Воспитание основ математического мышления в системе обучения специалистов среднего профессионального образования сферы культуры
Абдулова И.С.
преподаватель ГБПОУ СК СК СКМК им. Сафонова
В связи с введением с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3 поколения в настоящее время достаточно остро стоит проблема преподавания дисциплин федерального компонента в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства. Большая её часть состоит в отказе современных студентов воспринимать обшеобразовательные дисциплины, как необходимые для будущей профессиональной деятельности. Основной целью преподавателя обшеобразовательных дисциплин (в том числе математики) является то, как объяснить обучающимся, что для нормального существования в окружающем мире, помимо получения специальных знаний, им необходимо иметь прочные знания и общих предметов. При этом важнейшими задачами профессионального воспитания специалистов является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Необходимо заинтересовать студентов изучать все предлагаемые предметы. Наибольших результатов возможно добиться только в том случае, если у самих обучающихся возникнет общая и личностная мотивация.
Теперь попробуем проанализировать, что же мы стремимся предоставить обучающимся при изучении математики и предметов с ней связанных.
Цель обучения математике можно конкретизировать в четыре группы компетентностей. Математическая (прагматическая) компетентность выпускника предполагает, что он умеет:
– использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни;
– грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке;
– пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
Социально - личностная компетентность предполагает:
– владение стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, строгостью;
– умение проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, аргументировать суждения;
– способность проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Общекультурная компетентность включает:
– понятие и умение
аргументировано объяснять значимость математики как неотъемлемой части
общечеловеческой культуры, воздействовать на иные области культуры, на
совершенствование человека;
– представление о различии требований, предъявляемым к доказательствам
в различных областях науки и на практике, в математике, естественных и
гуманитарных науках.
Предметно - мировоззренческая компетентность обязывает:
– иметь представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знаний и практики;
– владеть приемами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач и задач из смежных областей
Математика – дисциплина, которая позволяет обучаемому правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Реальные процессы математика описывает на особом математическом языке в виде математических моделей. Поэтому математический язык и математическая модель – ключевые слова в постепенном развертывании курса и его идейный стержень. При наличии идейного стержня математика представляется перед студентами не как набор разрозненных фактов, который преподаватель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная, развивающаяся и, в то же время, развивающая дисциплина общекультурного характера.
Современная концепция модернизации профессионального образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. В контексте образования с помощью математики образовательная область математики выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является развитие мышления будущего специалиста среднего профессионального образования, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Личностно ориентированное образование – это не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Цель его – заложить в обучающихся механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой и цивилизацией.
Математика – это еще и источник образов. «Образность» мышления очень важна для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная ее свойства, – все это способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, эстетического чувства, ассоциативного мышления, помогает почувствовать целостность изучаемых объектов и понимать простые геометрические факты и ситуации. Каждый культурный человек в наше время должен иметь представление об основных математических понятиях, таких, как число, функция, математическая модель, алгоритм, вероятность, оптимизация и др.
Гуманитарный стиль преподавания математики должен найти отражение в постоянном подчеркивании ее связей с литературным языком. Нужно добиться, чтобы обучающиеся осознали, что для успешного изучения математики совершенно необходимо свободно владеть родным языком: уметь четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, передавать одну и ту же мысль разными способами. Очень важно научиться правильно употреблять математические термины и отличать их от близких по значению слов русского языка. Гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. Это не только краткие биографические сведения о выдающихся математиках, но и история возникновения и развития математических идей. Уместно вспомнить о замечательных гуманитариях, которые любили математику и хорошо её знали, о математиках, внесших вклад в развитие гуманитарных наук. Таким образом, элементы истории должны органично входить в курс математики и математических дисциплин в гуманитарной школе. Но в свою очередь плодотворное изучение предмета не возможно без применения передовых технологий и методик.
Современная молодёжь ориентированна на использование микропроцессорных средств, в связи с чем преподавателям математики необходимо уделять особое внимание внедрению в учебный процесс новейших разработок. Студентам, обучающимся в сфере культуры и искусства, будет интересно узнать о зарождении музыки и музыкальной системы, основа которой была положена двумя великими учеными – Пифагором и Архитом, которым удалось при помощи математики описать и выявить наиболее «удачные» и приятные для слуха звучание струн и их композиций. А ещё более обучающихся привлечет возможность самим попробовать создать музыкальные отрывки опираясь на математику, используя компьютерные технологии (одну из наиболее известных подобных программ – MusiNum – разработал Л. Киндерманн) узнать о цифровой записи и обработке звука с использованием математических алгоритмов для синтеза звучания музыкальных инструментов и аранжировки.
Обучающимся необходимо предлагать для решения различные примеры и задачи. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Обдумывание задачи и попытка рассуждать, конструировать логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей студентов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.