)

В Европе священник не просто окунает, а бросает распятие в воду. За ним устремляются верующие: вернувший крест получает от святого отца личное благословение. «Так делают в Черногории, Болгарии, Греции и еще в ряде стран. Считается, что тот, кто измочит ноги на Крещение, будет здоров целый год. К слову, Крещение в этих странах отмечают 6 января, вместе с праздником Богоявления. 

 

Слайд 14

В католических странах суть Богоявления — в поклонении младенцу Иисусу языческих королей-магов (или волхвов) Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому иначе Богоявление тут называется праздником Трех королей. В этот день принято святить то, что было принесено Иисусу в дар — золото, ладан и миро. А еще — мел, которым на косяках дверей пишут две первые цифры года, потом — первые буквы имен королей К + М + В, а за ними — последние цифры года.

Слайд 15

Накануне Богоявления (5 января) в Италии в уличных парадах участвует фея Бефана (искаженное от Эпифании — греческого названия праздника). Сотни людей одеваются старухами и носят по улицам мешки, набитые тканью, бумажными пакетами и подарками для детей. Если весь год ребенок вел себя плохо, Бефана принесет ему чулок с золой. Кондитеры наловчились даже готовить карамельки черного цвета! По легенде, волхвы (или короли), направляясь в Вифлеем, чтобы принести дары новорожденному Иисусу, остановились в доме одинокой старухи. От предложения присоединиться она отказалась, но, когда гости ушли, все же отправилась в Вифлеем. Правда, она опоздала — Святого Семейства уже не было. 

 

Слайд 16

А что вы знаете про обереги своего народа? (ответы детей)

Вера в силу различных оберегов является языческой традицией, сохранившейся на Руси и после прихода христианской религии. Древние славяне воспринимали окружающий мир не так, как делаем это мы. Их мир был таинственным, живым, наполненным волшебством.

Вышивка крестиком, например, когда-то имела сакральный, то есть тайный, смысл - защищать человека от всяких напастей. Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором: и ворот, и рукава, и подол. Причем даже ткань сама по себе была непроницаемой для злых сил, поскольку ее изготавливали с помощью предметов, тоже «украшенных» магическим орнаментом (например, прялка и ткацкий станок).

Слайд 17

Что знаете об оберегах других народов? (ответы детей)

Назар бонджук (синий глаз, глаз от сглаза, око Сатаны, глаз Фатимы). Амулет от сглаза.

Один из атрибутов традиционной доисламской тюркской магии. Согласно древней исламской легенде, дочь пророка Мухаммеда, Фатима, подарила своему жениху, отправлявшемуся в опасный поход, кусочек синего стекла, который ей очень нравился. И благодаря этому талисману юноше удалось вернуться из дальней дороги живым. Турецкие мастера изготавливают такие амулеты уже сотни лет. Впрочем, похожие магические предметы можно найти среди артефактов древних славян и древних греков. В музеях Крыма и Одессы подобные талисманы можно наблюдать среди артефактов древних славян и древних греков.

Слайд 17

 Хамса (божья рука, божья ладонь, рука Фатимы). Знак защиты.

Его используют и мусульмане, и иудеи, но он древнее самих этих религий. Слово «хамса» имеет семитские корни и значит «пять».

В исламском мире талисман носит название рука Фатимы благодаря красивой легенде. Один раз Али — муж Фатимы (дочери пророка Мухаммеда) привел в дом вторую жену. Он представил ее супруге, когда та готовила на огне халву. Получив удар в самое сердце, девушка выронила ложку. Она стала мешать кипящую халву рукой, не чувствуя ничего. Душевная боль Фатимы была сильнее боли. Ее муж, пораженный переживаниями красавицы, отказался от своего намерения и остался верен супруге до конца своих дней. Рука Фатимы в исламской религии — это символ пяти основ (вера, молитва, пост, милосердие, паломничество).

Коренные американские индейцы делали себе тату, где изображена раскрытая ладонь с глазом. Эта татуировка имела название «Знак открытых глаз». Она способствовала развитию интуиции, ясновидения.

Слайд 18

Для русского человека очень важно его историческое наследие. Наши народные и обычаи веками соблюдались как среди сельских жителей, так и среди горожан.  Некоторые из обрядов сохранились со времен язычества, после Крещения Руси к ним добавились новые, которые очень схожи с традициями других народов. 

Как вы считаете в современной России сохранились национальные черты о гостеприимности и широте славянской души?

(ответы детей)

А в вашей семье соблюдают какие-либо традиции или обряды?

(ответы детей)

Слайд 19

Домашнее задание:

Подготовить презентации для конкурса среди групп на тему «Традиции и обычаи народов России»

Слайд 20

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, стремительно развивающиеся интернет-технологии, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.

В результате данного мероприятия с применением диалога-диспута учащиеся поняли и проанализировали связь этнокультурной толерантности между разнообразными народами, что позволило расширить кругозор и более чутко относится к культуре и традициям, обычаям других наций.

Россия – это уникальнейшая и многонациональная страна, но каждый народ чтит и бережно хранит память о своих предках передавая эти знания своим детям. И пока жив наш народ, память о нем будет вечна. Данная разработка внеурочного мероприятия на тему «Широка душа славянская» может быть использована в работе классных руководителей, кураторов групп, преподавателей-предметников как внеурочное мероприятие, так и в рамках учебной программы.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.                 Афанасьев А. «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1994 г.

2.                 Ененко Е.И. Талисманы, амулеты, обереги / Е.И.Ененко. -М.: Эксмо, 2005.-128 с.

3.                 Л. Гиненский, Мое Отечество - Россия. М., Изд. Гном и Д, 2005.

4.                 Конституция Российской Федерации. - Подольск: Подмосковье, 2013.

5.                 Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

6.                 Русские суеверия, привороты, заговоры: Энциклопедия школьника/Сост. М. Забылин. – М.: Белый город; Бизнессофт, 2007.

7.                 Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2004.

8.                 В. Степанов. Мы живем в России, М., Оникс, 2007

9.                 Эльконин Д. Б. «Психология игры» - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

10.            Юдин А. В. Русская народная духовая культура. – М.: Высшая школа, 1999.

Интернет-источники

1.                 Сайт: www.miep.edu.ru/uploaded/chihanova_enf2010.pdf.

2.                 Сайт: www.rusnauka.com/18_DNI_2011/Pedagogica/2_89844.doc.htm

3.                 3. Сайт: student.zoomru.ru/kult/stanovlenie-i-razvitie.../115027.html

4.                 Всеобщая декларация прав человека. // http://supercook. ru/decoration/zakon-dekl-prav-chelobeka. Html

5.                 Конвенция о правах ребенка// http://base. garant. ru/2540422/

6.                 Сайт: http://nmsk.privetbb.ru/t238-topic


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеурочное мероприятие для студентов 1 курса

Внеурочное мероприятие для студентов 1 курса

Пояснительная записка С каждым годом интерес к историческому и национальному пониманию своего народа возрастает

Пояснительная записка С каждым годом интерес к историческому и национальному пониманию своего народа возрастает

Обоснование выбора состоит в необходимости этнического и толерантного образования учащихся, передачи культурных ценностей и обрядов, фольклора, пословиц и поговорок

Обоснование выбора состоит в необходимости этнического и толерантного образования учащихся, передачи культурных ценностей и обрядов, фольклора, пословиц и поговорок

Планируемые результаты: 1. формирование гражданственности, любви к

Планируемые результаты: 1. формирование гражданственности, любви к

Ход мероприятия Слайд 4

Ход мероприятия Слайд 4

Национальная культура-национальная память народа, то, что отличает, выделяет народ от других, хранит от обезличивания, характеризует совокупность символов, верований, убеждений

Национальная культура-национальная память народа, то, что отличает, выделяет народ от других, хранит от обезличивания, характеризует совокупность символов, верований, убеждений

Прощеное Воскресенье — самый важный день масленицы

Прощеное Воскресенье — самый важный день масленицы

Как и в других регионах мира, в

Как и в других регионах мира, в

Слайд 14 В католических странах суть

Слайд 14 В католических странах суть

Вышивка крестиком, например, когда-то имела сакральный, то есть тайный, смысл - защищать человека от всяких напастей

Вышивка крестиком, например, когда-то имела сакральный, то есть тайный, смысл - защищать человека от всяких напастей

Он представил ее супруге, когда та готовила на огне халву

Он представил ее супруге, когда та готовила на огне халву

Подготовить презентации для конкурса среди групп на тему «Традиции и обычаи народов

Подготовить презентации для конкурса среди групп на тему «Традиции и обычаи народов

Заключение Современная молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, стремительно развивающиеся интернет-технологии, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания

Заключение Современная молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, стремительно развивающиеся интернет-технологии, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023