Военные реформы Ивана IV и Избранной рады

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 26.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока для сформирования у обучающихся представление о причинах, содержании и итогах военных реформ, проведенных Иваном IV и Избранной радой в середине XVI века.
Иконка файла материала конспект Военные реформы Ивана IV и Избранной рады.docx

Учитель: Володина Лидия Александровна

План-конспект урока по истории

Тема: «Военные реформы Ивана IV и Избранной рады»

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление о причинах, содержании и итогах военных реформ, проведенных Иваном IV и Избранной радой в середине XVI века.
  • Развивающая: развивать умения анализировать исторические документы (отрывки из Уложения о службе), работать с текстом учебника, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примере героической обороны российских рубежей; понимание необходимости сильной и организованной армии для защиты государства.

Основные понятия и даты:

  • Понятия: избранная рада, стрелецкое войско, «избранная тысяча», поместное войско, Уложение о службе, артиллерия (наряд), пищальники.
  • Даты: 1550 г. – начало военных реформ, создание стрелецкого войска.

Оборудование:

  • Учебник по истории России для 7 класса (например, под ред. А.В. Торкунова или др.)
  • Проектор и интерактивная доска (или карта)
  • Раздаточный материал: отрывок из «Уложения о службе» 1556 г.
  • Карта «Российское государство в XVI веке».

 

Ход урока:

Организационный момент (1-2 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Актуализация знаний (5-7 мин)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы и проблемного вопроса.

Действия учителя: задает вопросы классу:

  1. «Ребята, вспомните, какие внешнеполитические задачи стояли перед Российским государством в середине XVI века?» (Предполагаемые ответы: борьба с Казанским, Астраханским ханствами, выход к Балтийскому морю, защита от набегов с юга).
  2. «Была ли старая армия – дворянское ополчение – готова к решению этих масштабных задач? Какие проблемы ей были присущи?» (Наводящие вопросы: собиралось быстро? Было постоянным? Хорошо вооружено? Дисциплинировано?).

Действия обучающихся:

Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущих уроков. Приходят к выводу, что армия была непостоянной, плохо обученной и организованной, что мешало успешной внешней политике.

Учитель: «Верно. Именно поэтому одной из первых задач Ивана IV и его советников из Избранной рады стало коренное преобразование вооруженных сил. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока и главный вопрос, на который мы должны ответить».

Учащиеся формулируют тему: «Военные реформы Ивана IV и Избранной рады».
Проблемный вопрос (записывается на доске): «Как военные реформы Ивана IV и Избранной рады повлияли на боеспособность русской армии?»

 

Изучение нового материала (25 мин)

План изучения новой темы (на доске):

  1. Причины военных реформ.
  2. Основные направления реформ:
    • Создание стрелецкого войска.
    • Уложение о службе.
    • Укрепление артиллерии.
    • Другие изменения.
  3. Итоги и значение реформ.

1. Причины реформ

Действия учителя: предлагает учащимся, основываясь на актуализации знаний, самостоятельно назвать причины реформ. Корректирует и обобщает ответы.

Действия обучающихся: формулируют причины:

  • Необходимость иметь сильную постоянную армию для решения внешнеполитических задач.
  • Несовершенство старого дворянского ополчения (нерегулярность, плохая дисциплина и вооружение).

2. Основные направления реформ

Действия учителя:

Организует работу по группам (или фронтально с классом). Использует учебник и раздаточный материал.

а) Создание стрелецкого войска (1550 г.)

  • Рассказывает о создании первых 3 тысяч стрельцов как постоянного пехотного войска.
  • Объясняет: они жили в слободах, получали жалованье, проходили постоянное обучение, были вооружены пищалями и бердышами.
  • Сравнительная таблица (заполняется на доске и в тетрадях):

Критерий

Старое войско (дворянское ополчение)

Новое войско (стрельцы)

Постоянство

Собиралось только на время войны

Постоянное, профессиональное

Вооружение

Разнообразное, часто свое

Единообразное (пищаль, бердыш)

Обучение

Почти не обучалось

Постоянная military подготовка

Содержание

Жило за счет поместий

Получало денежное и хлебное жалованье

б) «Уложение о службе» (1556 г.)

  • Раздает отрывок из документа. Организует его чтение и обсуждение.
  • Вопросы для анализа документа:
    • «Что теперь является основой для несения службы?» (Единый порядок – с определенного количества земли должен был являться один вооруженный воин).
    • «Кого это касалось?» (Всех землевладельцев (бояр, дворян)).
    • «Какой главный смысл этого указа?» (Упорядочить службу дворян, сделать армию более многочисленной и боеспособной).

в) Укрепление артиллерии

  • Краткое сообщение учителя: артиллерия (тогда – «наряд») была выделена в отдельный род войск, увеличилось число пушек, улучшилось их качество.

г) Другие изменения:

  • Создание «избранной тысячи» – ядра дворянского ополчения вокруг Москвы.
  • Упорядочение системы сбора ополчения.
  • Привлечение на службу иностранцев-наемников.

3. Итоги и значение реформ

Действия учителя: задает вопрос: «давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Так как же реформы повлияли на боеспособность армии?»

Действия обучающихся: совместно с учителем формулируют выводы-итоги:

  • + Создано первое постоянное войско (стрельцы).
  • + Упорядочена и унифицирована служба дворян.
  • + Усилена артиллерия.
  • + Армия стала более организованной, дисциплинированной и многочисленной.
  • = Это позволило добиться крупных внешнеполитических успехов: присоединить Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, начать Ливонскую войну.

Закрепление изученного материала (5 мин)

  • Фронтальный опрос:
    1. Назовите не менее двух причин проведения военных реформ.
    2. Какое войско было создано в 1550 году и почему оно было более эффективным, чем дворянское ополчение?
    3. В чем суть «Уложения о службе» 1556 года?
  • Задание на соответствие: соединить реформу и ее содержание.

Рефлексия (2-3 мин)

  • Учитель: «ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что оказалось самым интересным? Как вы думаете, почему военные реформы стали одними из первых при Иване IV?»
  • Учащиеся: делятся своими мыслями и впечатлениями.

Домашнее задание (1-2 мин)

§ учебника, соответствующий теме. Составить в тетради план-конспект на тему: «Основные положения военных реформ Избранной рады».