Передача двумя руками от груди — основной способ, позволяющий быстро и точно направлять мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в ситуации отсутствия плотной опеки соперника (рис. 11).
И. п. — стойка игрока, владеющего мячом.
Подготовительная фаза — мяч подводят к груди петлеобразным движением кистей сверху вперед и вниз, затем вверх вдоль туловища; кисти «берутся» на себя (максимально разгибаются); масса тела переносится на впередистояшую, согнутую в колене ногу; сзадистоящая нога почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы; туловище удерживается в вертикальном положении.
|
Основная фаза — одновременно с выпрямлением впередистоящей ноги начинается последовательное разгибательное движение рук в плечевых и локтевых суставах параллельно площадке, а туловище подается вверх-вперед; последними в работу включаются
|
кисти, выталкивая («выжимая») мяч через указательные пальцы в нужном направлении, придавая ему обратное вращение; масса тела подается на впередистоящую ногу.
Завершающая фаза — кисти сопровождают мяч полным сгибанием в лучезапястных суставах и поворотом до положения, когда большие пальцы опущены вниз, тыльные стороны ладоней обращены друг к другу, выпрямленные руки расслабленно опускаются вниз. Затем игрок приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах, распределяя массу тела на переднюю часть стоп.
Обучение передачам мяча на месте.
1. Объяснение и показ.
2. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и. п.
3. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого.
4. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену.
5. Передача мяча изучаемым способом в цель — заранее поставленные руки партнера.
6. То же, что в упр. 2 —5, но с вышагиванием сзадистоящей, но не опорной ногой.
7. Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча.
8. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° — ловля мяча от партнера и т.д.).
9. Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п.
10. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач.
11. Передачи мяча в положении сидя с одновременным выполнением разнообразных движений ногами (например, поочередное сгибание —разгибание ног, как при езде на велосипеде; непрерывное сведение — разведение прямых ног, скрестное движение ногами — «ножницы» и т.п.).
12. Чередование изученных способов передач мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или партнера.
13. Передачи мяча партнеру через «слабые зоны» защитной стойки условного соперника: над плечом, над головой, под рукой и т.п.
14. То же, но в сочетании с обманными движениями мячом.
15. То же, но в сочетании с поворотами на месте.
16. Передачи мяча на месте в различных построениях: во встречных колоннах, в шеренгах, треугольнике, квадрате, круге и т.п. — с последующим передвижением вслед за мячом.
17. То же, но с последующим передвижением в сторону от направления выполненной передачи (например, при построении в треугольнике: передача в одну его вершину, передвижение в другую).
18. Разновидности передач на месте, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника, в сочетании с последующим финтом и уходом от него.
19. Передача мяча с места движущемуся партнеру: на ориентир (разметка площадки, поднятая рука и т.п.) или по его звуковому сигналу.
20. То же, но произвольно меняя момент передачи мяча.
21. Выполнение разновидностей передач в условиях регламентированного противодействия одного или нескольких защитников в ситуации численного большинства нападающих: 2x1,3x1, 3x2 и т.п.
22. То же, но в подвижных играх, таких, как «Не давай мяч водящему», «Мяч в центр», «Подвижная цель», «10 передач» и т. п.
23. Направленное сочетание разновидностей передач с другими техническими приемами (по мере освоения техники игры) в условиях игрового противоборства.
Организационно-методические указания.
1. К изучению передач мяча приступать одновременно с освоением ловли мяча.
2. Обучение разновидностям приема начинать со способов двумя руками от груди и одной рукой от плеча, а передачи мяча снизу и из-за спины изучать последними.
3. После освоения основной структуры приема в упражнения вводить защитника, вначале пассивно обозначающего заданную стойку, а затем постепенно увеличивающего свою активность: мяч передавать через «слабые зоны» в стойке защитника.
4. На этапе совершенствования приема чередовать и. п., а затем способы его выполнения.
5. После изучения 2 — 3 приемов передачи мяча практиковать задания на сочетание приемов в ситуации выбора оптимального пути решения двигательной задачи: преодолеть противодействие защитника, располагающегося в заданной стойке, адекватным способом передачи.
6. Добиваться быстрого перехода к другим двигательным действиям или к началу перемещения сразу после выпуска мяча, не допуская пробежки.
7. Параллельно с начальным обучением технике передачи мяча развивать специальные качества, необходимые для эффективного выполнения приема: координационные способности, быстроту, взрывную силу верхних конечностей.
8. При выполнении разновидностей приема:
- педагогу контролировать и. п., характерное для каждого способа передачи мяча;
- игроку постоянно держать в поле зрения партнера и защитника, мяч видеть за счет периферического зрения;
- максимально быстро осуществлять подготовительную фазу приема, избегать скованности движений;
- вышагивание выполнять синхронно с работой рук: добиваться согласованного движения рук, ног и туловища;
- своевременно и рационально переносить массу тела в каждой фазе движения;
- полностью выпрямлять руки и ноги в основной фазе;
- выпускать мяч через указательные пальцы скатывающим движением первых фалангов: придавать мячу обратное вращение;
- сопровождать полет мяча расслабленными кистями;
- полностью расслаблять верхние конечности сразу после выпуска мяча;
- своевременно приходить в стойку готовности по завершении основного действия.
Основные ошибки при выполнении передач мяча на месте.
1. В и.п.:
- излишне закрепощены конечности;
- игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела;
- опущена (отклонена) голова или отведен взгляд;
- мяч удерживается кончиками пальцев или ладонями.
2. В подготовительной фазе:
- игрок поднимает плечи при передаче мяча двумя руками от груди;
- при замахе локти сильно разводятся в стороны или прижимаются к телу;
- отсутствует тыльное сгибание кистей (кисти);
- движения выполняются слишком медленно, «вяло».
3. В основной фазе:
- ладони касаются мяча: трудно произвести выталкивание мяча;
- рассогласованные движения рук и ног: передача производится только руками или после выпрямления ног, т. е. с паузой перед движением рук; отсутствует вышагивание неопорной ногой;
- неполная амплитуда движения верхних конечностей: мяч выпускается с согнутых рук или без хлеста кистями (кистью);
- рано «закрываются» или «раскрываются» кисти (кисть): мяч посылается слишком низко или высоко;
- медленное и недостаточно активное выпрямление рук и ног при выпуске мяча: мяч не доходит до партнера;
- отсутствие «выжимания» мяча (поворота рабочей кисти или обеих кистей тыльной стороной ладоней внутрь), либо скатывающего движения через указательные пальцы (палец), либо сопровождения (хлеста) мяча расслабленными кистями (кистью): мяч летит медленно, без вращения и сложен для ловли;
- неверный выбор траектории полета мяча без учета дистанции или скорости перемещения партнера: неточная или неудобная для обработки передача мяча;
- нерациональное использование «слабых зон» в стойке защитника: неадекватный выбор способа передачи — большая вероятность перехвата мяча соперниками.
4. В завершающей фазе:
- чрезмерная закрепощенность конечностей: нет фазы расслабления после выпуска мяча или при переходе в стойку готовности;
- опущенные руки или нерациональное расположение стоп в стойке готовности: игроку необходимо дополнительное время для подготовки к последующим игровым действиям.
-
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.