Внеурочное занятие по математике "Календарь"

  • doc
  • 21.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект вн.занятия,331,Игнатова Алина.doc

Технологическая карта

 пробного внеклассного занятия математики

 

«Как появился календарь»

 

Цель занятия:

Содержательная: познакомить детей с тем, как люди научились измерять время, с историей развития часов.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

 

Задачи обучения.

ü  Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Учить проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;
  • Развивать познавательный интерес.
  • Повысить учебно-познавательную мотивацию;
  • Организовать учащихся на деятельность.

 

 

 

 

ü  Метапредметные:

1.       регулятивные:

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;
  •  выполнять учебные действия;
  • оценивать результаты своей деятельности;

 

 

2.       познавательные:

  • Совершенствовать умение осознанного и произвольного построение речевого высказывания

 

 

3.       коммуникативные:

  • взаимодействовать с учителем; ·
  • формировать умение грамотно формулировать речь;
  •  допускать существование различных точек зрения;
  • умение слышать и слушать друг друга;

 

 

 

ü  Предметные:

  • Познакомить с историей появления календаря
  • Повторить времена года
  • Повторить порядок месяцев в году
  • Повторить дни недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Игнатова Алина Андреевна

МОУ СОШ № 21, класс 3 «б», каб. №28

Дата проведения занятия 23.11.2021

Смена 2 Номер занятия ….

Начало занятия …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

Кошель Екатерина Алексеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Бизайне Анна Александровна

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

 


 

Оборудование.

ü  у учителя: презентация

 

 

 

ü  у учащихся: дидактический материал

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/02/13/tema-kak-poyavilsya-kalendar
  2. https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-1257601.html
  3. https://infourok.ru/otkuda-dni-nedeli-poluchili-svoyo-nazvanie-4067356.html
  4. https://ziggard.ru/istoriya-kalendarya

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

Оформление работы учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения

- Здравствуйте, ребята!

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

 

Метапредметные:

1.    регулятивные:

 

 

2.    познавательные:

 

 

3.  коммуникативные:

Взаимодействовать с учителем

- Меня зовут Алина Андреевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике. Садитесь.

 

- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на нашем занятии вам будет так же тепло и уютно.

 

- Будем все мы улыбаться,

Веселиться и смеяться,

Но сначала поспешим –

Все задания решим!

- А теперь за работу!

 

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению знаний о календаре

- Дети, пока я шла к вам на занятие, нашла под дверью письмо.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)     

2)     

……….

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

Повысить учебно- познавательную мотивацию

 

Метапредметные:

1.         регулятивные:

 

 

2.    познавательные:

 

 

3.       коммуникативные:

•           взаимодействовать с учителем; ·

•           формировать умение грамотно формулировать речь

 

- Хотите узнать от кого оно?

- Да

- Ой, тут написано «Приглашение». Это, наверное, нас куда – то приглашают.

 

- Так давайте откроем это письмо, А здесь загадка: «Каждый день он роняет листок, а как   год   пройдет   –   последний   лист   опадет». Что это?

- Календарь

Правильно. Это календарь.

 

- Ого! Тут ниже ещё что-то написано. Только я не могу разобрать что. Кто хочет мне помочь, выйти и прочитать?

Ученик читает: «Дорогие друзья! Я думаю, вы правильно отгадали загадку. В ответе моё имя. Меня зовут дедушка ­Календарь. И я приглашаю   вас   в   путешествие   по   истории   моей   жизни»

- Хм, интересное путешествие, наверное, будет. Ребята, мы согласимся на такое предложение?

- Да

- А как вы думаете, какова будет цель нашего занятия?

- Узнать историю происхождения календаря

- Верно, на сегодняшнем занятии мы поближе познакомимся с календарём и его историей.

 

  1. Основная часть занятия

Цель. Организовать работу по ознакомлении с историей возникновения календаря

-        Ребята, кто из вас может мне назвать, что такое календарь?

- Календарь – это…

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с историей появления календаря
  • Повторить времена года
  • Повторить порядок месяцев в году
  • Повторить дни недели

 

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

  • Учить проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;
  • Развивать познавательный интерес.
  • Повысить учебно-познавательную мотивацию;
  • Организовать учащихся на деятельность.

 

 

 

Метапредметные:

  1. регулятивные:

•удерживать цель деятельности до получения её результата;

•выполнять учебные действия;

•оценивать результаты своей деятельности;

  1. познавательные:

•           Совершенствовать умение осознанного и произвольного построение речевого высказывания

 

 

 

  1. коммуникативные:

•           взаимодействовать с учителем; ·

•           формировать умение грамотно формулировать речь;

•           допускать существование различных точек зрения;

•           умение слышать и слушать друг друга;

 

 

 

-        Календарь – это перечень дней в  году.  В году очень много дней: 365. В каждом месяце разное количество дней. В некоторых месяцах 31 день, а в других:30 дней.

 

-        Посмотрите на календарь, кто мне скажет, в каком месяце меньше всего дней?

- В феврале

-        Все дни года люди разложили на месяцы, их получилось 12. Какие месяца вы знаете? Назовите их. Какой идёт сейчас месяц?

- Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

- Сейчас ноябрь

-        Да, а ещё календари указывают на время года. И наш сегодняшний гость хочет кое – что нам сказать, давайте посмотрим на слайд.

-        На слайде: «Ребята, а вы знаете времена года? А, ну-ка, давайте проверим. Я буду вам показывать картинку, а вы мне в ответ время года. Согласны?»

 

 

 

 

 

 

 

- Согласны

-        Итак, смотрим на слайд. Отвечаем по поднятой руке

Называют времена года

-        -Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.

 

- Физкультминутка «Часики».

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

 

-        Кажется наш сегодняшний гость хочет что-то сказать.

-        На слайде: «Вы большие молодцы! Справились с моим первым заданием для вас. Я надеюсь, что вы проверили свои знания о временах года, а кто-то может и узнал что-то новое. А теперь я придумал для вас задание поинтереснее: разложите месяцы в году в правильном порядке. Дерзайте!»

Выполняют задание в парах на раздаточном материале

-        Ну, что пришло время проверять. Взгляните на слайд, вы всё правильно сделали? Я предлагаю вам взять карандаш и отметить «+» и «-»

 

-        Давайте проговорим месяцы в правильной последовательности

Проговаривают месяцы

-        Поднимите руки те, у кого вообще не было ошибок в данном задании

-        Поднимите руки те, у кого всего несколько ошибок

-        Поднимите руки те, у кого практически всё перепутано. Вы вспомнили в каком порядке идут месяцы?

 

 

 

 

 

 

-Да

-        Дедушка Календарь теперь хочет, чтобы мы познакомились с историей возникновения дней недели.

-        Давайте прочитаем его письмо.

-        На слайде: «Раньше «неделя» называлась «седмица». Как вы думаете, почему?

 

 

 

 

 

Предполагают

-        Неделю раньше называли «седмицей», потому в неделе, как мы знаем, семь дней, так и произошло это слово. И в то время неделя начиналась не с понедельника, как мы привыкли, а с воскресенья. А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

 

-        А вы знаете, что слово «понедельник»  образовано   от   «после   недели», а вторник   –   от   слова   «второй», т.к он идёт вторым по порядку. А почему тогда среда называется так? Отвечаем по поднятой руке.

 

 

 

- Среда называется так, потому этот день находится в середине недели

-        Верно. Слово «среда»   тоже   пришло   из   старославянского   (как   и   «неделя», «понедельник»,   «вторник»).   Имеет   общий   корень   со словами  «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том   случае,   если   неделя   начинается   с   воскресенья.

-        А почему «четверг» называется именно так?

 

 

 

 

 

- Четверг называется так, потому что он идёт четвёртым  по порядку

-        Да, верно. Этот день называется так, потому что идёт четвертым по счету.

 

-        А «пятница» называется так, потому что идёт пятым. Верно?

- Верно

-        А суббота?

-        Название суббота произошло от еврейского слова «саббат», что означает покой и отдых. И это неспроста, ведь евреи всегда почетно относились к этому дню, он был для них самым главным выходным.

 

-        Кто мне скажет, почему воскресенье называется именно так?

Предполагают

-        Седьмой день недели назван воскресением в честь воскрешения Христа. Несмотря на то, что сегодня понятие «седмица» в нашем языке попросту не существует, название же дней недели оставило за собой право остаться без изменений.

 

-        На слайде письмо от дедушки Календаря: «Вы такие молодцы! Но у меня есть для вас ещё одно небольшое задание.  Вам нужно заполнить пустые клетки на листочках, которые вы видите у себя на столе.»

-        1 год - … месяцев

-        1 месяц - …недели

-        1 неделя - …суток

-        1 час - … минут

-        Итак, прищло время проверить ваши ответы. Внимание на слайд. Вы большие молодцы! (проговаривают ответы)

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

Проверяют

 

-        Дедушка Календарь нам пишет: «А мы дошли до последнего задания. И это кроссворд, он тоже у вас находится в раздаточном материале. Это задание вы выполняете в парах»

-        Время на выполнение подходит к концу. Внимание на слайд. Проверяем.(проговаривают ответы)

-         

 

Выполняют задание

 

-         

 

 

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

1)  фиксирование содержания;

2)  соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);

3)  планирование цели дальнейшей деятельности.

-        На слайде: «Ну, что, ребята, пришло время прощаться. Я надеюсь на нашем занятии вы узнали много нового и интересного. Я очень рад был с вами познакомиться. Вы активные и любознательные дети! До скорой встречи!»

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

  • Учить проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности;

 

 

Метапредметные:

5.    регулятивные:

·        оценивать результаты своей деятельности;

 

 

6.    познавательные:

  • Совершенствовать умение осознанного и произвольного построение речевого высказывания

 

  1. коммуникативные:
  • взаимодействовать с учителем; ·

формировать умение грамотно формулировать речь;

 

-        Ну, вот сегодня мы с вами познакомились с таким интересным персонажем. Вам понравилось?

 

 

-        Мы хорошо провели время?

- Да

-        Что нового вы узнали на нашем занятии?

 

-        Что вы уже знали, но еще дополнили информацию?

 

-        А теперь посмотрите на слайд, вы видите две разные картинки. Что изображено на первой?

 

- Изображена солнечная, красивая природа.

-        Что вы видите на второй картинке?

- Дождливая, пасмурная погода

-        А теперь поднимите руки те, у кого хорошее настроение и он выбрал первую картинку. Почему?

 

-        Поднимите руки те, у кого настроение не очень хорошее, и он выбрал вторую картинку. Почему?

 

-        На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо вам! До свидания!

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru