«ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ» В ИМПЕРИИ
НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА
Масонские ложи играли заметную, хотя и неофициальную роль в институтах государства , построенного Наполеоном. Достаточно сказать, что они широко и легально действовали в главной силовой структуре – в армии.
В той самой Великой армии, что сделала Францию империей, а Наполеона Бонапарта – императором. Это тем более удивительно, что речь идет об
авторитарном режиме, при котором сурово преследовали оппозицию1.
Добавим к этому, что министр полиции Жозеф Фуше создал в стране уникальную систему политического сыска и регулярно информировал первое
лицо государства о своих «наблюдениях»2. Однако масоны, которые
благодаря книге аббата О. Баррюэля3 уже обрели репутацию неисправимых заговорщиков, в императорской Франции получили новые возможности для своей таинственной работы. Если в годы революции масонское движение пошло на спад, а во времена якобинской диктатуры находилось под
запретом4, то применительно к империи можно говорить о его бурном подъеме. Даже в ближайшем окружении императора находились «вольные каменщики» самых высоких степеней и званий. Президент Сената Жан Жак Камбасерес был одной из ключевых фигур как в государственных, так и в
масонских структурах послереволюционной Франции5. В качестве влиятельного масона может быть назван «классик» политической интриги и
министр иностранных дел Шарль Морис Талейран6. Масонами самых
высоких степеней являлись братья императора – Жером и Луи Бонапарты7. В масонском братстве пребывали многие маршалы и генералы Империи: П. Ожеро, Ф. Келлерман, Ж. Серюрье, Э. Мортье, А. Массена, Н. Сульт, М. Ней,
Ж. Макдональд, И. Мюрат8. Более того, сами французы были убеждены, что император является «главным масоном» Франции.
1 См.: Туган-Барановский Д. М. Наполеон и республиканцы. Из истории республиканской оппозиции во Франции в 1799–1812 гг. Саратов, 1980; Он же. У истоков бонапартизма. Происхождение режима Наполеона I. Саратов, 1986; Он же. Наполеон и власть. Эпоха консульства. Балашов, 1993.
2 См.: La Police du Premier Empire. Bulletins quotidiens addressés par J. Fouché à l' empereur. Vol. 1–5. P., 1908–1964.
3 См.: Записки о якобинцах, открывающие все противу христианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все Европейские державы / Пер. с фр.: В 6 ч. М., 1805–1808. На языке оригинала книга опубликована в 1797 году.
4 См.: Киясов С. Е. Великая революция и судьба масонского движения во Франции // Новая и новейшая история. Вып. 19. Саратов, 2000. С. 47–58.
5 См.: Naudon P. Histoire générale de la Franc-Maçonnerie. P., 1987. Р. 96.
6 См.: La Franc – Maçonnerie. Exposition à Musée d' Aquitaine (catalogue). Bordeaux,
1994. Р. 78.
7 Naudon P. Op. cit. Р. 97.
8 Naudon P. Op. cit. Р. 97.
Какой же характер носили отношения, установившиеся между императором и масонами? Каким вырисовывается «государственное» значение обновленного французского масонства во времена империи? Какую роль сыграл Наполеон Бонапарт в эволюции французских «вольных каменщиков» послереволюционных лет? Исчерпывающих ответов на поставленные вопросы не существует. Современные исследователи не могут подтвердить документально даже факт его масонской инициации. Вот почему исследование «наполеоновского следа » в истории масонского движения привлекает возрастающее внимание. В настоящей статье мы попытаемся изложить свой взгляд на некоторые из затронутых проблем.
Начало современной масонской истории было положено 24 июня 1717 г. созданием первого легального масонского союза – Великой ложи. В этот день четыре лондонские ложи начали отсчет официальной летописи братства «вольных каменщиков», насчитывающей почти три столетия. Поскольку масонский союз образовали действующие ложи, совершенно очевидно, что сами «вольные каменщики» существовали и раньше. Насколько раньше и где именно начинается это загадочное движение – вопрос, ответ на который пытаются найти многие поколения историков. Во всяком случае, можно констатировать, что достоверного объяснения рождения масонского феномена не существует. Сегодня можно говорить только о версиях, которые не столько проясняют, сколько еще более запутывают ситуацию. Подлинный ход событий по-прежнему неясен. Можно выделить следующие, наиболее популярные «источники» происхождения масонства, выдвинутые и разрабатываемые исследователями. Это – древние мистерии Египта и Греции, строители храма Соломона, средневековые рыцари-тамплиеры, орден розенкрейцеров и каменщики-строители средневековой Европы. Перечень можно было бы продолжить, что свидетельствует о весьма широком разбросе мнений и до бесконечности расширяет хронологические рамки затронутой темы.
Самой распространенной является «строительная» версия происхождения масонства, связываемая со временем сооружения храма царя Соломона в Иерусалиме. По всей видимости , большую роль в приверженности исследователей такому объяснению сыграло то обстоятельство , что слово «масон» означает в некоторых европейских языках (например, в английском
и французском) не что иное, как «каменщик». Совпадает с таким толкованием происхождения масонской практики аллегорическое представление «вольных каменщиков», как давних строителей новой морали, новой религии и нового общества. Хотя, конечно, попытки связать рождение масонства с деятельностью древних и средневековых строителей также имеют и своих противников. Современный американский историк Джон Робинсон убедительно критикует попытки «вывести» становление масонства из средневековых цеховых организаций и строительства как ремесла вообще. По его мнению, масонское движение зародилось как тайное, антикатолическое общество после разгрома ордена тамплиеров во Франции и получило широкое распространение в Англии, Шотландии, Ирландии и в
Уэльсе. Только здесь еретики-тамплиеры смогли обрести относительное спокойствие и создать тайный орден с целью сопротивления католической
церкви9. Не вдаваясь в детальные споры по этому вопросу, заметим , что речь идет о принципиальных вещах. Без определения подлинных истоков масонского движения невозможно понять его назначения и роли в обществе. Пока можно утверждать только одно: современное масонство продолжает оставаться одним из «неразгаданных секретов» нашей цивилизации.
В целом коэффициент достоверности начальной истории масонского ордена следует признать невысоким. Скорее всего, как и в интерпретации древнейших времен человечества, речь может идти лишь о легендарной истории масонства, многие детали которой утрачены навсегда. И все же подлинная летопись движения «вольных каменщиков» должна быть восстановлена. В этом направлении многое сделано исследователями разных стран: Франции и Германии, Италии и Великобритании, Испании и Польши,
России и США10, которые из поколения в поколение делают все возможное для объективного, далекого от какой бы то ни было конъюнктуры, изучения масонской проблематики.
По всей видимости, корни масонства уходят в отдаленное, но отнюдь не мифическое прошлое. Одной из опорных структур для «вольных каменщиков» стали средневековые строительные цехи. Эти объединения ремесленников получили большую известность и привилегии во многих странах Западной Европы в период господства готической архитектуры. Масоны-строители достаточно часто упоминаются в документах, относящихся к истории крупнейших городов Англии, Франции, Германии,
Италии11. Потребовалась многовековая эволюция, прежде чем братства строителей превратились в общества, объединявшие интеллектуалов и вольнодумцев по всей Европе. Трансформация профессионального (оперативного) масонства была тесно связана с разложением цехового строя,
9 Робинсон Д. Масонство. Забытые тайны. М., 2000. Орден тамплиеров был основан в
1118 г. рыцарем-крестоносцем Гуго де Пайеном, разгромлен и запрещен в 1311 году. Свое название получил от французского слова le temple (храм). При этом имелся в виду храм царя Соломона, на библейских развалинах которого в Иерусалиме размещалась резиденция первых тамплиеров. В 1127 г. Бернар Клервоский, известный теоретик средневекового монашества, разработал орденский Устав. Храмовники должны были соблюдать целомудрие, а также обет бедности и послушания. Иерусалимскому патриарху рыцари-монахи дали обет охранять дороги и защищать паломников. Тамплиеры принимали участие во всех последующих крестовых походах и, в частности, в войнах христианских иерусалимских королей за обладание Египтом и Сирией.
10 См., например:Chеvallier P. Histoire de la Franc-Maçonnerie française: In 3 vol. P., 1974–1975; Mary R. L. La Franc-Maçonnerie dans le monde. P., 1993; Stevenson D. The first freemasons: Scotland's early lodges and their members. Aberdeen, 1988;Francovich C. Storia dela massoneria in Italia delle origine alla revoluzione Francese. Firenze, 1974; Alvares Lazaro P. F. Masoneria y librepensamiento en la Espaňa de la Restauracion. Madrid, 1985;
Соловьев О. Ф. Масонство в мировой политике XX века. М., 1998.
11См.: Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII–XVI столетиях. Казань,
1911.
а также с другими социальными и политическими процессами средневековой истории. Не случайно появление нового масонства совпадает с эпохой европейского Возрождения, которая сопровождалась взлетом культуры, науки и общественного сознания. Именно в это время происходит становление фундаментальных ценностей европейской цивилизации, переживающей свой новый фантастический подъем. Тогда же были заложены основы для формирования интеллектуальной элиты континента, для которой не существует национальных, конфессиональных и государственных границ.
В области строительных ремесел кризис сопровождался вытеснением и модернизацией готической архитектуры. Сыграла свою роль и Реформация, которая нанесла сильный удар по стереотипам католической идеологии и архитектуры. Казалось, закат средневековых общественных институтов обрекал ассоциации масонов-строителей на естественное забвение. Однако в масонские братства начался приток новых людей, которые не были связаны со строительными профессиями. Именно они положили начало неремесленному (спекулятивному) масонству. Безусловно, нельзя говорить об ассоциациях каменщиков-ремесленников в целом, имея в виду их якобы повсеместное и повальное превращение в спекулятивные масонские ложи. Такую метаморфозу испытали избранные, немногочисленные ложи и не во всех странах Западной Европы. Само строительное ремесло продолжало жить и развиваться по своим законам. Организация строительного ремесла была делом достаточно сложным и громоздким. Так, по переписи 1292 г.
только в Париже цех каменщиков насчитывал 104 профессии12. Подобная структура была принята и в других европейских государствах. Совершенно ясно, что простые ремесленники не могли иметь никакого отношения к зарождению спекулятивного масонства. И в наши дни не всякая вывеска, например во Франции, содержащая слово «масон», будет означать, что вы находитесь на пороге спекулятивной масонской ложи. Скорее, наоборот. Подлинные масонские организации по-прежнему закрыты от взглядов любопытствующих обывателей, а деятельность строителей-каменщиков, напротив, сопровождается яркой рекламой. На наш взгляд, в контексте объяснения роли оперативного масонства в сложном организационном процессе рождения современного движения «вольных каменщиков» речь идет о наложении двух объективных тенденций. С одной стороны, как уже отмечалось, кризиса традиционных цеховых организаций, в том числе и в области строительства, а с другой – появления неформальных общественных структур, объединявших интеллектуальную элиту (ученых, философов, литераторов, художников, политиков, деятелей Церкви), которые стремились расширить свое влияние в обществе. Такие структуры нуждались в легализации, для чего они изобретали новые организационные формы или приспосабливали старые. В масонском движении, которое появилось в поле
12 См.: Полянский Ф. Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII–XV вв. М., 1952. С. 75–76.
нашего зрения сравнительно недавно, в начале XVIII в., сосредоточены и скрыты от непосвященных универсальные этические, философские, религиозные и многие другие компоненты общественно-политической и культурной жизни. Масонство – это кладезь эзотерических доктрин, доставшихся человечеству в наследство от прошлых поколений. Возможно, именно в этом заключается его необъяснимая и сверхъестественная привлекательность для многих поколений. В свою очередь, необходимость сохранения тайных знаний и постоянного их переосмысления оправдывает его существование в прошлом и гарантирует присутствие в будущем. С этой точки зрения связь интеллектуального масонства с легальными корпорациями эпохи позднего средневековья вполне оправдана и объяснима. Рано или поздно масонство должно было обозначиться в общественной жизни как заметная и признанная сила. Сегодня можно с достаточной долей уверенности говорить о существовании так называемого «тайного масонства» прежде всего в Англии и Шотландии до 1717 года. По мнению Д. Робинсона, чисто масонской по духу организацией было лондонское
королевское общество, образованное в 1662 году13. Ученый справедливо указывает на традиционные масонские рассуждения, изложенные в книге Ф. Бэкона «Новая Атлантида», деятельность которого также была далека от строительных гильдий. Французский историк Поль Нодон пишет о масонских ложах, которые после «Славной революции» 1688 г. были созданы сторонниками Якова II в Париже. Заметим в этой связи, что европейская история изобилует примерами деятельности тайных обществ, многие из которых имели прямое отношение к становлению масонства. И здесь прежде всего следует упомянуть ордена тамплиеров и розенкрейцеров.
Первые документальные данные о членстве в строительных масонских ложах людей «со стороны» зафиксированы в том же XVII веке. Так, в 1600 г. в оперативную масонскую ложу был принят представитель знатной
шотландской фамилии лорд Босуэлл14. Накануне революции английские ложи еще более усилили свой интеллектуальный и политический потенциал. Число «вольных каменщиков» Англии пополнили генералы Д. Монк, Р. Муррей, ученые-антиквары Э. Эшмол, Р . Холм, профессор математики и
астрономии К. Врен15. В данном случае речь идет о так называемом «почетном членстве» в ремесленных цехах. Присутствие в списках гильдий влиятельных покровителей давало профессиональным ложам возможность поддержать и расширить свою деятельность. Со своей стороны новые «каменщики» видели ситуацию несколько иначе. Точно так же итальянские революционеры-карбонарии, или «угольщики», маскируя свою деятельность корпоративной вывеской, вряд ли стремились оказаться в шахте, во всяком случае, до вынесения соответствующего судебного приговора.
13См.: Робинсон Д. Указ. соч. С. 334–335.
14 См.: Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. М.,1990. С. 12.
15Там же. С. 96, 99.
Важную роль в популяризации теории «строительного» происхождения спекулятивного масонства сыграла деятельность упомянутого выше К. Врена, основателя лондонского королевского общества и тайного масона.
В 1666 г. Лондон пострадал от страшного пожара. В столице, в частности, были уничтожены десятки церквей. Профессор кафедры астрономии в Оксфорде Кристофер Врен выступил главным архитектором в восстановлении более пятидесяти из них, включая кафедральный собор
Святого Павла16. Если учесть тот факт, что в Англии уже имелись засекреченные спекулятивные масонские ложи, становится понятным, что практическая деятельность одного из братьев вполне могла соединить в глазах общественного мнения «вольных каменщиков» с геометрией и строительством. Эта традиция в виде легенды о ветхозаветном мастере Хираме – строителе храма Соломона – была закреплена в масонском Уставе 1723 года. После создания Великой ложи и составления первых уставных документов движение «вольных каменщиков» было унифицировано: отныне оно могло существовать только в форме лож.
На рубеже XVII и XVIII вв. тайное масонство Британии было преобразовано в созерцательные и философские ложи «вольных каменщиков», а старые инструменты строителей-виртуозов – циркуль, наугольник, молоток, отвес – предстали в качестве символических атрибутов нового общественного движения. Дальнейшие перспективы масонского движения были предопределены самим временем. Революционная эпоха в Англии придала цеху «вольных каменщиков» форму либерального общественного движения, которое быстро переросло национально-государственные рамки.
История средневекового масонского движения во Франции во многих чертах повторяет перипетии английского. Французские мастера-строители были искусны в ремесле и столь же многочисленны, как их английские собратья. Свидетельство тому – великолепные архитектурные памятники эпохи, разбросанные по всей Франции. Так же, как и в Британии, французские «вольные каменщики», разбитые на категории учеников,
подмастерьев и мастеров, упоминались в ремесленных документах17. Но эволюция цеховой структуры этой страны имела свои особенности, которые отразились на судьбе масонских лож.
В средневековой католической Франции многие события политической и социальной истории оказались тесно слитыми с процессом создания единого национального государства. Не стала исключением и сфера взаимоотношений центральной власти с городским населением. Если вначале, борясь с центробежными политическими настроениями крупных феодалов, французские короли, безусловно, поддерживали свободы и привилегии горожан-ремесленников, то на завершающем этапе объединения страны их настроения переменились. Усилившаяся монархия не могла более
16См.: Робинсон Д. Указ. соч. С.335.
17См.: Грацианский Н. П. Указ. соч. С. 232, 236.
мириться с существованием независимых, самоуправляемых городских структур. Как следствие, ремесленные цехи были также подчинены контролю официальных властей. Все они получили единообразные государственные статуты и стали управляться назначаемыми чиновниками-магистрами. Последние остатки автономии цехов были упразднены во Франции во времена Генриха III и Генриха IV. В этих условиях французские строительные цехи оказались закрытыми для проникновения «чуждых» антикатолических элементов и не смогли содействовать становлению спекулятивного масонства.
Охраняя сложившуюся государственную систему , абсолютизм активно препятствовал свободному развитию общественной мысли во Франции. Однако не всех удалось подчинить централизованному диктату. Предвосхищая идеи Просвещения, в стране творили М. Монтень, Р. Декарт, П. Гассенди, К. Жоли, П. Бейль. События английской революции принесли французам не только образец для подражания, но и «крамольные» сочинения Т. Гоббса, Д. Локка и Д. Толланда. Дух революционных перемен, укрепляемый перманентным кризисом абсолютной монархии, создал во Франции благодатную почву для формирования интеллектуальной оппозиции.
Появление обновленного масонства во Франции было ускорено событиями английской революции и деятельностью эмигрантов, сторонников короля Якова II. Но его последующее распространение опиралось на прочные национальные традиции и находило самую широкую поддержку. Особой популярностью в стране пользовалось так называемое «рыцарское» направление в масонстве, которое возводилось не к строителям Иерусалимского Храма, а к его защитникам – тамплиерам. Именно во Франции сложилось мнение, что родоначальниками масонского движения стали последний Великий гроссмейстер ордена тамплиеров Жак де Моле и его уцелевшие соратники.
К середине XVIII столетия французское масонство превратилось в оригинальную форму демократического социального общения, отвергавшего структуры и представления старого сословного общества. В этом смысле франкмасонские ложи находились в одном ряду с другими «тайными обществами» предреволюционной Франции, среди которых могут быть
названы многочисленные салоны, клубы и музеи18. Участники этих ассоциаций составляли разноголосую оппозицию режиму, признававшему дотоле лишь общества сословно-корпоративного и религиозного характера. Показательно, что монархия, уступая сложившемуся порядку вещей, была вынуждена признать свободу новых интеллектуальных собраний. В результате, масонские организации превратились в широкое и достаточно многочисленное движение. Накануне Великой Французской революции оно
18 См.: Halevi R. Les loges maçonniques dans la France d'ancien regime aux origines de la sociabilité democratique. P., 1984. Р. 9.
насчитывало 650 лож, разбросанных по всей стране, и 35 тыс. участников19. Тем не менее версия аббата Огюстена Баррюэля о том, что масонские ложи были сборищами революционеров, неверна в принципе. Несмотря на свою многочисленность и широкое распространение, масоны в условиях жесткого контроля со стороны властей не имели возможности участвовать в широком политическом заговоре. К тому же к масонскому ордену примыкали главы почти всех знатных дворянских родов, а также буржуазные верхи и духовные лица всех рангов. Франкмасоны выступали с позиций зарождавшейся либеральной оппозиции существующему режиму и являлись свидетельством растущего в обществе неповиновения традиционной политике властей. Нет сомнений и в том, что французские масоны ускорили социальную и политическую эволюцию, расшатавшую основы «старого порядка». Среди наиболее активных представителей масонской оппозиции следует выделить имена крупнейших представителей Просвещения : Ш. Л. Монтескье, Ж. Л. Даламбера, К. А. Гельвеция, Ф. М. Вольтера. В то же время не следует связывать само явление Просвещения напрямую с деятельностью масонского ордена.
Особой спецификой отличалась работа масонских лож в охваченной революцией Франции. Не предпринимая подробного экскурса в события Великой Французской революции, все же отметим, что какого-либо организованного участия ордена «вольных каменщиков» в них не прослеживается. Как было отмечено, масоны накануне и в период революции выступали противниками абсолютизма и поборниками либеральных реформ. Причем в этом направлении их подталкивали не какие-то политические программы, а сам дух их уставных документов, в которых отрицались сословные и религиозно-политические ущемления прав человека. Вот почему Великая Французская революция привела к колоссальному разбросу мнений
в среде «вольных каменщиков», поскольку главный противник – абсолютизм
– был повержен, а дальнейшее развитие событий вовлекло «братьев» в политическую борьбу между собой. Новые обстоятельства делали внесоциальную консолидацию масонов бессмысленной. В этом плане становится совершенно оправданным и понятным политическое противостояние лидеров революции, многие из которых были членами масонских лож. Реалии и законы жесткой политической борьбы привели движение «вольных каменщиков» к упадку. К 1794 г. работа во французских ложах практически замерла.
Деятельность масонских структур во Франции возобновилась после переворота 9 термидора (27 июля) 1794 года. Свержение правительства М. Робеспьера, отказ от средств террора в осуществлении внутренней политики и либерализация нравов способствовали первым робким попыткам восстановления традиционных для Франции масонских союзов: Великого Востока и Великой ложи. У истоков этого процесса стоял известный энтузиаст и реформатор масонского движения Александр Луи Реттье де
19 Ibid. Р. 16.
Монтало (1748–1808) . С 1775 г. он активно работал в нескольких парижских ложах, подчиненных Великому Востоку. Накануне революции А. Реттье де Монтало осуществил реформу, призванную упорядочить систему введения высоких степеней и сами масонские обряды. Его деятельность способствовала принятию в масонских ложах так называемого «французского обряда». В годы революции он исполнял обязанности директора парижского Монетного двора (1791–1797). Масонские пристрастия А. Реттье де Монтало превратили его в настоящего оппозиционера. В марте 1793 г. он принял на себя обязанности мастера
столичной ложи «Центр друзей»20. Большой террор не коснулся этого человека, хотя якобинцы преследовали масонские ложи как сборища аристократов и контрреволюционеров.
В июне 1796 г. был сделан важный шаг на пути воссоздания структур регулярного масонства во Франции. На Ассамблее Великого Востока
20La Franc-Maçonnerie… Р. 120.
А. Реттье де Монтало был избран Почетным гроссмейстером. В декабре 1796 г. стараниями нового руководителя Великий Восток, наконец, возобновил прерванную не по своей воле работу. Восстановила свои структуры и Великая ложа Франции. Достаточно быстро между масонскими союзами было обретено взаимопонимание, а 22 июня 1799 г. стороны подписали
договор о Союзе21. В декабре 1801 г. аналогичный договор был подписан между Востоком и провинциальной ложей Арраса. Постепенно Великий Восток Франции приобрел респектабельный статус наиболее влиятельного масонского объединения страны. Правда, полной консолидации добиться не удалось. Несколько лож, относящихся к системе Шотландской материнской ложи Франции, объявили о своей независимости.
В сентябре 1804 г. они присоединились к Великому Совету Франции, масонской системе, созданной графом Александром Франсуа де Грасс-Тилли. Новое масонское объединение использовало в своей практике так называемый Древний воспринятый шотландский обряд с тридцатью тремя степенями посвящения. Уже 5 декабря 1804 г. между Великим Востоком и Великим Советом был подписан союзный договор. Незадолго до оформления этого альянса, 27 ноября 1804 г., руководство Великим Востоком перешло в руки Жозефа Бонапарта и его заместителей – Луи Бонапарта и Жан Жака
Камбасереса22. Было совершенно очевидно, что за спиной новых руководителей Великого Востока стоял сам Наполеон.
Император Наполеон оставил блестящий след в истории революционной Франции. Славу великого человека он снискал не только в качестве выдающегося полководца. Его главное достижение – создание французского послереволюционного государства. Оно, по его замыслу, должно было базироваться на достижениях революции, учитывая при этом вопросы «умиротворения нации». Задолго до решающего в его судьбе 1799 г. у генерала Бонапарта созрела мысль о необходимости объединения французов
и преодоления синдрома гражданской войны. Именно в этом направлении складывалась социально-экономическая политика Наполеона. В короткие сроки во Франции были заложены основы новой административной системы, реорганизованы финансы. Еще революция поставила задачу кодификации гражданских законов. Как известно, в дореволюционной Франции не существовало единого законодательства. Причина такого состояния коренилась в феодальной системе, разобщавшей провинции единого в политическом и национальном аспектах государства. Наполеон сумел добиться перелома и в этом вопросе, создав «Гражданский кодекс». «Гражданский кодекс был краеугольным камнем всего здания и
юридическим памятником новому обществу», – писал А. Собуль23. Этот документ провозгласил ликвидацию феодальной аристократии и принципы 1789 г.: свободу личности, равенство всех перед законом, свободу совести и
21См.: Naudon P. Op. cit. Р. 97.
22См.: La Franc-Maçonnerie… Р. 220; Naudon P. Op. cit. Р. 96–97.
23Собуль А. Первая Республика. 1792–1804. М., 1974. С. 343.
светский характер государства, свободу труда. Он способствовал утверждению основных черт современного общества. По традиции просвещенного деспотизма Бонапарт укреплял свою власть, способствуя процветанию имущих классов. Такая политика усилила тяготение к новому режиму даже со стороны контрреволюционной партии. Готовилось слияние старой родовой аристократии и новой, денежной. Возвращавшиеся во Францию эмигранты назначались властями на самые высокие посты. Наполеоновские генералы из низов женились на аристократках. В Париже возобновилась светская жизнь. В Тюильри и Мальмезоне сформировался новый двор с участием аристократов и нуворишей. Его завсегдатаи возвращались к манерам и одежде «старого порядка», к этикету, к праздникам и балам, к той « сладости жизни», которой отличались последние годы монархии. Масонство, воссозданное А. Реттье де Монтало и взятое под контроль семьей Бонапартов, должно было сыграть свою роль в процессе конструирования новой Франции.
Как дальновидный и предусмотрительный политик Наполеон задался целью обеспечить «порядок» и в масонском хозяйстве Франции. Тем более что Конкордат с папой, подписанный 16 июля 1801 г., резко изменил его статус. Граждане Франции подпали под юрисдикцию Святого престола в вопросах религии и, в частности, под страхом отлучения не могли вступать в масонские ложи. В результате французские ложи стали пополняться буржуа-вольтерьянцами и протестантами. В этой ситуации смысл действий первого консула заключался в попытке создать оптимальную для себя и своего нового государства структуру масонских союзов. Перечень основных событий в истории французского масонства периода империи позволяет прийти к следующим выводам относительно намерений Наполеона Бонапарта. Во-первых, обновленный масонский орден должен был подчиняться главе государства и управляться людьми из его ближайшего окружения. Во-вторых, масонские системы консолидировались, ибо новый лидер страны не мог допустить существования конфликтующих масонских объединений. В-третьих, он делал ставку на развитие национального масонства, независимого от Великой ложи Англии. В-четвертых, за масонскими ложами устанавливался жесткий полицейский контроль. При случае от «вольных каменщиков» можно было легко избавиться – всего лишь подписать соответствующий указ. Но Наполеон Бонапарт нуждался не только в новых институтах власти. Его главной задачей как спасителя Франции была организация всех сфер общественной жизни. Масонство и в армии, и в гражданской жизни стараниями императора было превращено в один из тонких, незаметных механизмов манипулирования общественным сознанием, в средство обожествления самого императора. Масонские ложи стали специфическим и важным дополнением к государственным институтам, созданным Наполеоном. Они были его опорой и своеобразным
демократическим инструментом обеспечения неограниченной власти. «Военные – они, словно вольные каменщики, масоны, – говорил Наполеон, –
а я – великий мастер их ложи»24.
Между тем соглашение между Великим Востоком и Великим Советом, являвшееся важным шагом в становлении имперского масонства, оказалось непродолжительным. Летом 1805 г. руководство Великого Востока попыталось лишить своего союзника прерогативы контроля над высшими степенями, образовав собственную Великую Директорию Обрядов (позже – Великая Коллегия Обрядов). В следствие этого Великий Совет отказался от неравноправного сотрудничества. Статус-кво был восстановлен только в следующем году, когда пост Великого Командора «непокорной» системы
занял преданный императору Камбасерес25. Процесс унификации национального масонства успешно продолжался. В 1810 г. состоялось упразднение Великой ложи – первого во Франции масонского союза, созданного в 1728 году. В это же время в ложи Великого Востока усилился приток разночинских элементов. В августе 1811 г. самая влиятельная
масонская система Франции объявила о допуске в свои ложи евреев26.
В целом масонское движение в годы правления Наполеона Бонапарта успешно развивалось. Этому способствовали взаимные усилия властей и масонских лидеров. Однако важно отметить, что подлинным реформатором французского масонства на рубеже XVIII–XIX вв. становится именно Наполеон Бонапарт. Сделанный вывод заставляет задуматься о глубинных причинах его личной заинтересованности в судьбе движения.
В отношениях Наполеона с масонством как социальным, идеологическим
и политическим фактором революционной эпохи следует выделить два тесно связанных направления: идейно-романтическое и практическое. Совершенно очевидно, что молодой офицер, штудировавший сочинения писателей-просветителей, был приверженцем столь модной накануне революции теории объединения людей, преодоления религиозных, расовых и социальных различий, причем не только в масштабах отдельно взятой страны, но и во всем мире. В молодые годы он был поборником культа Добродетели и Высшего Разума, которые должны были воцариться на земле как предвестники наступления «золотого века». Трудно представить императора Наполеона утопистом и якобинцем, однако этот человек был представителем своего бурного времени, с весьма сложным набором собственных общественно-политических и философских взглядов, обычно консервативных, часто романтических, а иногда радикальных. В эволюции его убеждений были разные этапы. Но главное, что следует отметить в связи
24 Цит. по: Бешанов В. В. 60 сражений Наполеона. Минск, 2000. С. 392.
25 См.: Naudon P. Op. cit. Р. 97.
26 См.: La Franc-Maçonnerie… Р. 90.
с нашим сюжетом, – он был детищем революционных перемен и передовых воззрений, которые формировались не без участия идеологов масонского движения Франции. Для знакомства же с их воззрениями достаточно было открыть томик бессмертной и великой Энциклопедии. Отметим также, что идеология, подготовившая Великую Французскую революцию, была прежде всего либеральной и по масштабам своим – вселенской. Цель всех революций – донести ее правду до возможно большего числа людей. Главная задача революционного переворота – перевоспитать, изменить не только свой народ, но и все человечество. Очень точно эти настроения передал О. Бальзак в своем романе «Шуаны, или Бретань в 1799 году». «Мы должны не только защитить французскую землю, – говорит один из республиканцев,
– у нас двойная миссия. Мы обязаны сохранить душу страны, благородные принципы свободы, независимость и человеческий разум, пробужденный нашими национальными собраниями, – надеюсь, что он будет распространяться все дальше и дальше. Франция – словно путник, которому
вверен светоч…»27 Увлечения юности не прошли бесследно для Наполеона-реформатора и политика. Его государственная деятельность впитала в себя широкий спектр идей и завоеваний революции. Вот почему завершение революционной эпохи во Франции следует связывать с падением империи Наполеона Бонапарта.
Как политик и стратег Бонапарт сформировался вовсе не на полях первых выигранных сражений. Они принесли начинающему генералу славу и почет. Однако это было только начало. Молодой корсиканец нуждался в фундаментальном успехе и видел себя новым завоевателем мира. Удручающая атмосфера гибнущей революции, интриг и предательства, с которыми он столкнулся в Париже в 1797 г., заставили искать альтернативные пути для самореализации. Этот поиск на время привел генерала к мистике и оккультизму – весьма модным течениям во
французской столице накануне падения Республики28. Самому же Бонапарту предстояло стать первосвященником синкретического культа собственной персоны и подкрепить претензии на власть ритуальными подвигами.
В масонских церемониях, принятых во Франции и, конечно, хорошо
известных Наполеону29, велика роль восточной экзотики. Легендарная история рыцарей-крестоносцев, освобождавших и оберегавших Святую землю, их преданность и бескорыстие воплощались через степени масонской
27Бальзак О. Избр. соч.: В 4 т. М., 1973. Т. 1. С. 42–43.
28 Известно о связях генерала с Ж. Б. Шемен-Дюпонтесом, создателем деистского культа теофилантропов (см.: Mathiez A. La Theophilantropie et le culte decadaire. 1796– 1801. Essai sur l’histoire religieuse de la Révolution. P., 1904. Р. 79–86).
29 Особые симпатии к масонским традициям и обрядам Наполеону и его братьям мог внушить отец Карло Буонапарте (1746–1785), также увлекавшийся идеями «вольных каменщиков».
иерархии в образы Принца Ливана, Рыцаря Востока, Командора Иерусалимского Храма, императоров Востока и Запада. Не менее привлекательными были эзотерические тайны масонских лож, их тесная связь с древнейшими мистериями. Со времен Александра Македонского оккультные знания наделяли посвященных мистической властью над людьми
и делали их царями царей. Этот романтический интерес к масонству, а через него и к Востоку, воплотился в практические действия будущего создателя французской империи. В частности, речь идет о знаменитом Египетском походе, который состоялся ровно через семьсот лет после взятия крестоносцами Иерусалима.
О событиях 1798–1799 гг. написано немало. Хорошо известно, что их главными вдохновителями стали Бонапарт и Талейран. Летом 1797 г. последний из них выступил с докладом «О выгодах приобретения новых колоний в нынешних условиях», в котором предлагал завоевание Египта. Впрочем, министр не был оригинален и только повторил мысль, озвученную во времена правления Людовика XV. Однако в конце XVIII столетия сугубо прагматические планы вторжения в древнюю страну фараонов дополнялись необходимостью противостоять козням англичан. На этом настаивал и сам Бонапарт, получивший от Исполнительной Директории 55 боевых кораблей, 280 транспортных судов, 2 тыс. орудий и экспедиционную армию в 54 тыс.
человек30.
В научных трудах прослеживается желание видеть исключительно рациональные причины экспедиции и стремление откреститься от
необъяснимого для генерала налета «романтической фантазии»31. По мнению историков, Бонапарт, планируя захват Египта, в первую очередь стремился перерезать основную торговую коммуникацию Британии с Индией. Отмечается также его желание создать базу, с которой можно было бы начать отвоевывать субконтинент, «потерянный Францией почти полвека
назад»32. Такая оценка построена на очевидном преувеличении стратегической значимости тогдашнего Египта. Можно целиком и полностью согласиться с мотивом, отражающим стремление Республики расширить свои колониальные владения. Но реально ли было угрожать торговым коммуникациям англичан из Египта без малого за сто лет до открытия Суэцкого канала? Поневоле на ум приходят события, связанные с драматическим противостоянием войск Э. Роммеля и А. Монтгомери. Что же касается нашего случая, то с подобными намерениями французские войска следовало отправлять либо в Кейптаун, либо в Левант, но только не в горячие пустыни Египта.
30См.: Борисов Ю. В. Шарль Морис Талейран. М., 1989. С. 106.
31 Сьюард Д. Наполеон и Гитлер. Сравнительная биография. Смоленск, 1995. С. 67.
32 Сьюард Д. Указ. соч. С. 67.
В этой связи следует хотя бы кратко прокомментировать и предположения о якобы имевших место планах использовать войска Бонапарта для прямого вторжения в Индию. Такая интерпретация явно построена на легендах о подвигах греко-македонской армии IV в. до н. э. Трудно сказать, насколько они достоверны. Во всяком случае, повторить их никому не удалось, кроме столь же мифических татаро-монгольских воинов. Не приходиться сомневаться в другом. Даже в начале XXI столетия армия, которая вознамерилась бы вторгнуться в Индию через Египет, получила бы для своих генералов неограниченное число мест в лондонском Бедламе. Сам же Наполеон, несмотря на источаемые угрозы в адрес коварного Альбиона, стремился избежать преждевременного столкновения с англичанами. Особое беспокойство ему доставляло противостояние Г. Нельсона, собиравшегося перехватить и уничтожить французский флот. Тот факт, что прославленный адмирал все же упустил корабли экспедиции, лишний раз подчеркивает весьма скромную роль Египта в противостоянии Франции и Англии. Наполеон сделал все, чтобы не допустить вступления в войну и обиженной Турции. Его посланник объяснял появление французских войск в тылу Стамбула желанием «наказать мамелюков, англичан и помешать разделу Османской империи»33. Даже собственное признание Бонапарта в
намерениях «сломить английское господство в Индии»34 – не более чем декларация грядущих и неясных планов. В этот период он ориентировался на поддержку военных усилий султана княжества Майсур, главного врага англичан в Индии. Позднее, сосредоточив в своих руках более серьезные рычаги воздействия на внешнюю политику Франции, консул Наполеон Бонапарт действительно пытался организовать поход в Индию и даже заручился поддержкой российского императора Павла. Следующий решительный шаг в этом направлении был предпринят в 1803 г., когда в Индию отправилась сильная эскадра под командованием Декана. Однако более насущные дела заставили Бонапарта окончательно отказаться от планов вторгнуться на Индостан. Наиболее действенными средствами в борьбе против англичан для императора всегда были великая армия и континентальная блокада.
При организации похода на Восток генерал Бонапарт руководствовался не только военными, но и оккультными целями. К этому выводу подталкивает то обстоятельство, что захват Египта явно выходил за рамки чисто силовой операции. Во многих аспектах это была, скорее, миссионерская акция. На землю древней и таинственной цивилизации, которую нужно было просто очистить от варваров-мамелюков, прибыли 175 ученых мужей: астрономы, геометры, химики, строители, художники, востоковеды и другие
33Борисов Ю. В. Указ. соч. С. 111.
34Тарле Е. В. Наполеон. М., 1991. С. 60.
специалисты35. В кратчайшие сроки в стране были проведены поистине революционные преобразования. Именно с этого момента цивилизованная Европа вступила в прямой контакт с культурным наследием древнего Египта. Позднее, вспоминая о своем пребывании на Востоке, Наполеон так передавал свои чувства: «Я видел себя едущим на слоне с тюрбаном на голове и новым Кораном в руках, написанным в соответствии с новой религией, которую основал. Я хотел объединить в этом походе опыт Запада и Востока, поставить
историю на службу себе…»36 Высокий эмоциональный накал и душевный подъем, переживаемый генералом в период Восточного похода, вполне могли завершиться вступлением в масонскую ложу. Косвенным подтверждением возможной инициации Наполеона было присутствие в
Египте его брата, известного масона Луи Бонапарта37. О явном сближении нашего героя с масонскими традициями свидетельствуют и другие факты. Так, в его действиях четко прослеживаются мотивы завещания великого тамплиера Жака де Моле, сражавшегося с сарацинами в Египте, Сирии и Палестине.
В 1294 г. Жак де Моле стал новым лидером ордена тамплиеров. С самого начала своей деятельности и вплоть до ареста 13 октября 1307 г. он готовил новый крестовый поход в Палестину. Несмотря на колоссальное влияние в Европе, главным домом ордена навсегда остался Иерусалимский храм, поскольку рыцари-тамплиеры были призваны защищать Святую землю. Вероломные действия французского короля и папы, приведшие к запрету ордена, прервали эти приготовления. Поход генерала Бонапарта мог логически и практически завершить миссию тамплиеров. Не случайно память
о тамплиерах с новой силой ожила именно в годы его правления. В ноябре 1804 г. произошло официальное восстановление ордена тамплиеров и был
избран его Великий мастер38. Введение этой должности свидетельствовало о принадлежности нового ордена к масонскому братству. Были торжественно отмечены подвиги последних тамплиеров. Так, 11 марта 1808 г. в парижской церкви Сен-Поль прошла поминальная служба в честь несправедливо
казненного Жака де Моле39. Вряд ли череда подобных совпадений носила в наполеоновской Франции случайный характер.
Биографы Наполеона отмечают его особенное, фатальное отношение к неудаче под крепостью Акр40. По всей видимости, генерал был встревожен не только первым отступлением, но и срывом своего крестового похода, о действительных планах которого никому не сообщалось. Снятие осады Акры
35См.: Людвиг Э. Наполеон. М., 1998. С. 118.
36 Цит. по: Людвиг Э. Указ. соч. С. 110.
37 Там же. С. 118.
38 См.: La Franc-Maçonnerie … Р. 220.
39 Ibid.
40См.: Тарле Е. В. Указ. соч. С. 60–61.
не позволило Бонапарту к 15 июля 1799 г. (дню смерти Иисуса Христа) оказаться со своей армией в Иерусалиме. Тем самым успех средневековых воителей оказался для него недостижимым. Вот почему эта маленькая военная неудача показалась генералу-мистику зловещим предзнаменованием. Переживая свое поражение, Наполеон Бонапарт пешком, как простой паломник, вызывая неподдельное восхищение своих солдат, вернулся в Каир.
С этого момента его оккультная миссия на Востоке была завершена41. В октябре 1799 г. Бонапарт был уже во Франции. Его бегство из Египта было расценено как очередной подвиг. Спустя месяц он стал хозяином Франции.
Наиболее точно скрытый замысел восточной экс-педиции Наполеона Бонапарта отражен в словах поэта и масона Иоганна Вольфганга Гете: «Наполеон отправился на поиски Добродетели, но не найдя ее, обрел
Могущество»42.
Был ли Наполеон масоном? Этот вопрос не дает покоя многим исследователям жизни и деятельности великого человека. В историографии обсуждается версия о принятии генерала в одну из лож Великого Востока в
ходе Египетской кампании43. О несомненном родстве Наполеона Бонапарта с масонами, помимо уже сказанного, свидетельствует использование одного из символов «вольных каменщиков» – пчелы – при создании имперской геральдики. Пчела стала личной эмблемой Наполеона. Сами французские масоны также не забывали подчеркнуть близость и благожелательное отношение к себе со стороны императора. Сохранилось изображение масонского знака, стилизованного под крест ордена Почетного легиона, который был украшен портретами Наполеона Бонапарта и его братьев. И все же, поскольку существуют только косвенные свидетельства масонских связей Наполеона, возможно следующее объяснение загадки. В момент наивысшего взлета славы и могущества присутствие в масонской ложе стало для императора просто ненужным. Более того, оно превращалось в политически ошибочный шаг. Роль этого человека заключалась прежде всего
в обеспечении успеха масонской реформы и адаптации обновленных лож к новой государственной системе. Такая политика позволяла Наполеону сохранить привычные позиции верховного арбитра, а заодно и закулисного
41 Масонские, мистические и оккультные увлечения Бонапарта не являются исключением из правил. Многие диктаторы, даже в истории более цивилизованного и рационального ХХ века, также «грешили» поисками сверхъестественных и космических покровителей. (см.: Первушин А. И. Оккультные войны НКВД и СС. М., 2003).
42Людвиг Э. Указ. соч. С. 110.
43 См.: Lanvin L. La franc-maçonnerie au service de l’Empire // Dossiers secrets de
l’Histoire. Mai-Juin-Juillet 1999. Р. 28. Подобной точки зрения придерживается и наиболее авторитетный исследователь проблем истории французского масонского движения П. Шевалье (см.: Chevallier P. Histoire de la Franc-Maçonnerie française … Vol. 2. Р. 17–22).
лидера обновленного французского масонства. Ведь не нужно же было генералу Наполеону Бонапарту становиться маршалом Франции, чтобы продемонстрировать всему миру свой военный гений.
Между тем численность лож Великого Востока Франции возросла с 300 в 1804 до 1219 в 1814 году44. Сам император, по-видимому, никогда не сожалел о расширении масонского ордена. В свою очередь, масоны преданно служили своему патрону по всей Европе и всячески способствовали его славе. К примеру, день подписания Люневильского мирного договора с Австрией (9 февраля 1801 г.) был провозглашен масонскими ложами «праздником мира», а сам Наполеон Бонапарт получил титул «миротворца».
Как было сказано выше, активнейшее участие в масонском движении начала XIX столетия принимали французские военные. Некоторые из них стали инициаторами возникновения новых масонских союзов. В декабре 1810 г. Мишель Бедаррид, офицер итальянской армии, получил патент на
право создания обряда Мисраим с высокими степенями45. Подобная распространенность и активность масонских лож в эпоху Империи является убедительным свидетельством их политической лояльности. Однако в 1811 г. во Франции состоялось так называемое «Великое расследование», которое осуществлялось префектами и касалось политической благонадежности масонских лож. Результаты данной акции не стали поводом для запрета движения «вольных каменщиков». Однако они показали, что масонские ложи стали удобной ширмой для деятельности всякого рода политических авантюристов и заговорщиков. К примеру, бывший участник «заговора равных» Ф. Буонарроти основал масонскую ложу «Искренние друзья», которая являлась прикрытием тайного политического союза, носившего
название «Общество высокодостойных мастеров»46.
Падение Наполеона Бонапарта не привело к разгрому масонских структур
в стране. Ложи, доказавшие свою преданность императору, проявили покорность и по отношению к королю. В мае 1814 г. парижская ложа «Совершенного Союза» провела банкет, посвященный реставрации Бурбонов. И это неудивительно, поскольку Людовик XVIII также был масоном. Заметим в этой связи, что лидерами движения «вольных каменщиков» эпохи Реставрации оставались многие соратники императора:
44См.: Naudon P. Op. cit. Р. 97.
45См.: La Franc-Maçonnerie… Р. 220.
46 См.: Дотри Ж. Бабувистская традиция после смерти Бабефа и до революции 1830 г.
// Французский ежегодник. 1960. М., 1961. С. 174; Туган-Барановский Д. М. Буонарроти и миссия Андриана // Вопр. истории. 1977. № 1. С. 123.
Макдональд, Камбасерес, Массена47. Все это убедительно доказывает, что стараниями Наполеона Бонапарта масонское движение Франции превратилось прежде всего в легальный общественный институт. Жупел масонской угрозы был окончательно развеян, хотя эта проблема обсуждалась еще многие десятилетия. Деятельность масонских союзов оказалась прочно вписанной в контекст реформ, приведших французское общество к современному состоянию.
47 См.: Lanvin L. Op. cit. Р. 28–29.
48 Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.