1) Систематизировать знания детей цифр и чисел 1-8
2) Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов
3) Закрепить умение детей сравнивать полоски по ширине
4) Продолжать учить детей различать квадраты и прямоугольники, познакомить с характерными признаками этих фигур: наличие углов, сторон, их количество, соотношение по размеру сторон
5) Развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения
6) Воспитывать интерес к математическим занятиям.
7) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время совместной деятельности.
Методы и приемы: упражнения, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала.
Занятие в старшей логопедической группе
по познавательной деятельности (ФЭМП)
« Волшебная математика» с использованием ИКТПрограммное содержание:
1 Систематизировать знания детей цифр и чисел 1-8
2 Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой
и количеством предметов
3 Закрепить умение детей сравнивать полоски по ширине
4 Продолжать учить детей различать квадраты и
прямоугольники, познакомить с характерными признаками
этих фигур: наличие углов, сторон, их количество,
соотношение по размеру сторон
5 Развивать наблюдательность, мыслительную активность,
умение высказывать и обосновывать свои суждения
6 Воспитывать интерес к математическим занятиям.
7 Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во
время совместной деятельности.
Методы и приемы: упражнения, вопросы к детям, использование
дидактических пособий, наглядного материала.
Раздаточный материал:
цифры от 1 – 8; карточки с
нарисованными какие-либо предметы в количестве1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8 шт (рисунки предметов расположены по-разному); у каждого
из детей 5 полосок, постепенно увеличивающихся по длине (от 3
до 15 см).
Ход занятия: (На воздушном шаре висит письмо. Воспитатель не
обращает на него внимания).
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь,
пожалуйста (дети здороваются). (воспитатель обращает внимание
на висящий шар, и удивляется) Что это, откуда? Кто принес?
Давайте достанем письмо и прочитаем. Открывает конверт,
читает: «Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам дедушка Мороз.
Скоро новый год, и я начал вам готовить подарки. А как у вас дела.
2Как занимаетесь? Как играете? Не обижаете ли друг - друга? Я
наблюдаю за вами, и все вижу. Сегодня я слышал, что у вас
занятие по математике. Да? Я отправил Вам задания, а вы должны
их выполнить. Все задания обозначены номерами. Выполните все,
и после занятия вас ждёт сюрприз. Успехов вам.
Ваш дедушка Мороз».
I Воспитатель: Ребята, это письмо действительно от деда Мороза.
И он хочет проверить наши знания. А в конце занятия обещает
сюрприз. Давйте соберемся и быстренько начнем занятие.
Обратите внимание на столы. Там есть номера, и мы начнем с
номера 1. Давайте прочитаем задание (читает)
Задание №1 Ребята, вы должны отвечать на вопросы полными
ответами.
Воспитатель: Назовите частей суток? (утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель: В какое время суток мы приходим в детский сад?
(Утром)
В какое время мы обедаем? (Днем)
Назовите дней недели? (Понедельник, Вторник, Среда, Четверг,
Пятница, Суббота, Воскресенье)
Какой сегодня день недели?
Сегодня среда, какой день недели будет завтра? (Четверг)
Сегодня среда, какой день недели была вчера? (Вторник)
Какое число больше пяти, но меньше семи?
Какое число меньше трех, но больше единицы и т. д
II Задание №2 Выставите цифры по порядку на наборное
полотно (каждый ребенок берет одну цифру и выставляет на
наборное полотно, кому не хватает, тот выполняет прямой и
обратный счет)
Воспитатель: Назовите соседей цифры 5?
Дети: Соседи цифры 4 и 6
Воспитатель: Какое цифры идёт за цифрой 2?
3Дети: За цифрой 2 идет цифра 3
Воспитатель: Назовите соседей цифры 5?
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель. А теперь давайте посчитаем в прямом порядке.
Затем будем считать в обратном порядке. (спросить всех детей)
III Задание №3 Соотнесение количества предметов с
цифрой. (с раздаточным материалом). (Воспитатель раздает
детям карточки с предметными картинками. Дети считают сколько
предметов нарисовано на карточке и соотносят с соответствующей
цифрой на доске. Задание выполняется по порядку, начиная с
цифры 1.)
Посмотрите на карточки и покажите цифру обозначающую
количество предметов на карточке.
Воспитатель: Аделя, назови какая это цифра? Почему поставила
под эту цифру?
Аделя: На карточке 5, груш и.т.д
Воспитатель:Давид, какая цифра над над шляпками?
Давид: 3, потому что 3 огурца.
Игра на внимание: - Дотроньтесь правой рукой до носика, левой
рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне
правым глазиком, поднимите вверх левую руку,топните левою
ножкой, наклоняйтесь вперед и т. д.
IV Задание №4 (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель: Разложите полоски в ряд сверху вниз от самой
короткой до самой длинной, слева концы полосок надо
подравнять.
Воспитатель: Сколько всего полосок? (Один ребенок считает
полоски по порядку сверху вниз).
Воспитатель: Ровная ли получилась лесенка?
Воспитатель: Какая полоска самая короткая?
Дети: Белая.
4Воспитатель: Какая полоска длиннее (короче): вторая или третья?
Дети: Третья?
Воспитатель Что можно сказать про длину четвертой и пятой
полосок?
Дети: Пятая полоска длиннее четвёртой, а четвёртая короче пятой
полоски.
Физминутка:
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте в перевалочку)
Папа был большой-большой (Поднимают руки над головой)
Мама с ним – поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок - малютка просто (Приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (дети имитируют игру с погремушками)
Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь.
V Задание №4 Сравнение геометрических фигур. Воспитатель
обращает внимание на геометрические фигуры. Какие тут фигуры?
Дети: Прямоугольник и квадрат
Воспитатель: Давид, чем они похожи? Отвечай полным ответом.
Давид (выходит к доске): Прямоугольник и квадрат похожи тем,
что у них четыре угла и четыре стороны.
Воспитатель: Правильно. Миляуша, а чем отличаются эти фигуры?
Миляуша: Прямоугольник и квадрат отличаются тем, что у
прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата
все стороны равны.
Воспитатель: Правильно.
Задание: Заполни таблицу(038, 040)
VI Задание №5 (игровизор) Ребята, какие геометрические фигуры изображено
на картинке?
Дети: квадраты и прямоугольники.
5Воспитатель: Обведите прямоугольники красным фломастером, квадраты
синим фломастером.
Итог занятия
- Вам понравилось на занятии?
Чем занимались сегодня?
А что понравилось?
Какое задание было самым трудным?
Какое самым легким?
Вот и подошли к концу наши испытания. Вы были очень активными и
внимательными! Спасибо вам ребята!
(Воспитатель обращает внимание на коробочку, которая висит на гелевом
шаре)
Помните, ребята нам дед Мороз в конце занятия обещал сюрприз. Посмотрите
вокруг, ничего необычного не замечаете? (дети показывают на коробочку,
воспитатель показывает содержимое, раздаёт конфеты)
67891011На карточках нарисованы какие-либо предметы в количестве 3, 5, 7, 9 шт. Рисунки
предметов расположены по-разному.) Раздаточный материал: у каждого из детей 5
полосок, постепенно увеличивающихся по длине (от 3 до 15 см), и прямоугольные
мерки длиной 3 см.
Ход занятия. 1-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель сообщает
детям, чем они сегодня будут заниматься: еще раз поучатся строить ряд из полосок
разной длины. Он дает задание разложить полоски в ряд сверху вниз от самой
короткой до самой длинной, напоминая, что слева концы полосок надо подравнять.
Выполнив задание, дети (1—2 ребенка) описывают, в каком порядке они положили
полоски. Один ребенок считает полоски по порядку сверху вниз. Воспитатель задает
вопросы: «Ровная ли получилась лесенка? Почему лесенка получилась ровная?» ,?
В целях проверки знаний воспитатель предлагает измерить каждую полоску,
«Мерками вам будут служить маленькие прямоугольники,— поясняет он и указывает:
— На каждую полоску положите столько мерок, сколько поместится, раскладывайте
их слева направо, точно друг за другом (вплотную), вот так». (Показывает.) После
того как дети разложат мерки, задает вопросы: «Чему равна длина первой (второй,
третьей, четвертой, пятой) полоски? Какая полоска самая короткая и почему? Какая
полоска длиннее (короче): первая или вторая? На сколько мерок вторая полоска
длиннее первой? А первая короче второй? Что можно сказать про длину третьей и
второй полосок? На которой полоске поместилось больше мерок: на третьей или на
четвертой, на четвертой или на пятой? Почему? Ровная ли у вас лесенка? Как вы это
докажете?» Если дети затрудняются объяснить, то можно задать дополнительные
12вопросы: «Одинакового ли размера ступеньки? На сколько мерок каждая из полосок
длиннее или короче соседней?»
Обобщая ответы детей, педагог говорит: «Каждая полоска на 1 мерку длиннее
полоски, которая идет перед нею, и короче полоски, которая идет за нею. Все
ступеньки у наших лесенок равные. Поэтому [ лесенка ровная. Давайте спустимся по
лесенке вниз и поднимемся вверх. Я буду называть полоску, а вы ее длину. Первая
полоска равна ...» — говорит педагог. «Одной мерке»,— дополняют предложение
дети. И т. д.
2-я часть (игровое упражнение «Кто быстрее найдет предмет указанной формы?»).
Детям предлагают назвать круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные
предметы, а также предметы, имеющие форму цилиндра и шара.
Занятие 38
Цель. Упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине и высоте,
учить подбирать предметы, равные по одному из измерений, отвлекаясь от их
соотношений по. другим измерениям; упражнять в составлении моделей знакомых
геометрических фигур из частей по образцу; продолжать формировать
представление об определенной последовательности чисел на числах до 10.
Демонстрационный материал: 6—8 коробок разного размера: 14 X 6 X 6; 14 X 2 X 12;
14 X 10 X 9; 10 X 2 X 9; 10 X 6 X X 12; 10 X Ю X 6; 6 X 6 X 9; 6 X 6 X 12 см; фланелеграф,
модели геометрических фигур (круг, квадрат, фигура овальной формы,
прямоугольник); 10 карточек, на которых наклеены кружки в количестве от 1 до 10
шт. (они расположены в один ряд).
Раздаточный материал: индивидуальные конверты с моделями геометрических
фигур, разрезанными на 2 и 4 части.
Ход занятия. 1-я часть. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие у
него на столе, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку:
длинные и короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся
подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее
подберет коробки нужного размера?». Я буду вызывать по 2—3 человека, давать им
по 1 коробке. Дети покажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. Потом я дам
команду: «Подберите коробки, равные вашей по длине (или по ширине, или по
высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Мы ему похлопаем».
Первой паре детей предлагают подобрать коробки, равные по длине, и поставить их
так, чтобы было видно, что они одинаковой длины. Второй паре поручают подобрать
коробки, равные по ширине, третьей паре — равные по высоте. Каждый раз
выясняют, какого размера коробки попали в разные группы, чем они похожи и чем
отличаются, сколько коробок в каждой группе, поровну ли коробок в обеих группах.
Детям может быть предложено построить коробки в ряд (например, от самой
высокой до самой низкой (1-й случай) или от самой длинной до самой короткой (2-й
случай) и т. п.).
2- я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель помещает модели
геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и просит его показать
фигуры, называть их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же фигуры, но они
разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то
13Получатся целые фигуры. С фигуры. Сложите круг из 2(4) частей!» Выполнив
задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную
фигуру.
3- я часть. Детям предлагается поиграть в игру «Живые числа». Воспитатель
вызывает 10 человек и каждому из них дает по карточке. На каждой карточке
нарисовано нескольких кружков (от 1 до 10), они расположены в ряд. Педагог
говорит: «Вы — числа, а какие — вам подскажет карточка. Сосчитайте, сколько на
ней кружков!» Дает команду: «Числа, станьте по порядку, слева направо, начиная с
самого маленького!» Построившись в ряд, дети пересчитываются по порядку,
называют порядковый номер и число кружков на своей карточке.
Затем карточки в вертикальном положении расставляют в ряд вдоль доски. «Что у
нас получилось? Правильно, у нас получилась числовая лесенка! Какое самое
маленькое число на нашей лесенке? А самое большое?» Далее числа сравнивают
попарно (3—4 числа). В заключение воспитатель предлагает: «Давайте все вместе
поднимемся по лесенке вверх!» (Он указывает на карточки, а дети называют числа.)
141516