Особая трудность воспитания в том,
что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу.
Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями.
Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычка —
потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять
дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое
другое).
Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение: ребенок,
научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает
привычку быть аккуратным; научившись готовить — привычку обеспечивать себя
завтраком, ужином.
Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно
закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно
держать карандаш, неправильно говорить).
Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Помните,
что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 3-4
годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек,
влияющих иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя
голоден, так как привык к определенному вкусу пищи,
не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания,
др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент
будущей личности ребенка.
Ребенок 3-4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку
аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7- 9 годам
убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10-13 годам
овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание)
и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно,
без напоминания.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый
вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи,
новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относиться
ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают
в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить
хорошую привычку — и вместо нее может стихийно возникнуть
другая, часто вредная привычка.
Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку,
если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале,
помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки.
Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье
за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение,
и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро
становятся привычными.
Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат
был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны
первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением
действия.
Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести
к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания
от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки
своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь
это так вредно! Почему она ни к чему
не стремится? А потому что детство — время бессознательных
обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит
в негативное отношение ко всему и всем.
Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «видики»,
а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться
вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку
и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом.
Игра — это единственный способ для ребенка стать взрослым,
оставаясь ребенком. Для взрослых — это единственный способ снова
стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» —
не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки
и упорно ее устранять; во-вторых, дело. часто
не в безволии, а в неумении найти средство противодействия
дурной привычке.
Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая
привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются
потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки
с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает
потребность, лежащая в основе
привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть
актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит
к исчезновению привычки.
Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания
нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного
характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными
убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать
как средство достижения какой-либо цели воспитания,
но не как самоцель (например, воспитание вежливости
не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление»,
а потому что это делает совместную жизнь комфортной
и приятной).
Подготовила: Шумкина С.П.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.