Воспитание
Оценка 4.6

Воспитание

Оценка 4.6
docx
30.11.2020
Воспитание
Воспитание.docx

                                     Виды воспитания и их характеристика.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Виды воспитания подразделяются:

По содержанию воспитания

  • умственное - это совокупность качественных и количественных изменений, связанных с мыслительной деятельностью воспитуемого происходящие  с возрастом и обогащением опыта, возникающие под влиянием воспитательных воздействий;
  • трудовое – формирование положительного отношения к труду; развитие познавательного интереса к знаниям; вооружение учащихся разнообразными трудовыми, умственными навыками, формирования основ умственного и физического труда; воспитание высоко моральных качеств: трудолюбия, ответственности, предприимчивости.
  • физическое – органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Задачами физического воспитания является: охрана здоровья и содействие правильного физического развития; воспитание не только физических, но и моральных качеств; воспитание потребности в систематических занятиях. Приобретение минимума знаний в области медицины, физкультуры, гигиены, спорта.
  • нравственное – особая форма  многостороннего процесса развития человека: сознательное и систематическое становление в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
  • эстетическое – состоит в организации разнообразной эстетически – художественной деятельности, направленной на формирование у неё способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве, на выработку эстетических соображений, понятий, вкусов, убеждений, развитие творческих задатков в области искусства.
  • правовое – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания, правового мышления, умения оценивать замыслы и поступки людей с точки зрения норм и права, правовой культуры;
  • половое – система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Целью полового воспитания  является повышение у подрастающего поколения  сексологических знаний, полноценного формирования детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей семьи.
  • экономическое – целенаправленное воздействие направленное на формирование у людей знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования.
  • экологическое – сознательное отношение к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

 

По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:

  • семейное – целенаправленное воздействие членов семьи  на ребёнка. Задачей семейного воспитания является  подготовка ребёнка к жизни в обществе и становления его как личности. Усвоение им знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования в условиях семьи.
  • религиозное - стремится дать  воспитуемому духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем.
  • социальное – целенаправленное  создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как  целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений
  • коррекционное воспитание — создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.

По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:

  • авторитарное – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками.
  • свободное – концепция  в буржуазной педагогике 2-й половины 19  начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания– не  стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.
  • демократическое  – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция.

2. Воспитание в современной России, как социальная проблема.

С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, нестабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы – от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становиться социальной проблемой. в силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений. Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, существенно, различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляя счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы. Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Воспитание детей проходит не только дома, но и в детских яслях, садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими. Ясельное воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать родительской любви и ласки.

Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания, это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нет или их значительно меньше.

Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче профессионального опыта. Эта проблема, ситуация, рост автономии подрастающих поколений по отношению к старшим поколениям очень существенно обостряет воспитание как социальную проблему. Воспитание как социальная проблема – это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования.

Ориентация на оценивание воспитательных результатов по количеству мероприятий и участию в них образовательных учреждений уводит педагогов – воспитателей в организационную деятельность, а не в отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребёнка, подростка, юноши. Не можем  существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для

семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Сегодня подростки не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят. Новое поколение в ситуации стремительных преобразований не может найти правильного, адекватного решения своих проблем. Взрослые, безусловно, должны помогать молодым успевать реагировать на изменения внешнего мира. Однако проблема усугубляется тем, что взрослые сами еще не успели приспособиться ко всем новым веяниям современности.

Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.

Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, без духовности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо обозначить, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой. .Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека .Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному само проявлению в горизонте меры и нравственности.

Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека.

Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания:

создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.

 


 

Виды воспитания и их характеристика

Виды воспитания и их характеристика

Целью полового воспитания является повышение у подрастающего поколения сексологических знаний, полноценного формирования детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей семьи

Целью полового воспитания является повышение у подрастающего поколения сексологических знаний, полноценного формирования детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей семьи

Идеал сторонников свободного воспитания– не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка

Идеал сторонников свободного воспитания– не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка

Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания, это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще

Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания, это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще

Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением

Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020