министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
внеурочного занятия по русскому языку
Студентки 331 группы
школьного отделения
Толстовой Милады
Место проведения урока:
Школа №16, класс 4 в
Дата проведения урока: 24.12.19
Начало урока: _____
ФИО учителя школы:
Тамара Федосеевна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема внеурочного занятия.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 4
|
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД Содержательная: создать условия для формирования у детей простейших знаний о словарях. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Словарь, толковый словарь, орфографический словарь, словарь синонимов и антонимов, орфоэпический словарь, мифологический словарь, словарь “Все обо всех”, энциклопедия “Что такое. Кто такой”. |
||
Тип урока: |
ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · Знают, что такое словарь; · Знают, какие бывают словари; · Владеют навыками пользоваться словарями
|
Личностные: Воспитывать языковую культуру; “Приохотит” детей к предмету, вызвать увлеченность; Развивать творческие способности учащихся Метапредметные: Умеют отвечать точно и полно; Умеют формулировать тему и задачи урока; Владеют навыками сотрудничества, самопроверки и взаимопроверки; Слушают своих сверстников
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: · Раздаточный материал · Мультимедейные ресурсы · Ученые пособия |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Мотивация к учебной деятельности
|
Детский журнал “Мурзилка” |
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Напоминаю, меня зовут Милада Александровна и сегодня внеурочное занятие по русскому языку у вас проведу я. -Что это? (показываю экземпляр детского журнала) -Наш урок сегодня тоже - необычный, а устный журнал. Как он называется, вам еще предстоит угадать. Видите, обложка журнала пуста. Кто хочет узнать, как называется этот журнал? -Тогда помогайте |
-Детский журнал “Мурзилка”
Ответы детей |
Постановка темы и задач урока.
|
На первой картинке изображен слон, далее стоит запятая сверху, значит нужно убрать последнюю букву, будет СЛО, на следующей картинке в букве А стоит Р, будет СЛОВАР, и последняя буква мягкий знак, получается СЛОВАРЬ
|
-Посмотрите на слайд. Чтобы узнать, как называется наш журнал, я предлагаю вам разгадать ребус. -Поднимите руку, кто уже разгадал. -Как вы рассуждали? -Какое слово получилось? -Итак, значит, о чем сегодня пойдет речь? -Да, сегодня мы будем говорить о словарях и наш устный журнал называется "Незаменимые помощники-словари".-Что вы хотели бы узнать о словарях?-Чему бы вы хотели научиться?
-Давайте тогда приступим. |
-словарь -о словарях
-Какие они бывают, названия словарей, кто их создал -Пользоваться словарями, использовать их по назначению |
Открытие нового знания. Упражнения в применении нового знания.
|
1 страница “Что такое словарь и как устроены такие книги” Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Словарь — книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями. Слова́рь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи.
2 страница “К огромным сокровищам Страны Слов”.
Толковый словарик русского языка (Н.М.Неусыпова.)
Орфографический словарь (Грушников П.А.), (Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.)
лАвина, нЕредко, порОвну, сОлидарность, чЕмодан, фАнтАстический, множЕство, вдребЕзги, брОшюра, локОть, рЯбина, Архитектор, бАгровый, рАзведка, пАраграф
Баловать, дремота, восприняла, дождалась, красивее, кровоточащий, договорённость, лакировать, завидно, кровоточить, свёкла, недруг, полог, кухонный, средства, хлебцы, убрала, создана, неправы, шарфы, банты, засветло, жалюзи, зимовщик, поверху, сверлит, кралась, возрастов, локтем, заперта.
3 страница “Словари у меня дома”.
4 страница “Знаете ли вы? Не знаешь-узнай!”.
План представления словаря. 1. Назвать автора словаря. 2. Что в словаре содержится. 3. Как пользоваться словарём. 4. Как часто ты пользуешься словарём.
5 страница “Пёстрый калейдоскоп”. |
1 страница “Что такое словарь и как устроены такие книги”. -Ребята, как вы думаете, что такое словарь? -Давайте прочитаем разные определения этого слова. -Кто попробует из этих определений составить общее?
-Послушайте какое определение даёт словарю знаменитый французский писатель Анатоль Франс. “Словарь — это вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги. Нужно лишь извлечь их из неё”. -С чем сравнивает Анатоль Франс словарь? -Можно ли так сказать? Можно с этим согласиться? Почему? -А знаете ли вы где появился первый словарь? - Первый словарь появился в Китае, а первым русским словарем принято считать Азбуковник, 1282 год, содержащий 174 греческих, древнееврейских и церковно-словянских слов. Статьи в нем располагались в алфавитном (азбучном) порядке, отсюда и пошло название Азбуковник. Азбуковники составлялись в 17 веке. Второй словарный азбуковник был создан в 1431 году. Он объяснял 61 иностранное слово. Третий азбуковник был создан в 1506 году. В нем собрано и объяснено 1061 иностранное слово . Этот тип азбуковников похож на современные словари. Понятия в них расположены в алфавитном порядке, каждое иностранное слово сопровождается более или менее пространным разъяснением. Позднее, в 17-18 вв. этот тип азбуковников превратился в словари практически современного типа. -Первым толковым словарем явился изданный в 1789-1794 гг. шеститомный "Словарь Академии Российской", содержавший 43257 слов. По нему можно было определить, откуда произошло слово, кроме того, он включал множество новых слов в русском языке, введённых в науку слов. В составлении словаря активно участвовала княгиня Екатерина Романовна Дашкова. -А для чего нам нужны словари?
-Ребята, главная цель словарей - быстро получить определённую информацию и разъяснить её. Особенность этих книг в том, что их не читают подряд “от корки до корки”, а открывают в нужном месте и находят необходимую информацию. На какие только вопросы не дают ответы справочные издания: · Кто такой мастер? · Как пишется “восхищаться”? · Как Эйнштейн создал теорию относительности; · Мифы о греческих богах; · Как жили наши предки? · Зачем варят кашу из дерева? -На тысячи вопросов почему? Как? Зачем? Когда? Отвечают любознательные людям книги - справочники. -Как же устроены эти умные и любознательные книги и как ими пользоваться? -Ребята, каждый словарь, энциклопедия имеет · Предисловие (то есть почему назван так словарь, что он в себе содержит, как им пользоваться). · Указатель (то есть слова, которые идут по алфавиту), благодаря этому сразу видно о ком или о чём пойдет речь. · В левой части словаря записано слово или выражение, которое нам нужно найти, в правой части - его пояснение, перевод слова, раскрытие понятия. -На этом заканчивается первая страница нашего журнала. Так как же пользоваться такими книгами?
2 страница “К огромным сокровищам Страны Слов” -Переходим ко второй странице журнала. Как она называется?
-Как вы думаете, о чём пойдет речь?
-К нам в гости пришли словари и хотят рассказать о себе. И первый наш гость - толковый словарик. Рассмотрите его, он перед вами, и послушайте, что он рассказывает о себе. “Я— Толковый словарь. Мой автор Неусыпова Нина Матвеевна. Мое назначение— толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.”
-У вас на партах лежит этот словарь. Рассмотрите его. -Что написано в левой части словаря?
-А в правой?
-На первой странице нашего журнала мы с вами познакомились, как пользоваться такими книгами. Как же ими пользоваться?
-Откройте страницу 4, прочитайте про себя условные сокращения. -Откройте страницу 94, что видите?
-Хорошо, мы рассмотрели и познакомились с токовым словарём. Давайте попробуем поработать по нему. -Итак, у вас в словарях есть карточка со словами. Будете работать в парах. Ищете в словаре данное слово, один из вас читает классу значение слова, а второй его признаки (то есть в каком числе употребляется слово, к какой части речи относится и какой имеет род) Взгорье (с.11), коммерция (с.34), откос (с.50), панорама (с.51), этичный (с.82), алеть (с.1), дерби (с.17), ютиться (с.83), целина (с.78), плантация (с.54), жбан (с.22), зарок (с.25), едкий (с.21), шхуна (с.80), самоотверженный (с.64). -Много ли новых слов вы узнали? -А много ли слов вы знали, например, на буквы э, ю, я? -Помог ли вам толковый словарь расширить свой запас слов? -Тогда давайте перейдем к следующему гостю- орфографическому словарю. Рассмотрите его и послушайте, что он рассказывает о себе. “Я - орфографический словарик. Мой автор Грушников Павел Алексеевич, Ушаков Дмитрий Николаевич. Я размещаю слова в алфавитном порядке. Я даю вам возможность узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами.” -Итак, вы рассмотрели словарь. Что в нём есть такого необычного, чего нет в толковом словаре?
-Обратите внимание сколько много информации вам даёт орфографический словарь. -Давайте попробуем поработать по нему. -Итак, в словарях у вас есть карточки со словами. В этих словах пропущена буква. Ваша задача - найти по словарю данное слово, вписать определённую букву, поставить ударение. После этого каждая пара читает мне то правило правописания, с которым у него трудности и вы хотите правило запомнить. Те ребята, кто закончит, читают классу, что у него получилось -Чему научил вас этот словарь?
-Следующий наши гость - словарь синонимов и антонимов. Послушайте, что он рассказывает о себе. “Я- словарь синонимов и анонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность избежать повторение одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Я помогу вам сделать речь яркой. А антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Я помогу вам сделать речь выразительнее, нагляднее, образнее”.
-Итак, перед вами лежат ксерокопии. Что написано на первой странице? -Прочитайте, кто нашел, как им пользоваться?
-Посмотрите, как выглядит словоуказатель, у вас это следующая страница. -То есть, например, слово азбука. Ищем в словоуказателе букву а, находим слово азбука, рядом написана с, что это значит?
-Хорошо, давайте попробуем. В словарях лежит карточка со словом. Ваша задача - найти слово и прочитать классу, как будет звучать синоним или антоним этого слова. (аплодировать (с), атака (а), беспокоится (с), бледнеть (а), бояться (с), близко (а), гнев (с), говорить (а), вид (с), война (а), глаза (с), горький (а), алмаз (с), аккуратный (а), беззаботный (с)). -Молодцы, все справились. Чему научил вас это словарь?
-Следующий наш гость - орфоэпический словарь. Послушайте, что он о себе рассказывает. “Я - орфоэпический словарь. Я научу вас правильно произносить слова, ставить в них ударение. Благодаря мне ваша речь будет грамотная” --Посмотрите на слайд, ознакомьтесь как выглядит словарь. -Итак, у вас есть ксерокопии. Давайте поработаем со словарём. -Итак, на карточках каждой паре даны слова, ваша задача - найти слово и назвать, как оно правильно произносится, то есть куда падает ударение. Затем, прочитать классу слово, уже с правильным ударением. -Много ли среди вас тех, кто до работы со словарём неправильно произносил слова? -Чему научил вас этот словарь?
-Хорошо. Ребята, я вам хочу рассказать еще об одних словарях. Существуют еще такие словари, как мифологический словарь, словарь “Что такое. Кто такой” и словарь “Все обо всех”. Пока я вам рассказываю про них, вы рассматривайте эти словари и передавайте друг другу. -Итак, мифологический словарь однотомный энциклопедический словарь по древнегреческой и древнеримской мифологии. Книга содержит сведения о различных персонажах мифологии и тех богах других религий, культ которых проник в Древнюю Грецию или Древний Рим. Дано разъяснение основных понятий, связанных с мифологией, религией, отправлением религиозных культов в античную эпоху. Этот словарь содержит в себе иллюстрации. Автор этого словаря Ботвинников Марк Наумович. -Еще один словарь, который называется “Всё обо всех”. Всего таких томов 12. Перед вами том 2. Этот справочник является самым полным сводом биографий известных людей. Во втором томе вы найдете интересные факты из жизни Эйнштейна, Гомера, Шварцнеггера. -И познакомьтесь с энциклопедией “Что такое. Ко такой”. Эта энциклопедия состоит из 3 томов, перед вами том 1. Эта энциклопедия предназначена для любознательных, кто хочет обо всем знать. Здесь рассказывается обо всём: о животных. о растениях, о технике, странах и так далее. -Ребята, мы завершаем вторую страницу нашего журнала, она была познавательная и интересная. -Что вы узнали и чему научились на странице “К огромным сокровищам Страны Слов”.
3 страница “Словари у меня дома”. -Переходим к 3 странице. Как она называется? -Я предлагаю вам рассказать о своих словарях по плану, которые у вас есть дома и показать нам всем. -Молодцы, я рада, что у вас есть словари и вы ими пользуетесь.
4 страница “Знаете ли вы? Не знаешь-узнай!”. -Переходим к 4 странице и называется она “Знаете ли вы? Не знаешь - узнай!”. О чем мы будем говорить? -Ребята, сейчас поработаем в группах. Итак, первые парты поворачиваются ко вторым, образуя четвёрку. Третьи к четвёртым и так далее. Каждой группе будет дано задание. Слушаем. 1 группа: найти информацию про Деникина Антона Ивановича (рассказать самые важные события из жизни). 2 группа: найти и рассказать, кто такая Мелисса; кто такой Мерион. 3 группа: кратко рассказать про страну Бельгию (цвет флага, территория, год основания, чем славится) 4 группа: в словоуказателе найти 5 слов синонимов и 5 слов антонимов, прочитать их значение. 5 группа: по правилу правописания согласных привести 10 примеров с непроизносимыми согласными. 6 группа: придумать задание для класса с проверкой по орфоэпическому словарю. 7 группа: найти и рассказать кратко про Владимира Ивановича Даля (что создал, в каком году, как это произошло) -Что узнали на этой странице? -Как узнавали?
5 страница “Пёстрый калейдоскоп”. -Давайте перейдём к 5, последней странице журнала. Как она называется? -На этой странице мы порешаем ребусы, рифмовки, шифровки. Вы должны будете угадать, о каком словаре идет речь. Давайте начнем. 1.Разгадайте ребус и ответьте, о каком словаре идёт речь. 1-т 2. «К словам разнообразным, близким, но чуточку разным» 3. «Минус – плюс, огонь — вода» 4. На
прошлогодние ошибки 5. . 6. В этой книге вы найдете ответы на все вопросы: узнаете много нового и удивительного. Загадки природы, исторические события, изобретения и открытия, легендарные личности - обо всем этом рассказывает? 7. Автор этого словаря Грушников Павел Алексеевич. 8. Первый словарь на Руси в 1282 году? -Ребята, вы молодцы. Наше занятие подходит к концу. |
Ответы детей
-Словарь - это книга, в которой содержится информация, обычно в алфавитном порядке.
-Со вселенной Отчеты детей
-Нам нужны словари, чтобы узнать новую информацию для нас
-Надо ознакомиться с предисловием, затем по алфавиту в указателе искать нужную информацию.
-К огромным сокровищам Страны Слов -Мы познакомимся со словарями, буем искать интересные слова и знакомиться с их значением.
-Слова -Что оно обозначает, род, падеж - Сначала ознакомиться с предисловием, затем по алфавиту в указателе искать необходимую информацию.
-Содержание, каждая буква на отдельной странице
-Находят, проверяем
-Да -Нет
-Да
-Алфавит, объяснение сокращений. -Как пользоваться словарём.
-В конце словаря на последних страницах есть списки имён, города Советского Союза, правила правописания
Находят, проверяем
-Мы узнали новые слова, которые нельзя проверить и узнали, что в словаре, есть правила правописания
-Как пользоваться словарём. -Посмотреть в словоуказатель на последней странице, рядом с каждым словом есть пометка с или а, то есть слово относится к синонимам или антонимам, затем искать в разделе с или а.
-Что надо искать в разделе синонимы.
Находят, проверяем.
-Мы узнали значение слов, узнали близкие и противоположные по смыслу слова к данному слову.
Находят, проверяем.
-Мы научились правильно произносить слова.
Рассматривают словари.
-На этой странице мы познакомились со словарями, энциклопедией, научились пользоваться словарями и узнали много интересного. -Словари у меня дома. Рассказывают, показывают.
-Что - то узнавать
У каждой четвёрки есть словарь, по словарям находят информацию, перерабатывают, рассказывают.
-Пёстрый калейдоскоп
-Толковый
-Словарь синонимов
-Словарь антонимов
-Орфографический словарь.
-Книга
-Энциклопедия
-Орфографический
-Азбуковник |
Рефлексия и итоги
|
|
-Какой была тема урока?
-Что нового вы узнали?
-Чему вы научились?
-Как называлось наше занятие? В какой форме? -Ребята, вы сегодня работали активно. Мы с вами провели большую работ со словарями. Я хочу вам вручить благодарности за вашу работу на уроке. -Спасибо за работу, урок окончен. |
-Незаменимы помощники - словари. -Познакомились со словарями, узнали интересные факты о словарях -Пользоваться словарями -Устный журнал
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.