Я – убежденная сторонница использования на уроках географии занимательных вопросов. Они помогают развивать интерес к географии, любознательность, повышать активность обучающихся на уроках. Их применение не ограничено жесткими рамками структуры урока, поэтому они успешно могут использоваться на разных этапах урока и с различными целями: в начале урока – для проверки знаний, в середине урока – для изучения нового материала, в конце урока – при закреплении, а также как домашнее задание. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память.
Мозговой штурм вопросы.docx
Вопросы по географии
для Мозгового штурма
Шиженская Н.Н. ГБОУ школа № 104 Санкт-Петербурга
1. Согласно космогоническим представлениям, у Земли есть свое имя, которое
несет закодированную информацию. Его Вы произнесете, сказав по-древнеарийски:«3-я
планета от Солнца». Попробуйте.
/Тер- (три), Ра -(бог солнца)/
2. Самая низкая температура на Земле за всю историю метеорологических
измерений составляет –82,9°С и была зарегистрирована в 1983 г. на станции «Восток» в
Антарктиде. Самая низкая температура Северного полушария, зарегистрированная в
Верхоянске, –67,8°С и Оймяконе –67,7°С (1885г. и 1933 г.). Тем не менее полюсом холода
планеты считается район Верхоянска – Оймякона. Почему?
/Антарктическая станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря.
Как известно, с увеличением высоты на 1 км, температура понижается в среднем на 6,5 °.
Таким образом, для чистоты сравнения от антарктической температуры необходимо отнять
как минимум 22,5 °/
3. Примерно на высоте 50 км над Землей молекулы свободного кислорода
встречаются с ультрафиолетовой частью солнечного излучения и распадаются на
отдельные атомы, которые, присоединяясь к вновь поступающим молекулам кислорода,
образуют молекулы озона. Этот слой и защищает все живое от космической радиации.
А что спасает Землю от космического холода?
/Да все тот же озоновый слой: подвергаясь бомбардировке космических лучей, озон
нагревается до температуры +100 °/
4. На какой географический объект можно попасть, если идти по магнитной стрелке
строго на север?
/На Северный магнитный полюс (на расстоянии 1600 км от географического)/
5. Чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?
/Одному метру (именно так и был рассчитан его эталон)/
6. В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды?
/На полюсах (в качестве правильного ответа засчитывается упоминание любого из них)/
7. Еще в XVI в. к этой идее одобрительно отнесся король Испании Филипп II, но, вняв
аргументам одного епископа, решил, что людям не стоит соединять то, что разъединил
Бог. Что же хотели соединить еще в XVI в.?
/Тихий и Атлантический океан (имеется в виду Панамский канал)/
8. Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с
вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог
бы оспаривать его возможность. Какое событие?
/Возникновение жизни на Земле/
9. Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар?
/Экватор (по-латински – «уравниватель»)/
10. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего?
/За счет космической пыли/
11. По расчетам О. Х. Муна, 5 июня 8499 г. до н. э. на Земле произошел взрыв, в 30 000
раз превосходивший по мощности взрыв в Хиросиме. В результате водяной столб высотой
10 км смыл все живое, над планетой установилась мгла на 2000 лет. В памяти
человечества это запечатлено как хаос, единство неба и земли. Именно с этой даты
начинается календарь майя. Что послужило причиной взрыва?
/Столкновение с астероидом/
12. В XVIII в. потребовались две экспедиции, в разные концы земного шара, чтобы решить
спор между сторонниками апельсина и лимона. Какой научный факт был установлен в их
результате?
/Что Земля имеет форму апельсина, т. е. сплюснута с полюсов/
13. В 1909 г. некий американец, совершив длительное путешествие, приблизился к
центру Земли на такое расстояние, как никто другой до него. Назовите его фамилию.
/Роберт Пири (он достиг Северного полюса)/
14. На сколько миль западнее вы окажетесь, если проплывете 20 миль по Панамскому
каналу из Атлантического океана в Тихий?
/Ни на сколько (окажетесь восточнее)/
15. Нелепо спрашивать что больше: метр или секунда, но, тем не менее, вопрос: «Сколько
миль в секунде?» вполне уместен. Попытайтесь дать на него обоснованный ответ.
/Географическая миля равна 1/60 градуса, что на карте равняется 7,420 км/
16. В 1912 г. ученый А. Вегенер обратил внимание, что каменный уголь залегает во всем
Северном полушарии, хотя получается из растений, растущих в тропических лесах.
Сопоставив это еще с одним наблюдением на географической карте, он пришел к
грандиозному выводу. Какому? /О движении континентов/
17. 22 июня на параллели 66° 33 ′ северной широты солнце не заходит за линию
горизонта,
а на параллели 66° 33 ′ южной широты вообще не освещает поверхность. Как называются
эти параллели?
/Северный и Южный полярные круги/
18. По какому временному поясу (Гринвич, Москва, Нью-Йорк) можно определить время на
Северном полюсе?
/По любому/ 19. В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустёршейся
надписью по латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам
измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно
выверенное место? /Это центр Европы/
20. «Южная», «Закатная», «Пенная», «Восходящая», «Противомедвежья»... Назовите
шестую.
/Америка (приведены буквальные переводы названий стран света: Австралия, Европа,
Африка, Азия и Антарктида)/
Вопросы для Мозгового штурма по географии
Вопросы для Мозгового штурма по географии
Вопросы для Мозгового штурма по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.