Предлагаемая методическая разработка, содержащая 1 урок по теме «Внутренняя среда организма. Состав крови.» построена на основе технологии проблемного, частично-поискового, иллюстративного обучения с учетом принципов развивающего обучения .
Ход урока построен в виде экскурсии по биологическому маршруту. На начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какая
информация по теме урока для них знакома и какую информацию они хотели бы узнать. Для этого учащиеся в тетради заполняют таблицу: «ЗХУ, формируют цель урока» (технология развития критического мышления), графу «Знаю» и графу»Хочу знать» ) .В конце урока учащиеся обощают полученные знания на уроке и заполняют в таблицеграфу «Узнал».
На каждой «станции» учащиеся ознакомятся составом и функциями крови. (Станциии «Внутренняя среда», «Плазма крови», «Эритроциты», «Лейкоциты», «Тромбоциты», «Функции крови»).
Предложенная разработка урока демонстрирует возможности применения технологии проблемного обучения при изучении нового материала на уроках биологии. На этапе поиска решении проблемы у обучающихся развиваются умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать обобщение, презентовать результаты своей деятельности. Практическая направленность урока( работа с электронным микроскопом) позволяет придать ему деятельностный характер, повысить интерес к биологии как предмету. В данной разработке прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов урока, перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке, отличительные особенности урока, индивидуальные задания с использованием ЦОР и ЭОР.
урок внутр среда.doc
АННОТАЦИЯ
1. Наименование учебнометодической разработки «Внутреняя среда
организма. Состав и функция крови. »
2. Цель разработки: реализовать принцип поисковой учебнопознавательной
деятельности ученика, способов действия, изобретения способов приложения
знаний к практике с использованием ЦОР и ЭОР.
Задачи разработки:
∙ развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной
продуктивной деятельности в условиях современного информационного
общества: развитие мышления, воспитание ЗОЖ, формирование умений
принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации,
развитие умений осуществлять экспериментальноисследовательскую
деятельность.
∙ Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией
современного общества.
∙ Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы
непрерывного образования:
∙ повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет
реализации возможностей информационнокоммуникационных технологий
(ИКТ);
∙ активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
∙ углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
3. Возростная категория: учащиеся 8 класса
4. Номинация: Естественнонаучные дисциплины
5. Интернетадреса цифровых образовательных ресурсов, применяемых в
разработки: http://schoolcollection.edu.ru/
6. Краткая характеристика содержания (обобщение)
Предлагаемая методическая разработка, содержащая 1 урок по теме
«Внутренняя среда организма. Состав крови.» построена на основе технологии
проблемного, частичнопоискового, иллюстративного обучения с учетом
принципов развивающего обучения .
Ход урока построен в виде экскурсии по биологическому маршруту. На
начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какая
информация по теме урока для них знакома и какую информацию они хотели
бы узнать. Для этого учащиеся в тетради заполняют таблицу: «ЗХУ, формируют
цель урока» (технология развития критического мышления), графу «Знаю» и
графу»Хочу знать» ) .В конце урока учащиеся обощают полученные знания на
уроке и заполняют в таблицеграфу «Узнал». На каждой «станции» учащиеся ознакомятся составом и функциями крови.
(Станциии «Внутренняя среда», «Плазма крови», «Эритроциты», «Лейкоциты»,
«Тромбоциты», «Функции крови»).
Предложенная разработка урока демонстрирует возможности применения
технологии проблемного обучения при изучении нового материала на уроках
биологии. На этапе поиска решении проблемы у обучающихся развиваются
умение устанавливать причинноследственные связи, умение делать обобщение,
презентовать результаты своей деятельности. Практическая направленность
урока( работа с электронным микроскопом) позволяет придать ему
деятельностный характер, повысить интерес к биологии как предмету. В данной
разработке прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов
урока, перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на
уроке, отличительные особенности урока, индивидуальные задания с
использованием ЦОР и ЭОР.
7. Результативность использования данной учебнометодической
разработки
Данная разработка позволяет:
∙ Обеспечить творческое усвоение знаний обучающимися;
∙ Формировать мышления, логики, внимания, воли, творческого воображения;
∙ Повысить мотивацию обучающихся на учение;
∙ Удовлетворить потребность подростков в общении, так как урок,
выстроенный в логике проблемного обучения, позволяет организовать парную и
групповую работу;
∙ Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
∙ Выработать навыки умственных операций и действий, навыки переноса
знаний.
8. Перспективы использования учебнометодической разработки
Модули учебного пособия можно использовать при обобщении и систематизации
материала по органической химии в 11 классе, при подготовки к ЕГЭ.
9. Использованная литература, УМК
Рудзитис Химия 10 класс. М.Дрофа 2010
«Химия: виртуальная лаборатория. 811 класс» (Лаборатории систем
мультимедиа, МарГТУ)
Тема: Внутренняя среда организма. Состав и функция крови
Продолжительность:1 урок, 45 минут.
Класс: 8 класс. Новизна:
На уроке используются различные виды деятельности. Они приводят к
раскомплексованности детей, развиваются навыки мыслительной деятельности,
формируется самостоятельность, включаются в работу различные виды памяти,
формируется самооценка личности.
Оборудование и ресурсы:
Компьютеры с выходом в Интернет , электронный микроскоп
Технологии: интернет технология
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на
уроке:
Интернетресурсы:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=29
Тема урока: Внутренняя среда организма. Состав и функция крови
Используемые ЭОР:
1.Движение крови , тканевой жидкости и лимфы. http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/5f17b9bb72584b8bb1db05c8fb721e91/%5BBIO8_03
14%5D_%5BIM_03%5D.swf
2.Расслоивания кровь http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/369b46b5e58c
47ea899ae507b8749575/%5BBIO8_0314%5D_%5BIM_04%5D.swf
3.Элементы крови ( таблица) http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/d21f2783fa034a38814dcaf5ac36d415/%5BBIO8_03
14%5D_%5BIM_11%5D.swf
4. Свертывание крови (анимация) .http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/000005bc10004dddba63620046bc5025/b08_064.swf
5.Эритроциты. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/c1939d9453d74c52a2a9
0d87c86759c2/%5BBI8ZD_902%5D_%5BIL_01%5D.html
6.Фагоцитоз. пиноцитоз. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005bb
10004ddd89ec580046bc5025/315.swf
7. Уничтожение микроба..http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/678f598eb2c9 48cbb79b5c52dcbb95f7/%5BBIO8_0314%5D_%5BIM_10%5D.swf
8.Функции крови (анимация) http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005b9
10004dddbac84a0046bc5025/b08_061.swf
9.Состав крови(интерактив) http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005bf
10004dddca700d0046bc5026/b08_067.swf
10. Тест( интерактив) http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005c11000
4ddd88e91e0046bc5026/index_mht.htm
11.Этапы свертывание крови( интерактив) http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/000005c010004ddd3428120046bc5026/b08_069.swf
Тема урока: Внутренняя среда организма. Состав и функция крови
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренней среды;
составом и функциями крови.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать у учащихся новые анатомофизиологические понятия о
внутренней среде, составе и функциях крови;
Познакомить учащихся со строением и свойствами плазмы; с особенностями
строение и функциями форменных элементов (эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты); с причиной и механизмом свертывание крови; с заболеваниями
связанными с форменными элементами крови.
Совершенствовать навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.
Развивающая:
Продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение
обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение
устанавливать причинноследственные связи, используя приемы технологии
критического мышления: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»).
Учить мыслить, логически строить свои рассказ. Воспитательная:
Закрепить знания о соблюдении режима дня; необходимости занятий
физкультурой; пребывании на свежем воздухе; проветривании классных
кабинетов после каждого урока; полноценного питания.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к
изучению предмета.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: с использованием компьютера
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая
Методы: иллюстративный, частично поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование: таблица «Кровь», микроскоп, микропрепараты «Кровь человека»
и «Кровь лягушки», мультимедийная презентация урока, задания на отдельных
листах для каждого ученика по вариантам , компьютер, мультимедийный
проектор, экран.
Ход урока:
1.Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его
проведения) – 3 минуты.
2.Изучение нового материала: лекция с элементами беседы и с использованием
ЦОРа «Биология 611» 20минут.
3. Лабораторная работа: Микроскопическое строение крови человека и лягушки
(57 мин.)
4.Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов
лабораторной работы, тестирование – 1015 минут. 5. Домашнее задание. (2 мин.)
Описание конспекта урока с четкими указаниями по использованию материалов
ЦОРа «Биология 8 кл»:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Приветствие учащихся, постановка цели и
задач урока)
Учитель: Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу,
чтобы стали слова китайского мудреца: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я
запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”. Сегодня на уроке мы будем
слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему
научимся.
II. Актуализация опорных знаний (мотивация для дальнейшей работы).
(Изучение нового материала сопровождается мультимедийной
презентацией.) . Презентация ( внутрен среда.ppt
) Все мы с детства любим путешествовать. Вот и я предлагаю вам совершить
путешествие, но по биологическому маршруту Королевство «Внутренняя среда
организма. Состав и функция крови.»
Цель нашего путешествия проверить, закрепить и узнать что–то новое о составе
и функции крови.. (Учитель предлагает учащимся вспомнить, какая
информация по теме урока для них знакома и какую информацию они хотели бы узнать.
Для этого учащиеся в тетради заполняют таблицу: «ЗХУ, формируют цель урока»
(технология развития критического мышления), графу «Знаю» и графу ) Слайд 1,2
Мы уже добрались до первой остановки королевства –
Станция .«Внутренняя среда организма »
Учитель: Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и
средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных
организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней
средой. Они существует, окруженные внутренней средой – межклеточной
(тканевой ) жидкостью, кровью и лимфой. Между этими тремя составляющими
существует тесная взаимосвязь, происходит постоянный обмен веществ.
Вещества через стенки капилляров поступают в тканевую жидкость, а затем
через клеточную мембрану в клетку, и наоборот из клетки – в тканевую
жидкость, а затем – в кровь и органы выделения. »
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/5f17b9bb72584b8bb1db
05c8fb721e91/%5BBIO8_0314%5D_%5BIM_03%5D.swf (движение крови ,
тканевой жидкости и лимфы) .
Работа с рисунком №42 [1. с 83]
Учитель: Наша задача состоит в изучении внутренней среды организма, ее
составляющих и их функции . Слайд 3 .
Учащиеся в рабочем тетради заполняют схему: «Компоненты внутренней
среды, задание №59 [2.с 28] Учитель: Когда жизнедеятельность многоклеточных организмов может
успешно осуществляться?
Ответ учащихся :(лишь при определенных условиях внешней среды.).
Учитель: При постоянно меняющихся условиях внутренняя среда остается
относительно постоянной. Слайд 4.
Учащиеся в тетради записывают: Гомеостаз – это относительное постоянство
внутренней среды организма.
Учитель: Какие показатели в человеке остается постоянной ?
Ответ учащихся ( температура тела, т.к человек относится к классу
млекопитающих…….)
Учитель: В организме на относительно постоянном уровне удерживаются
такие показатели, как кровяное давление, температура тела, осмотическое
давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов
натрия, калия, кальция, хлора, фосфора, водорода и др.[3. с 6]
Вопрос к классу: Чем же регулируется этот процесс? (Ответы учащихся:
нервная и гуморальная регуляции.) Общее количество крови в организме
человека 78% от его веса. По объему это около 56 литров у взрослого человека.
Обычно не вся кровь циркулирует в кровеносных сосудах, некоторая часть ее
находится в кровяных депо. Роль депо крови выполняет: печень (около 20 %),
селезенка (около 16%) и в коже (примерно 10 %) от общего количества крови.
Каков же состав крови? А что мы называем кровью?
Учащиеся отвечают (Кровь – особая жидкость……....)
А каков состав крови? Слайд 5.
Рисунок №43(а)[1.с 85]
Схему состава крови учащиеся записывают в тетради.
Итак, вторая станция нашего путешествия называется «Плазма крови»
Жизнедеятельность клеток организма зависит от минерального состава крови. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/369b46b5e58c47ea899a
e507b8749575/%5BBIO8_0314%5D_%5BIM_04%5D.swf (расслоив. кровь)
Минеральные вещества составляют около 0,9 плазмы крови. Важнейшие соли
крови: хлорид калия, хлорид натрия, хлорид кальция. Растворы которые по
своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу
плазмы, называют физиологическими растворами. Для человека таким раствором
является 0,9 % раствор хлорида натрия
Характеристика форменных элементов крови.( Заполнение таблиц по ходу
объяснения учителя учащимися в рабочем тетради задание №62) [2 с 28]
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/d21f2783fa034a38814d
caf5ac36d415/%5BBIO8_0314%5D_%5BIM_11%5D.swf , табл.,элемен. крови)
Третья станция нашего путешествия называется “Тромбоциты”. Слайд 6
Тромбоциты или кровяные пластинки не имеют ядра, в 1 мм3 180320 тыс штук.
Продолжительность жизни 58 дней. Образуются в красном костном мозге.
Функция тромбоцитов, участвуют в свертывании крови: тромбопластин,
образующийся при разрушении тромбоцитов влияет на свертываемость крови. .
Свертывание крови является важной защитной реакцией организма,
препятствующей кровопотере и таким образом сохраняющей постоянство объема
циркулирующей крови.. Слайд 7.
Нарушение этого процесса приводит к наследственному заболеванию –
гемофилии.(выступление ученика о заболевание кровигемофилии)
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005bc10004dddba63
620046bc5025/b08_064.swf (свертывание крови,анимация )
Четвертая станция нашего путешествия называется “Эритроциты”.
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/c1939d9453d74c52a2a9
0d87c86759c2/%5BBI8ZD_902%5D_%5BIL_01%5D.html (Эритроциты)
Учитель: Слово эритроциты сложное от греч. “эритрос” “красный”, а “цитос”
“сосуд, клетка”.[4] (Запись в тетрадь). Учитель: Прежде чем их исследовать, давайте познакомимся с интересной
дополнительной информацией об эритроцитах. . Слайд 8.,9
Эритроциты – это красные кровяные клетки. (рис 43) [1. С 85]
Зрелые эритроциты не имеют ядер, форма двояковогнутый диск, внутри него
содержится особый белок гемоглобин. Эритроциты образуются в красном
костном мозге; каждые сутки появляется около 200250 млрд. новых клеток..
Основная функция: перенос кислорода от органов дыхания к тканям и удаление
углекислого газа из тканей. Гемоглобин, присоединивший кислород,
превращается в оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко красный цвет,
гемоглобин темно красный, этим объясняется различие в окраске венозной и
артериальной крови. В тканях оксигемоглобин легко отдает кислород и вновь
превращается в гемоглобин. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным
газом (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению
80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять
и переносить кислород, что является опасным для жизни.
При недостатке в крови гемоглобина развивается тяжелое заболевание анемия
(малокровие).(выступление ученика о заболевание кровианемии)
Учитель: Что вас удивило в этой информации?
Обучающиеся высказывают свои версии.
Вопрос к классу: Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов
других классов позвоночных животных?
Для ответа на этот вопрос, нам необходимо провести лабораторное
исследование: изучить препараты крови человека и лягушки по инструктивной
карточке и сделать вывод по данному исследованию
Лабораторная работа. Тема. Микроскопическое строение крови человека и
лягушки.
Инструктивная карточка. Для работы нужны: готовые микропрепараты крови
человека и лягушки, электронный микроскоп. Порядок работы. Слайд 10
Вопрос. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить
больше кислорода. Объясните причину.
В выводе учащиеся должны отметить, в эритроцитах лягушки имеется ядро,
гемоглобина намного меньше, а значит и кислорода поступает к тканям мало,
выделившейся энергии в процессе окисления питательных веществ, не хватает
на поддержание постоянной температуры тела (хладнокровные животные). А
класс млекопитающие, к которому относится человек, теплокровные животные.
Пятая станция нашего путешествия называется “Лейкоциты”.
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005bb10004ddd89ec
580046bc5025/315.swf (фагоцитоз. пиноцитоЗ
От греч. “лейкос” бесцветный и “цитос” клетка. [4] ( Запись в тетрадь.)
Слайд 11, 12
Количество лейкоцитов колеблется в течение суток и во многом зависит от
функционального состояния человека. Увеличение количества лейкоцитов сверх
нормы называется лейкоцитоз, а уменьшение – лейкопения. Лейкоцитоз обычно
наблюдается при инфекционных заболеваниях, лейкопения – при некоторых
воспалительных процессах. Продолжительность жизни от одного до нескольких
дней, место образования – красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы.
Способность моноцитов захватывать микробы и уничтожать их была открыта в
1882 г. русским ученым, лауреатом Нобелевской премии И.М.Мечниковым.
Слайд 13
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/678f598eb2c948cbb79b
5c52dcbb95f7/%5BBIO8_0314%5D_%5BIM_10%5D.swf (уничтожение микроба)
Работа с рисунком №45 учебника [1 с 87].
Шестая станция. Функции крови Слайд 9 (учащиеся записывают в
тетради). http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005b910004ddd
bac84a0046bc5025/b08_061.swf (анимация) IV. Рефлексия. Закрепление нового материала.
Учитель: На этом у нас экскурсия по маршруту «Внутренняя среда. Состав и
функция крови» закончилась. А сейчас чутьчуть внимания. Предлагаю вам
творческое задание
1)Практические вопросы (обсуждаем, работая в парах)
1. На основании чего можно утверждать, что клетки крови – живые?
2. Женщина вышла на крыльцо своего дома и увидела на нем кровь. Она вызвала
милицию. Приехавшие вместе с милицией эксперты установили, что это кровь
курицы. На основании чего они сделали такой вывод?
3. Одно из опасных заболеваний человека – малокровие. Каковы возможные
причины возникновения этого заболевания? Предложите некоторые способы
профилактики этой болезни.
4. Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение
лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления? Должно ли оно
вызывать беспокойство у обследованного человека?
5. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт,
опираясь на знания о функциях крови.
6. Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине.
Как должно измениться количество эритроцитов у него и почему?
7. У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – голубой.
Объясните причину столь разной окраски крови.
В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном
море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы
новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О чем хотел
сказать автор этой книги?
2) групповая работа http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005bf10004dddca70
0d0046bc5026/b08_067.swf (состав крови, интерактив)
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005c110004ddd88e9
1e0046bc5026/index_mht.htm (тест, интерактив)
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/000005c010004ddd3428
120046bc5026/b08_069.swf (этапы свертыв крови, интерактив)
3).Самостоятельная работа по двум вариантам .
Заключение
Учитель: На все ли поставленные вопросы сегодня на уроке мы смогли
ответить?
Учащиеся заполняют таблицу: «ЗХУ» (технология развития критического
мышления), графу «Узнал» . Подведение итогов работы на уроке.
Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание: п. 17, задание на рабочем тетраде (задания № 63, 64),
подготовьте сообщения о инфекционных болезни человека.
Используемая литература:
1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш. Биология. Человек. 8 класс. Москва. Дрофа 2009
2. В.Колесов, Р.Д.Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь. . Москва. Дрофа 2010. 3. Ф.Г.Ситдиков .Постигая секреты физиологии. Казань «Магариф» 1993
4. Биологический словарь
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.