Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—9 кл
03.04.2018
В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка.Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспит.прогр. Б.О.А. (2).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большемеминская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района Республики
Татарстан
воспитательная программа
(5 9 класс)
Классный руководитель:
Баймяшкина Ольга Александровна Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое
взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной
деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом,
ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчёркивается
активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в
бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В
процессе своего становления как личности, ребёнок испытывает взаимодействия со
стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в
социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через
организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных
сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию
воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные
отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу,
воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую
деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели,
взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса
в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании.
Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне
конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как
пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная
деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и
самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из
них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
партнёрской,
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного
руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на
коллективной,
равноправной творческой деятельности классного
руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих,
создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль,
функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет
правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и
воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и
упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию
личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть «живым»
системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное
социальнопедагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется
построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и
гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию
воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей
среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на
духовное развитие личности каждого ребёнка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (59 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2012 2013 уч. год – 5 класс
«Рождение»
Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;
Форма деятельности:
развитие творческих способностей;
привитие пользовательского навыка работы на компьютере;
воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать,
прогнозировать;
выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;
объединение класса общим делом;
2 этап – 2013 – 2014 уч. год – 6 класс
«Становление»
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Форма организации классных дел: проектная деятельность.
Выпуск классной газеты.
Оформление фотолетописи класса.
3 этап – 2014 – 2015 уч. год – 7 класс
«Самоопределение»
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические
тренинги. 4 этап – 2015 – 2016 уч.год – 8 класс,
20162017 уч. год 9 класс
«Самореализация»
Цель: создание условий для самореализации учащихся
Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных
профессий.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся;
дискуссии, диспуты; заседание экспертной группы; образовательные интеллектуальные
игры, соревнования; викторины; экскурсии.
Опирается на следующие виды деятельности:
1) познавательную,
2) игровую,
3) спортивную,
4) творческую,
5) коммуникативную,
6) досуговую,
7) общественноорганизаторскую,
8) допрофессиональную.
В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса,
направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей,
организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе теории лежат следующие принципы:
1. Все дети талантливы.
2. Плох не ребёнок, плох его поступок.
3. В каждом ребёнке чудо, ожидай его. Работа ориентирована на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом
строится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование
гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а
направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать,
а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на
среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого
педагогической диагностики личности.)
4. Характер и результативность цели воспитательной программы определяются
принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
гуманизация обучения и воспитания;
системнодеятельностный и личностноориентированный подход к воспитанию;
связь воспитания с жизнью, трудом;
общественная направленность воспитания;
опора на положительное в воспитании;
личностный подход;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка.
Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в
процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй) Критерии, показатели и методики отслеживания эффективности реализации
программы
Критерии
Показатели
Методика изучения
Личность
учащегося как
главный
показатель
эффективности
процесса
воспитания.
В каком направлении происходит
развитие личности ребенка?
На какие ценности он
ориентируется?
Какие отношения к окружающему
миру, к другим людям, к самому
себе складываются у него в процессе
воспитания Позитивные
изменения, происходящие в личности
воспитанника, – личностный рост
(развитие гуманистических
ценностных отношений человека к
миру, к людям и к самому себе).
1.Методика определения
модели выпускника.
2.Методика выявления
готовности школьников к
выбору профессии.
3.Методика М.Рокича
«Уровень ценностных
ориентаций».
4.Опросник субъективного
отношения ученика к
деятельности, самому себе и
к окружающим.
Удовлетворённ
ость учащихся
и родителей
жизнедеятельн
остью в классе
и в школе.
Детский
коллектив
как условие
развития
личности
школьников.
Удовлетворённость родителей и
учащихся результатами обучения и
воспитания.
Методика А.И.Григорьевой.
Ребёнок развивается как личность в
нескольких разных коллективах
разных по характеру деятельности,
по способу вхождения в них детей,
по характеру реализуемых ими в
этих коллективах ролей, по
длительности пребывания в них
ребят. Влияние коллектива на
ребенка многоаспектно: за счет
одних своих свойств он может
порождать процессы нивелировки
личности, ее усреднения; за счет
других развивать индивидуальность
человека, его творческий потенциал.
1.Методика изучения
уровня развития детского
коллектива «Какой у нас
коллектив» А.Н.Лутошкина.
2.Методика Фридмана
«Наши отношения».
3.Методика определения
уровня развития
ученического
самоуправления
М.И.Рожкова.
1.Методика «Атмосфера в
классе».
2.Методика Е.Н.Степанова. Плансетка Ступени воспитательной программы
Первая
ступень
Обоснование
целей и задач
воспитательн
ой работы
Шестая
ступень
Составление
воспитательн
плана
ой работы
Воспитател
программа
ьная
Пятая
ступень
Работа с
родителями
Четвёртая
ступень
Учёт и анализ
индивидуальн
особенностей
ых
детей
Вторая
ступень
Ожидаемые
проблемы
воспит.
работы с
классом
Третья
ступень
Формы,
работы с
классом
направления Первая ступень.
Обоснование целей и задач воспитательной работы
Я определила следующую цель воспитательной программы:
Цель – воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой
научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному
поведению.
Способной самостоятельно
строить всю свою жизнь.
Умеющей взаимодействовать с
другими людьми;
Испытывающей любовь и
уважение к своей стране,
своему отечеству, гордости за
свой родной край, знание
истории и традиции своей
малой Родины.
Стремящейся к сохранению и
укреплению своего здоровья. Задачи:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся,
создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и
усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в
повседневном поведении детей и подростков,
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою
семью, свой класс, свою школу, республику, страну,
способствовать развитию творческих способностей детей,
формированию
эстетического восприятия окружающей действительности,
сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий
успешности жизненного пути,
формирование корпоративной культуры учащихся,
воспитание толерантности,
развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.
Основные направления деятельности классного руководителя:
работа с родителями;
развитие творческих способностей учащихся;
организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
изучение личности каждого ученика;
помощь детям в их учебной деятельности;
координация деятельности учителей, работающих в классе;
работа с детьми группы риска;
организация совместных поездок, походов, экскурсий;
развитие классного самоуправления. Вторая ступень
Ожидаемые проблемы воспитательной работы с классом в текущем году
Одна из проблем, которую я предвижу, это проблема адаптации. Под адаптацией принято
понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два
спектра — биологический и психологический. Любые переходные периоды в жизни человека всегда
связаны с проблемами.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть
к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и
беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы
можем оказать ребятам.
Третья ступень
Формы, направления воспитательной работы с классом
В планпрограмму вошли направления:
1. «Ученик – патриот и гражданин»: воспитание способности делать свой жизненный
выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи,
коллектива; формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству,
государству.
2. «Ученик и его нравственность»: воспитание нравственного человека, способного к
принятию ответственного решения и к проявлению нравственного поведения в любых
жизненных ситуациях.
3. «Ученик и его интеллектуальные возможности»: осознание учащимися значимости
развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного
взаимодействия с окружающим миром.
4. «Ученик и его здоровье»: формирование у учащихся понимания значимости здоровья
для своего самоутверждения.
5. «Общение и досуг ученика»: формирование у учащихся культуры общения; создание
условий для проявления творческой инициативы, а также самостоятельности.
6. «Ученик и его семья»: осознание учащимися значимости семьи в жизни любого
человека.
7. «Экологическое воспитание школьника»: формирование у учащихся бережного
отношения к природе.
Программа позволяет использовать различные формы воспитательной работы:
праздники;
викторины;
олимпиады;
конкурсы;
соревнования;
турниры;
игры;
встречи с ветеранами,
интересными людьми;
дискуссии, диспуты;
заседания экспертной группы;
форумы;
походы, экскурсии и т.д.
Правильный подбор способов и средств воспитательной деятельности и умение
облечь в увлекательную форму определяет успех и эффективность воспитательного плана
работы.
Четвертая ступень
Учет и анализ индивидуальных особенностей детей
Каждый ребенок
– индивидуальность. Его психологические задатки,
природные силы, особенности мировосприятия заложены природой.
Переходный возраст – это время полового созревания Вашего ребенка. Обычно
переходный возраст начинается в 1113 лет, причем у девочек он наступает обычно немного
раньше, чем у мальчиков. У ребёнка появляется резкая смена настроений,
раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить
среди сверстников, возможны трудности в учёбе, в общении со взрослыми.
Каждый возраст хорош посвоему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои
особенности, есть свои сложности. Не является исключением и подростковый
возраст.
Несколько общих особенностей подросткового возраста:
Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый).
Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос этого
периода).
Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности,
которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные
колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и
окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка
на ценности и нормы общества.
Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям
сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нём
говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и
поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности
другими людьми и, прежде, всего родителями).
Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной активности к
полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка организма – изменения в роста, веса, пропорций тела, резкое повышение гормонального фона – являются
причинами быстрой утомляемости, снижения работоспособности и успеваемости).
Пятая ступень
Работа с родителями
Успех воспитания заложен в триединстве:
учитель – ученик – родитель
Изменения,
взаимоотношениях «родительребенок».
происходящие в подростковый период,
сказываются на
Общие рекомендации родителям:
Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию
целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от
назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
Приучайте себя к мысли, что ребенок взрослеет и он – такой же человек, как и Вы,
следовательно разговаривать со своим ребенком нужно так, как Вам бы хотелось,
чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая
назидательность, грубость и хамство.
Не допускайте мыслей о наказании, наказание строится на страхе, страх порождает
агрессию и ведет только к конфликту и отдалению ребенка от Вас. Лучше
разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их
нарушение, а также поощрений. Будет замечательно, если все это Вы придумаете и
разработаете вместе с ребенком.
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером
для положительного подражания каждый день. Согласитесь: бессмысленно требовать
от ребенка не использовать ненормативную лексику, если Вы сами иногда (для
большей убедительности) отступаете от этого требования.
Только сильный человек – личность – не боится признавать свои ошибки и, вместе с
тем, уважает право другого человека на ошибку. Помните, что подросток – тоже
личность, претендующая на равные отношения и права с Вами. Уважаемые родители, не бойтесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и
поступки – этим Вы покажете, насколько Вы справедливы в оценке себя и других.
Шестая ступень
Составление планапрограммы воспитательной работы
Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь
ребят в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим
желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть
самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились
к познанию самих себя.
Структура плана работы
В плане воспитательной работы отражены следующие разделы:
общие сведения о классе;
план – сетка;
самоуправление;
работа с родителями;
диагностика;
наши достижения;
Ученическое самоуправление
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай действовать мне самому, и я научусь!»
Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение
социальной активности, творческого потенциала детей.
Самоуправление в классе – это сложный, а иногда недостижимый процесс, в
результате которого все члены классного коллектива добровольно подчинены
избранной группе одноклассников и выполняют правила ими же составленные и
утверждённые; каждый из членов коллектива может быть, как избран в группу
лидеров, так и отозван из неё.
Формирование социального опыта может быть достигнуто только на основе
культуры взаимодействия детей и взрослых.
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
приобрести опыт управленческой деятельности;
раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и
внеурочной деятельности.
Основные функции ученического самоуправления: организация и проведение
классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других
мероприятий, анализ деятельности членов совета класса, подготовка предложений
членов классного коллектива в вышестоящие органы самоуправления – классное
собрание. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый
его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и,
как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому
обе стороны должны научиться уважать права друг друга.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив.
А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное
неравенство, диаметрально противоположные, политические и природные
катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя
отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо»,
значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять
систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей,
ученика воспитывает дух коллектива.
Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения
всех к самоуправлению.
Структура органов самоуправления в классе:
Высший орган самоуправления
Собрание
содружества
Учащиеся
Содружество «Классный класс»
«Ученик – Кл.руков. –
Родитель»
Родители
Классное собрание учащихся
Родительское
собрание
Классный руководитель
Рабочие органы самоуправления
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному
направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в
общественно полезной и досуговой деятельности.
Трудовой сектор
(зам классного руководителя)
организация дежурства по
школе, по классу;
участие в трудовых акциях;
работа по оформлению
кабинета (озеленение,
поддержание хорошего
состояния мебели,
поддержание чистоты).
проведение субботников;
Культмассовый сектор
организация классных
огоньков;
общешкольные и
внутриклассные праздники;
посещение театров, музеев,
проведение
экскурсий.
Учебный сектор
(зам. классного руководителя)
помощь в проверке
дневников;
организация работы по
развитию
познавательных интересов
формирование команд к
участию в викторинах,
интеллектуальных марафонах;
организация помощи
отстающим в учебе.
учет посещаемости.
Спортивный сектор
(организатор спортивно
оздоровительной
работы)
участие в спортивно
оздоровительных
мероприятиях класса и школы;
формирование команды к
спортивным
турнирам, эстафетам.
сбор информации о
спортивных достижениях
учащихся класса.
Предложенная форма ученического самоуправления имеет ряд достоинств:
Во–первых, вовлечение в работу всех учащихся класса.
Во–вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к
себе, ответственность, стремление оказать помощь.
В–третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят. В–четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных
мероприятий требует больших затрат личного времени.
Схема взаимодействия классного руководителя с социумом
ШМО классных
руководителей
Администрация школы
Классный
руководитель
Библиотеки
Родительский
совет класса
Педагоги
дополнительного
образования
Школьный
музей
Общие
сведения о
классе
Список детей 9 класса
Домашний адрес,
телефон
Дата
рождени
я
Ф.И. ученика
№
1
2
3
Список учителейпредметников,
работающих в классе
Фамилия, имя, отчество
Предмет
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и
ИКТ
Физика
История
Обществознание
Химия
Биология
География
Искусство (ИЗО)
Физическая
культура
Татарский язык
Татарская
литература
Расписание занятия в классе
Сре
да
№
Поне
дель
ник
Втор
ник
Че
тве
рг
П
я
т
С
у
б н
и
ц
а
б
о
т
а
1
2
3
4
5
6
Д
Сведения о занятости учащихся во
внеурочное время
Кружки, секции
Фамил
ия, имя
1 полугодие
2 полугодие
№
1
2
3
№
1
2
3
Сведения о занятости учащихся во
внеурочное время по дням недели
Фамилия, имя
Пн
С
Ч
т
Пт
Су
В
Актив класса
Принципы жизнедеятельности
• Познай себя – это интересно!
• Сотвори себя – это необходимо!
• Утверди себя – это возможно!
• Прояви себя – это реально!
Правила жизнедеятельности:
• будь настойчив в учёбе, труде, спорте
• добросовестно относись к своим поручениям
• живи весело, содержательно, будь активным, творчески подходи к любому делу
•
• узнавай о своем городе и их жителях
• уважай людей, живущих рядом
• не отказывай в помощи одноклассникам и помогай нуждающимся в твоей помощи
соблюдай порядок и чистоту в классе и школе • дорожи мнением о себе других людей
• хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь
• дорожи дружбой, помни мы коллектив!
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
Социальный паспорт класса
Категори
я
Полные
Фамилии
семьи
Семьи с
отчимом
Семьи
неполные
Бабушка
дедушка
Семьи с
опекунам
и
Многодет
ная семьи
Неблагоп
олучные
семьи
№
1
2
3
4
5
6
7
Анализ развития учащихся класса
Работа с
родителями
Работа с родителями
Цель: Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к
активному участию в организации УВП в классе, выявление воспитательных возможностей,
факторов семейного воспитания, оказывающих положительное воздействие на ребенка, и
установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Изучение образа жизни семьи.
Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
Задачи: Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций.
Выявление взаимоотношений семьи и школы.
Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и
Повышение роли родителей в жизни школы и учащихся.
общества.
Направле
ния
Повышени
е
психолого
педагогиче
ских
знаний кл
руковод.
Вовлечени
е
родителей
в воспитат
ельный
процесс
Просвещен
ие
родителей
в актуальн
ых
вопросах
учебно
воспитател
ьного
процесса
Совместная деятельность с родителями
Формы работы
1. Исследование психологического климата семьи
каждого ученика класса.
2. Поддержание регулярного общения.
1. Выбор родительского комитета класса
и определение его функций в воспитательной работе.
2. Регулярное проведение родительских собраний
(1 раз в четверть).
3. Проведение совместных творческих дел (походы,
экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
4. Совместные консультации и воспитательные беседы
1. Анализ учебной работы учащихся:
— анализ контрольных, практических, лабораторных
работ, диктантов;
— анализ отношения к учебе;
— объективная оценка качества образования;
— собеседование с неуспевающими учащимися.
2. Помощь семьи в правильной профессиональной
ориентации ученика
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями
учащихся
Родительские собрания; дни открытых дверей; встречи с администрацией,
учителями класса и индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация;
выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы;
переписка.
Воспитание педагогической культуры родителей
Цель:
Организация психологопедагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед по
вопросам воспитания детей
Каждую
четверть
Сентябрь,
декабрь, март,
Сентябрь
По
необходимост
и
Ежемесячно
В течение года
Еженедельно
Раз в четверть
Ежемесячно
Проведение родительских собраний.
Анкетирование родителей.
Выбор родительского комитета.
Встреча родителей с администрацией школы.
Заседания родительского комитета.
Проведение рейдов «Жизнь ученика в семье»
Проведение индивидуальных консультаций
родителей.
Участие родителей по благоустройству
классной комнаты.
Участие родителей в совместных делах
класса.
1.Организационное «Особенности организации учебного процесса учащихся 9
Тематика родительских собраний
класса и роль родителей в этом процессе»
2 «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального
выбора ребенка со стороны родителей.
3.«Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника
основной школы».
4. «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как
противостоять стрессу?»
Посещение родительских собраний
Дата проведения, посещение
Список
№
1
2
Сведения о родителях
Фамилия,
имя
№
1
2
3
ФИО матери,
место работы
ФИО отца,
место работы
Родительский комитет
№
1
Ф.И.О.
Телефон
План работы родительского комитета
на 20162017 учебный год
Мероприятие
Заседание №1
1.Перевыборы состава школьного родительского комитета
2. Знакомство с планированием и задачами работы школы на
учебный год.
3.Утверждение плана работы на год
1.Изучение родительским комитетом вопроса организации питания
учащихся. Рейд по проверке столовой
2. Рейд по проверке посещаемости и внешнего вида
1. Рейды по проверке состояния дисциплины в школе и
соблюдении ТБ на уроках и переменах.
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
1. Подготовка и проведение Новогодних праздников и Новогодних
январь
каникул.
Заседание №2
1.Подведение итогов работы родительского комитета за первое
полугодие.
2.Определение задач второго полугодия.
3.Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о
проделанной работе.
март
1. Участие родительского комитета в мониторинге «Уровень
апрель
май
удовлетворённости родителей работой школы»
1. Решение организационных вопросов по подготовке ремонта в
школе.
1. Вручение Благодарственных писем родителям
2. Отчёт о работе родительских комитетов классов и школы на
июнь
заключительном заседании.
3.Годовой отчёт о работе родительского комитета .
1. Организация и проведение выпускного вечера в школе.
Работа в течение года:
1.Посещение неблагополучных семей совместно с классным руководителем.
2. Участие в общешкольных родительских собраниях
3. Участие в классных родительских собраниях
4. Организация профориентационной работы и экскурсий на предприятия
5. Помощь в проведении внеклассных мероприятий
6. Организация походов и туристических поездок.
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Сентябрь
1. День знаний.
2. День солидарности в борьбе с терроризмом . «Эхо Бесланской печали»
3. Организационный кл.час. Выборы в самоуправление касса и школы. Организация дежурства в
классе и в школе.
4. Мы за здоровый образ жизни!
Октябрь
1. Всегда ли дружба важнее всего?
2. Умеем ли мы прощать?
3. Экология и профессии. Профессии, которые мы выбираем.
4. Подведение итогов 1 четверти.
Ноябрь
1. Моя мама – самая лучшая (ко дню матери)
2. Секрет долгой жизни – не укорачивать её
3. В поисках призвания
4. Решение конфликтов без насилия
Декабрь
1. Листая Конституции страницы
2. Наступает мусорный кризис
3. Мы за здоровый образ жизни
4. Подведение итогов 2 четверти
Январь
1. Семья лучшее место для жизни
2. Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни.
3. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
4. Путь к себе
Февраль
1. Путешествие в страну любимых занятий
2. Хочешь быть здоров – будь им.
3. Организованный выход на каток.
4. Армейский экспресс (игра)
Март
1. Кем быть? Выбор профессии
2. На что потратить жизнь?
3. Русские традиции в праздниках
4. Любовь, влюбленность. Школьная любовь.
5. Подведение итогов 3 четверти. Апрель
1. Профилактика наркомании и алкоголизма.
2. Куда пойти учиться ? Обзор учебных заведений. Взгляд в будущее. Мои планы. В поисках своего
призвания.
3. Портфолио учащегося. Презентация портфолио.
Май
1. Интеллектуальная игра: «Великая Победа»
2. Святая святых – родительский дом.
Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителямипредметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога.
3. Сбор денег, раздача денег (питание, экскурсионные поездки и т. д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Собрание класса по планированию работы (по графику).
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам триместра.
2. Анализ выполнения плана работы за триместр, коррекция плана воспитательной
работы на новый триместр.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся. 3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
Дополнительная литература:
Алоева М.А. Классные часы и родительские собрания в 79х классах /М.А. Алоева, В.Е. Бейсова
– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Весёлые классные часы в 79х классах.
Глаголев О.Б. Настольная книга классного руководителя 9 класса/ О.Б. Глаголев – Ростов н/Д:
Феникс, 2009.
Деклереева Н.И. Новые родительские собрания: 59 классы.М.:ВАКО, 2006.
Деклереева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 59 классы. – М.:ВАКО,
2007.
Диск «Классные часы в средней школе»
Классные часы. 9 класс / авт. сост. Н.Г. Колодезнеца и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Педагогическая диагностика классного руководителя.
Периодические издания методической газеты для классных руководителей «Воспитание
школьников»
Периодические издания научнометодического журнала «Классный руководитель»
Родительские собрания: 9 класс/Авт.сост. Л.А. Егорова.М.: ВАКО, 2009.
Родительский лекторий: 511 классы/ сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. М.: Нар. образование, 2000.
Спутник классного руководителя. 89 классы / сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель,
2007.
Беспятова, Н. К. Военнопатриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айриспресс, 2006. – 192 с.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.
П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.
А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айриспресс, 2005. – 64 с.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 510 классы. – М.:
ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитательная программа (5-9 класс) "Развитие личности в классном коллективе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.