Воспитание физического и духовного здоровья на уроках физкультуры и во внеурочное время в коррекционной школе для обучающихся воспитанников с умственной отсталостью (нарушенным интеллектом).
Что является главной задачей педагога дифектодога?
Уже доказано, что физическое развитие человека в значительной степени зависит от наследственности, но жизнь от ребенка требует физической двигательной подготовленности более высокой, чем та, которая сформировалась в процессе жизни до школы. Условия, в которых живет, умственно отсталый ребенок очень отличается, от того, чем он занимается в школе, с кем общается, с кого берет пример, так же крайне важны. Формировать у детей двигательные умения и навыки, воспитывать физические качества, сохранить здоровье – одно из главных задач для педагога нашей школы. Научить использовать свой двигательный опыт, для быстрого уверенного усвоения новых действий, воспитывать силу, выносливость, ловкость, быстроту – цель физического воспитания в школах.
В нынешних условиях современного общества, сложились предпосылки для ухудшения здоровья ребенка. Причиной этого является снижение ниже нормальных показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экономическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей. На ряду с этим неблагоприятная экологическая обстановка, низкий социальный уровень многих семей привели к снижению защитной функции и возможностей детского организма. Родители обеспокоены состоянием здоровья детей, отчасти связывая его не только с вышеперечисленными причинами, но и с физическим воспитанием в школе и детских садах. Неудовлетворенность состоянием физического воспитания отмечается всеми, кто включен в этот процесс или имеет к нему отношение, в том числе и сами учителя физической культуры. При диспансеризации, за частую, можно отследить такое явление: среди поступающих в школу будущих учеников, выявляется плоскостопие, а к концу 1 класса на первое место выходит нарушение осанки, отмечается рост такого серьезного заболевания, как сколиоз. Причинами этого являются: использование в школах или дома мебели не соответствующей росту ребенка, нерегулярное пересаживание учеников с одного ряда на другой в процессе учебы, спаренные уроки физкультуры, когда ребенок получает неравномерную нагрузку в течение недели и, наконец, длительное пребывание детей у телевизорах, в игротеках, за компьютером. И такое состояние детей наблюдается не только в нашем городе, но крае, области, регионе и в России в целом. Речь в основном идет про детей нормы, а как быть с детьми умственной отсталостью имеющие кучу заболеваний? Они поныне не смогут социализироваться в обществе, если мы взрослые не будем работать над основными задачами по укреплению здоровья. Таким образом, социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения. В связи с этим министерством образования РФ приняты конкретные меры:
· изучение физической культуры предоставляет обучающимися возможность освоить комплекс систематизированных знаний по истории физической культуре и спорту в нашей стране, и их роли и значений в подготовке к трудовой деятельности, организации здорового образа жизни;
· приобретение навыков самостоятельных двигательных действий и развития физических качеств.
В целях пропаганды и укрепления знаний в области физического воспитания проводятся школьные, городские, краевые и областные, республиканские олимпиады по физической культуре, которые представляют собой конкурсные испытания обучающихся, состоящих из двух заданий: практического (выполнение упражнений базовой части примерной программы по физической культуре) и теоретико-методического задания. Но как быть с обучающимися с умственной-отсталостью? Ведь для таких детей в сети интернета не проводятся олимпиады, да и конкурсы тоже очень сложно найти соответствующие по программе. Вот и приходиться учителю придумывать, организовывать между школами разнообразные мероприятия. Все очень сложно, даже очень.
И с целью формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья учащейся молодежи в России, приобщение их к физической культуре, как составному элементу общенациональной культуры проводятся в рамках Указа президента РФ за № 823 спортивно оздоровительные соревнования школьников России “ Президентские состязания”, охватывающие учащихся с 1 по 11 класс. Основными задачами проведения состязаний являются: определение и контроль, за уровнем физической подготовленности школьников, создание условий для объективной самооценки и самосовершенствованию, создание единой системы мониторинга физического развития учащихся страны. Эти нормативы дают реальную оценку физической подготовленности учащихся и стимул для совершенствования. Ведь не зря в 2002 году в учебных планах введен третий урок физической культуры. Это одно из решений данной проблемы. Создавшееся положение требует и других безотлагательных мер. Заметно активизировалась работа всех образовательных учреждений как образовательных, так и коррекционных школ по вопросам воспитания у обучающихся культуры здоровья по созданию здоровье сберегающей среды и соответствующих педагогических технологий по формированию здорового образа жизни, в том числе усиления контроля за здоровьем и физического развития школьников.
Подводя итог всего выше сказанного можно определить главную задачу: создания условий для сохранения здоровья обучающихся, и создание механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
Да к какая же должна быть школа со здоровьесберегающей средой?
Какие же факторы влияют на здоровье ученика? Проблему укрепления и сохранения здоровья детей в школьном возрасте можно решить при совместной работе медицинских работников школы, с детьми, учителями, родителями и общественностью. И одним из направлений этой работы является: санитарно - просветительская работа, двигательная активность, рациональное питание, правильный режим дня и отсутствие вредных привычек. Большая роль отводится семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ “ Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным. Таким образом, совместными усилиями педагогического коллектива родительской общественности в школе должно создаваться все для создания комфортных, адаптированных, адекватных условий для развития ребенка.
Анализ работы педагогов и семьи в нашей школе определяется по направлениям:
· оценка гигиенических требований;
· оценка качества питания;
· оценка физической активности в школе и во внеурочное время;
· оценка показателей здоровьесбережения при проведении урока;
· оценка психологического климата в школе;
· оценка экологического климата территории школы;
· оценка показателей заболеваемости школьника;
· оценка уровня грамотности по вопросам ЗОЖ;
· оценка работы педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Обучение физической культуре является важнейшей частью моей работы в плане укрепления здоровья, и поскольку здоровье понятие комплексное, необходимо переходить от физической подготовки к воспитанию привычек здорового быта средствами и методами физической культуры. По этому, перед собой одной из задач в преподавании ставлю: обеспечение и освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку, не зависимо его возраста. Приоритетным направлением работы по физическому воспитанию школьников является формирование потребностей и привычек самостоятельно, регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться ЗОЖ, которое должно подкрепляться и семейными традициями. В одной из лучших школ Японии, как девиз написано: “Оставь все и займись воспитанием” – я следую этому кредо, воспитывая и обучая будущее нашего общества формируя их физические и духовные качеств, физическую культуру, которая призвана занимать ведущее место.
К.Э. Циолковский писал: “Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за свое будущее, за господство разума и блага во вселенной…”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.