ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(с применением технологии развития критического мышления)
Программная тема урока
|
Имя существительное как часть речи. |
Тема учебной деятельности
|
Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе смыслового чтения. |
Предмет |
Русский язык |
Класс
|
3 |
Авторы-разработчики
|
Торопова Е.В. |
Цели:
- ознакомить с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи;
- расширить представления о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления;
- создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- формировать умение различать предмет и слово как часть речи;
- формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения;
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
к концу урока обучающиеся научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета; |
Регулятивные УУД: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные УУД: планировать свою работу по изучению незнакомого материала, умения работать с текстовой информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе работы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, выполняя различные роли в группе; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументированно высказывать свои предположения с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата; определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, осознание своих трудностей, стремление к их преодолению
|
Ход урока:
№п/п |
Этап урока и его цель.
|
Методы (способы) организации деятельности |
Учебные задачи |
1. |
Формирование потребности (5 мин) |
-Доброе утро, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. а зовут меня Торопова Елена Валерьевна. Слайд 1 В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях и приведет нас к успеху. Слайд 2 Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат. На уроке соблюдаем правильную посадку, у нас хорошее настроение. мы будем стараться. чтобы получить отличный результат. -Это необходимо вам на уроке. - А что ждете вы от урока? - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые победы». |
Прочитайте слова и используйте их для составления правил успеха на нашем уроке. (понимать текст, интерпретировать , преобразовать информацию. |
2. |
Формирование образа желаемого результата.
|
Сегодня мы продолжим путешествие по стране речи. Наша речь состоит из слов. Каждое слово это часть речи. А сегодня мы остановим внимание на самой главной части речи. А какой узнаете чуть позже. На уроке мы с вами будем следопытами –разведчиками. · Кто такой следопыт -разведчик? · Какими качествами должен обладать хороший следопыт -разведчик? Слайд 3 · иметь зоркий глаз; · уметь слушать и слышать; · быть внимательным. -Интересно, кто станет из вас лучшим следопытом-разведчиком? Это мы узнаем в конце нашего урока. - Каждый хороший разведчик ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал, а для нас этим журналом будет рабочая тетрадь и маршрутный лист. -Что потребуется нам еще для добывания знаний на уроке? учебник И к концу урока мы с вами должны составить фоторобот части речи. |
По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:
перечислите качества следопыта – разведчика ( анализ, воображение, выбирает, предлагает качества необходимые дл следопыта)
|
3 |
Мотивация |
А чтобы нам вступить в клуб следопытов -разведчиков, нам необходимо выполнить задание. Давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет». Слайд 4 - Я буду читать утверждения, если вы с ним согласны- хлопните, если нет- топните. -Итак, начнем! · Предлог является служебной частью речи; да · Служебные части речи связывают слова в предложении и части предложения; да · К служебным частям речи можно задать вопрос; нет · Действие предмета отвечает на вопросы- какой?», «какая?», «какие?» нет · существительное отвечает на вопрос что? кто? Да · имя существительное это часть речи, а что она обозначает? Название предмета · Мы с вами уже все знаем об имени существительном? нет · Хотите узнать больше? да. Слайд 5 Сегодня весь день на море....(ветер, шторм) Нам пришло сообщение, что пропало из предложения слово. Определите, какое слово пропало. Что оно обозначает. Какое слово вставили? Какой частью речи является? Существительное. Что обозначает? Предмет. Не получается. Предмет можно потрогать, а тут нет. Значит имена существительные обозначают не только названия предметов.
|
Внимательно прослушайте утверждение, проанализируйте и оцените правильность суждения да или нет. (аргументирует, анализирует, оценивает)
Вставьте слово и аргументируйте свой ответ. Определите какой частью речи является и что обозначает. Подумайте, достаточно нам знаний, чтобы ответить на вопрос?(понимать текст ,аргументировать, излагать свои мысли, установление принно-следственных связей)
|
4. |
Целеполагание |
Сформулируйте цель нашего исследования. Хотим больше узнать об имени существительном. Тогда отправляемся в путешествие. - Что будем делать? (Собирать информацию, чтобы составить фоторобот потерявшейся части речи)
|
Сформулируйте учебную задачу (умение ставить цели и задачи)
|
5 |
Планирование |
Слайд 6 -Составим план наших действий. -Какие возникли вопросы у следопытов-разведчиков? -На какие вопросы отвечает? - Мы научимся находить эту часть речи среди других слов -Что еще кроме названия предмета может обозначать имя существительное? Где мы можем найти эту информацию? В учебнике, понаблюдать. |
Составить план действия по достижению результата (составлять план осуществления деятельности)
|
6 |
Выполнение действий
|
Слайд 7 Первый пункт плана у нас узнать, на какие вопросы отвечает и что обозначает. - Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)
- Рассмотрите иллюстрацию художника о жизни первобытных людей. Какими словами они уже могли пользоваться? Выберите имена существительные, которыми пользовались первобытные люди? Работа по карточкам (в парах): Выберите имена существительные, которыми пользовались первобытные люди Карточки: 1. зверь грозил шкура охота рыбачили камень 2. звериный дом грозовое рыба река Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие Докажите свой выбор. - А почему? ( предметы, которыми они постоянно пользовались) -На какие вопросы отвечают эти слова? ( кто?, что?) Почему? – Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира». Метод: фронтальный опрос – прочитайте и замените одним словом – движение воздуха – ветер – буря на море – шторм – сильный ветер со снегом – метель – ненастье с громом и молнией – гроза – Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.) -Вернемся к нашему предложению. - Что же обозначает слово, которое пропало? явление природы -Следы привели нас в Лес математики. Слушаем задачу: Попугай, удав, мартышка вместе съели 50 бананов. Попугай съел 3 банана, а мартышка 10 бананов. Сколько бананов съел удав?
– Молодцы. Назовите героев этой задачи. - Назовите животных. Мартышка, Удав, Попугай – На какой вопрос отвечают эти слова? На вопрос Кто. – Как одним словом назвать эти слова? Животные – А на вопрос КТО? кроме названия животных какие еще имена существительные отвечают на вопрос кто? Люди – Следопыты, мы дошли до поляны технологии. – Чем люди пользуются на поляне технологии? инструментами Какие вы знаете инструменты? 1.
Есть у папы в мастерской 2.Где в саду участок пуст, Посадить хотел я куст. Вырыл ямку - маловата. Снова взялся за .... (лопату). 3. Кланяется, кланяется Придет домой растянется. (Топор) 4. инструмент бывалый. Не большой. не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (ножницы) Назовите одним словом. ( инструменты)
– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …? предметы -На какой вопрос они отвечают? что - Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи? -Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами. -Выберите правильный ответ и закончите предложениястр.155 в учебнике. -Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению? -На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное. Найдите в учебнике на странице 155 вывод, сравните с нашим выводом. Что понимают под словом предмет? Верны ли наши предположения? |
Докажите свой выбор( доказывать,аргументировать, излагать мысли)прочитайте и замените одним словом (анализ и преобразование информации)
Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод(анализировать, обобщать, излагать мысли)
Послушайте и отгадайте загадки. Ответы запишите. Назовите словарное слово.( анализировать информацию, выделять отличительные признаки, осуществлять синтез целого и частей, сопоставлять, сравнивать)
Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод ( обобщать полученную информацию, формулировать понятие)
Прочитайте и выберите правильный ответ. Закончите предложения.(перерабатывать полученную информацию, делать вывод на основе обобщения знаний)
Сформулируйте вывод. Сравните свой вывод с выводом в учебнике.( сравнить полученную информацию и сделать вывод об успешности и неуспешности своей работы, оценить)
|
6 |
Физкультминутка Цель: восстановление физических и духовных сил, снятие динамической усталости |
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.
|
|
|
|
-Следопыты вы хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
Теперь применим полученные знания и выполним упражнения.
Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах.
(Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
Дети вспоминают правило 1.Слушать друг друга 2.уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия ) Будем работать в тетрадях . упр.2 стр.155 Что нужно сделать? Нужно разделить слова на два столбика: 1. группа выписывает слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2. группа слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор.
-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, какую оценку вы хотите получить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. упр.4. стр.156 учебник Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. Красная карточка высокий уровень-названия состояний, которые испытывает человек.( печаль, покой, грусть, радость). Желтая -средний уровень, название качеств человека: смелость, доброта, аккуратность, честность. Зеленая - низкий уровень - названия действий: веселиться, ходьба, движение, бег, полет. |
Применим новые знания в новой ситуации ( слушать и понимать речь других, излагать свое мнение и аргументировать его)
Перед работой сформулируйте правила сотрудничества. ( формулировать правила для совместной работы)
Разделите слова на две группы и выпишите слова. Первая группа слова на вопрос что? А вторая – на вопрос кто?( анализируют, устанавливают аналогию, связь, строят рассуждения)
Выберите карточку по уровню сложности (оценивают свои возможности, прогнозируют)
|
8. |
Анализ результата |
Мы завершили наше путешествие. Давайте подведем итоги. Что мы хотели получить? Фоторобот имени существительного. Мы его составили. Что при этом узнали нового? Вернуться к предложению. Что обозначает существительное в этом предложении. Чему научились? Распределять, искать информацию в тексте, работать в группе, в паре, оценивать свои ответы. Было ли трудно? Кому было интересно. Похлопайте. Кому было не интересно. Потопайте. Выставляются оценки - Следопыты-разведчики с путешествия оставляют на память фоторобот . - С каким настроением вы уходите с этого урока? Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех разведчиков за работу! (Вручение медалей)
|
Составьте окончательный фоторобот «пропавшей части речи» ( анализируют полученную информацию, преобразовывают, представляют в виде схемы и делают вывод)
Оцените свою деятельностьи ее успешность. (Осуществить самооценку собственной деятельности, сравнить результаты, степень их соответствия, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом)
|
9 |
Домашнее задание |
Упр. 3. стр.155. Правило. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.