ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.7

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
05.07.2017
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассмотрен опыт учителя литературы по формированию у обучающихся нравственных понятий на примере изучения произведений литературы, внеклассной работы по предмету, направленных на воспитание духовно-богатой, нравственно-ориентированной личности. Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература, поэтому главная задача учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Именно учитель русского языка и литературы, по определению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
статья ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.docx
В.Б.Евсти гнеева                                                                         учитель русского языка и  литературы,                                                                 высшей квалификационной категории                                              МБОУ Новоселковская СШ                                                                                                              ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ Аннотация.  В статье рассмотрен  опыт учителя литературы  по формированию у обучающихся нравственных понятий на примере изучения произведений литературы, внеклассной работы по предмету,   направленных   на   воспитание   духовно­богатой,   нравственно­ориентированной личности. Ключевые слова:   литература,   духовность,,     нравственные идеалы, национальные традиции, культура,  формирование личности. V. B. Evstigneeva,  teacher of Russian language and literature, the highest qualification category Municipal Budgetary Educational Institution Novoselkovskaya high school THE EDUCATION OF SPIRITUALLY­MORAL QUALITIES PUPILS ON THE LITERATURE LESSONS                                                                                       Abstract. The article describes the experience of the teacher of the literature on the formation of pupils moral concepts on the example of the study of works of literature, extra­curricular activities on the  subject aimed at raising spiritually­rich, morally­oriented personality                                                   Keywords: literature, spirituality, moral values, national tradition, culture, personality formation                                                                             Урок литературы – это школьная церковь  ,   где тебя примут, поймут, утешат.                                                                                                                                           Е.И.Ильин.        В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания в современной школе. На первый план вышла проблема гуманизации учебно­воспитательного процесса, в связи с чем изменились и цели образования: стали предлагаться новое содержание, другие подходы к обучению; обозначился переход   трансляции   и   механического   заучивания   информации   к   осмыслению увиденного,   прочитанного   и   услышанного;   важной   составляющей   оказалось личностно­ориентированное   взаимодействие   учителя   с   учениками;   особая   роль начала отводиться духовно­нравственному формированию личности. В связи с этим особое место заняли предметы гуманитарного цикла и, в частности, литература, которая,   как   видится,  является   одним   из   наиболее   важных   предметов   учебного плана   с   точки   зрения   её   воспитательных   возможностей:   она   наиболее   полно развивает   духовную,   культурную,   нравственную   сферы   личности,   причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.   Именно учитель русского языка и литературы, по определению П.М. Неменского, «формирует   душу,   обогащает   узкий   личный   опыт   гигантским   опытом человечества».              Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания,   легенды,   искусство   и,   конечно,   литература,   поэтому   главная   задача учителя   –   это   обогащение   учеников   разносторонними   и   глубокими   знаниями   о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Именно учитель русского языка и литературы, по определению П.М. Неменского,  «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».           Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор   о   непростых   проблемах   нашей   жизни,   о   сложной   судьбе   героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов.        Каким человеком тебе хочется стать? На этот вопрос пятиклассникам помогают ответить   герои   литературных   произведений,   в   том   числе   и   любимые   сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться. Именно о таких людях сложены пословицы: «Языком туда, сюда, а делом никуда» и др. А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? «Он храбрый,   умный,   ловкий,   скромный,   находчивый,   развито   чувство   собственного достоинства»,   ­   делают   вывод   дети.   И   в   словесном   поединке   Иван   оказался сильнейшим и непобедимым, верным делу.  А каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым,  умным, находчивым… Но никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты   –  подлинной   теплоты   сердца,   которую   один   человек   отдаст   другому   ­ невозможна душевная красота. Поэтому наша  задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире.           Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно в результате   анализа этих рассуждений ученики приходят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.      Примером нравственного  воспитания чувств могут послужить такие уроки, как урок­раздумье «Философский смысл лирики М.Ю.Лермонтова» (10 класс),   урок­ путешествие «Спасите наши сказки!» (5 класс),  уроки­закладки. (Например, урок­ закладка   (по произведениям К. Паустовского «Телеграмма», Б.Екимова «Живая душа», «Ночь исцеления») в 8 классе. Урок можно начать с эпиграфа: «Если твоя душа затуманилась, как зеркальце, протри её и помни, что главное человеческое дело   –   любить».   На   протяжении   урока     с   ребятами     выстраиваем   героев   на ступеньках   «собора   своей   души   и   сердца»   и   делаем   закладки   по   каждому произведению. Получаются, например, такие закладки: «Не будь пустельгой», «За добро плати добром», или «Любите – и любимыми будете».        Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что большую роль в формировании духовно­нравственных качеств личности несет знакомство с Библией. Никогда не совершат   ошибку   те   молодые   люди,   которые   будут   строить   жизнь   на   вечных христианских принципах добра, любви и справедливости.                                           Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями идеалами. Без знания Библии не понять и Ф.М.Достоевского, и его роман «Преступление и наказание».   Только   знание   притчи   о   воскресении   Лазаря   поможет   учащимся осознать   идейный   смысл   произведения,  понять,  в  чем   преступление   и  наказание Раскольникова,   какие   евангельские   заповеди   нарушают   герои   романа. Не   разобраться   и   в   романе   М.Булгакова   «Мастер   и   Маргарита»   без   параллели образа   Иисуса   Христа   из   Великой   книги   и   образа   Иешуа   М.Булгакова. Одна из наиболее известных евангельских притч – притча о блудном сыне. Она включена   в   программу   6­го   класса   перед   изучением   повести   А.С.Пушкина. «Станционный   смотритель»   ­   это   предостережение   писателя   читателю,   для и которого евангельские сюжеты перестали быть живыми нравственными уроками, а стали   лишь   частью   быта   или   образом   светского   искусства. Доброе рождается только из доброго. И доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям и детям их детей.               Без знания Библии нельзя понять, что такое художественная литература, ее глубинный смысл.   Но, привлекая к ней детей, следует соблюдать осторожность. Главное   в   таких   случаях   –   не   расплескать   смысл,   проявлять   терпимость   к различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры. ( Не навредить!) Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Например, на праздник Великой   Пасхи     готовим     и   показываем   театральные   постановки.   Например, «Премудрый царь»,   на Рождество – сказку «Рождественский мороз». Духовным руководителем   в   этой   работе   выступил       настоятель     храма   Святой   Троицы, протоиерей   Андрей   Борисов.   На   каждый   учебный   год   планируем   работу   по подготовке театральных постановок и православных бесед для начальных классов. Такая   форма   работы   в   становлении   духовного   и   нравственного   мира   ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые   моральные   ценности   и   ненавязчиво   формирует   его   образ   поведения   в обществе.  На   уроках   литературы   активно   используем  региональный  компонент  ­   систематическое   и   последовательное   включение   в   общеобразовательный   курс литературы местного языкового материала: анализ художественных произведений писателя­земляка А.П. Гайдара,   работа с периодической печатью.  Еженедельная газета   «Арзамасская   правда»   на   своих   страницах   даёт   учащимся   прекрасную возможность   заглянуть   в   «Литературное   кафе»   и   познакомиться   с   творчеством наших   земляков,   через   их   творчество   ­   с   размышлениями   о   сложностях   бытия, лирико­психологическим зарисовками, посвящёнными природе, любимому городу, дорогим   сердцу   людям.  Такой   подход,   на   мой   взгляд,   имеет   большое воспитательное   и   развивающее   значение:   это   и   любовь   к   «малой   Родине»,   и внимание к языку как культурно­исторической среде. Всё это позволяет развернуть работу по духовному возрождению России и нашей провинции – в частности.         Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви   к   русским   национальным   традициям,   к   духовной   культуре   прошлых   лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения   народу и обществу.   Святая княгиня Ольга, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский,  и другие деятели истории ­ это пример служения  и  благочестивого   поведения  во   благо   Родины.  Это  знакомство   идёт  в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить.       Считаю,   что   нестандартные       формы   проведения   занятий   дают   возможность развивать   самостоятельность   мышления   и   вырабатывает   свою   оценку действительности,   а   это   важно,   потому   что   эти   знания   ребёнок   добыл   сам. Благодаря духовному наставнику нашей школы  протоиерею Андрею Борисову  мы посетили   различные Храмы:  Святой Троицы в селе Новоселки, Николая Угодника в   селе   Пешелань,   совершили   паломнические   поездки   в   Дивеево,   Муром,   в Печерский   мужской   монастырь,   Рождественский   храм,   церковь   Александра Невского     в   Н.   Новгороде,   в  Нижегородский   кремль   и   планетарий,   совершили экскурсии в историко­краеведческий музей, музей им. М.Горького, мемориальный музей  и домик А.П. Гайдара в Арзамасе, в музей­заповедник в Б­Болдино.       Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор в нравственных категориях был не формальным, а актуальным,  необходимо проводить его на новом современном   уровне,   а   это   значит,   что   необходимо   сочетать   традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя  или поэта, побывать услышать  мастерское  чтение любимых  классических  произведений,   увидеть   фрагмент   кино   и   театральной экранизации. музее, в     его     Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет.   Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг,   честь,   ответственность,   порядочность   не   останутся   для   многих   фразой   из книги,   то  такие   уроки   станут   поистине   уроками   «нравственного   воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной. Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно   важны,   так   как     именно   здесь   трудится   душа,   происходит   открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе. По   словам   Д.   Гранина,  «одна   из   великих   задач   литературы  –   бередить   совесть, пробуждать чувство вины». Список литературы: 1. С.Шаповал // «Русская словесность», 2000, №4, с.36­40). 2.  Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. «Когда книга учит». М.,  1995; 3. И.А. Ильин.  «Творческая идея нашего будущего». – Новосибирск, 1991г. 4. Т.Г. Жарковская.  «Возможные пути организации духовно­нравственного  образования  в современных условиях»/ Т.Г.Жарковская// Стандарты и  мониторинг в образовании­ 2003­ №3­с.9­12.  5. Н. Щуркова. «Нравственное воспитание школьников»// Воспитание  школьников.­1990.­№1.­с.13­15. 6. Е.В. Попова. «Есть ценностей незыблемая скала»». Духовные ценности в  отечественной философии и литературе// Литература в школе.­2003.­№7.­ с.22­25.  7. http//:festival.1sentember.ru

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ    ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2017