ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К РОДИНЕ

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Воспитание чувства любви и уважения к Родине.docx
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К РОДИНЕ Основные   раскрываемые   понятия:  Родина,   Отечество,   малая   родина, патриотизм, патриот, чувство Родины. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Для   славянского   мира   основой   духовного   воспитания   нации   является Отечество   и   служение   ему.   Именно   посредством   высокого,   одухотворенного понимания Отечества человек определяет рамки своего нравственного облика. Главенствующее гражданское чувство – это чувство Отечества, чувство Родины, принадлежности родной земле, родному государству. У многих юных россиян нет осознанного чувства Родины, нет интереса к ее истории, культуре, традициям своего народа. Нет гордости за принадлежность к великой стране и великому народу. По сути, многих из нас (мы имеем в виду не только   детей,   но   взрослых)   можно   назвать   Иванами,   не   помнящими   своего родства, маргиналами, то есть людьми, способными воспринимать лишь самые низкопробные образцы культуры. Так рождается бездуховность нации, комплекс национальной неполноценности у многих ее представителей. И мы не можем не понимать, что возродить Россию, помочь ей снова стать великой, уважаемой в мире   державой   может   только   духовно   богатое,   здоровое   нравственно   и физически,  образованное,  способное   взять   на   себя   ответственность   за   судьбу своего многострадального Отечества поколение. Воспитать такое поколение – главная задача педагогов и родителей. Воспитательная   цель:  формирование   у   воспитанников   чувства принадлежности к Отечеству, любви к Родине и преданности своему народу, личной ответственности перед страной и за нее. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели: 1. Создать необходимые условия для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина. 2. Воспитать  чувство  любви  к  малой  родине,  родному  краю,  Отечеству.  3. Привить уважение к историческому прошлому своей страны, к родному языку,   к   национальным   традициям   и   обычаям;   поднять   уровень   знаний современных школьников, учащейся молодежи об истории и культуре России до высокого.4.   Развить   у   воспитанников   чувство   уважения   к   символам   и   законам государства; сформировать готовность выполнять законы, а при необходимости участвовать в их разработке, обсуждении, принятии и реализации. 5. Сформировать у воспитанников потребность участвовать в общественно значимой деятельности на благо своему селу, поселку, городу, родному краю. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ О б щ е н и е   (просвещение) Возможные формы и темы для общения: – вечера­портреты: «Родина твоя по имени Россия»; «О Россия, с нелегкой судьбою страна!»;  «Милая, светлая малая родина»; –  конференции:  «Мы прошли столетия с Россией»;   «Духовные ценности и идеи многонационального народа России»; – разговор по душам: «О Родине и о тебе»; «Когда я думаю о Родине…»; «С чего начинается Родина?»; – сочинение­размышление с последующим разговором: «Люблю Отчизну я (!) (?) (…)»; «Что мы знаем и не знаем о России?»; «Родина – это…»; «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»; –  серия бесед о символах   России:  герб, флаг, гимн (история, значение, отношение); – «Перекресток мнений».   Темы:  «Какой  человек  нужен  России в XXI веке?»;   «Величие   России   зависит   и   от   нас»;   «Что   значит   быть   патриотом, гражданином Отечества?»; «Какой мы хотим видеть нашу Родину?»; –  вечера общения юных со старшим поколением соотечественников: «Мы граждане твои, Россия»; «Будь с Отечеством своим и в радости и в горе»; «Судьба и Родина едины»; – вечера актуальных проблем: «Различные концепции толкования истории России»;   «Россия   в   зеркале   мнений   старшего   и   юного   поколений   россиян», «Россия в новом веке: путь надежды или путь в никуда?» и др. Д е я т е л ь н о с т ь 1. Сохранение исторической памяти поколений россиян. Великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».  Не уподобимся же дикарям!Поднимем   уровень   знаний   современных   школьников,   учащейся   молодежи   об истории России до высокого! Это главная наша задача. Будем   помнить:  «История   –   не   политика,   опрокинутая   в   прошлое;   а прошлое,   погруженное   в   контекст   современности.   Родная   старина. Современникам   никак   не   помешает   знать,   сколько   было   смут,   реформ   и контрреформ   в   истории   страны,   как   и   в   результате   каких     усилий,   она выбиралась   из   кризисов,   чтобы   свободно   вздохнуть   и   продолжить   свой многовековой путь» (Е. А. Князев). При   этом   будем   объективны   и   правдивы   по   отношению   к   историческому прошлому   своей   страны.   Посмотрим   на   это   прошлое   с   помощью   разных концепций   его   толкования.   Посмотрим   с   уважением.   Посмотрим     для   того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Реализация: – пополнение музейных архивов и экспозиций; –   открытие   музеев:   «Родная   старина»,   «Веков   связующая   нить»   (истории семей педагогов школы и воспитанников, истории малой родины, родного края); – оформление уголков «Символы нашей Родины»; – разработка системы уроков, воспитательных мероприятий, использующих материалы музеев; – открытие исторических и военно­исторических клубов; –   проведение   смотров­конкурсов,   фестивалей,   праздников   исторических   и военно­исторических клубов;  – проведение исторических праздников и ассамблей; – разработка и реализация проектов «Путешествие к историческим истокам нашего Отечества» или «От Руси до России»; «К истокам нашей цивилизации»; –   разработка   и   проведение   исторических   игр,   где   особое   место   займут познавательные и интеллектуальные игры («В зеркале истории России»,  «Была война народная, священная война»; «История малой родины», «История родного края»   и   др.);   игры   на   местности   (реконструкция   событий,   сражений, олицетворяющих героизм и мужество соотечественников); – проведение исследований: «Как жили люди на Руси, о том историю спроси». 2.   Приобщение   воспитанников   к   отечественной   культуре,   освоение, присвоение ее лучших образцов, участие в возрождении. Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперьмногие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме;   как   правильно   назвать   ребенка,   как   согласно   народной   традиции правильно   его   воспитывать;   как   отметить   именины;   как   правильно   (согласно традиции) отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т. д. Вот почему в ряду приоритетных задач нашего общества стоит задача приобщения юного   поколения   россиян   к   высочайшим   идеалам   отечественной   культуры. Именно   отечественная     культура     поможет     привить     молодому     поколению нравственный   иммунитет   против   культуры   низкопробной,   как   правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры,   никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если   мы не поможем нашим   детям   войти   в   мир   прошлой   (традиционной)   культуры.   Этот   мир настолько   широк,   настолько   богат,   настолько   духовно   наполнен,   что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Реализация: – разработка и реализация проектов: «К истокам старины глубокой»; «Родная старина»;   «К   истокам   народной   культуры»,   «Открываем   кладовые   народной мудрости»,   «В   стране   забытых   игр,   игрушек,   забав   и   развлечений»,   «В тридесятом царстве, сказочном государстве»; – проведение уроков: «Возвращение к истокам», «Народоведение», уроков народной мудрости; – организация работы экспедиционных отрядов; –   встречи   и   налаживание   творческих   связей   с   носителями   традиционной культуры: открытие школ ремесел, организация работы фольклорных театров, ансамблей, оркестров народных инструментов; – организация и проведение очно­заочных  путешествий по очагам культуры народа;  – организация экскурсионных поездок; – участие в охране и возрождении памятников культуры; – проведение фольклорных фестивалей, декад народной культуры; – возрождение  прогрессивных  народных  традиций,  обычаев,  праздников. 3.   Осмысление   возможных   путей   развития   России   –   «Россия   в   новом веке». Сегодняшний кризис (как мира, так и нашей страны) преходящ. Но выбраться из него невозможно без четкого понимания всеми и вся ориентиров хотя быближайшего   будущего.   Поэтому   надо   энергично   выходить   из   ситуации безосновности и смятения умов. Иначе нам предстоит столкнуться с опасностью выпадения из числа цивилизованных стран. В наших силах избежать этого. И в огромном   деянии,   которое   предстоит   осуществить   россиянам   в   интересах нашего   Отечества,   должна   быть   частичка   души,   ума   и   деятельности   юных. Формы участия воспитанников ОУ в данном деянии могут быть разными: а) «Перекресток мнений»:  «Россия в зеркале мнений старшего и   юного поколений»; «Величие  России зависит и от нас»; б) Круглый стол. Тема: «Россия в поисках пути» (совместно с философами, политологами, идеологами, теоретиками и т. д.); в) конкурс проектов «Как обустроить Родину свою по имени Россия?»; г) конкурс и защита творческих проектов  «Россия: путь возрождения и развития»: – государственная цель России; – общенациональная идея; –   государственная   идеология   в   системе   духовного   наследия     страны, общезначимого идеала, глубинного ориентира, общечеловеческих ценностей; – принципиальные вопросы бытия граждан России; –   модель     развития     России     и сельскохозяйственный  комплексы,  культура,  образование,  здравоохранение  и т. д.);   промышленный     (экономика,   д) форум юных патриотов России  «Мой друг, отчизне посвятим   души прекрасные порывы!». 4. Участие в социально значимой деятельности на благо малой родины как части Отечества: а) Разработка и реализация социально значимых системных проектов «Юное поколение – Родине своей по имени Россия»: – проекты экологические, природоохранительные;  – проекты миротворческие; – движение «Милосердие»; –   движение   «За   возрождение   исторических   памятников   и   памятников культуры малой родины». б) Работа объединений взрослых, детей, подростков, молодых людей: – «Наследники»;– «Возрождение»; – «Русская здрава» и т. п. Ключевое дело:  Гражданский форум «Будущее России – в наших руках». З а д а н и я : 1. Проведите большой разговор «О нашей Родине, о нас». Писатель К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без Родины, как человеку нельзя жить без сердца». – Согласны ли вы с утверждением писателя? Как вы его понимаете? –   Представьте,   что   к   вам   приехал   зарубежный   гость   и   ему   нужно рассказать   о   нашей   стране,   объяснить,   какая   она,   наша   страна,   нужно достойно представить свою Родину по имени Россия. Попробуйте сделать это. Ваш вывод: смогли бы вы достойно представить свою Родину? Много ли вы смогли сказать о ней? 2.   Совершите   своеобразное   путешествие   к   национальным   истокам духовного становления человека.  Что это за истоки? – Истоки исторические (история рода, история малой и большой родины); – Истоки самосознания («Мы не лучше и не хуже других. Мы – иные»); – Истоки культуры твоего народа. Главные идеи путешествия: – обратиться к различным концепциям толкования истории России; – понять, как рождалась наша цивилизация, чем ее рождение отличается от рождения западной цивилизации; –   пройти   путь   к   национальным   духовным   началам   россиян,   их   вечным   и нетленным идеалам и ценностям, острее пережить привлекательность природы каждого коренного народа, живущего в России; –  помочь   самим   себе  избавиться   от   комплекса   неполноценности,  которым прежде никогда не страдали россияне, то есть стать истинными россиянами, не оторванными от своих корней, деятельными гражданами своего Отечества. Путешествие к историческим истокам У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.И, не найдя ответов на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою кровную связь с родной землей, родной стариной, настоящим и будущим своего Отечества, а значит, и с ним самим? Возможно ли обрести себя и смысл своей жизни на родной земле? Вопросы, вопросы, вопросы… – Откуда есть пошла Родина наша? – Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке? Попробуйте поискать ответы на эти и другие вопросы, которые непременно встанут перед вами на пути к познанию истории своей Родины. Путешествие к истокам самосознания Нам   никогда   не   удастся   возродить   Россию   без   чувства   национального достоинства, без веры в благие, здоровые силы народа. А для этого необходимо очень хорошо знать себя. История как раз и дает нам возможность познать самих себя. Ведь и она сама –   это не просто справочник или сборник, в котором описаны   те   или   иные   исторические   события,   но   и   интереснейший   процесс познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и ценностей.   Познавая   жизнь   и   деяния   предков,   мы   познаем   себя,   начинаем понимать, почему мы именно такие, а не иные. Осмыслить поднятую проблему поможет  путешествие к истокам нашего самосознания. Совершите такое путешествие и вы.  1. Прежде всего, попытайтесь ответить на вопросы: – Кто мы такие? Где наши корни? –  Чем   мы   отличаемся   от   других   народов?   В   чем   состоит   духовное своеобразие нашего народа? – Каков склад нашей души, каков наш национальный характер? – Что  такое хорошо, а что  такое плохо в представлении нашего народа? 2. Ответив на эти вопросы, постарайтесь понять слова поэта о том, что «...мы не лучше и не хуже других, мы – иные». У нас своя система вечных и нетленных идеалов и ценностей, которые нисколько не расходятся с общечеловеческими идеалами и ценностями.  Узнайте, что это за идеалы и ценности, побывав у  «Чистого источника духовных начал народов России». Ведь именно эти начала, эти идеалы, эти ценности   помогут   нам   обрести   свое   лицо,   до   конца   осознать   свою принадлежность   к   своему   народу,   избавиться   от   комплекса   национальной неполноценности.3. Разработайте на основе идеалов и ценностей россиян свои законы и правила жизни в своем коллективе, в своей семье, возьмите их за основу личной жизни. 3. Проведите в своем классе, школе: – конкурс экскурсоводов «О малой родине рассказ»; – конкурс на лучшее представление зарубежным гостям нашей Родины «Я о России говорю»; –   конкурс   рисунков:   «Милый   сердцу   уголок»;   «Милая,   светлая   малая родина», «Рисую Родину по имени Россия» и др. 4. Проверьте себя. З а д а н и е   1.  Попробуйте заполнить «Толковый словарик юного патриота России». Генеалогия (греч. «родословная») –  Род –  Родител/и – Родн/ой, ­ая, ­ое, ­ые – Родовое чувство –  Семья –  Семьянин –  Чувство родства –  Фамилия –  Ценности семейные – Государственные ценности – Малая родина –  Национальные ценности – Отечество – Патриотизм (греч. patris – родина) –  Патриот – Родина –  Чувство Родины – Дружба –  Интернационализм –  Менталитет – Народ –  Народность –  Национальная идея –Национальность –  Национальное самосознание – Национальные черты характера россиян – Героические традиции народа – Благотворительность – Ветеран, ­а, м. – Геро/й, ­я, м. – Город­герой – Милосердие –  Миролюбие – З а д а н и е   2.  Вставьте в данный ниже текст пропущенные слова – вы не только проверите свои знания о России, но и получите возможность приобрести эти знания для того, чтобы уметь рассказать о своей Родине малышам, своим друзьям, иностранцам. МОЯ СТРАНА ПО ИМЕНИ РОССИЯ Современная Россия простирается от берегов _____________________ моря на   западе   до   ______________________   океана   на   востоке,   от ________________________ океана на севере, до _________________________ и ___________________________________________ морей на юге. Ее площадь – более _____ млн. кв. км, она охватывает ____ часовых поясов, поэтому, когда в Москве еще день, жители Дальнего Востока уже встречают Новый год. Россия – это смешанные ___________, пологие ________________, спокойные реки,   ____________________________________________________   равнины   и разрушенные веками _________________________________ горы, непроходимые болота и таежные дебри Западной _________________ и плоскогорья Восточной ____________________,   рассеченные   могучими   реками   и   поросшие   густыми таежными   лесами.   На   севере,   вдоль   ____________________________   океана, тянется   тундра,   а   на   юге   –   черноземные   степи   ___________________   и ______________,   полупустыни   ____________________   моря   и   хребты _________________________________ гор. Россия   –   страна   обширных   равнин.   Европейская   часть   ее   расположена   на   __________________________ _______________________________, равнине,   с   небольшими   возвышенностями:   _________________________, _________________________________________________,   илиНевысоко совершенно   кряжем,   начинается   за а ______________________________________________, плоская   ______________ равнина. и _____________________________   расположенное   между   реками ______________________   плоскогорье, ________________________________________________________ и ___________________________.   Его   средняя   высота   –   всего   ________   м   над уровнем   моря.   И   только   на   юге   и   северо­востоке   ____________________   на   юге   –   хребты   _______________________, поднимаются   горы: __________________________, и _______________________________   нагорье;   на   востоке   –   хребты __________________________ и _____________________, а на Дальнем Востоке, вдоль   берегов   ___________________________   моря,   тянутся   горы _______________________.  На  полуострове  _________________________ и  на ____________________________ островах есть действующие вулканы, там часто бывают землетрясения. ___________________________         самые   многоводные   из   ___________________,   которых   _____________, Крупнейшие   реки   России,   _________, __________________, ________________, протекают по равнинам.   озер, ___________________________________, _______________________________   озеро­море, расположено несколько государств.   много России В   и       самые большие   ___________________ – и   на   берегах   которого         руды ___________________ Россия   богата   природными   ресурсами.   Среди   полезных   ископаемых, добываемых   на   ее   территории,   можно   назвать   ____________,  _____________, ________, металлов, _____________________________________________________________________ ______ алюминий), __________________________________________________________; соли, __________________________________, ____________________________________________ и ________________________,   необходимые   для   производства   минеральных удобрений; разнообразное сырье для строительных материалов и др. получают них (из               Плодородные почвы, луга и пастбища, лиственные и _____________________ леса, охотничьи угодья – все это тоже богатства России. Россию   называют   своей   Родиной   не   только   русские,   но   и   многие   другие народы, всего более _______ национальностей.(П р о в е р ь т е   с е б я : Балтийского, Тихого, Северно­Ледовитого, Черного, Азовского,   Каспийского;   17;   11;   Восточно­Европейской;   Уральские;   Сибири; Северного   Ледовитого;   Дона,   Кубани;   Каспийского;   Кавказских;   Восточно­ Европейской, Русской; Валдайской, Приволжской, Среднерусской, Таманским; Уралом;   Западно­Сибирская;   Среднесибирское;   Енисей,   Лена;   480;   Сибири; Алтая, Саяны, Становое, Алданское; Верхоянский, Черский; Японского; Сихотэ­ Алинь;   Камчатка,   Курильских;   Волга,   Обь,   Енисей,   Лена,   Иртыш,   Амур; Ладожское, Байкал, Каспийское; уголь, нефть, торф, цветных, бокситы, золото, алмазы, платину, калийные, апатиты, фосфориты; хвойные; 100.) 5.   Подумайте,   поразмышляйте   наедине   с   собой   и   другими     людьми, продолжите  предложения: Родина – это… Родина – часть… Родина для меня… Без Родины человек… 6. Произнесите про себя и вслух слово «Россия». – Что услышали вы в слове «Россия»? – Подумайте, представьте, опишите, с каким образом у вас ассоциируется наша страна? –   Возьмите   карандаш,   кисти,   краски   и   попробуйте   нарисовать   образ,   с которым у вас ассоциируется Россия. 7. Проведите в классе, в школе: – конкурс сочинений, авторских стихов и рисунков «Образ России в   моем представлении»; – выставку рисунков по данной теме с представлением рисунков авторами; – публичное чтение лучших сочинений и авторских стихов, где произойдет награждение по установленным номинациям; –   «Перекресток   мнений»   с   представителями   разных   поколений.   Темы: «Россия – Родина моя», «Мы о России говорим». 8. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: – Есть ли у тебя в своей стране уголок, особенно близкий и дорогой твоему сердцу? Расскажи  о нем. – Нравится ли тебе жить в своей стране? («Да, потому что…»; «Нет, потому что…».)9. Прочтите  эти строки.  Их   написала   наша   соотечественница   –  поэтесса Анна Ахматова. Прочтите и ответьте сами себе: «А я бы смог(ла) променять свою Родину на обещанные блага в другой стране?». Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой И грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Итак, честный ответ наедине с самим собой: он какой?  10. Найдите и запишите высказывания мыслителей о России. Поговорите о   том,   что   показалось   вам   наиболее   интересным   в   этих   высказываниях,   что особенно   затронуло   душу,   заставило   задуматься,  переосмыслить   устоявшиеся взгляды. 11. Полистайте   поэтические сборники российских поэтов и произведения писателей России, книги, где собраны мысли, высказывания великих и простых граждан   нашей   страны   о   Родине.  Поразмышляйте   наедине   и   вместе   с родными,   друзьями,   учителями  о   том,   что   объединяет   наших соотечественников в их думах, радостях и тревогах. 12.   Пригласите  на   большой   разговор   о   любви   к   Родине   людей   старших поколений. Ведь многим из них никогда не было чуждо чувство любви к Родине, чувство,   которое   помогает   им   и   сегодня   (в   наше   сложное   время)   жить   и трудиться, сохранять свое национальное достоинство. Спросите этих людей о том,   что   они   вкладывают   в   понятие   «любовь   к   Родине».   Поймите,   какой стержень   заложен   в   старшем   поколении,   чем   их   чувство   любви   к   Родине отличается от чувства поколения молодого. 13. Ответьте честно и беспристрастно на вопрос:– Знакомо ли мне святое чувство любви к Отечеству своему, к родному краю, к малой родине своей? Есть ли у меня уголки, милые сердцу, на родной земле, куда тянет и влечет в минуты радости и печали? 14. Подумайте,  что вы можете и обязаны делать сегодня, чтобы вслед за великим поэтом повторить: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! 15. Проведите: вечер поэзии  «Люблю Россию я…»; форум юных граждан России, где будет представлен и принят к реализации проект «Юное поколение – своему Отечеству». О т н о ш е н и я , формируемые в результате общения и деятельности 1. Доброе, уважительное, сочувственное, ответственное отношение к малой родине и в целом к Отечеству. 2.   Формирование   отношений   в   коллективе   на   основополагающих   чертах, которые   в   разных   ракурсах   именовались:   «общинность»,   «соборность», «коллективизм», «братство» и т. д.  3.   Осознание   причастности   к   «другому»   и   «другим»,   сознание   всеобщей взаимозависимости, чувства  локтя, ответственности. ПРИЛОЖЕНИЕ ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ – Всякому мила своя сторона. – Своя земля и в горсти мила. – Город – царство, а деревня – рай. Москва – царство, а наша деревня – рай. – Хороша Москва, да не дома. Наш городок – Москвы уголок.  – Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. – Человек без родины – что соловей без песни. – Где сосна взросла, там она и красна. – Милует Бог и на своей стороне. – Чужая сторона – мачеха. – Чужая сторона – дремучий бор. – Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит. – За морем веселье – да чужое; а у нас и горе – да свое.– На чужой стороне родина милей вдвойне. – На чужой сторонушке рад своей воронушке. – Научит горюна чужая сторона – и вымучит, и выучит. – Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. – Без корня и полынь не растет. – Дома стены помогают. – С родной земли – умри, не сходи.