Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДИНЫ
Основные раскрываемые понятия:
природа, духовное общение и
творческое взаимодействие с природой, искусство жить в ладу с природой.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Российский патриотизм – это чувство любви к природе родных мест. Более
чем ныне наши предки ощущали свое единство с окружающей природой, были
убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они
помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов и злаков, прилету
птиц и т. д. Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а
значит, и с самими собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и
веками проверенного ритма чередования труда и праздника.
Воспитательные цели:
– помощь воспитанникам в осознании своей связи, своего единства с
природой, в освоении искусства жить в ладу с окружающим миром, а значит, и с
собой, друг с другом;
– привитие детям любви к родной природе, животному миру, приучение
видеть, слышать природу, подмечать ее красоту, гармоничность, ощущать
поэзию природы во всякое время года.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– Почему наши предки называли природу «матушкаприрода»?
– Чувство природы есть чувство жизни.
– Учимся понимать язык природы.
– Поэтические сказки природы.
– Дети и природа.
– «Отношения природы и человека – это отношение двух культур» (Д. С.
Лихачев). И др.
Возможные формы общения:
– уроки общения с природой «В гостях у матушки Природы» (в любое время
года);– разработка программы «Душевный университет» и обучение в нем
подростков;
– чтение литературных произведений, посвященных природе, с последующим
обсуждением прочитанного (произведения М. М. Пришвина, К. Паустовского и
др. писателей);
– просмотр фильмов, посвященных красоте природы России, проблемам
сохранения природы, варварского отношения человека к природе, с
последующим обсуждением;
– очнозаочные экскурсии по музейным залам, картинным галереям, где
расположены картины художников, посвященных природе;
– встречи с художниками, рисующими пейзажи;
– вечера актуальных проблем: «Человек и природа», «Человек – царь
природы или ее защитник и работник?».
Д е я т е л ь н о с т ь
– составление карты «Природоохранная зона защитников природы»,
Красных книг, календаря природы;
– разработка проекта «Поможем матушке Природе»;
– оформление зала природы;
– создание музея природы;
– проведение акций в защиту природы («Живая вода», «Родничок», «Ель»,
«Муравейник», «Природе малой родины – нашу заботу», «Украсим Родину
садами», «Мы – братьям нашим меньшим» и др.);
– проведение дней Земли, природы, леса, полей и лугов, живой воды и др.;
– разработка и проведение познавательных и интеллектуальных игр,
посвященных природе;
– творческие мастерские;
– организация работы объединений «Друзья природы»;
– проведение природоохранительных марафонов «Защитим природу от
варварского уничтожения!»;
–
разработка и реализация проектов,
посвященных защите,
восстановлению и сохранению природных памятников, уголков природы на
территории малой родины;
– проведение форума защитников природы;
– открытие центра защитников природы.К а ч е с т в а л и ч н о с т и , которые предполагается сформировать в
результате духовного общения и творческого взаимодействия
воспитанников с природой:
1. Духовные: потребность в познании природы, ее гармонии и красоты, ее
секретов и законов, ее возможностей для человека; активное и ответственное
отношение к участию в культурной деятельности по улучшению и помощи
природе.
2. Творческие: расширение и совершенствование своих интеллектуальных
знаний о природе, практических умений и навыков в деятельности, направленной
на улучшение состояния окружающего мира; стремление к содействию со
взрослыми в окультуривании природных ландшафтов; проявление умений видеть
красоту природы и запечатлеть ее в своих творческих работах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
К. Паустовский: «Тургенев говорил о волшебном русском языке. Но он не
сказал о том, что волшебство языка родилось из этой волшебной природы и
удивительных свойств русского человека».
Д. С. Лихачев: «Природа посвоему "социальна". "Социальность" ее еще и в
том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в
свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей
непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек».