Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)
Оценка 5

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
doc
воспитательная работа +1
9 кл—10 кл
01.03.2018
Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)
С 1992 года в России начали открываться кадетские училища, школы, классы. Надо признать, что в нашей стране создается новый тип учебных учреждений, направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного реше-ния этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Кадетские классы – это не изобретение чего-либо нового, а просто возвращение к истокам, возникшим при Анне Иоанновне в 1731 году. Какими были кадетские школы в XIX веке? Лучшим источником информации являются книги, авторы которых были сами кадетами. К ним относятся А.Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Б.В.Адамович, А.И.Куприн. Цель исследовательской работы на примере литературных героев показать, что воспитание характера закладывается в детстве, что кадетские образовательные учреждения – это организации, ориентированные на восстановление духовных и интеллектуальных основ.
Кадетское воспитание в русской литературе.doc
МБОУ «Кадетская школа г. Сосногорска» Научно – практическая конференция «Открытие»   Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)                                                               Работу выполнил: Микулич Кирилл                                                               ученик  9  класса  МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска                                                               Руководитель: Дмитриенко В.Н.                                                         учитель русского языка и литературы Сосногорск 1 2011 Содержание Введение Глава I  Военная тематика в творчестве А.И.Куприна Глава II   Воспитание в кадетских корпусах XIX века                        в произведениях А.И.Куприна Глава III  Современные кадетские корпуса Заключение Список литературы Приложение 1. Приложение 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. с.3 с.5 с.8 с.11 с.14 с.15 с.16 с.17 Введение  2 С 1992 года в России начали открываться кадетские училища, школы, классы. Надо   признать,   что   в   нашей   стране   создается   новый   тип   учебных   учреждений, направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного решения этой   задачи   будет   в   значительной   мере   зависеть   будущее   России.      Кадетские классы – это не изобретение чего­либо нового, а просто возвращение к истокам, возникшим при Анне Иоанновне в 1731году.                  Являясь учеником кадетской школы, я захотел выяснить, какими были кадетские школы в  XIX  веке. Лучшим источником информации являются книги, авторы   которых   были   сами   кадетами.   К   ним   относятся   А.Н.   Радищев,   М.Ю. Лермонтов,   Ф.М.   Достоевский,   Б.В.Адамович,   А.И.Куприн.   С   творчеством   этих писателей мы  знакомимся на уроках литературы.              Александр   Иванович   Куприн   в   1880   году   стал   воспитанником   второй Московской военной гимназии, которую вскоре преобразовали в кадетский корпус. О том, как его воспитывали,   чему он научился за восьмилетний срок пребывания в этом   учебном   заведении,   писатель   рассказал   в   повести   «На   переломе»   (второе название «Кадеты») и романе «Юнкера».   «Те, кто читал мою повесть,     помнят, наверное,   героя   этой   повести   Буланина...   Буланин   ­   это   я   сам...»,  ­  писал   А.И. Куприн в октябре 1937 года (9, с.274).            Тема  моей   работы   «Воспитание   в   кадетских   корпусах» (на   примере произведений   А.И.Куприна   «На   переломе»,   «Юнкера»)   актуальна.   Сегодня,   как никогда,   страна   нуждается   в   образованных,   честных   и   мужественных   людях, последовательных   в   своих   поступках,   самостоятельно   мыслящих,       а   не   в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету.  Президент России ежегодно открывает кадетские школы и корпуса.   1 сентября 2011 года в Ставрополе   Д.А.   Медведев   заявил:   «Сейчас   мы   вновь   возрождаем   кадетские училища.   Те,   кто   учится   в   них,   я   уверен,   будут   настоящими   патриотами   своей страны, будут любить свою Отчизну, свой родной край. Многие, я уверен, выберут военную специальность, потому что стране нужны защитники».   3 Цель  работы:   на   примере   литературных   героев   показать,   что     воспитание характера закладывается в детстве, что  кадетские образовательные учреждения – это организации, ориентированные на восстановление духовных и интеллектуальных основ. Для достижения цели были выдвинуты задачи: 1) Рассмотреть, как развивалось кадетское движение в прошлом, его отражение в произведениях А.Куприна; 2) сопоставить события в биографии писателя и в его произведениях; 3) сравнить воспитание в кадетских корпусах XIX века и современных школах.       Предметом анализа стали повесть А.И. Куприна «На переломе» и роман  «Юнкера».   В своей работе я использовал исследования творчества писателя  Кулешова Ф.И., Гапанович И. И., Волкова А.А., Цветкова А.А.,  воспоминания  дочерей писателя, статьи  Бахвалова А. и Галанина Ю., в которых представлены  комментарии к истории, становлению, развитию кадетских корпусов. Также  пользовался сайтами Интернет.     Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В работе были использованы  следующие   методы:   метод    аналитического   чтения   и контекстуального анализа; метод   характеристики литературного персонажа; метод сопоставления     и   сравнения   нескольких   героев,   вымышленных   и   исторических событий.           Практическая   значимость  работы   заключается   в   том,   что   результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества   А.И.Куприна, в работе совета командиров и Коллегии кадетской чести нашей школы.   4 Глава 1. Военная тематика в творчестве А.И. Куприна                Военная тема в творчестве А.И.Куприна занимает важное место. Именно с разработкой этой темы писатель вошел в русскую литературу. Известный русский писатель   глубоко изучил армейскую среду, в которой провел четырнадцать лет, открыл перед  читателями  становление  будущих офицеров. И  нужно было  очень хорошо знать все закоулки армейской жизни, побывать во всех кругах ада царской казармы, чтобы создать широкое и достоверное изображение царской армии. Это в большинстве   своем   рассказы,   но   есть   и   более   крупные   произведения:   повести, роман. А. Куприн дебютировал в качестве литератора, служа в армии. Уже в ранних военных рассказах  проявляются черты, свойственные зрелому творчеству писателя. В   1889   году   был   опубликованы   его   рассказы   «Последний   дебют»,     в   1903   –«В казарме»,  «Ночная смена». Молодой писатель   передал военный быт,  солдатские будни, которые он не собирался «обличать», автор   показывал, что стояло за этим бытом в мыслях и чувствах людей. Кроме этого он высказывал и свои размышления о  военных методах.  А. Куприн говорил, «что суворовские методы в современных военных условиях устарели. Теперь побеждает не максимальный натиск, который типичен для небольшого столкновения, а навязанный противнику темпо­ритм».(4, с.86) В рассказе «Ночная смена» изображается жизнь солдата Меркулова, которого «кормят...   впроголодь,   наряжают   не   в   очередь   дневалить,   взводный   его   ругает, отделенный   ругает,   —   иной   раз   и   кулаком   ткнет   в   зубы,   —   ученье   тяжелое, трудное»   Меркулов   с   отвращением   наблюдает   потрясающую   по   дикости   сцену обучения   солдата­татарина   военному   делу   на   русском   языке,   которого   он   не понимает. А.Волков отмечает особенность рассказа в том, что А.Куприн горячо вступается   за   права   солдата   не   русской   национальности,   для   которого   царская служба в армии была особенно тяжела. (4, с.117).        Александр Иванович  Куприн выступал против идей человеконенавистничества, против   насилий   царизма   над   людьми.   В   царской   армии,   где   процветали   грубый деспотизм  и  палочная  дисциплина,  классовые  противоречия   выступали  особенно 5 резко.     Обличение   А.   Куприным   пороков   царской   армии   было   весьма своевременным.                  Имеющиеся архивные данные, которые нашел и опубликовал А.Цветков, исследователь   творчества   А.Куприна,     свидетельствуют,   что   у   писателя   был отличный послужной список еще в кадетском корпусе, затем в армии, уважение командиров и товарищей. Он отличался отважным характером и пылким нравом, не раз вносил свои предложения по реформированию армейских законов, работая над научными статьями. (11) Это может позволить нам сделать вывод, что произведения А.Куприна могут вызывать доверие.             Из всех произведений, объединенных военной тематикой (см.Приложение1), выделяются повесть «На переломе» («Кадеты») и роман «Юнкера», которые вместе с повестью «Поединок», по мнению Ф.И.Кулешова, «составляю трилогию, хотя и нет в них общего героя, нет общего сюжета. Эти произведения объединяет общая проблема   –   раскрытие   причин   сложившейся   обстановки   в   армии»   (9,с.74), духовного кризиса русского офицерства, которые он прочувствовал на себе. Сам А.Куприн видит её в устоявшейся жестокости воспитания будущих офицеров. В «кадетских произведениях» «На переломе» и «Юнкера»   нашли отражение факты из  жизни  самого   автора,  первые  впечатления   об  обучении   и  воспитании   кадета, полученные им в корпусе.           Десятилетним мальчиком в августе 1880 года А.Куприн стал воспитанником второй Московской военной гимназии, которую вскоре преобразовали в кадетский корпус. О том, как его воспитывали, и чему он научился за восьмилетний срок пребывания   в   этом   учебном   заведении,   писатель   и   поведал   в   повести   «На переломе». Ф.И.Кулешов назвал повесть «художественными мемуарами».(9,с.112)             Роман   «Юнкера»     представляет   собой       продолжение   темы   кадетского воспитания.   Но   это   произведение   резко   отличается   своим   настроением.   Это объясняется, по мнению Ф.Кулешова,  тем, что «Юнкера» были написаны Куприным в   эмиграции.   Взгляд   стареющего   писателя   на   свою   юность   становится идеализированным.   Видимо,   после   стольких   изменений   в   общественной   жизни России,   в   жизни   самого   Куприна,   им   овладевает   сентиментальное   настроение. Находясь вдали от Родины, от всего, что когда­то было близко писателю, автор 6 «Юнкеров»  вспоминает  прошлое, им оно ему кажется прекрасным, несмотря на отдельные недостатки. «Здесь я весь во власти образов и воспоминаний юнкерской жизни с ее парадною и внутренней жизнью, с тихой радостью первой любви и встреч на  танцевальных   вечерах  со  своими   «симпатиями».  Вспоминаю  юнкерские  годы, традиции нашей военной школы, типы воспитателей и учителей. И помниться много хорошего»(10,с.39 ) .            Военное воспитание сделало А.Куприна физически сильным. «Человек должен развивать все свои физические способности. Нельзя относиться беззаботно к своему телу. Среди людей интеллигентных профессий я очень редко встречал любителей спорта и физических упражнений. А наши литераторы, на кого они похожи – редко встретишь среди них человека с прямой фигурой, хорошо развитыми мускулами, точными движениями, правильной походкой. Большинство сутулы или кривобоки, при   ходьбе   вихляются   всем   туловищем,   загребают   ногами   или   волочат   их   – смотреть противно. И почти все они без исключения носят пенсне, которое часто сваливается с их носа». (10,с.40 )        По мнению Гапанович И. И., самым замечательным произведением А.Куприна был «Поединок», в котором изображается армейский быт 90­ых годов. Повесть вышла в 1905 году,  и публика приняла ее как объяснение русского поражения в японской войне. В повести много сцен  полковой жизни, прежде всего ротное учение,  офицерский пикник,   офицерские попойки,  выяснение  отношений.  Стремление  А.Куприна  «разоблачить   пороки  армейской среды, которые он справедливо рассматривал как одно из уродливых проявлений жизни русского буржуазно­помещичьего общества, было ошеломляющим ударом по всем порядкам царской России». (6) Высокую оценку повести дал М.Горький: «Великолепная повесть! Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление...   В   самом   деле,   изолированность   наших   офицеров   ­   трагическая   для   них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог имдо известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм»(4, с.260). И можно предположить, что повесть была встречена военной средой с одобрением, а военным   командованием   –   с   возмущением.       Известный   генерал   и   военный   писатель М.И.Драгомиров, в подчинении которого А.И.Куприн служил четыре года, допускал, что 7 могли быть такими отдельные офицеры, но был уверен, что такого полка, состоявшего из нравственных уродов, не было в армии и быть не могло (7,с.437) .                  После японской войны в армии были проведены технические реформы и повышен образовательный уровень офицерского состава; в первую мировую войну русская армия вышла с прекрасно обученными солдатами и офицерским составом, который стоял на большой высоте. Повесть А.И. Куприна была одной из движущих сил. Глава 2 Воспитание в кадетских корпусах XIX века  в произведениях А.И.Куприна                  В литературе много работ, посвященных истории кадетства. Биография и творчество   А.Куприна     изучены   достаточно   подробно.   Но   в   исследованиях недостаточно   внимания   уделено   повести   «На   переломе»   («Кадеты»).   Лишь   в монографии  Ф.И. Кулешова «Творческий путь А.И. Куприна» мы нашли анализ этой книги.  Мнение  автора помогло определиться с оценкой событий этого произведения.         Повесть «На переломе»  стала первой частью военной трилогии. Эта повесть вызывает в памяти печальное детство самого Александра Куприна: он рано лишился отца, мать не могла поддерживать мальчика и отдала его в сиротский дом, откуда он попал во Второй кадетской корпус  в Москве. Кадетские корпуса были только что реорганизованы из военных гимназий, и в них усиленно насаждалась дисциплина. Нравы кадет, их поступки и взаимоотношения оставляли желать лучшего.              Главное в повести – это описание кадетской среды, в которую попал мальчик Буланин – нежный и впечатлительный ребенок. Он   вступает в стены кадетского корпуса,   где   должен   будет   провести   семь   лет.   Ему   хочется   побыстрее   стать взрослым.   Но   впечатления   первого   дня   окажутся   не   радужными:   знакомство   со «старичками»,   оторванная   пуговица,   первые   оплеухи,   скверный   обед   и   полное отсутствие внимания лично к нему, заботы и ласки, к которым он привык, ­ все это приводит к отчаянию и первым слезам.            Всеми забытый, одинокий мальчик знакомится с новым своим жилищем, и в течение семи лет так привыкает к нему, что и коричневые стены, и плац, и узкие, темные коридоры становятся как бы частью его самого. Чувствительный ребёнок, 8 став   подростком,   страдал   до   тех   пор,   пока   не   выработал   в   себе   грубость, необходимую для защиты в такой среде.            Военно­гимназический   быт   воспитывал   в   кадетах   дикие     нравы,   а   унылая казарменная   обстановка,   постылая   учеба,   бездарные   учителя,   жестокие надзиратели,     грубое,   несправедливое       начальство   ­   все   это   коверкало   душу мальчиков. Военная гимназия жила по написанному жизненному правилу: прав тот, у кого сила. Воспитатели  и учителя больно  хлестали  линейками  или розгами, а великовозрастные   кадеты,   сильные     и   жестокие,       измывались   над   слабыми   и робкими,  которые  втайне  надеялись   со  временем   перейти   в  категорию   сильных. Всеобщий   «культ   кулака»   очень   ярко   разделил   всю   гимнастическую   среду   на «угнетателей» и «угнетенных». Вся жизнь в кадетском корпусе как бы вращается в некоем заколдованном кругу, о котором говорит в повести А. Куприн: «...Дикие люди,   выросшие   под   розгой,   в   свою   очередь   розгой   же,   употреблявшейся   в ужасающем количестве, подготовляли других диких людей к наилучшему служению отечеству,   а   это   служение   опять­таки   выражалось   в   неистовой   порке подчиненных...»(1,с.37 ).                Писатель до конца жизни помнил детские впечатления: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел, я должен написать. И своими книгами  я вызову на поединок царскую армию.» (4,с.217 ) Я  согласен с мнением писателя:   нельзя   изменить   порядки   в   армии,   не   поменяв   принципы   воспитания будущих военных.        Совершенно другое настроение во  втором произведении трилогии – в романе «Юнкера». Литературоведы с большим интересом отнеслись к этому произведению. По мнению И. И. Гапанович,  герой Александров производит впечатление  человека не   просто   счастливого,   а   излучающего   счастье.   «Из   него   уже   вырабатывается настоящий   юнкер­александровец.   Он   всегда   подтянут,   прям,   ловок   и   точен   в движениях. Он гордится своим училищем и ревностно поддерживает его честь. Он бесповоротно уверен, что из всех военных училищ России, а может быть, и всего мира,   Александровское   училище   самое   превосходное»     (6).   Он   счастлив 9 ощущением своей молодости, силы, крепости, счастлив способностью чувствовать жизнь во всех ее проявлениях – вкуса, запаха, цвета.               Дочь писателя вспоминает, что А.Куприн очень трепетно относился к своему герою:   «Здесь   я   весь   во   власти   образов   и   воспоминаний   юнкерской   жизни   с   ее парадною   и   внутренней   жизнью,   с   тихой   радостью   первой   любви   и   встреч   на танцевальных вечерах со своими «симпатиями». Вспоминаю юнкерские годы, традиции нашей военной школы, типы воспитателей и учителей. И помнится много хорошего» (10,с.41)                  В   романе   главное   внимание   сосредоточено   на   трех   моментах   жизни воспитанника   юнкерского   училища   Алеши   Александрова:   зарождающейся юношеской любви, увлечении искусством и буднях закрытого военного учебного заведения.     Александров   крепнет   физически.   Трудность   воинских   упражнений отошла бесследно, «ружье больше не тяжелило», у него выработался «большой и крепкий   шаг»,   и   все   сильнее   становилось   гордое   чувство   от   сознания,   что   он является юнкером Третьего военного Александровского училища.  Мы узнаем, что у юнкеров каждый день был сплошь туго загроможден воинскими обязанностями и учением, и свободными для души и тела оставались лишь два часа в сутки, в течение которых   юнкер   мог   передвигаться,   куда   хочет,   и   делать,   что   хочет   во   внутренних пределах училищного здания. Лишь в эти два послеобеденных часа можно было петь, болтать или читать и даже прилечь на кровати, расстегнув верхний крючок куртки. А потом   снова   начинались   занятия   –   зубрежка   или   черчение   под   надзором   курсовых офицеров.              Герой   не   жалуется   на   тяготы   службы.   Строевая   служба,   доведенная   «до блестящего   совершенства»,   превратилась   для   него   в   увлекательное   искусство, которое «граничит со спортивным соревнованием». Ко всему, что  происходит  с Алексеем, он относится легко, с воодушевлением, с гордостью.                  Еще одна отличительная черта этого романа в том, что     представлена идеальная   картина   взаимоотношений   юнкеров   и   училищного   начальства.   Эти отношения были ровными, спокойными. Конечно, случались, и  А. Куприн этого не отрицает,   «офицеры   слишком   строгие,   придирчивые,   скорые   на   большие взыскания».           Учиться юнкерам было «совсем не так трудно», потому что в 10 училище преподавали профессора «самые лучшие, какие только есть в Москве». Среди них, конечно, нет ни одного невежды, пьяницы или жестокого истязателя, подобно тем, которые были в повести «На переломе».  Воспитатели – офицеры по­ отечески относятся к  своим воспитанникам, поэтому их советы остаются «навсегда в умах с такой твердостью, как будто вырезаны алмазом по сердолику». (2, 205)            Четыреста воспитанников военного училища выглядят в романе А. Куприна единым, дружным коллективом   жизнерадостных юношей. В их обращении друг с другом   нет   злобы   и   зависти,   придирчивости,   неприязни,   желания   оскорбить   и обидеть.   В   училище   нет   того   господства   сильного   над   слабым,   которое   в действительности испокон веков царило в заведениях закрытого типа и о котором сам   автор   рассказал   в   первом   произведении.   Все   юнкера   ревниво   оберегают репутацию своего училища и стремятся не запятнать ее.        Два произведения – два взгляда, два мира. Может быть, автор всё, что было плохое, изобразил в одном произведении, а хорошее – в другом. Почему? Как мы выяснили – этому было объяснение. Глава 3. Принципы воспитания  в современных кадетских корпусах             История России неразрывно связана с историей русских  кадетских корпусов.  На  протяжение   почти  трехсотлетней   истории  со  времен  Петра  I воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли славу и   гордость   русского   народа,   дали   не   только   России,   но   и   всему   миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки   и   культуры   .     Сейчас   как   никогда   есть   потребность   общества   в кадетских  образовательных  учреждениях  –  организациях, ориентированных на   восстановление   духовных   и   интеллектуальных   основ.     Поэтому постановлением    Правительства  России от 15 ноября 1997 г. № 1427 было утверждено   Типовое   положение   о   кадетской   школе.   Ее   основная   цель: «интеллектуальное,   культурное,   физическое   и   нравственное   развитие обучающихся,   их   адаптация   к   жизни   в   обществе,   создание   основы   для 11 подготовки   несовершеннолетних   граждан   к   служению   Отечеству   на гражданском и военном поприще».        Что является причиной   огромного интереса общества к формированию кадетских корпусов?           Во­первых,   обществу   потребовались   здоровые,   талантливые, образованные, патриотически  настроенные личности.           Во­вторых,   в   этом   увидели   возможность   побороть   растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию.           В­третьих, многие родители стремятся  не только  дать своему ребенку качественное образование, но и обеспечить ему достойное будущее.      В­четвертых, появилась реальная возможность через   кадетские школы, в которых   юноши   носят   военную   форму,   живут   по   воинскому   укладу   и обучаются военному делу, готовить мужское население к службе в армии, а если и придется к  вооруженной защите нашей Родины.         В настоящее время в нашей стране  более 100 кадетских, суворовских и нахимовских учреждений — корпусов,  школ, гимназий, училищ.           Современное   образование   кадетов     отличается   от   кадетского образования   дореволюционной     России,   но     принцип   –   воспитание гражданственности   и   патриотизма     молодежи,   подготовка   их   к   военной службе   –   был   и   будет   основополагающим.     Д.А.   Медведев   в   рамках совещания   Правительства   РФ   с   губернаторами   областей   Центрального федерального округа (2008г.) основной вывод по этой системе образования сформулировал   следующим   образом:   «Система   кадетского   образования, которое   у   нас   развивалось   волнами,   зарекомендовало   себя   неплохо.   Дети выходят   из   таких   образовательных   учреждений   во   взрослый   мир подготовленными   и   зрелыми,   и   у   большинства   из   них   не   бывает   проблем, которые свойственны современной эпохе». (12)      Каковы принципы и законы современных кадетских корпусов? 1. Быть кадетом  ­ значит презирать трусость, слабоволие  и малодушие, быть справедливым, помогать добрым словом и делом. 12 2. Быть   кадетом   ­   значит   не   боятся   трудностей   и   решительно преодолевать   их,     в   любой   обстановке   действовать   на   благо Кадетского Корпуса, Казачества, Отечества. 3. Быть   кадетом   ­   значит   серьезно   относиться   к   учебе   и   своим обязанностям. 4. Быть   кадетом   ­   значит   гордиться   своей   кадетской   формой,   всегда быть опрятно одетым. 5. Быть кадетом ­ значит уважать мнение других, уметь отстаивать свое мнение, уметь признать ошибку, если не прав. 6. Быть   кадетом   ­   значит   быть   выдержанным   и   тактичным   всегда,   со всеми и везде. 7. Кадет ­ это пример высокой ответственности за порученное дело, это инициатива и исполнительность. 8. Кадет ­  это честность  перед собой, товарищами  и начальниками, это верность данному слову. 9. Кадет всегда готов прийти на помощь и защитить женщину, младших и слабых. 10. 11. 12. Кадет никогда не использует свое звание и положение в личных интересах. Кадет всегда и во всем бережет свою честь, честь своей сотни и Кадетского Корпуса. Кадет!   Всегда   помни   девиз   Кадетского   Корпуса:   "Жизнь   ­ Отечеству, Честь ­ никому!»                Хочется   верить,   что       кадетское   движение   будет   организовано   на государственном   уровне,   будут   возобновлены   традиции   этих   учебных заведений,   а   выпускники   кадетских   корпусов   будут   трудиться   на   благо Отечества   во   всех   областях   современной   жизни.   В   различных   областях государственной,   военной,   общественной   деятельности   сегодня   успешно трудятся сотни кадет. Среди них: министр иностранных дел Игорь Иванов, генерал   армии   Константин   Кочетов,   герой­афганец   генерал­полковник 13 Борис   Громов,   космонавты   Владимир   Джанибеков   и   Юрий   Глазков, известный спортсмен Юрий Власов и многие­многие другие.       Заключение       Огромной заслугой А.Куприна является то, что он ввел в русскую литературу конца XIX ­ начала XX века военную тему, тему армии, которая до этого была лишь второстепенной.     А   Куприн   не   просто   обратился   к   ней,   он   создал   такие произведения,   которые   привлекли   внимание   общественности   к   проблеме   армии, заставили   по­новому   взглянуть   на   нее,   вызвали   бурные   споры.   Причем   его произведения  на военную  тему  не потеряли  своей  актуальности  и сейчас, когда вновь   общество   обсуждает   вопрос   о   воспитании   будущих   офицеров,   о взаимоотношениях между военнослужащими. 14 То, что происходило в учебных заведениях  XIX века, в частности, в кадетском корпусе, о котором идет речь в повести А.Куприна, воспитанием назвать нельзя. Выросшие   в   атмосфере   жестокости,   воспитанные   на   розгах   и   карцере,   люди, вышедшие из корпуса, а затем из юнкерских училищ, применяли те же методы по отношению   к   подчиненным,   поркой   подготавливали   их   служить   Отечеству.   Сам писатель это понимал и предупреждал общество, что так быть не должно.   Есть большое количество документов, свидетельствующих о том,   «Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым особым миром, из которого выходили крепкие духом,   сплоченные   между   собой   образованные   и   дисциплинированные   будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине». (3, с.36)         В рассмотренных произведениях даны два противоположных ученических мира. Писатель, пережив и первую, и вторую ступень, дает им оценку, показывает, как должно   и   как   не   должно   быть.   А.Куприн   убежден,   что   боеспособность   армии зависит   от   офицерского   состава,   от   людей,   а   следовательно,   от   воспитания   в военных учебных заведениях.        Современные учебные заведения также бывают разными.  Кадетский корпус — пансионат закрытого типа. Кадетская школа является «альтернативой закрытому корпусу и может рассматриваться как   школа для развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получающих возможность всестороннего       развития». (5, с.44) Цели кадетских учебных заведений одни – воспитание патриотов нашей страны, готовых встать на защиту Родины. Список литературы 1. Куприн А.И. На переломе// А.И. Куприн. Собрание сочинения в двух томах.             Смоленское   книжное из­во, 1966. т.2 с.8 ­ 38 2. Куприн А.И. Юнкера// А.И. Куприн. Собрание сочинения в двух томах.             М.1981, Т.2, стр. 50­207 3. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими  15 корпусами в России//Образование.  2001, №3. 4. 5. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. ­ М., 1981. ­ 360 с. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и             проблемы становления// ОБЖ.  2001,№ 2, с.43­46 6. Гапанович И. И. Военные рассказы и повести Куприна             http://kuprin.de/ruhtm/gapanovich.htm   7. Данченко В. Калашников Г. Кадетский корпус. Школа русской военной эли           ты М. МиМ­Дельта, 2007, 463с. 8. Коломникова С. Тема Родины в творчестве кадет разных эпох// Кадетское              братство. 2008, №1, стр.19 9. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. Х.1. ­ М., 1983, 374 с,  10. Окулов В. Я настоящая москвичка// За семью печатями 2008 №6, стр.37 – 41 11.     Цветков А.,  исследователь творчества и жизни Куприна. http://www.mbykov.                   ru/job/finam/aleksandr­kuprin/  12.   12.   Выступление   Медведева   Д.А.  http://5ballov.qip.ru/   news/   newsline/ 2007/01/24/            55738  Произведения военной тематики А.И.Куприна Приложение 1 1. 2. 3. 4. 5. 1894 – «Куст сирени» 1894 – «Дознание» 1895 – «Ночлег» 1896 – «Марианна» 1897 — «Прапорщик армейский» 16 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1897 – «Брегет» 1899 – «Ночная смена» 1900 — «На переломе» (Кадеты) 1901 – «Поход» 1905 — «Поединок» 1905 ­ очерк "События в Севастополе" 1907 – «Бред» 1908 – «Свадьба» 1918 ­ «Гусеница»   1918 ­   «Царский писарь» 1923 — «Однорукий комендант» 1928 – «Тень Наполеона»   1928—1932 — «Юнкера» Приложение 2.         «Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото. Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в которой родился. Ты не отступишь перед врагом. Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову. Ты будешь щедр и будешь всем благоволить. Ты везде и всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла». Так звучали Заветы Мальтийских рыцарей, которые в 1759 году повторили в России,   в   Петербурге,   юные   воспитанники   Пажеского   корпуса  – привилегированного   военно­учебного   заведения   для   сыновей   заслуженных родителей.              Кадетами       (от   французского   «младший   воин»)       называли   во   Франции малолетних   дворян,   определяющихся   на   военную   службу.   Это   понятие перекочевало   в   воинственную   Пруссию,   где   король­воин   Фридрих   Великий 17 сформировал   первую   в   истории   роту   кадетов.   Почти   одновременно   в   России возникли подобные военные учебные заведения. Петр I, «прорубив окно в Европу», и   многое,   позаимствовав   оттуда,   открыл   в   Москве   Школу   математических   и навигационных   наук   для   сыновей   «дворянских,   дьячих,   подьячих,   из   домов боярских и других чинов».                                         После смерти царя­реформатора начатое им дело по подготовке молодых людей   к   службе   заглохло.   Учеба   за   границей   также   себя   не   оправдала,   денег требовалось   много,   ученики   долго   жили   вдали   от   дома,   теряя   связь   со   своей страной,   да   и   ленивых   и   нерадивых   среди   них   было   предостаточно.   Тогда задумались: а нельзя ли перенести зарубежный опыт на русскую почву? Русский посол   в   Пруссии   граф   П.   И.   Ягужинский   изучил   организацию   Берлинского кадетского корпуса и предложил  Анне Иоанновне создать кадетские корпуса. В 1731 году императрица Анна Иоанновна поручила генерал­фельдмаршалу Миниху учредить «Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет». Так в России в 18 веке появились первые кадетские корпуса – Сухопутный Шляхетный,   Морской   Шляхетный,   Артиллерийский   и   Инженерный   Шляхетный, Пажеский   корпус   для   подготовки   пажей   к   придворно­военной   службе   и   их филиалы. Рыцарской Академией называли в 18 веке Сухопутный кадетский корпус – единственный в то время (для моряков был Морской кадетский корпус). Из стен этих   двух   кадетских   корпусов   вышло   немало   выдающихся   полководцев   и флотоводцев.   И   неудивительно,   ведь   корпуса   в   то   время   были   единственными военными учебными заведениями.   В 1778 году Императрица Екатерина   Великая основала в Москве первый Московский кадетский корпус. А 15­го (26­го) сентября 1794   года   Екатерина   2­ая   издала   именной   указ:   «Нашему   генерал­поручику Михайле   Голенищеву­Кутузову   всемилостивейше   повелеваем   быть   Главным Директором Кадетского корпуса под собственным нашим началом»(7,с.156) На рубеже 18­19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета.  Вот некоторые из них: ­ кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних ­ каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем, 18 беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые бывают подчас неизбежны ­ кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок, каждый кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.     С высочайшего повеления Императора Александра 1 в 1813 году был создан 1­й Сибирский кадетский корпус. А в царствование Николая 1 с 1825 по 1855 год было открыто   еще   восемь   корпусов:   Оренбургский–Неплюевский,   Нижегородский, Полоцкий, Петровский­Полтавский, Орловский, Воронежский, 2­й Московский и Владимирский  Киевский кадетские корпуса.       При Александре 2 было создано еще девять кадетских корпусов по всему протяжению   Российской   Империи.   К   концу   19­го   века   содержалось   около одиннадцати тысяч воспитанников.            Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым особым миром, из которого   выходили   крепкие   духом,   сплоченные   между   собой   образованные   и дисциплинированные   будущие   офицеры,   воспитанные   в   идеях   непоколебимой преданности Царю и Родине. Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили   в   начале   прошлого   столетия,   когда   в   1900­м     году   во   главе   Военно­ учебных   заведений     встал   Великий   Князь   Константин   Константинович,   целью которого стало   уничтожение в корпусах казарменно­казенного духа и замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием.       За период 1917­1918 гг. погибли почти все военные училища и 23 кадетских корпуса.   Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И с конца 30­х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к поступлению в военные училища. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих военачальников начинался именно здесь. По­настоящему же кадетские   корпуса   стали   возрождаться   во   время   Великой   Отечественной   войны 1941­45 гг. Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу   старых   кадетских   корпусов   и   в   этом   традиционном   для   России   виде   они просуществовали до 1956 года.          В различных областях государственной, военной, общественной деятельности сегодня   успешно   трудятся   сотни   выпускников   суворовских   училищ.   Среди   них: 19 министр иностранных дел Игорь Иванов, генерал армии Константин Кочетов, герой­ афганец   генерал­полковник   Борис   Громов,   космонавты   Владимир   Джанибеков   и Юрий Глазков,  известный спортсмен Юрий Власов и многие­многие другие. Возрождение   кадетских   образовательных   учреждений   в   современной   России началось в 1992 году.  можно констатировать, что в начале третьего тысячелетия в России   создается   новый   тип   учебных   учреждений,   направленных   на   решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального   образования.   И   от   правильного   решения   этой   задачи   будет   в значительной мере зависеть будущее России.               20

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)

Воспитание в кадетских корпусах  (на примере произведений А.И.Куприна «На переломе», «Юнкера»)
Скачать файл