Воспитание у детей экологической культуры
Оценка 4.7

Воспитание у детей экологической культуры

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
естествознание
5 кл—6 кл
08.05.2021
Воспитание у детей экологической культуры
Приоритетной задачей предметов естественнонаучного цикла является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению. Этой цели могут служить сказки, которые в образной и доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают детям осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения в нем. Они нацелены на формирование у учащихся бережного отношения к природе, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
Воспитание у детей экологической культуры.docx

Султангулова Л.П.,

учитель химии МАОУ-СОШ № 93, ВКК

Екатеринбург

 

Воспитание у детей экологической культуры

     Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

     Приоритетной задачей предметов естественнонаучного цикла является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению. Этой цели могут служить сказки, которые в образной и доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают детям осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения в нем. Они нацелены на формирование у учащихся бережного отношения к природе, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде. К тому же сказки позволяют сделать уроки более интересными.

     В настоящее время существует немало литературы для познания зкологии. Сюда можно отнести любую книгу, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка.

     Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. Поэтому в сказках детям даются представления о закономерностях в природе, о том, что нарушения закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования.

     Среди многочисленных сказок для детей существуют удовлетворяющие требованиям экологической литературы. Это многие сказки Б. Заходера, рассказы В. Бианки, Л. Толстого, Г. Пришвина.

     На экскурсиях, на природе с родителями, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологические сказки.

     Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить.

     Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создаёт и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за неё. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей. И ещё, главное в любой сказке – это мораль, она должна учить нравственности, доброте.

     Чтение любой сказки сопровождается ее обсуждением.

     Вот некоторые из сказок, которые можно использовать на уроках биологии в 5-6 классах с целью формирования у детей экологической культуры.

Подснежники

     На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

     Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту вместе с собой. Он набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прелестные цветы. Вова был «добрым мальчиком», он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

     В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…

Обсуждение сказки:

1. Можно ли Вову назвать «добрым мальчиком»?

2. Почему лось заплакал?

3. Какие ранние весенние растения своей местности вы можете назвать?

Сказка о листьях-крылатках

     Крылатки – семена-детки клена. Всё лето мама-клен бережно растила своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от дождя. К концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крыло. Крылатки висели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее. «Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни одного дерева, там я буду жить , расти и всем радость нести».

     «А я, -  мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Вырасту большим кленом. Люди будут сидеть на скамейке и любоваться мною. А в жару я их от солнца укрою своей пышной листвою…».

     Наступила осень. Мама-клен говорит: «Детки мои милые. Скоро настанут для нас тяжелые холодные дни. Летите вы скорее на землю со своими братьями-листьями. Лягте на землю плотнее, прикройтесь опавшей листвой. А придет зима, накроет вас пушистым снегом, будет ещё теплее. Так вы зиму перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает, вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте, и вырастут из вас новые клёны.»

     Послушные у мамы-клена детки-крылатки. Дунул ветер, и полетели они в разные стороны…замахали на прощанье маме-клену своими крылышками.

Обсуждение сказки:

1. Какую роль играет ветер в жизни растений?

2. Какие ещё летающие семена вы знаете?

 

Литература

1. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. – Волгоград, Учитель, 2004. – 57 с.

 


 

Султангулова Л.П., учитель химии

Султангулова Л.П., учитель химии

На экскурсиях, на природе с родителями, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы

На экскурсиях, на природе с родителями, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы

Сказка о листьях-крылатках

Сказка о листьях-крылатках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021