Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством
русских народных сказок
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей
Николаевич Толстой)
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
В условиях социально – реабилитационного центра «Виктория» мы работаем с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.
При знакомстве с новым воспитанником Центра очень важно соблюдать сдержанность, такт и в этом мне помогает игра – сказка. В процесс игры вовлечены не только дети, но и педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели. Все они начинают жить по законам сказочного мира, и это позволяет им лучше узнать, почувствовать друг друга. Ребенок, принимая правила игры, ощущает себя полноправным участником сказочного действа, и взрослые, выступающие в необычной для себя роли, становятся для него ближе, интереснее. Между всеми участниками игры возникают более доверительные, теплые взаимоотношения. Используя различные приемы сказкотерапии (чтение сказок, инсценирование, сочинение сказок, арттерапия, продумывание и обсуждение сказки, игры), можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие. Способы взаимодействия с миром и другими людьми, формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы по самообразованию стало - воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.
Исходя из цели, я определила задачи:
ü изучить и проанализировать научную литературу по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
ü создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
ü активное использование (чтение, рассказывание, драматизация) русских народных сказок в воспитательной и реабилитационной деятельности дошкольников.
Что же такое сказка? Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказочные персонажи представляют собой не что иное, как набор социальных стереотипов и ролей, контрастных на фоне друг друга и благодаря этому более понятных ребёнку (лиса хитрая, ей опасно доверять; заяц трусишка; волк – злой и т.д.).
Изучив методическую литературу, информацию на Интернет-порталах (ресурсах) по данной теме я определила методы и приёмы работы над сказкой.
Чтобы заинтересовать детей новой сказкой ставлю в книжный уголок новую книгу, размещаю на доске изображение героев сказки или иллюстрацию из сказки. Перед чтением, расспрашиваю детей об их предположениях, хвалю за наблюдательность, догадливость и называю произведение. Затем демонстрирую игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, малознакомые детям, что помогает запомнить их названия, назначение, особенности. Знакомя детей со сказкой, каждый раз напоминаю о том, что это - народная сказка.
Еще раз читаю или кратко пересказываю детям сказку для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения, и то, чему учит данная сказка.
В непосредственно - образовательной деятельности я также активно использую сказки и сказочных героев. В разделе познавательное развитие к детям «приходят» герои сказок, добрые и злые. Они «просят» детей помочь им в решении задачи, вопроса. И здесь герои сказок помогают детям понять, какому герою нужно помочь, а какого наказать за его проступки. В образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой я активно использую мини драматизацию, когда дети, только что, познакомившись с произведением, драматизируют его. Такая практика способствует лучшему запоминанию произведения (соответственно развивает память), помогает детям при обсуждении сказки, учит оценивать поступки героев с разных точек зрения (во время драматизации я предлагаю детям несколько раз поменяться ролями), формирует способность делать выводы, перенося их в свой личный опыт.
Очень полюбили мои воспитанники литературные «вечера», когда вместе, сидя на ковре, в уютной, почти домашней обстановке обсуждаем последние прочитанные сказки, разыгрываем отрывки по ролям. Дети делятся со мной и со своими друзьями самым сокровенным, тем, что пугает или беспокоит их. Такие «вечера» побуждают детей использовать пример положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
При работе над сказкой я активно использую театрализованную деятельность. Мною были изготовлены пальчиковые герои из сказок “Теремок” и “Репка”. После того, как я показала детям театрализацию сказки, дети стали с удовольствием использовать пальчиковые куклы в различных играх самостоятельно.
Ещё на начальном этапе своей работы, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой детской неусидчивости во время слушанья. И я нашла способ помочь своим непоседам быть более внимательными и заинтересованными. Так как основным видом деятельности детей является игра, а для интересной и увлекательной игры нужна игрушка, я решила изготовить вместе с детьми куклу – «сказкослушательницу», которую мы ласково назвали «сказочка». Когда мы изготовили куклу, я предложила детям, во время чтения сказки брать эту куклу в руки, усаживать на колени и вместе с ней внимательно слушать. Для того, чтобы не мешать кукле, нужно сидеть спокойно. Когда мы начали читать сказки с участием куклы, я заметила, что дети стали более внимательны, меньше отвлекаются, стали более усидчивыми, лучше запоминают сюжет сказки, активнее пересказывают, так как пересказ слушает не только воспитатель и другие дети, но и кукла, изготовленная своими руками.
Для подготовки выставки на тему «Моя любимая сказка» дети рисовали эпизоды из своих любимых сказок, а затем презентовали свои работы перед одногруппниками.
Каждый ребёнок рассказывал краткое содержание изображённой на рисунке сказки, затем все вместе мы обсуждали поступки героев и то, чему учит сказка. Каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение и объяснить, почему он думает так, а не иначе.
С целью закрепления знаний о русских народных сказках я также использую дидактические игры, такие как: “Назови сказку по главному герою”, “Узнай сказку по иллюстрации”, “Отгадай сказку”, “Найди пару”, “Сложи картинку”.
Доказательством эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств, считаю:
ü значительные изменения в поведении детей-стали более дружелюбны, внимательны друг к другу; научились распознавать эмоции, оценивать свои поступки и поступки своих друзей, выражая своё отношение к ним;
ü воспитанники используют примеры поведения отрицательных и положительных героев русских народных сказок, пробуют драматизировать прочитанные сказки.
В народных сказках заложен глубокий смысл, позволяющий ребенку постигать жизнь на наглядных примерах, суть, дающая возможность учиться распознавать, где добро, а где зло, какая дорога приведет к радости, а какая, к грусти.
Поэтому в дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме, прилагая все усилия для воспитания в подрастающем поколении нравственных качеств.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.