ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП СОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Игоревская средняя общеобразовательная школа»
Холм –Жирковского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета Директор МБОУ «Игоревская СШ»
МБОУ «Игоревская СШ» (Максименкова И.А.)
Протокол от 31 .08.2020г. №1 Приказ от 31.08.2021г. № 161-ОД
Рабочая программа
по иностранному языку (английский язык)
для 5-9класса
на 2021-2022 учебный год
Лебедева Л .Н., учитель английского языка,
первая квалификационная категория.
ст. Игоревская, 2021г.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, по английскому языку к УМК «Английский язык: «English» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2016) и требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, по английскому языку к УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, «Английский язык: «English» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2016).
Реализация рабочей программы по английскому языку может осуществляться
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
в соответствии с Положением об организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты. Иностранный язык. Второй иностранный язык.
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" должны отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
В результате изучения английского языка в 5—6 классах ученик научится:
_ чтению основных буквосочетаний, звукам английского языка;
_ основным правилам чтения и орфографии английского языка;
_ интонации основных типов предложений (утверждение, общий и специальный вопросы, побуждение к действию);
_ названиям стран изучаемого языка, их столиц;
_ именам наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
_ читать наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Помимо этого учащиеся научатся:
в области аудирования
_ понимать на слух речь учителя, одноклассников;
_ понимать основное содержание небольших по объему монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стихов;
_ понимать основное содержание небольших детских сказок с опорой на картинки, языковую догадку объемом звучания до 1 минуты;
Получат возможность начиться:
_ понимать аудиозаписи ритуализированных диалогов, начитанных носителями языка (4—6 реплик).
в области говорения учащиеся научатся:
_ участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
_ кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;
Получат возможность начиться:
_ расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы кто?, что?, где?, когда?, куда?, и отвечать на вопросы собеседника;
_ изложить основное содержание прочитанного или прослушанного текста;
_ составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу.
в области чтения учащиеся научатся:
_ читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
_ читать про себя, понимать несложные тексты, содержащие 1—2 незнакомых слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки;
Получат возможность начиться:
_ читать про себя, понимать тексты, содержащие 3—4 незнакомых слова, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
_ читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов (150—200 слов без учета артиклей).
в области письма и письменной речи учащиеся научатся:
_ списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
_ писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом);
Получат возможность научиться:
_ писать короткое личное письмо (15—25 слов).
_ выполнять письменные упражнения.
Учащиеся также должны быть в состоянии использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
_ устного общения с носителями английского языка в доступных для учащихся 5—6 классов пределах; развития дружеских отношений с представителями англоязычных стран;
_ преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства межкультурного общения;
_ ознакомления с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
_ более глубокого осмысления родного языка в результате его сопоставления с изучаемым языком.
В результате изучения английского языка в 7—8 классах должны:
научатся:
в области говорения
_ начинать поддерживать разговор, деликатно выходить из разговора, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
_ обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его;
приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие;
_ излагать основное содержание прочитанного с опорой на текст;
_ делать сообщения по результатам проведенной проектной работы;
Получат возможность научиться:
_ выражать свою точку зрения, выражать согласие/несогласие с мнением партнера; высказывать одобрение/неодобрение относительно мнения партнера;
_ высказываться о фактах и событиях, используя такие типы речи, как повествование, сообщение, описание;
_ высказывать свое мнение в связи с прочитанным и прослушанным текстом;
_ запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто?, что?, где?, когда?, куда?, как?, с кем?, почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
в области аудирования учащиеся научатся:
_ понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ);
_ выборочно понимать нужную или интересующую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
Получат возможность научиться:
уметь определять тему и факты сообщения, вычленять смысловые вехи; выделять главное, опуская второстепенное;
в области чтения учащиеся научатся:
_ читать и понимать основное содержание аутентичных художественных и научно-популярных текстов (определять тему, основную мысль, причинно-следственные связи в тексте, кратко и логично излагать его содержание, оценивать прочитанное, сопоставлять факты в культурах);
_ читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов);
Получат возможность научиться:
_ читать с полным пониманием несложные аутентичные тексты, ориентированные на предметное содержание речи на этом этапе, на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования словаря;
кратко излагать содержание прочитанного; выражать свое мнение, соотносить со своим опытом;
в области письма и письменной речи учащиеся научатся:
_ делать выписки из текста;
_ составлять план текста;
_ писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес);
_ заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;
Получат возможность научиться:
_ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбу и благодарность в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах).
Учащиеся также должны быть в состоянии в конце второго этапа обучения использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
_ достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;
_ создания целостной картины поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
_ приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные);
_ ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Учащиеся 9класс научатся:
В области говорения
-начинать, вести /продолжать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая., уточняя;
-рассказывать о себе , своей семье, друзьях. Своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своём городе/селе, своей стране и стране изучаемого язык;.
Получат возможность научиться:
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико- грамматический материал;
в области аудирования научатся:
-понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических тестов;
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи, уметь определять тему текста. выделять главную мысль;
-использовать переспрос, просьбу повторить;
Получат возможность научиться:
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи, уметь определять тему текста. выделять главную мысль;
в области чтения научатся:
-читать аунтетичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
-читать текст с выборочным пониманием нужной информации или интересующей информацией;
Получат возможность научиться:
-читать несложные аунтентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием;
-ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
в области письма и письменной речи научатся:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец;
Получат возможность научиться:
-расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Учащиеся должны быть в состоянии использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
-создание целостной картины полиязычного , поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Реализация рабочей программы по английскому языку может осуществляться
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
в соответствии с Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1.1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
1.2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
1.3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
1.4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
1.6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
1.7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
1.8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Содержание курса
1. Мои друзья и я. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями. Решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба)1. Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка. Путешествия и другие виды отдыха.
3.Школьное образование. Изучаемые предметы и отношение к ним. Школьная жизнь. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками, международные обмены.
4. Профессии в современном мире. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
5. Родная страна и страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, природа (флора и фауна), столицы, города и села, транспорт, достопримечательности.
6. Природа и проблемы экологии и защиты окружающей среды. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек.
7. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. Люди, технический прогресс. Средства массовой информации. Страницы истории. Культурные особенности родной страны и стран изучаемого языка (национальные праздники, знаменательные даты, традиции и обычаи).
Указанные сферы общения предлагаются учащимся на протяжении пяти лет обучения с определенной цикличностью. Тематика знакомых учебных ситуаций варьируется, расширяется, углубляется, однако на каждом новом этапе обучения учащиеся знакомятся с неизвестными им ранее учебными ситуациями.
Предлагаемые данной программой ситуации являются конкретной реализацией заданного стандартом содержания образования по английскому языку.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
5—6 классы
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
1. Приветствие и знакомство.
2. Мир вокруг нас.
3. Я, моя семья, мои друзья, возраст. Мои любимые домашние животные. Взаимоотношения в семье.
4. Мой дом, моя квартира, моя комната.
5. Моя школа, школьные принадлежности, учебные предметы.
6. Мой день.
7. Еда.
8. Времена года, погода, одежда.
9. Города и страны.
10. Время.
11. Цвет вокруг нас. Качественные характеристики предметов.
12. Празднование дня рождения. Описание внешности.Дни недели.
13. Досуг и увлечения. Занятия спортом.
14. Каникулы, путешествия.
15. Профессии.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера— уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться.
Диалог-расспрос (односторонний, двусторонний) — уметь задавать вопросы, начинающиеся с вопросительных слов кто?, что?, где?, когда?, куда?.
Диалог — побуждение к действию — уметь обратиться с просьбой, вежливо переспросить, выразить согласие/отказ, пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять/не принять в нем участие. Объем диалога — 3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний:
рассказ о себе, своем друге, семье; называние предметов, их описание; описание картинки, сообщение о местонахождении; описание персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст. Объем высказывания—5—6 фраз.
Аудирование
Восприятие и понимание речи учителя, одноклассников и других собеседников; восприятие и понимание аудиозаписей ритуализированных диалогов (4—6 реплик), небольших по объему монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стишков; понимание основного содержания небольших детских сказок объемом звучания до 1 минуты с опорой на картинки и с использованием языковой догадки.
Чтение
Чтение вслух
Чтение вслух с соблюдением правильного ударения в словах, фразах и понимание небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, смысловое ударение в предложениях и небольших текстах, интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание), выразительное и фонетически правильное чтение текстов монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также несложных текстов, содержащих 1—2 незнакомых слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой
догадки (ознакомительное чтение), нахождение в тексте необходимой информации (просмотровое чтение). Объем текстов— 100—200 слов без учета артиклей.
Письменная речь
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв, буквосочетаний, слов, предложений. Списывание слов, предложений, небольших текстов с образца. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Различные виды диктантов. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма объемом 15—25 слов, включая адрес, с учетом особенностей оформления адреса в англоязычных странах.
Написание вопросов к тексту. Письменные ответы на вопросы к тексту. Заполнение простейших анкет.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Графика и орфография
Все буквы английского алфавита и порядок их следования в алфавите, основные буквосочетания; звуко-буквенные соответствия, транскрипция. Основные правила чтения и орфографии. Знание основных орфограмм слов английского языка. Написание слов активного вокабуляра по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы). Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи в 5—6 классах, в объеме 400 лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих
стран.
Овладение следующими словообразовательными средствами:
—аффиксация (суффикс -er для образования существительных; суффикс -y для образования прилагательных);
—словосложение (образование сложных слов при помощи соположения основ (bedroom), одна из которых может быть осложнена деривационным элементом (sitting room);
—полисемантичные единицы (face— 1) лицо; 2) циферблат), элементы синонимии (much, many, a lot of), антонимии (come— go);
—предлоги места, времени, а также предлоги of, to, with для выражения падежных отношений.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
_ регулярные способы образования множественного
числа;
_ некоторые случаи особого образования множественного числа (mouse — mice);
_ притяжательный падеж существительных;
_ определенный, неопределенный, нулевой артикли.
Местоимение:
_ личные местоимения в именительном и объектном падежах (I — me, he — him etc);
_ притяжательные местоимения (my, his, her etc);
_ указательные местоимения (this— these; that — those);
_ неопределенные местоимения (some, any, no, every) и их производные (somebody, something etc).
Имя прилагательное:
_ положительная степень сравнения.
Имя числительное:
_ количественные числительные.
Наречие:
_ наречия неопределенного времени, их место в предложении.
Глагол:
_ временные формы present simple, present progressive (в повествовательных, отрицательных предложениях и вопросах различных типов);
_ временные формы past simple (правильные глаголы и ряд неправильных глаголов в повествовательных предложениях);
_ модальные глаголы can, may, must;
_ конструкция to be going to для выражения будущности;
_ конструкция there is/there are; there was/there were;
_ неопределенная форма глагола.
Синтаксис
1. Основные типы английского предложения:
а) простое (I have a family.);
б) составное именное (I am a pupil. I am ten. I am young.);
в) составное глагольное (I like reading. We would like to go there.).
2. Изъяснительное наклонение глагола:
а) повествовательные предложения;
б) отрицательные предложения;
в) общие, альтернативные, специальные вопросы.
3. Повелительное наклонение глагола, в том числе и в отрицательной форме.
4. Безличные предложения с формальным подлежащим it (It is spring. It was cold.).
5. Сложносочиненные предложения с союзами and, but.
6. Употребление предлогов места и направления, союзов, наречий.
Социокультурная компетенция
Основные сведения о Британии:
_ исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы страны, ее достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
_ элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные песни, пословицы и поговорки;
_ отдельные исторические личности, известные люди, члены королевской семьи;
_ некоторые особенности быта британцев, касающиеся их жилища, еды, досуга.
В рамках лингвострановедческой составляющей социокультурной компетенции учащиеся овладевают:
_ этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir, основными формулами вежливости;
_ правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имен и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
_ спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
_ правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
_ некоторыми типичными сокращениями;
_ расхождением в семантике и употреблении некоторых английских и русских эквивалентов: дом — house/home, много — much, many, a lot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/ dinner, ужин — dinner/supper/tea.
Компенсаторная компетенция
Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения и при чтении и аудировании:
_ умение запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for...?) для решения речевой задачи говорения;
_ умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе аудирования;
_ умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрацию) при чтении и аудировании;
_ умение использовать двуязычный словарь.
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приемами учебной работы:
_ внимательно слушать учителя и реагировать на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
_ работать в парах;
_ работать в малой группе;
_ работать с аудиозаписью в классе и дома;
_ работать с рабочей тетрадью в классе и дома;
_ делать рисунки, подбирать иллюстрации, делать надписи для использования в процессе общения на уроке;
_ принимать участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
_ инсценировать диалог, используя элементарный реквизит и элементы костюма для создания речевой ситуации.
7—8 классы
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
В 7—8 классах учащиеся частично возвращаются к уже знакомой тематике, однако предлагаемый на данном этапе ракурс рассмотрения темы, анализ и обсуждение проблем в рамках учебных ситуаций значительно видоизменены
и расширены.
1. Путешествие по России и за рубежом. ( Russia,My Homeland )
2.Английский –язык мира (English-a Language of the World)
3.Школьное образование. Изучаемые предметы. (In and Out of School.)
4. Страны изучаемого языка: Великобритания и США. (Visiting Britain. Traditions, Holidays, Festivals. Visiting the USA.)
5. Природа. Проблемы экологии. (It’s a Beautiful World. The ABC of Ecology. Living Things Around Us.)
6. Человек и его профессия. (Biography.)
7. Английский— язык международного общения. (Global Language.)
8. Музыка, кино, театр. (Our Favorite Pastimes.)
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
Диалогическая речь
В 7—8 классах продолжается развитие речевых умений диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога — побуждения к действию, начинается овладение умени ем диалога — обмена мнениями.
Диалог этикетного характера — начинать, поддерживать разговор, деликатно выходить из разговора, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться. Объем диалога— 3 реплики со стороны каждого учащегося.
Диалог-расспрос — запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто?, что?, где?, когда?, куда?, как, с кем?, почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать. Объем диалогов —до 4 реплик с каждой стороны.
Диалог— побуждение к действию — обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие. Объем диалога— 3 реплики с каждой стороны.
Диалог— обмен мнениями — выражать свою точку зрения, выражать согласие/несогласие с мнением собеседника;
высказывать одобрение/неодобрение относительно мнения партнера. Объем диалогов— 3 реплики со стороны каждого участника общения.
Монологическая речь
Высказывания о фактах и событиях с использованием таких типов речи, как повествование, сообщение, описание;
изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; выражение своего мнения в связи с прочитанным и прослушанным текстом; сообщения по результатам проведенной проектной работы. Объем монологического высказывания — 8—10 фраз.
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с различной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста). При этом предусматривается овладение следующими умениями:
_ понимать тему и факты сообщения;
_ вычленять смысловые вехи;
_ понимать детали;
_ выделять главное, отличать главное от второстепенного;
_ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Время звучания текстов для аудирования— 1—1,5 минуты.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи для 7—8 классов, отражающее особенности культуры Великобритании, США.
Объем текстов для ознакомительного чтения — 400—500 слов без учета артиклей.
Предполагается формирование следующих умений:
_ понимать тему и основное содержание текста (на уровне фактологической информации);
_ выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
_ вычленять причинно-следственные связи в тексте;
_ кратко и логично излагать содержание текста;
_ оценивать прочитанное, сопоставлять факты в различных культурах.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных материалах, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:
_ полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования словаря;
_ кратко излагать содержание прочитанного;
_ интерпретировать прочитанное — выражать свое мнение, соотносить прочитанное со своим опытом.
Объем текстов для чтения с полным пониманием — 250 слов без учета артиклей.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.
Письменная речь
На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие следующих умений:
_ делать выписки из текста;
_ составлять план текста;
_ писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес);
_ заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;
_ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбу и благодарность).
Объем личного письма составляет 50—60 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов и навыки их применения на основе изученного лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного с точки зрения принципа аппроксимации произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдение ударения в словах и фразах, смысловое ударение. Смысловое деление фразы на синтаг-
мы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
К концу второго этапа обучения (7—8 классы) лексический продуктивный минимум учащихся должен составлять 800 единиц, т. е. еще 400 лексических единиц дополнительно к 400, усвоенным в 5—6 классах, включая устойчивые сочетания и речевые клише. Общий объем лексики, предназначенной для продуктивного и рецептивного усвоения (при чтении и аудировании), 1200 лексических единиц.
На втором этапе обучения происходит овладение следующими словообразовательными средствами:
_ аффиксация (суффиксы для образования существительных -tion, -ance/-ence, -ment, -ist, -ism; суффиксы для образования прилагательных -less, -ful, -ly; суффикс -ly для образования наречий, а также префикс un- для образования прилагательных и существительных с отрицательным значением (unselfish, unhappiness) и over- со значением «чрезмерный» для образования существительных, глаголов и прилагательных [overpopulation, overeat, overtired]);
_ конверсия (образование прилагательных и глаголов на базе субстантивной основы: chocolate — chocolate cake; supper — to supper). Дальнейшее усвоение синонимических рядов с акцентом на дифференциальные признаки изучаемых единиц, групп, рядов.
Знакомство с лексической стороной американского варианта английского языка в сопоставлении с британскими аналогами (appartment— flat; fall— autumn).
Знакомство с прилагательными и глаголами, управляемыми предлогами (to border on, to be afraid of, to be sure of, to be good at etc).
Различение единиц little/a little и few/a few, а также not many/not much для выражения различного количества.
Использование лексем so, such в качестве интенсификаторов (so beautiful, such a nice song).
Различия в семантике и употреблении единиц another, other(s), the other(s).
Знакомство с речевыми клише для:
_ выражения предпочтения (likes & dislikes);
_ выражения удивления;
_ выражения пожеланий и поздравлений;
_ объяснения, что и как следует делать, инструктирования кого-либо;
_ выражения предложения и соответствующих реакций на него;
_ выражения собственного мнения.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
_ исчисляемые и неисчисляемые имена существительные.
Переход неисчисляемых имен существительных в разряд исчисляемых с изменением значения субстантивов (glass — a glass; paper— a paper);
_ имена существительные, употребляемые только во множественном числе (shorts, jeans, pyjamas, clothes etc);
_ имена существительные, употребляемые только в единственном числе (money, news etc);
_ особые случаи образования множественного числа существительных:
а) foot — feet, tooth — teeth, goose — geese, child — children,
deer — deer, sheep — sheep, fish — fish;
б) имена существительные, оканчивающиеся на -s, -x, -ch,
-sh, -f, -y (bus — buses, box— boxes, wolf — wolves, lady—
ladies etc);
_ употребление артиклей с географическими названиями, названиями языков, наций и отдельных их представителей;
_ употребление нулевого артикля перед существительными school, church, hospital etc в структурах типа to go to school.
Местоимение:
_ возвратные местоимения (myself, himself etc);
_ абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, ours etc);
_ отрицательное местоимение nо и его эквиваленты not a, not any;
_ местоимения any, anybody в значении «любой, всякий»;
_ местоимения some, somebody, something в вопросах, по сути являющихся просьбой или предложением.
Имя прилагательное:
_ степени сравнения прилагательных (односложных и многосложных, включая двусложные, оканчивающиеся на -y, -er, -ow);
_ супплетивные формы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных (good— better — best, bad— worse— worst);
_ сравнение прилагательных в структурах as... as; not so/as... as, а также в конструкциях the more/longer... the more/less.
Имя числительное:
_ порядковые числительные, в том числе и супплетивные формы (first, second etc);
_ количественные числительные для обозначения порядка следования и нумерации объектов/субъектов (Room 4).
Наречие:
_ наречия времени just, already, never, ever, yet, before, lately etc и их место в предложении.
Глагол:
_ временные формы past simple (вопросы и отрицания), future simple, past progressive, present perfect (durative and resultative), present perfect progressive, past perfect;
_ рассмотрение времен present perfect/past simple, past simple/past progressive, past simple/past perfect, present perfect/present perfect progressive, present perfect/past perfect в оппозиции друг к другу;
_ сопоставление времен present progressive, future simple и оборота to be going to для выражения будущего;
_ модальные глаголы may, must, should, need и обороты have to, be able to для передачи модальности;
_ глаголы, не употребляющиеся в продолженных формах (know, understand, want, have etc);
_ инфинитив в функции определения (water to drink, food to eat etc);
_ конструкция used to do something для выражения повторяющегося действия в прошлом;
_ конструкция Shall I do something? для предложения помощи и получения совета;
_ структура have got для выражения обладания и ее сопоставление с глаголом to have;
_ глаголы to look, to seem, to appear, to taste, to sound, to smell в качестве связочных глаголов (The music sounds loud.);
_ перевод прямой речи в косвенную; согласование времен, если глагол, который вводит прямую речь, стоит в прошедшем времени; глагольные формы времени future in the past;
_ глагольные формы в present simple passive, past simple passive, future simple passive;
_ глаголы, управляемые предлогами в пассивном залоге (to be laughed at, to be sent for etc);
_ глаголы с пассивным инфинитивом (must be operated, can be translated etc);
_ различие в употреблении глаголов to be и to go в грамматическом времени present perfect (He has been there. He has gone there.).
Синтаксис
_ Восклицательные предложения (What wonderful weather we are having today! How wonderful the weather is!);
_ побудительные предложения с глаголом let (Let’s do it! Don’t let’s do it!);
_ придаточные предложения, вводимые союзами who, what, whom, which, whose, why, how;
_ придаточные предложения времени и условия с союзами и вводными словами if, when, before, after, until, as soon as и особенности пунктуации в них;
_ использование глагола в present simple в придаточных предложениях времени и условия для передачи будущности, в отличие от изъяснительных придаточных (If they go to Moscow, they Will be able to do the sightes of the city./I don’t know if they will go to Moscow.);
_ вопросы к подлежащему, а также разделительные вопросы в предложениях изъявительного наклонения.
Социокультурная компетенция
На втором этапе обучения страноведческий материал значительно расширяется и приобретает не только информационный, но и обучающий характер, так как многие тексты, предназначенные для чтения, содержат в себе страноведческую информацию. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство:
_ с государственной символикой;
_ с достопримечательностями Великобритании и США;
_ с праздниками, традициями и обычаями проведения праздников: Рождества, Пасхи, Нового года, Дня святого Валентина, Дня благодарения и т. п. в Великобритании и США;
_ с известными людьми и историческими личностями;
_ с системой школьного и высшего образования;
_ с географическими особенностями и государственным устройством США;
_ с культурной жизнью стран изучаемого языка, их литературой и кинематографом;
_ с любимыми видами спорта;
_ с флорой и фауной;
_ с английскими народными песнями.
Дальнейшее формирование лингвострановедческой компетенции предполагает:
_ знакомство с различными видами национально-маркированной лексики: реалиями, фоновой и коннотативной лексикой и овладение умением сопоставлять культурологический фон соответствующих понятий в родном и английском языке, выделять общее и уметь объяснить различия (например,
первый этаж — ground floor (BrE), first floor (AmE);
_ овладение способами поздравления с различными общенациональными и личными праздниками;
_ овладение способами сделать свою речь более вежливой;
_ овладение способами решения определенных коммуникативных задач в английском языке: выражения предпочтения и неприятия, удивления, инструктирования, выражения предложений, их принятия и непринятия, выражения своей точки зрения, согласия и несогласия с ней.
Социокультурная компетенция учащихся формируется в процессе межкультурного общения, диалога культур, что создает условия для расширения и углубления знаний учащихся о своей культуре в процессе сопоставления и комментирования различий в культурах.
Компенсаторная компетенция
На втором этапе продолжается совершенствование и развитие компенсаторных умений, начатое в 5—6 классах. Кроме этого происходит овладение следующими новыми компенсаторными умениями говорения:
_ употреблять синонимы;
_ описать предмет, явление;
_ обратиться за помощью;
_ задать вопрос;
_ переспросить.
Особое внимание на данном этапе уделяется формированию компенсаторных умений чтения:
_ пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
_ пользоваться подстрочными ссылками, двуязычным словарем.
Учебно-познавательная компетенция
В процессе обучения английскому языку в 7—8 классах осуществляется дальнейшее совершенствование сформированных на первом этапе умений и формирование и развитие новых, что обусловлено усложнением предметного содержания речи, расширением проблематики обсуждаемых вопросов, что требует от учащихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников. На данном этапе предполагается овладение следующими умениями:
_ работать с двуязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой;
_ выполнять различные виды упражнений из учебника и рабочей тетради;
_ выполнять контрольные задания в формате ЕГЭ;
_ участвовать в проектной работе, оформлять ее результаты в виде планшета, стенной газеты, иллюстрированного альбома и т. п.
ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
9 класс
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
1. Средства массовой информации. (Mass Media: Television. The Printed Page: Books, Magazines, Newspapers.)
2. Технический прогресс. (Science and Technology.)
3. Проблемы молодежи. (Teenagers: Their Life and Problems.)
4. Проблема выбора профессии. (Your Future Life and Career.)
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Говорение
Диалогическая речь
Ha третьем этапе обучения происходит дальнейшее развитие умений вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Особое внимание уделяется развитию умения вести диалог — обмен мнениями.
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
_ начать, поддержать и закончить разговор;
_ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
_ вежливо переспросить, выразить согласие/отказ.
Объем этикетных диалогов — до 4 реплик с каждой стороны.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
_ запрашивать и сообщать информацию (кто?, что?, как?, где?, куда?, когда?, с кем?, почему?);
_ подтвердить, возразить;
_ целенаправленно расспрашивать, брать интервью.
Объем данных диалогов — до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога— побуждения к действию:
_ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
_ дать совет и принять/не принять его;
_ запретить и объяснить причину;
_ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
_ сделать предложение и выразить согласие/несогласие принять его, объяснить причину.
Объем данных диалогов— до 4 реплик со стороны каждого участника общения.
Речевые умения при ведении диалога — обмена мнениями:
_ выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
_ высказать одобрение/неодобрение;
_ выразить сомнение;
_ выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость, огорчение, сожаление, желание/нежелание);
_ выразить эмоциональную поддержку партнера, похвалить, сделать комплимент.
Объем диалогов — не менее 5—7 реплик с каждой стороны.
При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения, совершенствуют культуру речи и ведения беседы в соответствии с
нормами страны/стран изучаемого языка.
Монологическая речь
Развитие монологической речи на третьем этапе предусматривает дальнейшее развитие следующих умений:
_ кратко высказываться о событиях и фактах, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика, рассуждение), эмоционально-оценочные суждения;
_ передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
_ высказываться, делать сообщение в связи с прочитанным и прослушанным текстом;
_ выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
_ выражать свое мнение по теме, проблеме и аргументировать его.
Объем монологического высказывания — 10—12 фраз.
Аудирование
На третьем этапе происходит дальнейшее развитие умений понимания текстов для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуника-
тивной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений:
_ предвосхищать содержание устного текста по началу сообщения и выделять тему, основную мысль текста;
_ выбирать главные факты, опускать второстепенные;
_ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды и пр.) с опорой на языковую догадку, контекст;
_ игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Время звучания текстов для аудирования— 1,5—2 минуты.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание для 9 класса, отражающее особенности культуры Великобритании, США. Объем текстов для ознакомительного чтения — до 500 слов без учета артиклей.
Предполагается формирование следующих умений:
_ прогнозировать содержание текста по заголовку;
_ понимать тему и основное содержание текста (на уровне значений и смысла);
_ выделять главные факты из текста, опуская второстепенные;
_ выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
_ понимать логику развития смыслов, вычленять причинно-следственные связи в тексте;
_ кратко логично излагать содержание текста;
_ оценивать прочитанное, сопоставлять факты в культурах.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных материалах различных жанров, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:
_ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использования словаря, лингвострановедческого и страноведческого комментария);
_ кратко излагать содержание прочитанного;
_ интерпретировать прочитанное — оценивать прочитанное, соотносить со своим опытом, выразить свое мнение.
Объем текстов для чтения с полным пониманием —600 слов без учета артиклей.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, статью или несколько коротких статей из газеты, журнала, сайтов Интернета и выбрать нужную,
интересующую учащихся информацию для дальнейшего ее использования в процессе общения или для расширения знаний по изучаемой теме.
Письменная речь
На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие следующих умений:
_ делать выписки из текста;
_ составлять план текста;
_ писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объемом до 40 слов, включая адрес);
_ заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес, цель визита при оформлении визы;
_ писать личное письмо без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбы и благодарность), используя усвоенный ранее языковой материал и предметные знания по пройденным темам, употребляя необходимые формы речевого этикета.
Объем личного письма — 80—90 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов и навыки их применения в рамках изученного лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного с точки зрения принципа аппроксимации произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдение ударения в словах и фразах, смысловое ударение. Смысловое деление фразы на синтагмы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
К концу третьего этапа обучения лексический продуктивный минимум учащихся должен составлять 1200 лексических единиц; общий объем лексики, используемой в текстах для чтения и аудирования,— 1300—1500 лексических единиц.
За этот период времени учащимся предлагается овладеть следующими словообразовательными средствами:
_ деривация (суффиксы для образования существительных -hood, -dpm, -ness, -or, -ess; прилагательных -al, -able;
префиксы с отрицательной семантикой dis-, non-, im-, ir-);
_ субстантивация прилагательных (old — the old; young—the young);
_ словосложение;
_ конверсия;
_ соблюдение политкорректности при использовании дериватов и сложных слов (сравни: actress— actor; businesswoman— business person).
Большое внимание уделяется таким лингвистическим особенностям лексических единиц, как:
_ полисемия, антонимия, синонимия;
_ стилистическая дифференциация синонимов (child—kid, alone— lonely);
_ использование фразовых глаголов, фразеологизмов;
_ различение омонимов;
_ глаголы, управляемые предлогами (stand for etc);
_ абстрактная и стилистически маркированная лексика;
_ национально-маркированная лексика: реалии, фоновая и коннотативная лексика.
Большое внимание также уделяется трудностям в употреблении специфических лексем, пар слов, например: police, couple/pair, use (v)— use (n), technology, serial/series etc.
Учащиеся должны получить представление об устойчивых словосочетаниях, оценочной лексике, репликах-клише речевого этикета, отражающих культуру англоязычных стран, используемых для того, чтобы:
_ сообщать о том, что собеседник ошибается, не является правым;
_ описывать сходство и различие объектов (субъектов);
_ выражать уверенность, сомнение;
_ высказывать предупреждение, запрет;
_ использовать слова-связки в устной речи и на письме (so, as, that’s why, although, eventually, on the contrary etc).
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
_ употребление нулевого артикля с субстантивами man и woman;
_ употребление определенного артикля для обозначения класса предметов (the tiger);
_ употребление неопределенного артикля для обозначения одного представителя класса (a tiger).
Глагол:
_ временные формы present progressive passive, past progressive passive, present perfect passive, past perfect passive.
Причастие (первое и второе):
_ причастия в сочетаниях to have fun (difficulty/trouble) doing something, to have a good (hard) time doing something.
Герундий:
_ герундиальные формы после глаголов, обозначающих начало и конец действия (start reading), глаголов, управляемых предлогами (succeed in doing something), а также глагола go (go swimming).
Инфинитив____________:
_ сопоставление использования инфинитива и герундия после глаголов stop, remember, forget.
Сложное дополнение после:
_ глаголов want, expect и оборота would like;
_ глаголов чувственного восприятия see, hear, feel, watch etc;
_ глаголов let и make (в значении «заставлять»).
Глагольные структуры:
_ to have something done, to be used to doing something (в сопоставлении с used to do something).
Социокультурная компетенция
На третьем этапе обучения страноведческая информация черпается учащимися исключительно из текстов для чтения. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство:
_ с писателями, книгами и литературными героями Британии и США;
_ с отдельными выдающимися личностями;
_ с проблемами подростков, живущих за рубежом, их организациями и объединениями;
_ с достижениями зарубежных стран в области науки и техники;
_ со средствами массовой информации — телевидением и прессой.
Учащиеся овладевают знаниями:
_ о значении английского языка в современном мире;
_ о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведение выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности приема гостей, сферы обслуживания);
_ о социокультурном портрете стран изучаемого языка и их культурном наследии;
_ о социолингвистических факторах коммуникативной ситуации (коммуникативное намерение, место, роль, статус), позволяющих выбрать нужный регистр общения (формальный, неформальный) в рамках изучаемых предметов речи;
_ о различиях в британском и американском вариантах английского языка, а именно особенностях лексики и традициях орфографии;
_ о способах выражения политкорректности в языке.
Учащиеся овладевают рядом лингвострановедческих умений:
_ представлять свою страну и культуру на английском языке;
_ сопоставлять культуры, находить общее и культурно-специфическое в родной культуре и культуре страны/стран изучаемого языка;
_ объяснять, комментировать различия в культурах, выступая в качестве медиатора культур, для достижения взаимопонимания в процессе межкультурного общения;
_ оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
_ вежливо, в соответствии с требованиями речевого этикета выразить свое несогласие с человеком и поправить его;
_ правильно провести сравнение между двумя людьми, объектами или явлениями;
_ выразить сомнение и неуверенность;
_ правильно выразить запрет или предупредить о возможных последствиях.
Компенсаторная компетенция
На третьем этапе продолжается совершенствование и развитие компенсаторных умений, начатое на первых двух этапах. Кроме этого, происходит овладение следующими новыми компенсаторными умениями говорения:
_ использовать слова-субституты;
_ использовать перифраз;
_ описать предмет, явление;
_ дать культурологический комментарий, используя различные источники информации, в том числе Интернет.
Особое внимание на данном этапе уделяется формированию компенсаторных умений чтения. Школьники должны научиться:
_ игнорировать незнакомые слова в процессе просмотрового чтения, пытаясь осмыслить текст с помощью контекстуальной догадки, других опор;
_ пользоваться подстрочными ссылками, двуязычным и толковым словарями.
Учебно-познавательная компетенция
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
5 класс (102 часа)
Тема |
Количество часов |
1. «Каникулы закончились» |
|
1.1. Введение и отработка ЛЕ по теме «Летние каникулы». |
2 |
1.2. Настоящее простое время. |
1 |
1.3. Прошедшее простое время. |
4 |
1.4. Степени сравнения прилагательных. |
2 |
1.5. Путешествие по России. |
4 |
1.6. Конструкция « собираться что-либо». |
2 |
1.7. Каникулы в Британии. |
1 |
1.8. Погода в различные времена года. |
1 |
Всего: |
17 |
2. «Семейная история» |
|
2.1. Достопримечательности Москвы. |
2 |
2.2. Вопрос к подлежащему. |
2 |
2.3. Я и моя семья. |
2 |
2.4. Мой адрес. |
1 |
2.5. Количественные местоимения. |
1 |
2.6. Порядковые числительные. |
1 |
2.6. Работа и карьера. |
1 |
2.7. Глагол «моч ь» в прошедшем времени. |
2 |
2.8. Моя биография. |
2 |
2.9. Семейные отношения. |
3 |
Всего: |
17 |
3. «Здоровый образ жизни» |
|
3.1. Мой образ жизни. |
4 |
3.2. Здоровые привычки. |
4 |
3.3. Различные виды спорта. |
3 |
3.4. Ing окончание после глаголов «любить, ненавидеть, наслаждаться». |
2 |
3.5. Конструкция «иметь» во всех видах предложений. |
1 |
Образование новых слов с помощью суффиксов er , ful . |
1 |
Английское время. |
2 |
Всего: |
17 |
4. «Свободное время» |
|
4.1. Наши домашние питомцы. |
3 |
4.2. Общие вопросы в настоящем простом и прошедшем простом времени. |
2 |
4.3. Наши увлечения. Посещение цирка, музея, зоопарка. |
7 |
4.4. Альтернативные вопросы в настоящем простом и прошедшем простом времени. |
2 |
4.5. Специальные вопросы в настоящем простом и прошедшем простом времени. |
2 |
4.6. Образования новых слов с помощью префикса un. |
1 |
Всего: |
17 |
5. «Путешествия». |
|
5.1. Виды путешествий. |
6 |
5.2. Притяжательные местоимения. |
1 |
5.3. Вопросительные слова какой, который в речи. |
1 |
5.4. Разделительные вопросы. |
1 |
5.5. Вежливые формы. |
|
5.6. Образование прилагательных с помощью суффикса -ly.
|
1 |
5.6. Глаголы «сказать, говорить»: в речи и на письме. |
1 |
5.7. Достопримечательности мира. |
2 |
5.8. Глагол «получать» с различными предлогами в речи и на письме. |
1 |
5.9. Город моей мечты. |
2 |
Всего: |
16 |
6. «Путешествие по России». |
|
6.1. Путешествие по России. |
9 |
6.2. Прошедшее продолженное время. |
5 |
6.3. Множественное число имён существительных. |
1 |
6.4. Временные отрезки «час» и «полчаса». |
1 |
6.5. Артикли с географическими названиями. |
2 |
Всего: |
18 |
6 класс(102 часа)
Тема |
Количество часов |
Unit1.Two Capitals. |
17 |
Unit2.Visiting Britain |
17 |
Unit3.Traditions, Holidays, Festivals. |
17 |
Unit4.The Country Across The Oceans. |
17 |
Unit5.Favourite Pastimes. |
17 |
Unit6.What We Are Like. |
17 |
|
|
|
|
7 класс
(102 часа)
Тема |
Количество часов |
Unit 1.Russia ,My Homeland |
15 |
Unit2.English- a Language of the World |
15 |
Unit 3.Me and My World |
15 |
Unit4. It’Takes Many Kinds to Make the World |
15 |
Unit5.Christmas |
10 |
Unit6.The Pleasure of Reading |
10 |
Unit7.Popular Arts |
10 |
Unit8.Sports in Our Life |
6 |
Unit9.Exploring the World |
6 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
(102 часа)
Тема |
Кол-во часов |
Unit 1 Choosing a Career: The World of Jobs
|
17 часов |
Unit 2 Education: The World of Learning |
17 часов |
Unit 3 Shopping: the World of Money
|
10 часов |
Unit 4 Fascination and Challenge: The World of Science and Technology
|
18 часов |
Unit 5 Going to Places : The World of Travelling |
18 часов |
Unit 6 Newspapers and Television : The World of Mass Media
|
18 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
(96 часа)
Тема |
Кол-во часов |
Unit 1 Pages of History:Lingking Past And Present
|
24 часа |
Unit 2 People and Society |
24 часа |
Unit 3 You are Only a Teenager Once |
24 часа |
Unit 4 Family Matters
|
24 час |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.