ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ДРУГИМ НАРОДАМ

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Воспитание уважения к другим народам.docx
ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ДРУГИМ НАРОДАМ Основные   раскрываемые   понятия:  интернационализм,  дружба, взаимопонимание, содружество, национальное самосознание ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма. Братская   дружба,   взаимная   помощь   и   поддержка   помогали   нашему   народу выстоять   в   самых   тяжелых   испытаниях.   Примером   тому   служит   сплочение нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны. Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза, были награждены орденами и медалями. Российский   патриотизм   не   имеет   ничего   общего   с   национализмом   и шовинизмом,   он   тесно   связан   с   интернационализмом.  Гражданин­патриот России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.  Вместе   с   тем   гражданин­патриот   России,   признавая   общечеловеческие ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.  Воспитательные цели:  –   воспитание   чувства   принадлежности   к   своему   народу,   пробуждение интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и ценностям многонационального народа России; –   формирование   чувства   национальной   гордости,   уважения   к   своеобразию представителей   другой   национальности   (толерантность),   стремления   знать историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других народов, умения жить с представителями других этносов в  мире и согласии; – воспитание толерантности по отношению к  людям другой национальности (задачи:   учить   быть   интернационалистами,   проявлять   нетерпимость   к национальной   и   расовой   неприязни,   унижению   национального   достоинства человека;   учить   разбираться   в   национальных   особенностях   того   или   иного народа, живущего в одной стране, в одном доме); – вовлечение  в  процесс  возрождения  традиций  дружбы  между  народами; –   помощь   в   овладении   наукой   взаимодействия   в   социально   значимой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ О б щ е н и е   (просвещение) Возможные темы для общения: – «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»; – «Золото, золото сердце народное»; – «Душа неизъяснимая»; – «Дух наш высокий»; – «Глубинные черты нашего национального самосознания»; – «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»; – «Духовная сокровищница народа»; – «Истинные идеалы и ценности нашего народа»; – «Уроки народной мудрости о дружбе народов»; – «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках); – «Правила, которые не устарели»; – «Народный этикет»; – «Наше понимание того, что есть человечность»; –   «Дружба,   любовь,   милосердие,   миролюбие,   сострадание,   забота   в представлении народов России»; – «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»; – «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не хуже других, мы иные»); – «Портрет  старшего  и  юного  поколения  россиян:  общее  и  особенное». Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание,   забота   в   нашем   понимании»;   «Умеем   ли     мы   понимать   других, отличных   от   нас,   людей?»;   «Дружба:   какой   она   бывает?»;   «Умеем   ли   мы дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше отзовется?»;  «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам и безнравственным поступкам по отношению к другим людям». Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми». Вечера   актуальных   проблем:  «Межнациональные   конфликты:   как   их избежать?»;   «Что   такое  понимающий   мир  и   что   нужно   для   того,   чтобы   его построить?».Составление   подборок   материалов:  «Азбука   народной   мудрости   о   взаимоотношениях»;   «О   прекрасном   и   безобразном   в человеческих   человеческих отношениях». Д е я т е л ь н о с т ь •  Экспедиции:  «К   истокам   нашего   самосознания»,   «К   истокам   нашей цивилизации»;   «К   истокам   нашей   ментальности»,   «К   истокам   народной мудрости»  (народная   мудрость   о   достоинствах   и   пороках     нашего   народа,   о взаимоотношениях  между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа). • Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная семья». • Школа человечности: –   уроки   доброты,   красоты,   справедливости,   миролюбия,   милосердия, толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений; – уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга); – уроки этикета (этикет народов России); – уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты человеческих  взаимоотношений); – уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов); – уроки прощения и благодарении; – уроки конфликтологии; – уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг с другом». • Движение  милосердия «И станем все добрей и человечней». •  Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов: «Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы построим сами»; «Карусель друзей». •  Вечер   представителей   разных   народов   России  «Мы   граждане   твои, Россия». •  Акция  «Юное   поколение   выбирает   мир,   дружбу,  сотрудничество   между народами России и всего мира». • Почтамт  дружбы. •  Эстафета   дружбы  между   народами   России     «Наша   дружба,   наше братство – наше главное богатство». • Викторина «Что  мы  знаем  об  истории  и  культуре  народов  России?». • Спартакиада народных игр.• Творческие мастерские «На крыльях вдохновения». • Праздник  дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». •  Проблемные   семинары,   дискуссии,   конференции,   гражданские форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и сотрудничества   в   различных   сферах   жизни,   в   решении   значимых   для   всех народов   проблем   («Сделаем   нашу   страну   страной   мира,   добра   и   разума», «Народы России: круг наш неделим»). Школа для взрослых: – «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры, иной национальности»; – «Строим понимающий мир, начиная с себя». З а д а н и я : 1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные ценности   нашего   народа:   истинные   идеалы   человеческой   жизни   (идеалы природные,   которыми   в   своей   жизни   руководствовались   наши   предки,   наш народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость). 2.   Введите   в   систему   своей   жизнедеятельности   традиции   морально­ этического   плана:  традиции   памяти,   верности,   дружбы,   содружества   и сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути их реализации в конкретных значимых делах. О т н о ш е н и я В   результате   деятельности   и   общения   (просвещения)   предполагается сформировать  в   детях   и   подростках   отношения,   основанные   на   чувствах любви   и   дружбы,   чувстве   долга:   уважение,   доверие,   милосердие   и сострадание;   толерантность,   сопереживание, содействие, сотрудничество, взаимопомощь.   взаимное   понимание, ПРИЛОЖЕНИЕ ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ Пословицы   и   поговорки   раскрывают   особенности   русского   национального характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в народе: Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.На Руси не все караси, есть и ерши. Русский терпелив до зачина. Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее: Не все ненастье, будет и ведро. Взойдет  солнце и к нам на двор. Будет и на нашей улице праздник. Народная   мудрость   определяет   дружбу   и   братство   между   народами   как главное богатство:  Дружба и братство – главное богатство.