Вопрос 7.doc
Оценка 4.8

Вопрос 7.doc

Оценка 4.8
doc
13.05.2020
Вопрос 7.doc
Вопрос 7.doc

Вопрос 7.

Одной из важнейших прикладных областей информатики являются информационные системы. Информационной системой можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией. Примеры таких структур: библиотека, справочная служба железных дорог, СМИ (редакция газеты, телецентр, радиостудия). В этом смысле информационными  системами являются все подразделения управленческой структуры предприятия: бухгалтерия, отдел кадров, отдел научно-технической информации и пр. Все эти службы существовали и до появления компьютеров, существуют и сейчас. Разница в том, что раньше они использовали «бумажные» технологии работы с информацией, простые средства механизации обработки данных, а сейчас все шире используют компьютеры.

Информационная система (ИС) — это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющая определенную практическую сферу применения.

Классификация информационных систем.

Многочисленные и разнообразные информационные системы, которые существуют сегодня, можно классифицировать по разным принципам.

Первый принцип классификации — используемая техническая база.

1)      Простейшая ИС работает на одном компьютере. Это может быть персональный компьютер, а также мини-ЭВМ или большая ЭВМ. Вся информация сосредоточена в памяти этой машины и на ней же функционирует все программное обеспечение системы.

2)      ИС на базе локальной сети. Обычно это информационные системы, обслуживающие учреждение, предприятие, фирму. В такой системе информация может передаваться по сети между разными пользователями; разные части общедоступных данных могут храниться на разных компьютерах сети.

3)      Информационные системы на базе глобальных компьютерных сетей. Все известные службы Интернета можно рассматривать как такие ИС.

4)      Корпоративные ИС. Они объединяют между собой ИС, функционирующие на базе локальных сетей предприятий одного ведомства, региона и пр. например, при покупке железнодорожных билетов или авиабилетов на дальние расстояния, используются услуги транспортной информационной системы, работающей на базе специализированной глобальной сети.

Второй принцип классификации информационных систем — классификация по назначению, то есть по выполняемым функциям.

1)      Наиболее старым и традиционным видом ИС являются информационно-справочные, или информационно-поисковые системы (ИПС). Основная цель в использовании таких систем — оперативное получение ответов на запросы пользователей в диалоговом режиме. Характерным свойством ИПС является большой объем хранимых данных, их постоянная обновляемость. Хранилище информации, с которой работает ИПС, называется базой данных. Примером справочной системы является ИПС крупной библиотеки, позволяющая определить наличие в библиотеке нужной книги или произвести подборку литературы по заданной тематике. Поисковые серверы Интернета — это информационно-справочные системы сетевых ресурсов.

2)      Управляющие информационные системы. Основное назначение таких систем — выработка управляющих решений. Управляющие системы бывают полностью автоматическими или автоматизированными. Системы автоматического управления (САУ) работают без участия человека. Это системы управления техническими устройствами, производственными установками, технологическими процессами. Например, САУ используются для управления работой ускорителей элементарных частиц в физических лабораториях, химического реактора или автоматической линии  на производственном   предприятии.   В   таких   системах   реализована кибернетическая схема управления с обратной связью. Роль системы управления выполняет компьютер, который работает по программе, составленной программистами. Управление в САУ происходит в режиме реального времени. Это значит, что управляющие команды вырабатываются синхронно с управляемым физическим процессом. Поэтому с ростом скорости работы управляемого объекта должно повышаться быстродействие управляющего компьютера.

Автоматизированные системы управления (АСУ) можно назвать человеко-машинными системами. В них компьютер выступает в роли помощника человека-управляющего. В АСУ задача компьютера состоит в оперативном предоставлении человеку необходимой информации для принятия решения. При этом компьютер может выполнять достаточно сложную обработку данных на основании заложенных в него математических моделей. Это могут быть технологические или экономические расчеты, то есть компьютер берет на себя определенные инженерные функции. Крупные АСУ обеспечивают управление предприятиями, энергосистемами и даже целыми отраслями производства.

3)      Обучающие информационные системы на базе ЭВМ. Простейший вариант такой системы — обучающая программа на ПК, с которой пользователь работает в индивидуальном режиме. Более сложными являются обучающие системы, использующие возможности компьютерных сетей. В локальной сети можно организовывать обучение с элементами взаимодействия обучающихся между собой, используя соревновательную форму или форму деловой игры. Наиболее сложными и масштабными обучающими системами являются системы дистанционного обучения, работающие в глобальных сетях. Дистанционное образование называют образованием XXI века. Уже существуют дистанционные отделения во многих ведущих вузах страны, формируется международная система дистанционного образования. Такие системы открывают доступ к качественному образованию для всех людей, независимо от их места жительства, возраста, возможных физических ограничений. Высокоскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режиме реального времени (on line), проводить дистанционные лекции, семинары, конференции, принимать зачеты и экзамены.

4)      Экспертные системы, основанные на моделях знаний из определенных предметных областей. Экспертные системы относятся к разделу информатики, который называется «Искусственный интеллект». Экспертная система заключает в себе знания высококвалифицированного специалиста в определенной предметной области и используется для консультаций, помощи в принятии сложных решений, для решения плохо формализуемых задач. Примерами проблем, которые решаются с помощью экспертных систем, являются: установление диагноза болезни; определение причин неисправности сложной техники (например, космического корабля); выдача рекомендаций по ликвидации неисправности и т. д.

Список рассмотренных информационных систем далеко не полный. Существуют еще автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования (САПР), геоинформационные системы (ГИС) и другие.

СУБД может быть ориентирована на программистов или на пользователей. Любые действия, выполняемые с базой данных, производятся на ЭВМ с помощью программ СУБД, ориентированные на программистов, фактически являются системами программирования со своим специализированным языком, в среде которых программисты создают программы обработки баз данных. Затем с этими программами работают конечные пользователи. К числу СУБД такого типа относятся FoxPro, Paradox и другие.

СУБД Microsoft Access (MS Access) относится к системам, ориентированным на пользователя. Она позволяет пользователю, не прибегая к программированию, выполнять основные действия с базой данных: создание БД, редактирование и манипулирование данными. MS Access работает в операционной среде Windows, может использоваться как на автономном ПК, так и в локальной компьютерной сети. С помощью Access создаются и эксплуатируются личные базы данных (иногда говорят — «настольные»), а также БД организаций с относительно небольшим  объемом  данных.  Для  создания  крупных  промышленных информационных систем MS Access не годится.

1.     СУБД Access предназначена для работы с реляционными базами данных (РБД). Реляционная база данных – классификационная модель табличной структуры.

          Реляционная база данных – классификационная модель табличной структуры.

Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. Реляционные БД используют табличную модель данных. База данных может состоять из одной таблицы — однотабличная БД, или из множества взаимосвязанных таблиц — многотабличная БД.

Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.

 

           Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы: одной книге в библиотеке, одном сотруднике предприятия и т.д. А каждое поле — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объектов: название книги, автор книги, фамилия сотрудника, год рождения и т. д. Поля таблицы должны иметь несовпадающие имена.

Для каждой таблицы реляционной БД должен быть определен главный ключ — имя поля или нескольких полей, совокупность значений которых однозначно определяют запись. Иначе говоря, значение главного ключа не должно повторяться в разных записях. Например, в библиотечной базе данных таким ключом может быть выбран инвентарный номер книги, который не может совпадать у разных книг.

Для строчного представления структуры таблицы применяется следующая форма:

Имя_таблицы (ИМЯ_ПОЛЯ_1, ИМЯ_ПОЛЯ_2, ...,ИМЯ_ПОЛЯ_N).

Подчеркиваются имена полей, составляющие главный ключ.

Реляционная база данных состоит из набора связанных между собой таблиц. Данные организованы в этих таблицах таким образом, чтобы обеспечить объединение разнородной информации, исключить ее дублирование, а также предоставить оперативный доступ к имеющимся сведениям и эффективное сопровождение базы данных в целом.

Реляционные СУБД используют реляционную модель данных, предложенную в 1970 году Э.Ф. Коддом. Если говорить упрощенно, то Кода показал, что набор двумерных таблиц при соблюдении определенных ограничений может быть использован для хранения данных об объектах реального мира и моделирования связей между ними.

В терминологии Кодда такие таблицы называются отношениями (англ, relation), вот почему подобная база данных называется реляционной.

Итак, как уже упоминалось, реляционная база данных — это конечный (ограниченный) набор отношений. Отношения используются для представления объектов, а также для представления связей между объектами. Отношение — это двумерная таблица, имеющая уникальное имя и  состоящая из строк и столбцов, где строки соответствуют записям, а столбцы — атрибутам. Каждая строка в таблице представляет некоторый объект реального мира или соотношения между объектами. Атрибут — это поименованный столбец отношения. Свойства объекта, его характеристик определяются  значениями атрибутов. Порядок следования атрибутов не влияет на само отношение, оно имеет один и тот же смысл при любом порядке их следования. Хотя в литературе по базам данных понятия "отношение" и "таблица" иногда рассматриваются как синонимы, их следует различать: отношением является

не любая таблица, а таблица, обладающая определенными свойствами. Имя_таблицы - это имя отношения.

Схема отношения ПРЕПОДАВАТЕЛЬ может быть представлена следующим образом:

(Таб._ном_преподавателя, Фамилия, Должность)

  Каждое поле таблицы имеет определенный тип. Тип — это множество значений, которые поле может принимать, и множество операции, которые можно выполнять над этими значениями.  Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит.

Типы данных полей:

  • Счетчик — целые числа, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем;
  • Текстовый — (используются по умолчанию) текст или сочетание текста и чисел, можно использовать числовые значения, не требующие вычисления;
  • Числовой — числовые данные, используемые в математических вычислениях;
  • Поле Memo — максимальная длина 65535 символов для более удобного ввода информации;
  • Дата/Время — значение даты или время, допустимы различные форматы;
  • Денежный — числа в денежном формате;
  • Логический — значения Истина (Да) или Ложь (Нет);
  • Поле объекта OLE — объекты связанные или выделенные в таблице документа Word или картинка;
  • Гиперссылка — ссылки на информационный ресурс в Интернете (например, Web-сайт).

Поле каждого типа имеет свой набор свойств.

Свойствами полей:

o   Размер поля — определяет максимальную длину текстового или числового

поля;

o   Формат поля — изменяет внешний вид данных, после их ввода;

o   Обязательное поле — указывает на то, что данное поле обязательно надо

заполнить;

o   Маска ввода — используется для ввода данных в предопределенном формате (телефон, почтовый индекс и т.д.);

o   Число десятичных знаков — только для типов данной числовой и денежной;

o   Индексированное поле — ускоряет доступ к данным и позволяет вводить уникальные значения;

o   Условия назначения — проверяет данные на основе правил, созданные с

помощью выражений и макросов;

o   Сообщение об ошибки — отображает сообщение об ошибки, при проверки

данных;

o    Подпись — ярлык для полей, изменяющий числовые поля, формы или

отчеты;

o   Значение по умолчанию — значение, автоматически подставляемое перед вводом данных;

 

1.     Основные режимы базы данных.

Режимы работы СУБД многообразны. Так же, как и в других приложений Windows, иерархия режимов реализована через главное меню. Есть режимы общего характера: работа с файлами (меню Файл); работа с буфером обмена (меню Правка); режим настройки среды (меню Вид); справочный режим (меню Справка). Однако основным режимом можно назвать режим работы с базой данных. Он устанавливается командой => Файл => Создать базу данных или =>Файл  =>Открыть базу данных. Поскольку база данных хранится в файле, в первом случае система потребует задать имя и место хранения файла, а во втором случае — указать на существующий файл с базой данных.

Для СУБД Access различают следующие основные режимы работы:

режим работы с таблицей: «Таблица»;

режим работы с запросами: «Запрос»;

режим работы с отчетами: «Отчет»;

режим работы с формами: «Форма».

  В свою очередь, в каждом из отмеченных режимов есть подрежимы: «Просмотр», «Конструктор» и «Создать». На­пример работая в режиме «Таблица — Просмотр», пользователь может просмотреть содержание таблицы, а также отредактировать некоторые ее поля. В режиме «Таблица — Конструктор» можно просмотреть описание структуры таблицы и внести в нее измене­ния. В режиме «Таблица — Создать» описывается и создается струк­тура новой таблицы.

 

 


Вопрос 7. Одной из важнейших прикладных областей информатики являются информационные системы

Вопрос 7. Одной из важнейших прикладных областей информатики являются информационные системы

Хранилище информации, с которой работает

Хранилище информации, с которой работает

Высокоскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режиме реального времени ( on line ), проводить дистанционные лекции, семинары, конференции, принимать…

Высокоскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режиме реального времени ( on line ), проводить дистанционные лекции, семинары, конференции, принимать…

Структурными составляющими таблицы являются записи и поля

Структурными составляющими таблицы являются записи и поля

Числовой — числовые данные, используемые в математических вычислениях;

Числовой — числовые данные, используемые в математических вычислениях;

Форма». В свою очередь, в каждом из отмеченных режимов есть подрежимы : «

Форма». В свою очередь, в каждом из отмеченных режимов есть подрежимы : «
Скачать файл