Учитель: Володина Лидия Александровна
План-конспект
урока по истории
Тема:
«Военные
реформы Ивана IV и Избранной рады»
Класс:
7
Тип
урока: урок изучения нового материала
Цели
и задачи урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся
представление о причинах, содержании и итогах военных реформ, проведенных
Иваном IV и Избранной радой в середине XVI века.
- Развивающая: развивать умения анализировать
исторические документы (отрывки из Уложения о службе), работать с текстом
учебника, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма
на примере героической обороны российских рубежей; понимание необходимости
сильной и организованной армии для защиты государства.
Основные
понятия и даты:
- Понятия: избранная рада, стрелецкое войско,
«избранная тысяча», поместное войско, Уложение о службе, артиллерия
(наряд), пищальники.
- Даты: 1550 г. – начало военных реформ,
создание стрелецкого войска.
Оборудование:
- Учебник по истории России для 7 класса (например,
под ред. А.В. Торкунова или др.)
- Проектор и интерактивная доска (или карта)
- Раздаточный материал: отрывок из «Уложения о
службе» 1556 г.
- Карта «Российское государство в XVI веке».
Ход урока:
Организационный
момент (1-2 мин)
Приветствие,
проверка готовности к уроку, настрой на работу.
Актуализация
знаний (5-7 мин)
Цель:
подвести учащихся к формулировке темы и проблемного вопроса.
Действия
учителя: задает вопросы классу:
- «Ребята, вспомните, какие внешнеполитические
задачи стояли перед Российским государством в середине XVI века?»
(Предполагаемые ответы: борьба с Казанским, Астраханским ханствами, выход
к Балтийскому морю, защита от набегов с юга).
- «Была ли старая армия – дворянское ополчение –
готова к решению этих масштабных задач? Какие проблемы ей были присущи?»
(Наводящие вопросы: собиралось быстро? Было постоянным? Хорошо вооружено?
Дисциплинировано?).
Действия
обучающихся:
Отвечают
на вопросы, вспоминают материал предыдущих уроков. Приходят к выводу, что армия
была непостоянной, плохо обученной и организованной, что мешало успешной
внешней политике.
Учитель:
«Верно. Именно поэтому одной из первых задач Ивана IV и его советников
из Избранной рады стало коренное преобразование вооруженных сил.
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока и главный вопрос, на
который мы должны ответить».
Учащиеся
формулируют тему: «Военные реформы Ивана IV и Избранной рады».
Проблемный вопрос (записывается на доске): «Как военные реформы
Ивана IV и Избранной рады повлияли на боеспособность русской армии?»
Изучение
нового материала (25 мин)

План
изучения новой темы (на доске):
- Причины военных реформ.
- Основные направления реформ:
- Создание стрелецкого войска.
- Уложение о службе.
- Укрепление артиллерии.
- Другие изменения.
- Итоги и значение реформ.
1.
Причины реформ
Действия
учителя: предлагает учащимся, основываясь на актуализации знаний,
самостоятельно назвать причины реформ. Корректирует и обобщает ответы.
Действия
обучающихся: формулируют причины:
- Необходимость иметь сильную постоянную армию для
решения внешнеполитических задач.
- Несовершенство старого дворянского ополчения
(нерегулярность, плохая дисциплина и вооружение).
2.
Основные направления реформ
Действия
учителя:
Организует
работу по группам (или фронтально с классом). Использует учебник и раздаточный
материал.
а)
Создание стрелецкого войска (1550 г.)
- Рассказывает о создании первых 3 тысяч стрельцов
как постоянного пехотного войска.
- Объясняет: они жили в слободах, получали
жалованье, проходили постоянное обучение, были вооружены пищалями и
бердышами.
- Сравнительная таблица (заполняется на доске и в
тетрадях):
Критерий
|
Старое
войско (дворянское ополчение)
|
Новое
войско (стрельцы)
|
Постоянство
|
Собиралось
только на время войны
|
Постоянное,
профессиональное
|
Вооружение
|
Разнообразное,
часто свое
|
Единообразное
(пищаль, бердыш)
|
Обучение
|
Почти
не обучалось
|
Постоянная
military подготовка
|
Содержание
|
Жило
за счет поместий
|
Получало
денежное и хлебное жалованье
|
б)
«Уложение о службе» (1556 г.)
- Раздает отрывок из документа. Организует его
чтение и обсуждение.
- Вопросы для анализа документа:
- «Что теперь является основой для
несения службы?» (Единый порядок – с определенного количества земли
должен был являться один вооруженный воин).
- «Кого это касалось?» (Всех
землевладельцев (бояр, дворян)).
- «Какой главный смысл этого указа?»
(Упорядочить службу дворян, сделать армию более многочисленной и
боеспособной).
в)
Укрепление артиллерии
- Краткое сообщение учителя: артиллерия (тогда –
«наряд») была выделена в отдельный род войск, увеличилось число пушек,
улучшилось их качество.
г)
Другие изменения:
- Создание «избранной тысячи» – ядра дворянского
ополчения вокруг Москвы.
- Упорядочение системы сбора ополчения.
- Привлечение на службу иностранцев-наемников.
3.
Итоги и значение реформ
Действия
учителя: задает вопрос: «давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Так как
же реформы повлияли на боеспособность армии?»
Действия
обучающихся: совместно с учителем формулируют выводы-итоги:
- + Создано первое постоянное войско
(стрельцы).
- + Упорядочена и унифицирована служба дворян.
- + Усилена артиллерия.
- + Армия стала более организованной,
дисциплинированной и многочисленной.
- = Это позволило добиться крупных
внешнеполитических успехов: присоединить Казанское (1552) и Астраханское
(1556) ханства, начать Ливонскую войну.
Закрепление
изученного материала (5 мин)
- Фронтальный опрос:
- Назовите не менее двух причин
проведения военных реформ.
- Какое войско было создано в 1550
году и почему оно было более эффективным, чем дворянское ополчение?
- В чем суть «Уложения о службе» 1556
года?
- Задание на соответствие: соединить реформу и ее
содержание.
Рефлексия
(2-3 мин)
- Учитель: «ребята, что нового вы узнали сегодня на
уроке? Что оказалось самым интересным? Как вы думаете, почему военные
реформы стали одними из первых при Иване IV?»
- Учащиеся: делятся своими мыслями и впечатлениями.
Домашнее
задание (1-2 мин)
§
учебника, соответствующий теме. Составить в тетради план-конспект на тему:
«Основные положения военных реформ Избранной рады».