Я – убежденная сторонница использования на уроках географии занимательных вопросов. Они помогают развивать интерес к географии, любознательность, повышать активность обучающихся на уроках. Их применение не ограничено жесткими рамками структуры урока, поэтому они успешно могут использоваться на разных этапах урока и с различными целями: в начале урока – для проверки знаний, в середине урока – для изучения нового материала, в конце урока – при закреплении, а также как домашнее задание. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память.
Вопросы по географии
для Мозгового штурма
Шиженская Н.Н. ГБОУ школа № 104 Санкт-Петербурга
1. Согласно космогоническим представлениям, у Земли есть свое имя, которое
несет закодированную информацию. Его Вы произнесете, сказав по-древнеарийски:«3-я
планета от Солнца». Попробуйте.
/Тер- (три), Ра -(бог солнца)/
2. Самая низкая температура на Земле за всю историю метеорологических
измерений составляет –82,9°С и была зарегистрирована в 1983 г. на станции «Восток» в
Антарктиде. Самая низкая температура Северного полушария, зарегистрированная в
Верхоянске, –67,8°С и Оймяконе –67,7°С (1885г. и 1933 г.). Тем не менее полюсом холода
планеты считается район Верхоянска – Оймякона. Почему?
/Антарктическая станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря.
Как известно, с увеличением высоты на 1 км, температура понижается в среднем на 6,5 °.
Таким образом, для чистоты сравнения от антарктической температуры необходимо отнять
как минимум 22,5 °/
3. Примерно на высоте 50 км над Землей молекулы свободного кислорода
встречаются с ультрафиолетовой частью солнечного излучения и распадаются на
отдельные атомы, которые, присоединяясь к вновь поступающим молекулам кислорода,
образуют молекулы озона. Этот слой и защищает все живое от космической радиации.
А что спасает Землю от космического холода?
/Да все тот же озоновый слой: подвергаясь бомбардировке космических лучей, озон
нагревается до температуры +100 °/
4. На какой географический объект можно попасть, если идти по магнитной стрелке
строго на север?
/На Северный магнитный полюс (на расстоянии 1600 км от географического)/
5. Чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?
/Одному метру (именно так и был рассчитан его эталон)/
6. В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды?
/На полюсах (в качестве правильного ответа засчитывается упоминание любого из них)/
7. Еще в XVI в. к этой идее одобрительно отнесся король Испании Филипп II, но, вняв
аргументам одного епископа, решил, что людям не стоит соединять то, что разъединил
Бог. Что же хотели соединить еще в XVI в.?
/Тихий и Атлантический океан (имеется в виду Панамский канал)/
8. Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с
вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана,пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог
бы оспаривать его возможность. Какое событие?
/Возникновение жизни на Земле/
9. Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар?
/Экватор (по-латински – «уравниватель»)/
10. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего?
/За счет космической пыли/
11. По расчетам О. Х. Муна, 5 июня 8499 г. до н. э. на Земле произошел взрыв, в 30 000
раз превосходивший по мощности взрыв в Хиросиме. В результате водяной столб высотой
10 км смыл все живое, над планетой установилась мгла на 2000 лет. В памяти
человечества это запечатлено как хаос, единство неба и земли. Именно с этой даты
начинается календарь майя. Что послужило причиной взрыва?
/Столкновение с астероидом/
12. В XVIII в. потребовались две экспедиции, в разные концы земного шара, чтобы решить
спор между сторонниками апельсина и лимона. Какой научный факт был установлен в их
результате?
/Что Земля имеет форму апельсина, т. е. сплюснута с полюсов/
13. В 1909 г. некий американец, совершив длительное путешествие, приблизился к
центру Земли на такое расстояние, как никто другой до него. Назовите его фамилию.
/Роберт Пири (он достиг Северного полюса)/
14. На сколько миль западнее вы окажетесь, если проплывете 20 миль по Панамскому
каналу из Атлантического океана в Тихий?
/Ни на сколько (окажетесь восточнее)/
15. Нелепо спрашивать что больше: метр или секунда, но, тем не менее, вопрос: «Сколько
миль в секунде?» вполне уместен. Попытайтесь дать на него обоснованный ответ.
/Географическая миля равна 1/60 градуса, что на карте равняется 7,420 км/
16. В 1912 г. ученый А. Вегенер обратил внимание, что каменный уголь залегает во всем
Северном полушарии, хотя получается из растений, растущих в тропических лесах.
Сопоставив это еще с одним наблюдением на географической карте, он пришел к
грандиозному выводу. Какому? /О движении континентов/
17. 22 июня на параллели 66° 33 ′ северной широты солнце не заходит за линию
горизонта,
а на параллели 66° 33 ′ южной широты вообще не освещает поверхность. Как называются
эти параллели?
/Северный и Южный полярные круги/
18. По какому временному поясу (Гринвич, Москва, Нью-Йорк) можно определить время на
Северном полюсе?
/По любому/19. В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустёршейся
надписью по латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам
измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно
выверенное место? /Это центр Европы/
20. «Южная», «Закатная», «Пенная», «Восходящая», «Противомедвежья»... Назовите
шестую.
/Америка (приведены буквальные переводы названий стран света: Австралия, Европа,
Африка, Азия и Антарктида)/