Воспитание толерантной личности
Оценка 4.7

Воспитание толерантной личности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство +1
Взрослым
23.02.2018
Воспитание толерантной личности
Воспитание толерантной личности «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев) Цель работы: Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует формированию толерантного сознания школьников на уроках истории.
Воспитание толерантной личности.doc
Воспитание толерантной личности «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями,  своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим  вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое,  неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев)  Цель  работы:  Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует  формированию толерантного сознания школьников на уроках истории.  Задачи:    выявить  сущностное содержание понятие толерантности;  систематизировать методы способствующие, формированию толерантного сознания  школьников;  Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям,  поведению.  В «Концепции Модернизации образования» подчеркивается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного  пространства страны, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов на  началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий,  ограничения социального неравенства».  Исходя из положений «Концепции» можно выделить главные проблемы:  1)формирование  позитивных этнических знаний о другой культуре;  2) расширение межкультурного взаимодействия и роли школы в системе межнациональных  взаимодействий;  3)формирование толерантной личности.  Проблема воспитания толерантной личности нельзя считать изученной до конца:  Как педагогу работать с такими явлениями как социальные стереотипы, культоцентризм,  ксенофобия?  Какие условия нужно создавать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров?  В каком возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования чувства  толерантности?  Как в рамках обычных школьных программ разработать новые программы, избегая перегрузок  учащихся (на уроках, во внеклассное время)?  В последние годы проблема толерантности исследуется в рамках  теории поликультурного  образования и сводится к следующим шагам:  а) введение в содержание образования специального этнокультурного материала, дающего  школьникам информацию о различных культурах, позволяющих организовать обсуждение полученной  информации и ее эмоциональное переживание;  б) ознакомление школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и добрососедства представителей  различных рас и народов, конфессий;  в) формирование представлений учащихся о правах и свободах человека, культурном плюрализме как нормах современного поликультурного общества.  Но расширение этнокультурного кругозора детей не решает до конца проблемы толерантности у  детей. Интеллектуальность вовсе не гарантирует толерантность. Воспитание толерантности ­ общее  дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети,  главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на  педагогов: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Таким образом,  важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого  достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во  всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для  осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических  форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.  Решение данных проблем связано с обновлением учебно­воспитательного процесса, разработкой  программ по толерантному воспитанию, подготовкой и внедрением программ для детей, живущих в  условиях полиэтничной среды. Формирование толерантного сознания, возможно  на принципах личностно­ориентированного  подхода, который  требуют «отхода» от безличной и абстрактно­формальной педагогики к педагогике сотрудничества и гуманизма. Следовательно личностно­ориентированный подход связан с установкой воспринимать каждого человека как самостоятельную ценность.  Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания  учащихся, могут стать технологии развития критического мышления учащихся, технология проблемного обучения,  интерактивные методы (диалоговые). В поисках путей перевода обучения на новый качественный  уровень главным следует признать необходимость создания условий для включения учащихся в  активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.  Смысл деятельности педагога ­ создание условий не только для формирования и проявления  толерантности одного, но и преодоления вызывающе  негативизм в поведении или общении другого.  Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и  объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как  внешне проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть  различны. Прежде всего, целесообразно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли  проявить, а другие ­ увидеть хорошее в ком­то или чем­то. Идти таким путем ­ значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая,  радуясь удаче, преодолевая трудности.  Такими путями, на наш взгляд, являются инновационные технологии, основанные на ценностном  подходе к обучению.  В этом случае ценностный подход приведет к личностно­ориентированному обучению.  Необходимо чередовать когнитивные (познавательные моменты) с игровыми. Использование в  работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир  межкультурных отношений) позволит подростку пережить их сложность и противоречивость, будет  стимулировать подростков в обсуждении различных социальных проблем.  Пример, беседа  по теме « Великая Отечественная война 1941­1945», ребята размышляют над фразой  вместе мы Россия­ рассказ о людях, в которых совмещается национальное и межнациональное, дети  рассказывают, о защитниках Родины, которые были разной национальности, но все они защищали свою Родину. Тема «Культура России», предполагает знакомство с писателями и поэтами разных  национальностей их культурой. Учащиеся знакомятся с высказываниями о родине, мысли народа о  счастье, о смысле  жизни, о бедности и богатстве, о добре и зле, о назначении человека, о дружбе, о  любви, о взаимопомощи, о жизни, о цели, о бессмертии.  Приходят к выводу, что говорят люди разных национальностей по разному, но  по содержанию схожи, у всех равные общечеловеческие ценности.  Изучая тему «Образование СССР», класс делится на группы исходя из количества государств,  вошедших в состав СССР. В группах, учащиеся знакомят с  материальной культурой народов (еда,  напитки, костюмы, музыка и др.).  Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности  человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная  ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив  для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.  Библиографический список:  1. Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. М.  2003.  2. Историческое образование в современной России: Справочно­методическое пособие для  учителей. М., 2002  3. История и граждановедение. Сценарий творческих уроков. \ Под. Ред. В.С. Кукушина М., 2005  4. Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О стратегии воспитания и  психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования». //  Вестник образования №10, 1997  5. Программа развития воспитания в системе образования России  2010 г.// Вестник образования,  №12, 2008

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018