министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
внеурочного занятия по русскому языку.
Тема внеурочного занятия: В гостях у конкурса «Русский медвежонок».
Учебный предмет: Класс: |
Математика 4 «Г» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: Способствовать формированию УУД. Содержательная: познакомить учащихся с конкурсом «Русский Медвежонок», с его историей. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный: ü Знают о конкурсе «Русский Медвежонок»; ü Умеют выполнять задания конкурса; ü Знают фразеологизмы и их значения; ü Знают значения слов; ü Умеют образовывать уменьшительную форму слов; ü Умеют разгадывать ребусы, шифровки; ü Знают части слова.
|
Личностный: · Замотивированы на участие в конкурсе «Русский медвежонок»; · Умеют выполнять задания в соответствии с целью; · Умеют выполнять самостоятельную деятельность, осознают личную ответственности за её результат. Метапредметный: Познавательный: · Приобрели познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; · Умеют выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; · Развили речь, память, мышление.
Регулятивный: · Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; · Воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и класса; · Умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная
|
Ресурсы: Карточки с заданием, презентация. |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|
Мотивация. Приём: дополнение
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности (Л.) · Замотивировать на участие в конкурсе «Русский медвежонок (Л.)
|
|
- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Арина Андреевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку. - Сейчас я буду читать стихотворение, вам необходимо будет его продолжить. Здравствуйте ребята! Начат, начат новый … Первым делом гоним … На занятии не …. А работать и не… - О каких правилах поведения на уроке говорится в стихотворении? - Какие вы еще знаете правила поведения на уроке?
- Покажите большой палец вверх те, кто будет соблюдать все эти правила. - Очень надеюсь, что мы с вами хорошо потрудимся. |
- День! - Лень - Зевать - Спать! -О том, что на занятии нельзя лениться, спать. -Отвечать по поднятой руке, не отвлекаться, быть внимательным, заниматься только тем, что скажет учитель, а не своими делами и др. |
|
-Кто изображён на картинке?
|
- Это медведь. |
|||
|
- Верно, на картинке изображен медведь. Но как медведь может быть связан с русским языком?
|
- Есть такой конкурс – Русский Медвежонок. |
||
|
- Ребята, кто-нибудь из вас участвовал в конкурсе «Русский Медвежонок», если да, то поднимите красные карточки. |
*Те ребята, участвовавшие в конкурсе, поднимают красные карточки. |
||
|
- Какие у вас были результаты?
|
-Получил сертификат, получила диплом победителя. |
||
|
- Хорошо, а кто хочет поучаствовать в конкурсе, поднимите зелёные карточки.
|
*Ребята, желающие участвовать в конкурсе, поднимают зелёные карточки. |
||
Постановка темы и задач урока. Приём: создание ПС
· Формировать умение выполнять задание в соответствии с целью (Л.) · Замотивировать · учащихся к учебной деятельности (Л.) · Замотивировать на участие в конкурсе «Русский медвежонок (Л.)
|
Задача на слайде. |
-Раз не все участвовали в конкурсе, давайте посмотрим на одно из заданий. -Попробуйте самостоятельно решить его.
|
*Выполняют задание. |
|
|
- Ребята, поднимите карточку, на которой написана буква правильного ответа. |
*Различные ответы, разногласия. |
||
|
- Ребята, сколько заданий вам было дано? |
- Одно. |
||
|
- Сколько ответов вы мне дали? |
- Много. |
||
|
- Для того, чтобы решить нашу проблему, я предлагаю отправиться в гости к конкурсу «Русский Медвежонок». |
|
||
|
- Но для того, чтобы отправиться в гости, давайте вспомним правила поведения в гостях. Какие вы знаете?
|
- При встрече необходимо поздороваться. - Вести себя в гостях спокойно, не шуметь и не бегать. - Не прилично долго засиживаться. - Перед уходом надо не забыть поблагодарить хозяев. |
||
|
- Верно, так же в гости ходят не просто так, а с какой-либо целью. Ребята, а какая будет наша цель?
|
- Узнать о конкурсе «Русский медвежонок», о его заданиях, понять, как решаются задачи. |
||
Открытие нового знания. · Развивать познавательный интерес. (П.) · Учить решать задания, связанные с русским языком. (Пр.) · Учить строить связное высказывание. (К.) · Развивать логическое мышление. (Л.) · Формировать умение выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий (П) · Формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения (Р.) · Формировать умение слушать и понимать других (К.) · Формировать умение работать в сотрудничестве с учителем и класса (К.) · Формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме(К.) · Формировать умение выполнять задания конкурса (Пр.)
Проведение конкурса. |
|
- Впервые Конкурс был проведен в 2000 году, и с тех пор интерес к этому соревнованию растёт всё больше и больше: если в "Медвежонке-2000" участвовали 64 тысячи школьников, то в 2010-м – более 2 800 000 тысяч ребят из России, Казахстана, Украины, Латвии, Молдовы, Кыргызстана, Узбекистана, Израиля, Японии, США и других стран. - Представляете, как за 10 лет повысился рост участников в конкурсе. Замете, конкурс проводится не только в России, но и в других странах. - В конкурсе можно участвовать до 18 лет. - Но также этот конкурс проводится и для учителей. - Среди младших школьников конкурс проводится для 2-3 классов и для 4-5 классов вместе. В каждом варианте по 30 заданий (в варианте для 2—3-х классов — 26), которые делятся на 3 группы сложности. На каждое задание предполагается 5 вариантов ответов. Задания из первой группы оцениваются в 3 балла, из второй — 4, из третьей — 5. - По итогу конкурса, каждый участник получает сертификат, а победители – диплом. В них указано место, которое ученик занял в школе, городе, районе, регионе и даже в стране.
|
*Слушают. |
|
|
- Давайте начнем с заданий полегче, которые оцениваются в 3 балла. |
|
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Прочитайте задание про себя.
- Р., прочитай задачу для всего класса. - Что спрашивается в задаче?
- Поднимите карточки с правильным ответом. - Кто сможет объяснить выбор ответа? |
*Читает задачу. - Какое выражение вряд ли встретится в первом предложении. *Поднимают карточки. - Правильный ответ под буквой Д, т.к обычно такими словами сказки заканчиваются, а не начинаются. |
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Прочитайте следующие задание про себя.
- Т., прочитай задание для всего класса. - Что нам нужно сделать в этом задании?
- Поднимите карточки с правильным ответом. - Как мы можем правильно выполнить это задание, ориентируясь на ответы?
- Давайте попробуем.
- И правильный ответ будет под буквой..? (Д) |
- Выбрать те слова, в которых значение первого мы ищем во втором. * Поднимают карточки. - Можно подставить слова, которые нам уже даны. - Мы не сможем найти значение слова государство в государе. Не сможем найти значение слова секрет в секретаре. Не сможем найти значение слова песок в пескаре. Но сможем найти значение слова в словаре. |
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Прочитайте про себя следующее задание.
- М., прочитай задание для всего класса. - Поднимите карточку с выбранным ответом. - Кто сможет объяснить, как он рассуждал при выборе ответа?
- Верно, молодцы. |
*Читает задание. *Поднимают карточки. - Правильный ответ будет под буквой В, т.к это слово имеет два значения, и одно из них подходит по смыслу, а остальные нет. В этом случае слово лечу происходит от слова лечить. |
||
У детей карточка №1. |
- Теперь проверим, сможете ли вы самостоятельно решить задания, оцениваемые в 3 балла. - Возьмите карточки под №1. - На карточке 2 задания. - Ребята, важно не просто выбрать какую-то букву наугад, а суметь потом объяснить свой выбор. - Приступайте к заданию.
- Давайте быстро проверим. - Какой ответ получился в 1 задании? - Почему? Что он значит?
- Какой ответ во втором задании? - Как читаются слова в Королевстве кривых зеркал? - Кто прочитает все слова с права налево.
- Какое же слово Оля записала неверно?
- Как исправить это слово? - И получим слово? |
-А – переборщить. - Перейти границы, позволить себе лишнее в чём-нибудь. - Д - Наоборот. - Жаба, Ласка, Крыса, Коршун, Попугя. - Под буквой Д – Ягупоп. - Написать в начале слова вместо буквы Я буквы ЙА - ЙАГУПОП |
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Прочитайте следующее задание.
- Я., прочитай задание. - Поднимите карточки с выбранными ответами. - Давайте все слова сделаем уменьшительными. - Стол… - Какой суффикс добавили? - Кто также сам разберет следующее слово?
- Слово под буквой В.
- Следующее слово.
- И последнее слово.
- Так какое же слово подойдет под условие задания? |
- Столик. - ик. - стакан – стаканчик. Образованно с помощью суффикса -чик. - Карандаш – карандашик. Образовано с помощью суффикса –ик. - Перец – перчик. Образованно от суффикса –ик. - Горох – горошек. Образованно от суффикса –ек. - Последнее. Оно образованно от суффикса –ек.
|
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Прочитайте следующее задание.
- Н., прочитай задание для всего класса. - Подумайте и поднимите карточку с выбранным вариантом ответа. - Давайте разберемся вместе. - Как в энциклопедии должны располагаться слова? - Таак. А как же располагаются те слова, которые начинаются с одной буквы, как и в нашем задании.
- Давайте посмотрим на первые слова всех вариантов ответов. - Какую строчку мы можем сразу вычеркнуть? Почему?
- Так. Теперь посмотрите на второе слово в каждой строке. - Какую строку мы сразу можем вычеркнуть? Почему?
- В оставшихся строках какие следующие буквы идут после части слова ЧЕБ. - Какую же строку мы оставим? Почему? |
- По алфавиту. - по алфавиту последующей буквы. То есть в нашем случае после буквы Ч.
- Последнюю. Так как вторая буква первого слова – Е, а в остальных случаях – А.
- Первую, т.к во всех остальных словах второе слово начинается с ЧЕБ, а в первой строке с части ЧЕМ, а М идет поле Б. - Буквы У и буква О.
- Строфу под буквой В. Так как после части слова ЧЕБ идёт буква О, а в алфавите она стоит раньше буквы У. |
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Прочитайте следующее задание с доски.
- Подумайте и поднимите карточки с выбранным вариантом ответа. - Как будет переводится вторая буква этого слова? Как вы догадались?
- Как нужно перевести следующее сочетание двух букв?
- И получилось у нас слово…? |
- Вторая буква этого слова будет русская буква У, так как во втором примере эта буква тоже переводится как буква У. - Следующее сочитание двух букв переводится на русский язык как буква Х. - Муха. |
||
У детей карточка под №2. |
- Теперь проверим, сможете ли вы самостоятельно решить задания, оцениваемые в 4 балла. - Возьмите карточки под №2. - На карточке 2 задания. - Не забудьте, что важно не просто выбрать какую-то букву наугад, а суметь потом объяснить свой выбор. - Приступайте к заданию.
- Проверим. - Какой у вас получился ответ в первом задании? - Назовите эти месяцы. - Какой ответ получим во втором задании? - Кто сможет объяснить, почему?
|
- Два. - Март, август. - В – другое дело. - Потому что мальчик всегда получал двойки, но вдруг получил пятёрку, и мама ему скажет: «Другое дело» |
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Теперь мы посмотрим порешаем задания, оцениваемые в 5 баллов. - Прочитайте следующее задание про себя.
- Ж., прочитай задание для всего класса. - Поднимите карточки с выбранным ответом. - И., объясни, пожалуйста, как ты рассуждала при выполнении этого задания.
- Ребята, кто догадался, почему в этом случае мы можем употребить оба предлога, а слова не изменится? |
- Я меняла предлог про на предлог о. Вчера мы говорили о павлинов. – так будет неправильно. Вчера мы говорили о черепах. – неверно. Вчера мы говорили о карасей. – неверно. Вчера мы говорили о кенгуру. – верно. Ответ под буквой А. - Это слово не склоняемое. |
||
Задача на слайде. (у детей карточки с буквами А, Б, В, Г, Д) |
- Давайте решим последнее задание. - Прочитайте его про себя.
- Ф., прочитай задачу для всех. - Что мы видим в ответах? - Правильно. Выберите правильный. Поднимите карточку с выбранным ответом. - Правильный ответ был под буквой Б – на короткой ноге. - Кто сможет объяснить, что значит этот фразеологизм?
- Молодцы. |
- Фразеологизмы.
- В близких, дружеских отношениях. |
||
|
- Давайте вернёмся к заданию, которое не смогли решить в начале урока.
- Посмотрите внимательно на первую группу. - Латинские обозначения совпадает с первыми буквами названий химических элементов? - А во второй группе? - Нам неизвестны элементы под цифрами 1, 2 и 3. - 1 находится в первой группе, 2 и 3 во второй. - Раз мы сказали, что первые буквы элементов в первой группе не совпадают с латинскими обозначениями, то какие из вариантов ответов сразу отпадают? Почему?
- Осталось 2 ответа. Какой же выберем? Почему?
|
- Нет.
- Да.
- А, Б, В, т.к в них латинское обозначение совпадает с первой буквой элемента. - В, т.к у нас осталось 2 элемента: криптон, калий. Криптону соответствует латинское обозначение Kr, т.к в элементе первые две буквы тоже Кр, а калию соответствует буква К.
|
||
|
- Теперь вам нужно будет поработать в парах. - Возьмите карточку под № 3.
- Вам нужно будет не просто решить эту задачу, а составить алгоритм решению, то есть написать последовательность решения этой задачи. Что вы сделаете первым шагом, вторым и т.д. - Прежде чем приступить к заданию, нужно вспомнить правила работы в парах. - Какие правила вы знаете?
- Проверим, что у вас получилось. - Какая пара желает выйти к доске и представить свой алгоритм решения задачи? *Примерный алгоритм решения задачи. 1. Первое число в кодировке 1088. Самое ближайшее к этому числу в примерах – это число 1086 – это число кодирует букву О. Разница между этими числами ровняется двум. Значит, после буквы О нужно отсчитать еще две буквы. И это будет буква – Р. 2. Последнее число в кодировке – 1074. Самое ближайшее число в примерах к этому – 1073, и оно кодирует букву Б, значит число 1074 кодирует букву В. Получилось, что первая буква – Р, а последняя – В. 3. Остаётся 2 возможных варианта ответа: РЁВ и РОВ. Число, кодирующее букву посередине – 1105. Сразу отпадает вариант РОВ, т.к число, кодирующее букву О – 1086, это мы можем посмотреть в примере. Остаётся один вариант – РЁВ.
|
- нужно распределить обязанности - работать должны оба - если не согласен, аргументируй и предложи своё - работать нужно сообща - не шуми, не мешай остальным
|
||
|
- Мы с вами немного познакомились с заданиями, которые встречаются в конкурсе. Но «Русский медвежонок» — это же конкурс, правильно? Давайте мы с вами тоже устроим конкурс и выявим победителей.
|
|
||
|
- Сейчас, каждому из вас я раздам карточки с заданиями. Подпишите на них свои фамилии и имена, после чего начните самостоятельно решать. На выполнение работы я даю вам 7 минут.
|
*Подписывают карточки. Решают задания |
||
|
- Ребята, 7 минут уже прошло. Проверьте, все ли подписали карточки. *собираю карточки. - Пока ваши работы проверяются, давайте вместе решим задания с конкурса.
|
|
||
|
Задачи, оцениваемые в 3 балла.
- Какой будет ответ?
- Как мы можем проверить?
- Кто попробует?
|
- Под буквой В – финик. - Из уменьшительных образовать …..(???) слова. - Ананасик – ананас, Арбузик – арбуз, огурчик – огурец, репка – репа. |
||
|
|
- Давайте для начала разгадаем все ребусы. А)- Начнем с первого. - Кто сможет назвать ответ? - Думаю, не все ребята поняли, как разгадывается этот ребус. Давайте разберём вместе. - Посмотрите на расположение букв Н и А. - Где стоит буква А по отношению к букве Н? - Значит, ЗА Н А, то есть ЗА буквой Н стоит буква А. - Так получили часть слова ЗАН. - Теперь посмотрите на расположение букв Е и С. - Где находится буква С? - Значит, В Е С, то есть В букве Е буква С. - Так получим часть слова ВЕС. - Объедините. Что у нас получится?
Б) – Кто попробует сам объяснить следующий ребус?
-(Слог ЗА находится НА букве В, таким образом получаем часть слова ЗАНАВ. - Дальше идёт картинка «ЛЕС», перед которой идет одна запятая, это значит, что нужно убрать первую букву слова, остаётся ЕС.. Получаем слово ЗАНАВЕС.)
В) – Кто объяснить следующий ребус?
- (На картинке изображена ваза, перед ней 2 запятые, значит, нужно убрать первые 2 буквы. Остаётся слог ЗА. - НА букве В находится слог ЕС, получаем НАВЕС. Получается слово ЗАНАВЕС.)
Г) – Кто объяснить следующий ребус?
- (ЗА буквой В находится буква Е, так получается часть слова ЗАВЕ. - Далее идёт картинка «оса», за ней запятая, убираем последнюю букву, получаем слово ЗАВЕСА.)
Д) - Остался последний ребус. Кто его разберёт?
(-Изображен зонт, в этом слове необходимо букву О поменять на букву А, а так же убрать последнюю букву, получаем ЗАН. - Буква А находится В букве Е, получаем АВЕ. Соединим с предыдущей частью, получим ЗАНАВ. - Далее изображена носа СИ, но в конце стоит запятая, поэтому последнюю букву надо убрать. Получаем слово ЗАНАВЕС.) - Какое же слово оказалось лишним? |
- ЗАНАВЕС.
- За ней.
- В букве Е.
- Занавес.
- Завеса. |
|
|
|
- Посмотрим следующее задание.
- Во всех остальных случаях часть слова НЕ- входит в …? |
- В слове несчастный.
- Корень. |
|
|
|
- Рассмотрим следующее задание.
- Какой будет правильный ответ?
- Кто знает, что означает этот фразеологизм? |
- Под буквой Г – Шила в мешке не утаишь. - Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт. |
|
|
|
- Теперь рассмотрим задачи, оцениваемы в 5 баллов.
- У кого какие ответы получились? - Давайте разберёмся. - От какого слова образованно слово «подножка»? - Оно подходит под условие задачи?
- От какого слова образовано слово «подушка»? Подходит оно? - Слово «подзатыльник»? - «Подворотня»?
- «Поручение»? - «Намордник»?
- И слово «лапник»? - Ответ будет под буквой …? |
- От слова «нога». - Да, нога – это часть человеческого тела. - Ухо, да, подходит. - Затылок, подходит. - Нет, не подходит, оно образованно от слова «ворота». - Руки, подходит. - Морда, не подходит, т.к не относится к части человеческого тела. - Лапы, не подходит. Г. |
|
|
|
- Ребята, у каждого на партах лежат вот такие листочки. Там указан официальный сайт конкурса «Русский медвежонок». ( http://www.rm.kirov.ru/) -С помощью родителей или самостоятельно вы сможете зайти на этот сайт и решать задачи за любой год. Также там есть ответы. После того, как вы решите задания, можете себя проверить. Также этот сайт поможет при подготовке к конкурсу тем ребятам, которые будут в нем участвовать. |
|
|
Рефлексия. · Учить оценивать свои умения и навыки. · Воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. |
|
- Ребята, где мы сегодня с вами были?
|
- В гостях у конкурса «Русский медвежонок» |
|
|
-Хорошо, а чем мы занимались?
|
- Решали различные задания из конкурса. |
||
|
- После нашего задания, у вас появилось желание участвовать в таком конкурсе? Кто теперь желает участвовать, поднимите зеленую карточку. |
- Поднимают карточки. |
||
|
- Теперь давайте подведем итоги нашего конкурса. Итак, за 3 место в конкурсе «В гостях у конкурса «Кенгуру»» награждается…. За 2 место в конкурсе награждается …. И победителем нашего небольшого конкурса становится ….. Остальные ребята получают сертификаты. |
Награждение победителей. |
||
|
- Занятие окончено, спасибо. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.