Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
26.03.2017
Педагогические мастерские побуждают учеников к учебно-исследовательской деятельности и помогают им готовиться к ЕГЭ не только по литературе, но и по русскому языку, позволяют развивать детское творчество, самостоятельное мышление, коммуникативные навыки. Учителю позволяет провести занятие содержательно и оригинально в соответствии с требованиями федеральных стандартов.Методологическая основа технологии педагогической мастерской.
Перова-статья.docx
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках
литературы.
О.Г. Перова
МОУ СОШ №38
Город КомсомольскнаАмуре
Россия
Как сделать, чтобы учащиеся не только получили знания, но
научились действовать самостоятельно? Как сделать процесс обучения
эффективным? Сегодня, пожалуй, не найдется учитель, которого не
волновали бы эти вопросы. Одной из форм организации учебного процесса,
предполагающей творческую деятельность по построению собственных
знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая
мастерская.
Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику,
опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в
познании, получила название технология педагогических мастерских.
Мастерская появилась в практике школы в результате деловых
контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые
начались в 1989 году. ЖФЭН это сокращенное название "Французской
группы нового образования" добровольный творческий союз ученых и
практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые
психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Теоретическая концепция и практика ЖФЭН активно используются во
многих школах нашего государства. В педагогической печати сегодня появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории
и практики «нового образования», которые свидетельствуют о том, что,
обращаясь к французским методам, педагоги создают свой оригинальный
опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с
современными региональными особенностями. Необычная система
обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его
способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, получила
название технология педагогических мастерских.
«Педагогическая мастерская» это тип занятия, основанный на
особых отношениях, особых целях и т.д.[1] Это образовательная
технология.
В условиях действия новых стандартов образования, где учитель по
установке не должен быть ментором, вещающим с кафедры, мастерские (в
этом понимании) представляются просто необходимыми. У Г.К. Селевко
названо много технологий, между тем мастерские способны сами
использовать большинство из них – на уровне методов, приемов и т.д. [2]
Перед нами не просто новый вид урока. Педагогическая мастерская
опирается на новую философию в отношениях учителя и учеников. На этой
гуманистической философии основываются ее главные законы. Вот одно из
первых определений, данных порусски этому понятию: «Мастерская
педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая
создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и
новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия»[3.1].
Определение подчеркивает открытие нового и самостоятельность пути
ученика. По типам мастерские бывают творческого письма (или просто
письма), построения знаний, построения отношений, ценностных
ориентаций, по самопознанию, проектные и другие.
Что дает построение одного или двух занятий в теме по типу
мастерской для обучения литературе?
1.Мастерские обучают ставить вопросы и понимать, что спросить
важнее, чем ответить. Что диагноз («болезнь указана», по Лермонтову)
важнее в литературе, чем способы лечения. На этом вообще стоит русская
(и не только) литература.
2.Обучают пониманию, что ответы могут быть разные с разных точек
зрения (времен, идей, литературных направлений, эпох, психологических
особенностей читателей и критиков).
3.Организуют совместное прочтение классики. (Открытие одного из
учеников на уровне рефлексии: «Тютчева интересуют те же вопросы, что и
нас»).
4.Актуализируют прочитанный текст, то есть делают его нужным,
важным для читателя.
5.Интегрируют все имеющиеся у ученика знания, побуждая делать
это не насильственно, а как бы самопроизвольно, самостоятельно – на
основе возникающей личной потребности («теперь вспомни, что говорили
на истории»).
6.Формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения.
7.Организуют и стимулируют общение по важнейшим научным,
эстетическим, социальным, психологическим проблемам. 8.Позволяют реализовывать воспитательные возможности без
поучений, поскольку воспитывают атмосфера занятия, процесс общения в
парах, группах, а также сопоставление способов решения, оценки
произведений, ответов при слушании и чтении своих и чужих работ.
Одно из важнейших условий при создании мастерской: ее материал
должен быть понастоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на
любом из этапов занятия участники смогут пережить некий разрыв –
открытие, потрясение, острое недоумение с озарением, что и делает
мастерскую мастерской.
Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он при возможной
коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам
организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги
процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало
мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета,
воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом:
словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками,
схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в
парах или группах с целью организации диалогового общения, которое
легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть
проблему поновому. И обязательно для хода каждого занятия включение
учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей,
взглядов, миропонимания. Отсюда выделяют следующие этапы:
1. «Индукция» («наведение») создание эмоционального настроя,
включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного
отношения к предмету обсуждения. Индуктор слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. всё, что может разбудить
чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоинструкция» индивидуальное создание гипотезы, решения,
текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» построение этих элементов группой.
4. «Социализация» всё, что сделано индивидуально, в паре, в
группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения
услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» вывешивание «произведений» работ учеников
и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и
ознакомление с ними все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух
(автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» внутреннее осознание участником мастерской
неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний
эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к
поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным
источником.
7. «Рефлексия» отражение чувств, ощущений, возникших у
учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии
самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для
дальнейшей работы.
Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих
принципов и правил ведения мастерской.[3.2] Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию
помогают осуществлению творчески
педагогических мастерских,
созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных
взаимосвязанных задач:
развитие способности эстетического постижения действительности
и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих
чувств, эмоций, жизненных реалий;
направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного
мышления как способа художественного освоения бытия;
моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами
творчества, «спонтанная» ситуация;
создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности,
непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;
воспитание навыков импровизации;
формирование способностей к художественному обобщению как
необходимой предпосылки для целостного восприятия;
создание эстетических ситуаций важнейшего условия для
возникновения эмоциональнотворческого переживания действительности;
всемерное стимулирование художественной культуры на основе
реализации собственного творческого опыта.
Педагогическая мастерская – это педагогическая технология,
соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности.
На таких занятиях детям интересно работать, помогать друзьям, весело
слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Подготовка мастерской требует от учителя нестандартного подхода. Данная
технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в
основе которой – личностноориентированный подход к ребенку, развитие
его индивидуальности.
В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат
творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости
к самостоятельной исследовательской и творческой
творчества,
деятельности.
Внедрение в образование технологии педагогических
мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает
мотивацию обучения и познавательную активность. Побуждает учеников к
учебноисследовательской деятельности и помогают им готовиться к ЕГЭ
не только по литературе, но и по русскому языку, позволяют развивать
детское творчество, самостоятельное мышление, коммуникативные навыки
при изучении школьной программы. Библиографический список.
1.
Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство
развития личности участников образовательной деятельности:
диссертация. – СПб, 2000.
2.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в
2т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
3. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская?// И.А.
Мухина, Т.Я. Еремина. Мастерские по литературе: интеграция
инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.:
СПб ГУМП, 2002.
4.
Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: работаем по
новым стандартам. Москва. «Просвещение». 2013.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.