Внимание семьи — залог благополучия ребёнка
От того, в каком социальном окружении находится ребенок, во многом зависит его физическое и психическое благополучие. В раннем возрасте через эмоциональное общение и предметную деятельность у детей формируются высшие функции психики, которое необходимы для будущего развития. И влияние семьи здесь огромно, поскольку:
-родители больше всех заинтересованы в благополучии и успехах ребенка и способны создать условия для его непрерывного развития;
· ребенок ориентируется и слушается, в первую очередь, своих маму и папу, а не посторонних;
· специалисты при все желании не могут наблюдать за малышом постоянно, а родителям это по силам.
В работе с детьми с ОВЗ надежная социальная база — залог максимальных результатов в развитии ребенка.
К ней относятся:
· Надежная
привязанность и эмоциональное взаимодействие.
Опорой ребенку служат доверительные отношения с близкими, в которых он
чувствует поддержку и заботу.
· Совместная
деятельность в соответствии с возрастом.
И продуманная организация активности во время бодрствования.
· Создание
и подкрепление мотива для коммуникации.
Именно взрослый стимулирует его появление и поддержание на должном уровне. У
ребенка до определенного возраста нет внутреннего позыва к говорению и даже
изначального мотива к общению — его формируют взрослые.
· Контроль
за здоровьем, питанием, режимом дня.
Несмотря на то, что эти рекомендации кажутся очевидными, не стоит относиться к
ним небрежно. Организм любого человека, а особенно ребенка — это единая
система. Сбой в одном компоненте провоцирует нарушение работы в целом.
Когда следует обращаться к специалистам
К сожалению, у большинства родителей детей с ОВЗ низкая психолого-педагогическая компетентность. Им не хватает знаний для ухода и помощи ребенку, и приобретать их они не мотивированы.
При этом только 21 % семей готов включаться в работу со специалистами и ребенком и осознает необходимость усилий со своей стороны. Большинство занимают позицию отрицания проблем, и это тормозит квалифицированную диагностику и вмешательство, снижает их эффективность.К специалистам родителям следует сразу же обращаться при следующих проблемах:
· Отсутствие
или недоразвитие речи.
С этой проблемой родители обычно идут к логопеду. Он, проведя диагностику или
ознакомительную беседу, определяет образовательный, а иногда
медико-реабилитационный маршрут ребенка.
· Проблемы
с поведением.
В этом случае большинство семей обращаются к психологу. Как правило, речь идет
о детях дошкольного и школьного возраста, с малышами это встречается
реже.
· Раннее
развитие.
Сенсорное, физическое и эмоциональное. Речь идет именно о раннем освоении
умений, знаний, навыков, которые не всегда соответствуют возрасту. Это не равно
раннему обучению. Последнее следует оставить до более старшего возраста и не
перегружать ребенка, пока высшие психические функции не сформированы
окончательно.
Когда семья обращается за помощью, начинается первичное консультирование, которое можно разделить на несколько этапов:
1.
Знакомство.
Специалист устанавливает контакт с родителями, выявляет их запрос. Задача семей
на этом этапе — четко сформулировать проблему.
2.
Сбор информации.
Специалист изучает документацию о ребенке, анкетирует родителей, собирает
информацию об условиях жизни и воспитания малыша. Кроме того, выясняет
родительскую позицию по отношению к ребенку. Если есть возможность общаться и
заполнять бумаги удаленно, этот этап лучше сделать первым, чтобы при встрече
сразу говорить предметно.
3.
Диагностика.
Каждый специалист - логопед, дефектолог, психолог — изучает свой аспект
проблемы. Однако, чем младше ребенок, тем больше у него слиты все функции.
Чтобы выявить первичное нарушение, которое грозит повлиять на все сферы,
специалисту необходим междисциплинарный подход. Поэтому лучше выбирать врача,
который хотя бы немного разбирается в смежных специальностях.
4.
Выбор стратегии помощи.
Специалист выстраивает индивидуальный маршрут с учетом особенностей ребенка,
потребностей и возможностей семьи. Это могут быть коррекционно-развивающие
занятия, обучение родителей, лекции и беседы, рекомендации пособий и игрушек.
Обычно специалисты предлагают родителям одну из трех схем совместной работы:
· Полная
непрерывная.
У ребенка есть возможность посещать учреждение или проходить комплексное
сопровождение нескольких специалистов. В этом случае его ведут на всех этапах,
проводят регулярную коррекционно-развивающую работу. Специалист следит за
ребенком «от и до», родители включаются по мере возможности.
· Сопроводительная.
Это наблюдение не на постоянной основе. Оно требует от родителей большей
включенности, а предварительно — обучения технологиям взаимодействия с
ребенком, теоретических знаний и практических навыков.
· Консультативно-разовая.
Здесь коррекцией занимаются родители, а специалист наблюдает.
В любой ситуации эффективна только командная работа: профессионалы могут организовать прекрасные занятия, но они не могут следить за ребенком в быту. В силах родителей — даже при скромных средствах — сделать так, чтобы вся окружающая ребенка среда работала на его развитие и приносила пользу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.