Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
«ВО ФРОНТОВОЙ ЗЕМЛЯНКЕ»
(традиционный «Огонек»)
Звучит мелодия фронтовой песни «Землянка».
1й в е д у щ и й . Вместе с рождением поисковой группы «Верность» в марте
1981 г. родилась одна замечательная традиция – проводить встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны в форме «Огонька во фронтовой землянке». И
первая такая встреча прошла на сцене Дома культуры поселка Гвардейский под
Днепропетровском в одной из частей 6й танковой армии мирного времени, куда
в свою первую поездку отправилась поисковая группа «Верность» по местам
боевой славы вместе с Валентиной Ануфриевной Чумаченко – ветераном 6й
Гвардейской танковой армии.
2й в е д у щ и й .
На совесть отрыта землянка,
Сосновый накат в три ряда,
И хлеб, и консервная банка,
И в кружке солдатской вода.
3й в е д у щ и й . Душой землянки была печка, а в печке горел огонь, который
нес тепло родного очага и волнующие душу воспоминания. Во все времена огонь
был символом единения, чистоты, силы, стойкости и надежды на лучшее.
4й в е д у щ и й . Свеча – хранительница огня. Свечи зажигают в память, во
имя. Сегодня мы предлагаем зажечь от огня нашей печурки символической
землянки свечи. Пусть они напоминают о павших и о тех, кто вернулся
искалеченным после войны.
Мелодия «Журавли», танец, ритуал зажигания свеч.
1й в е д у щ и й . С болью в сердце склоняем мы сегодня головы у обелисков
нашим героям. Вечная память вам, заслонившим собой страну в дни смертельной
опасности! Помянем их.
Минута молчания под стук метронома.
Звучит песня «Землянка», зал подпевает.
2й в е д у щ и й .
Фронтовая землянка... В этом нехитром бревенчатом
сооружении отдыхали между боями, вспоминали мирную жизнь, родных, друзей
и товарищей, читали письма из дома, делились радостью, печалью и, конечно же,
мечтами…
Занавес открывается, зал видит землянку, в ней бойца, который начинает
читать письмо из архивов школьного музея.1й б о е ц . «Здравствуй, Машенька! Нахожусь в районе, где идут самые
крупные бои, о которых, очевидно, читаете в газетах. Скоро будем драться. И
сегодня я еще раз хочу сказать тебе, что я тебя люблю. Одна ты в моих мечтах.
Ты – мое счастье. Ты – моя Родина. Живу желанием поскорей раздавить
проклятую гадину и встретиться с тобой. И забыть весь кошмар проклятой
войны. Жди меня, только очень жди. Я верю, что непременно наступит мирная
жизнь...».
1й б о е ц . А какой она будет, мирная жизнь?
С а н и т а р к а . Все прежним будет, драгоценным, нашим...
2й б о е ц . Нет, будет лучше!
С а н и т а р к а . Мы, в дома свои вернувшись, детям не спеша расскажем про
подвиги, походы и бои.
3й б о е ц . Мы стекла вставим, улицы починим, любовно изукрасим города.
С а н и т а р к а .
2й б о е ц .
3й б о е ц .
С а н и т а р к а . Кончится война, пройдет много лет. Вспомним ли мы друг
друга, встретимся ли вновь?
1й б о е ц . Непременно!
3й в е д у щ и й . Это действительно так. Вот уже 26 лет собирает «фронтовая
землянка» нашей школы ветеранов Великой Отечественной войны, воинов
танкистов, словом, самых дорогих гостей. Разрешите представить:
– Дуженко Иван Федорович – старший радист 6й Гвардейской танковой
армии.
– Чумаченко Валентина Ануфриевна – медсестра 6й Гвардейской танковой
4й б о е ц .
1й б о е ц .
И станет небо нестерпимо синим,
Цветы душистей и светлей вода.
Но эту вот землянку хорошо б сберечь,
Чтоб помнил в будущем народ,
Как враг грозил нам,
Полон жадной злобы.
Как он стоял у городских ворот,
Как воздух рвал кусками
Жаркой стали...
А мы таким военным зимним днем
На рубеже стихи читали.
Но суть не в нас, в общенародной силе.
Ее частицей скромной были мы!армии.
– Яковлев Василий Игнатьевич – начальник штаба артиллерийской бригады 6
й Гвардейской танковой армии.
– Ермаков Федор Александрович – младший лейтенант 22й танковой
бригады 6й Гвардейской танковой армии.
4й в е д у щ и й . Всем собравшимся в зале посвящается песня.
Звучит песня.
1й в е д у щ и й .
Наша «фронтовая землянка» представлена также
поколением 21 столетия – …
2й в е д у щ и й (обращаясь к гостям). Вы приехали к нам из разных городов
и регионов России. Каким показался вам наш город и будете ли вы вспоминать о
нем?
Ответы гостей.
3й в е д у щ и й . Вам, наши дорогие гости, посвящается песня «Найди себе
друга».
4й в е д у щ и й .
– С чего начинается память?
– С берез?
– С речного песка?
– С дождя на дороге?
– А если с убийства?
– А если со слез?
– А если с воздушной тревоги?
– Со взрослых, в пыли распростертых?
– А если с недетского знания о том,
– Как живое становится мертвым?
И в 5, и в 15, и в 25 лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране, где непомнящих нет,
Попробуем это представить.
1й в е д у щ и й .
2й в е д у щ и й . У нас в гостях дети военного Сталинграда. Скажите
несколько слов о вашем, войной опаленном, детстве?! Для вас исполняется
песня.
3й в е д у щ и й . Войны уходят в прошлое, укладываясь на полках архивов
бесчисленными папками документов, снимков, воспоминаний. Спокойней
становятся рассказы ветеранов, взвешенными фразы литераторов. Времяуспокаивает и лечит. Лишь боль человеческая не исчезает в семьях, потерявших
близких в войне, семьях, где хоть один из родных был участником этих жестоких
и страшных событий.
4й в е д у щ и й . Сейчас наш разговор мы продолжим с поколением, не
знавшим войны.
Рассказ об учителях школы, слово дается одному из учителей.
1й в е д у щ и й . В подарок примите песню.
2й в е д у щ и й . А теперь наши вопросы к самому младшему поколению. Что
знают они о своих родных и близких, участниках войны? И нужно ли вновь и
вновь, 6 десятилетий спустя, говорить о войне? (Ответы детей.)
3й в е д у щ и й .
Фронтовые песни...
В радостные дни и дни печали,
Радости и горя не тая,
Их поют друзьяоднополчане
И друзейгероев сыновья.
4й в е д у щ и й .
«Наша песня – явление удивительное», – писала
А. Пахмутова. Она, песня, стоит также на почетном месте в строю защитников
Родины.
1й в е д у щ и й .
2й в е д у щ и й .
А песня тоже ходит на войну...
В нее стреляют 100 полков,
Висит разрывов проседь,
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
Совсем недавно наша поисковая группа открыла
удивительную страницу из истории 6й Гвардейской танковой армии.
Оказывается, замечательный поэтпесенник Алексей Фатьянов в конце войны
попал на службу в политотдел к нашим танкистам. И однажды он предложил
опробовать свою новую песню, написанную в перерывах между боями. На первом
же концерте она была исполнена «на бис». Как слушали ее танкисты 5го
Гвардейского танкового корпуса! Потом стало известно, что она была одной из
трех самых любимых песен маршала Жукова.
3й в е д у щ и й . Вся страна пела песни Фатьянова: «Горит свечи огарочек»,
«В городском саду играет духовой оркестр», «Где же вы теперь, друзья
однополчане», «На крылечке твоем» и др. Но эта песня полюбилась особо. Даже
японцы перевели ее на свой язык и увезли в свою страну. Исполнением этой
песни мы хотим завершить наш «огонек». Пусть она будет особым подарком длявсех тех, кто отстоял страну в Великую Отечественную.
Исполняется песня «Соловьи». Все приглашаются в орлятский круг, в
котором звучат фронтовые песни.