Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок
Оценка 4.7

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок

Оценка 4.7
docx
05.05.2022
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством  русских народных сказок
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством...Косачева Е.А.docx

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством

 русских народных сказок

 

Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам, и через сказку

 раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
                                         (Алексей Николаевич Толстой)

 

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

В условиях социально – реабилитационного центра «Виктория» мы работаем с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.

При знакомстве с новым воспитанником Центра очень важно соблюдать сдержанность, такт и в этом мне помогает игра – сказка. В процесс игры вовлечены не только дети, но и педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели. Все они начинают жить по законам сказочного мира, и это позволяет им лучше узнать, почувствовать друг друга. Ребенок, принимая правила игры, ощущает себя полноправным участником сказочного действа, и взрослые, выступающие в необычной для себя роли, становятся для него ближе, интереснее. Между всеми участниками игры возникают более доверительные, теплые взаимоотношения. Используя различные приемы сказкотерапии (чтение сказок, инсценирование, сочинение сказок, арттерапия, продумывание и обсуждение сказки, игры), можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие. Способы взаимодействия с миром и другими людьми, формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы по самообразованию стало - воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.

Исходя из цели, я определила задачи:

ü изучить и проанализировать научную литературу по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

ü создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

ü активное использование (чтение, рассказывание, драматизация) русских народных сказок в воспитательной и реабилитационной деятельности дошкольников.

Что же такое сказка? Сказка – один из жанров фольклора, либо литературыЭпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказочные персонажи представляют собой не что иное, как набор социальных стереотипов и ролей, контрастных на фоне друг друга и благодаря этому более понятных ребёнку (лиса хитрая, ей опасно доверять; заяц трусишка; волк – злой и т.д.).

Изучив методическую литературу, информацию на Интернет-порталах (ресурсах) по данной теме я определила методы и приёмы работы над сказкой.

Чтобы заинтересовать детей новой сказкой ставлю в книжный уголок новую книгу, размещаю на доске изображение героев сказки или иллюстрацию из сказки. Перед чтением, расспрашиваю детей об их предположениях, хвалю за наблюдательность, догадливость и называю произведение. Затем демонстрирую игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, малознакомые детям, что помогает запомнить их названия, назначение, особенности. Знакомя детей со сказкой, каждый раз напоминаю о том, что это -  народная сказка.

 Еще раз читаю или кратко пересказываю детям сказку для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения, и то, чему учит данная сказка.

В непосредственно - образовательной деятельности я также активно использую сказки и сказочных героев. В разделе познавательное развитие к детям «приходят» герои сказок, добрые и злые. Они «просят» детей помочь им в решении задачи, вопроса. И здесь герои сказок помогают детям понять, какому герою нужно помочь, а какого наказать за его проступки. В образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой я активно использую мини драматизацию, когда дети, только что, познакомившись с произведением, драматизируют его. Такая практика способствует лучшему запоминанию произведения (соответственно развивает память), помогает детям при обсуждении сказки, учит оценивать поступки героев с разных точек зрения (во время драматизации я предлагаю детям несколько раз поменяться ролями), формирует способность делать выводы, перенося их в свой личный опыт.

Очень полюбили мои воспитанники литературные «вечера», когда вместе, сидя на ковре, в уютной, почти домашней обстановке обсуждаем последние прочитанные сказки, разыгрываем отрывки по ролям. Дети делятся со мной и со своими друзьями самым сокровенным, тем, что пугает или беспокоит их. Такие «вечера» побуждают детей использовать пример положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

При работе над сказкой я активно использую театрализованную деятельность. Мною были изготовлены пальчиковые герои из сказок “Теремок” и “Репка”. После того, как я показала детям театрализацию сказки, дети стали с удовольствием использовать пальчиковые куклы в различных играх самостоятельно.

Ещё на начальном этапе своей работы, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой детской неусидчивости во время слушанья. И я нашла способ помочь своим непоседам быть более внимательными и заинтересованными. Так как основным видом деятельности детей является игра, а для интересной и увлекательной игры нужна игрушка, я решила изготовить вместе с детьми куклу – «сказкослушательницу», которую мы ласково назвали «сказочка». Когда мы изготовили куклу, я предложила детям, во время чтения сказки брать эту куклу в руки, усаживать на колени и вместе с ней внимательно слушать. Для того, чтобы не мешать кукле, нужно сидеть спокойно. Когда мы начали читать сказки с участием куклы, я заметила, что дети стали более внимательны, меньше отвлекаются, стали более усидчивыми, лучше запоминают сюжет сказки, активнее пересказывают, так как пересказ слушает не только воспитатель и другие дети, но и кукла, изготовленная своими руками.

Для подготовки выставки на тему «Моя любимая сказка» дети рисовали эпизоды из своих любимых сказок, а затем презентовали свои работы перед одногруппниками.

         

Каждый ребёнок рассказывал краткое содержание изображённой на рисунке сказки, затем все вместе мы обсуждали поступки героев и то, чему учит сказка. Каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение и объяснить, почему он думает так, а не иначе.

     

С целью закрепления знаний о русских народных сказках я также использую дидактические игры, такие как: “Назови сказку по главному герою”, “Узнай сказку по иллюстрации”, “Отгадай сказку”, “Найди пару”, “Сложи картинку”.

Доказательством эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств, считаю:

ü значительные изменения в поведении детей-стали более дружелюбны, внимательны друг к другу; научились распознавать эмоции, оценивать свои поступки и поступки своих друзей, выражая своё отношение к ним;

ü воспитанники используют примеры поведения отрицательных и положительных героев русских народных сказок, пробуют драматизировать прочитанные сказки.

В народных сказках заложен глубокий смысл, позволяющий ребенку постигать жизнь на наглядных примерах, суть, дающая возможность учиться распознавать, где добро, а где зло, какая дорога приведет к радости, а какая, к грусти.

Поэтому в дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме, прилагая все усилия для воспитания в подрастающем поколении нравственных качеств.


 

Скачано с www.znanio.ru

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок

Что же такое сказка? Сказка – один из жанров фольклора , либо литературы

Что же такое сказка? Сказка – один из жанров фольклора , либо литературы

Доказательством эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств, считаю: ü значительные изменения в поведении детей-стали более дружелюбны, внимательны друг к другу; научились распознавать…

Доказательством эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств, считаю: ü значительные изменения в поведении детей-стали более дружелюбны, внимательны друг к другу; научились распознавать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022