Воспитательная система класса
Оценка 5

Воспитательная система класса

Оценка 5
doc
12.06.2024
Воспитательная система класса
В материале дано подробное описание компонентов воспитательной системы. Это поможет правильно организовать работу в классном коллективе.
Воспитательная система класса.doc

                                              Воспитательная система класса

                                                           Системный подход

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. 

1.      Индивидуально-групповой компонент воспитательной системы

             Первый компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса.

Данный компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и строить. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.

Считаю приоритетными для построения учебно-воспитательного процесса класса следующие принципы:

·         принцип развития и творчества личности;

·         принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;

·         принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;

·         принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные и местные традиции;

·         принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.

Я считаю, что самой значительной и важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся школы. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Проведя исследования, я имела определенное представление о классном сообществе, родителях и отношениях в семье, взаимоотношениях между детьми, что явилось основой для дальнейшего планирования воспитательной работы.

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Результаты моих наблюдений свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Количество инициативных, активных учащихся и родителей, их сторонников оказалось достаточно высоким: эти участники воспитательного процесса на протяжении всех лет были моей группой поддержки.

«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе. Моей задачей было объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогическое воздействие на ученический коллектив.

 Считаю, что выполнила задачу объединения учащихся, родителей и педагогов, работающих в классе в единую команду. Мы совместно решали воспитательные задачи в течении нескольких лет.

2.      Ценностно-ориентированный компонент воспитательной системы

 

      Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентированный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

  • цели и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Воспитание без цели не бывает, так как существенными характеристиками этого процесса является целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:

Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.

Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определенный промежуток времени. Сформулировано мною следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.

Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я определила ее так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта.

На пути к достижению жизнедеятельности классного сообщества происходят изменения. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе детьми и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.

 

·         Диалогизм

Мир детства, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием. На основе диалога строится целостный учебно-воспитательный процесс.

  • Сосуществование

Мир детства, как и мир взрослости достаточно независимы.

  • Контроль

Это необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивающий порядок в классном обществе.

  • Единство

Мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей.

  • Принятие

Человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценками взрослости и детскости.

 

3.      Функционально-деятельностный компонент воспитательной системы.

 

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:

  • образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
  • воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).

·         коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;

·         защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

·         адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;

·         интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;

·         оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.

        В соответствии с воспитательной системой я определила свои ведущие роли классного руководителя:

·         «Контролер»;

·         «Проводник по стране знаний»;

·         «Нравственный наставник»;

·         «Носитель культуры»;

·         «Социальный педагог»;

·         «Фасилитатор».

Тип воспитательной системы и характерный для нее вид совместной деятельности оказывают влияние и на выбор форм и способов организации самоуправления в классном сообществе.

Ведущим органом в классе, классным руководителем которого я являюсь, есть Совет дела 

4. Отношенческо-коммуникативный компонент

 состоит из двух элементов:

· отношений в обществе детей и взрослых;

· внутренних и внешних связей воспитательной системы

Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.

В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.

Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.
Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса - существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.
Становление коллектива в системной деятельности - и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.
Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.
Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы: "Взаимоотношения - субъекты", "взаимоотношения - деятельность". Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию "эмоционального богатства личности"
Особую роль приобретают взаимоотношения "воспитатель - воспитанник", ведь воспитатель воспринимается и как "источник" деятельности, и как ее участник.

                5. Диагностико-аналитический компонент

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы, на мой взгляд, могут быть признаны следующие критерии:

·         Уровень интеллектуального развития учащихся;

·         Уровень воспитанности учащихся;

·         Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;

·         Сформированность классного коллектива.

Я думаю, что необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоемкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Для определения основных задач воспитательной работы в классе было необходимо выяснить уровень воспитанности учащихся, ценностные ориентации личности, проблемы взаимоотношений учащихся класса, взаимоотношений в семье. С этой целью в течении нескольких лет я использовала различные диагностические методики.

Анализ показаний ценностных ориентаций учащихся и результатов воспитательной работы давали возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.

Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью.

Классный коллектив отличают сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество. 


Воспитательная система класса

Воспитательная система класса

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей

На пути к достижению жизнедеятельности классного сообщества происходят изменения

На пути к достижению жизнедеятельности классного сообщества происходят изменения

В соответствии с воспитательной системой я определила свои ведущие роли классного руководителя: · «Контролер»; · «Проводник по стране знаний»; · «Нравственный наставник»; · «Носитель культуры»;…

В соответствии с воспитательной системой я определила свои ведущие роли классного руководителя: · «Контролер»; · «Проводник по стране знаний»; · «Нравственный наставник»; · «Носитель культуры»;…

Другого, развитию себя как некоторого единого целого

Другого, развитию себя как некоторого единого целого

Классный коллектив отличают сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество

Классный коллектив отличают сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2024