Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры
Оценка 4.8

Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры

Оценка 4.8
doc
21.02.2022
Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры
Абдулова И.С._статья.doc

Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры

 

 

Абдулова И.С.

преподаватель ГБПОУ СК СК СКМК им. Сафонова

В связи с введением с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3 поколения в настоящее время достаточно остро стоит проблема преподавания дисциплин федерального компонента в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства. Большая её часть состоит в отказе современных студентов воспринимать обшеобразовательные дисциплины, как необходимые для будущей профессиональной деятельности. Основной целью преподавателя обшеобразовательных дисциплин (в том числе математики) является то, как объяснить обучающимся, что для нормального существования в окружающем мире,  помимо получения специальных знаний, им необходимо иметь прочные знания и общих предметов. При этом важнейшими задачами профессионального воспитания специалистов является формирование  у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Необходимо заинтересовать студентов изучать все предлагаемые предметы. Наибольших результатов возможно добиться только в том случае, если у самих обучающихся возникнет общая и личностная мотивация.

         Теперь попробуем проанализировать, что же мы стремимся предоставить обучающимся при изучении математики и предметов с ней связанных.

         Цель обучения математике можно конкретизировать в четыре группы компетентностей. Математическая (прагматическая) компетентность выпускника предполагает, что он умеет:

– использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни;

–  грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке;

– пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.

Социально - личностная компетентность предполагает:

–   владение стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, строгостью;

– умение проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, аргументировать суждения;

– способность проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

Общекультурная компетентность включает:

– понятие и умение аргументировано объяснять значимость математики как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, воздействовать на иные области культуры, на совершенствование человека;
         – представление о различии требований, предъявляемым к доказательствам в различных областях науки и на практике, в математике, естественных и гуманитарных науках.

Предметно - мировоззренческая компетентность обязывает:

– иметь представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знаний и практики;

– владеть приемами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач и задач из смежных областей

Математика – дисциплина, которая позволяет обучаемому правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Реальные процессы математика описывает на особом математическом языке в виде математических моделей. Поэтому математический язык и математическая модель – ключевые слова в постепенном развертывании курса и его идейный стержень. При наличии идейного стержня математика представляется перед студентами не как набор разрозненных фактов, который преподаватель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная, развивающаяся и, в то же время, развивающая дисциплина общекультурного характера.

Современная концепция модернизации профессионального образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. В контексте образования с помощью математики образовательная область математики выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является развитие мышления будущего специалиста среднего профессионального образования, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Личностно ориентированное образование – это не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Цель его – заложить в обучающихся механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой и цивилизацией.

Математика – это еще и источник образов. «Образность» мышления очень важна для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная ее свойства, – все это способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, эстетического чувства, ассоциативного мышления, помогает почувствовать целостность изучаемых объектов и понимать простые геометрические факты и ситуации. Каждый культурный человек в наше время должен иметь представление об основных математических понятиях, таких, как число, функция, математическая модель, алгоритм, вероятность, оптимизация и др.  

Гуманитарный стиль преподавания математики должен найти отражение в постоянном подчеркивании ее связей с литературным языком.    Нужно добиться, чтобы обучающиеся осознали, что для успешного изучения математики совершенно необходимо свободно владеть родным языком: уметь четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, передавать одну и ту же мысль разными способами. Очень важно научиться правильно употреблять математические термины и отличать их от близких по значению слов русского языка. Гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. Это не только краткие биографические сведения о выдающихся математиках, но и история возникновения и развития математических идей. Уместно вспомнить о замечательных гуманитариях, которые любили математику и хорошо её знали, о математиках, внесших вклад в развитие гуманитарных наук. Таким образом, элементы истории должны органично входить в курс математики и математических дисциплин в гуманитарной школе. Но в свою очередь плодотворное изучение предмета не возможно без применения передовых технологий и методик.

Современная молодёжь ориентированна на использование микропроцессорных средств, в связи с чем преподавателям математики необходимо уделять особое внимание внедрению в учебный процесс новейших разработок. Студентам, обучающимся в сфере культуры и искусства, будет интересно узнать о зарождении музыки и музыкальной системы, основа которой была положена двумя великими учеными – Пифагором и Архитом, которым удалось при помощи математики описать и выявить наиболее «удачные» и приятные для слуха звучание струн и их композиций. А ещё более обучающихся привлечет возможность самим попробовать создать музыкальные отрывки опираясь на математику, используя компьютерные технологии (одну из наиболее известных подобных программ – MusiNum – разработал Л. Киндерманн) узнать о цифровой записи и обработке звука с использованием математических алгоритмов для синтеза звучания музыкальных инструментов и аранжировки.

Обучающимся необходимо предлагать для решения различные примеры и задачи. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Обдумывание задачи и попытка рассуждать, конструировать логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей студентов.


Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры

Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры

Теперь попробуем проанализировать, что же мы стремимся предоставить обучающимся при изучении математики и предметов с ней связанных

Теперь попробуем проанализировать, что же мы стремимся предоставить обучающимся при изучении математики и предметов с ней связанных

Предметно - мировоззренческая компетентность обязывает: – иметь представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о…

Предметно - мировоззренческая компетентность обязывает: – иметь представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о…

В контексте образования с помощью математики образовательная область математики выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является развитие мышления будущего специалиста среднего профессионального…

В контексте образования с помощью математики образовательная область математики выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является развитие мышления будущего специалиста среднего профессионального…

Нужно добиться, чтобы обучающиеся осознали, что для успешного изучения математики совершенно необходимо свободно владеть родным языком: уметь четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать…

Нужно добиться, чтобы обучающиеся осознали, что для успешного изучения математики совершенно необходимо свободно владеть родным языком: уметь четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать…

Обучающимся необходимо предлагать для решения различные примеры и задачи

Обучающимся необходимо предлагать для решения различные примеры и задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022