Внеурочные занятия в системе логоработы

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала job_21034_1578739589 (1).doc

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ЛОГОРАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ромашова Елена Григорьевна, учитель- логопед МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района

 

Аннотация: в статье представлен опыт работы по развитию связной речи у младших школьников на внеурочных занятиях.

Ключевые слова: связная речь, недоразвитие речи.

 

За последние годы в школы для детей с особыми образовательными потребностями, а также и в обычные общеобразовательные школы поступают дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, которые могут носить как общий, так и системный характер, проявляться на фоне нарушения познавательной деятельности, недостаточного развития тех или иных функций организма. При этом может наблюдаться слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, монотонность, маловыразительность речи, отсутствие в ней сложных эмоциональных оттенков.

 Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.

Нарушения связной речи у детей обусловлены многими факторами: недостаточным развитием анализа ситуации, трудностью выделения существенных и второстепенных признаков, нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развёртывать смысловую программу в виде серий предложений, связанных между собой и др.

В системе логопедических занятий по развитию связной речи кроме осуществления стандартных комплексных логопедических мероприятий существенную роль может сыграть внеурочная деятельность. Одной из таких дополнительных программ может являться программа «Сказка за сказкой», призванная способствовать развитию связной речи, расширению словаря, коррекции грамматической стороны речи, формированию коммуникативных навыков младших школьников.

Целью данной программы является развитие связной речи посредством использования русской народной сказки. Занятиями целесообразно охватить обучающихся младших классов с недоразвитием речи различной степени тяжести.

Опыт её использования в течение 5 лет с детьми с системным недоразвитием речи лет показывает, что она  способствует:

-  развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики;

- улучшению фонематического слуха, слухового внимания и восприятия, просодии;

-  пополнению и активизации словаря;

- формированию коммуникативных навыков.

 Дети с большим интересом и удовольствием погружаются в мир  ярких, образных, эмоционально окрашенных, несущих в себе веру в победу добра источников народной мудрости.

Занятия по программе проводятся 2-3 раза в неделю. В качестве учебного речевого материала выбрана фольклорная (народная, чаще русская) сказка. В занимательных сказочных историях домашние и дикие животные разговаривают между собой на языке человека, помогают друг другу или обманывают один другого, смеются или плачут, радуются или горюют. Такие сказки обычно небольшие по объёму, язык их прост, доступен и лаконичен. Самые обыкновенные слова, используемые героями, в тексте получают удивительную меткость, выразительность, красоту.

Детям младшего школьного возраста очень нравятся русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Но иногда мы придумываем для них другой зачин или другую концовку, фантазируем по поводу того,  какой может стать сказка, если в знакомый сюжет добавить «дополнительного» сказочного героя или наделить знакомый персонаж нехарактерными для него чертами.  Эта работа побуждает ребёнка к осмыслению новой ситуации, заставляет его придумывать развитие сюжета, реплики, определять его интонацию, поведение.

Большим подспорьем являются иллюстрации изучаемых на занятиях сказок - красочные, яркие.  Они служат для развития умения пересказывать текст, сопоставлять по смыслу его отдельные части, составлять рассказ по серии картинок, исключать не соответствующие содержанию речевого материала "лишние" иллюстрации. Наряду с бумажными вариантами удобно использовать их в виде анимационных слайдов презентаций, созданных в программе PowerPoint.

Развитию мелкой моторики, графических навыков, ориентации в плоскости листа бумаги, формированию зрительного восприятия, абстрактного мышления способствует создание собственных иллюстраций, сюжетов, набросков персонажей.

Большой интерес детей вызывают и игры по содержанию сказок, созданные в интерактивных модулях, как, например, "Своя игра", "Поле чудес", "Умники и умницы".

Очень нравится детям и кукольный театр - пальчиковый, теневой, плоскостной, кукольный. Ведь, беря в руки куклу, ребёнок дистанцируется от своих неудач, недостатков, перенося их на представляемые им персонажи, озвучивая героя сказки и  прикрываясь ширмой, как защитой. Проигрывание роли с куклой на руке помогает ребёнку эмоционально расслабиться, снять мышечные зажимы, в том числе и с мышц артикуляционного аппарата.

На занятиях дети учатся:

- слушать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку по вопросам и картинкам;

- передавать эмоции и своё отношение к поступкам героев.

При проведении занятий используются следующие методы и приёмы:

- составление предложений по наглядным схемам, по вопросам и графической схеме;

- распространение простого предложения;

- составление вопросов по содержанию сказки;

- восстановление правильной последовательности картинок;

- нахождение "лишних" картинок;

- поиск места "выпавших" из серии картинок;

- определение ошибки в последовательности расположения картинок;

- сравнение текста и набора предложений;

- завершение предложения по смыслу;

- вставка пропущенного предложения в текст с опорой на картинки;

- работа по подбору связующих слов в текст (местоимений, синонимов);

- пересказ сказки по вопросам и картинкам;

- пересказ текста сказки по картинкам;

- придумывание концовки сказки, новой сказки;

- описание сказочного героя, его мимики, повадок, характера;

- имитация голоса, повадок, движений героев;

- озвучивание сказочных героев сообразно их характерным особенностям;

- подбор соответствующих сюжету кукол, оформление их образа и др.

Занятия предусматривают использование разнообразных форм, методов, методик и технологий их проведения. Широко используются игровые, компьютерные, здоровьесберегающие, технологии моделирования и проигрывания сказок, театрализация, логоритмика.

В конце учебного года проводится театрализованное представление или выступление кукольного театра.

Сказка  помогает не только улучшить речь ребёнка,  но также  стать ему лучше, добрее, справедливее.