Воспитательное мероприятие "Дети войны"
Оценка 5

Воспитательное мероприятие "Дети войны"

Оценка 5
docx
14.02.2023
Воспитательное мероприятие "Дети войны"
Дети войны.docx

Воспитательное мероприятие  «Дети войны»

Цели и задачи:

-познакомить учащихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры;

-показать какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;

-через воспоминания детей войны показать истинное “лицо” фашизма;

-воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: проектор, архивные видеозаписи ,фотографии военных лет.


Материалы:

Видеозапись «От Советского Информбюро»,  фонограмма «Пусть всегда будет солнце», видеозапись из блокадного Ленинграда и  дневника Т.Савичевой, видеозапись Бухенвальд


Ход мероприятия:

Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг…  (Видео «От Советского Информбюро») 

Девочка.

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

 Мальчик.

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война

Видео
Учитель:  

- Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.

- Ответьте, что такое в вашем понимании «война»

(дети отвечают: Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха.

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

- Сегодня наш классный час хотелось  бы посвятить детям, пережившим страшное военное время, детям войны.
Война прошлась по детским судьбам грозно, 
Всем было трудно, трудно для страны, 
Но детство изувечено серьёзно: 
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

Вдумайтесь в эти цифры: 
- Каждый день теряли 9168 детей,
- Каждый час – 382 ребенка,
- Каждую минуту – 6 детей,
- Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок 

Ученик
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик: 
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как  же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?

1)Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!

2) В те рассветы
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

 

- Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои…?

Во время II мировой войны погибло 13 млн. детей. Сколько русских, белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира.

Учитель: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

Что помнят они? Что могут рассказать?

Наш классный час посвящен детям Великой Отечественной войны. Сегодня мы услышим воспоминания детей о войне, узнаем, как они жили, о чем думали и мечтали. Многие из них тогда были вашими сверстниками, кто-то помладше или постарше.

Сейчас поговорим о детях с окупированных территорий

Дети зачитывают воспоминания своих сверстников из книги Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо”.

Галя Давыдова - 11 лет.

“…Видела много фашистских солдат, но, ни одного не помню. Мне казалось, что все они на одно лицо. И единственное, что я запомнила, - это страх. И еще - голод…”.

Юра Карпович - 8 лет.

“… Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черной. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист”.

Леонид Сиваков – 6 лет.

“…Заходили в хату со списком и по списку стреляли. Читают: мать, дед… Дети такие-то, по стольку лет.Посмотрят по списку, если одного нет, начинают искать… Когда всех найдут, тогда стреляют…

У нас в хате собралось шесть человек: бабушка, мама, старшая сестра, я и два младших братика. Шесть человек… Увидели в окно, как они пошли к соседям, побежали в сени с братиком самым маленьким, закрылись на крючок. Сели на сундук и сидим возле мамы. Крючок слабенький, немец сразу оторвал. Через порог переступил и дал очередь. Мы все упали, я завалился за сундук…

Пришел в сознание, когда услышал, что на меня что-то капает…Капает и капает, как вода. Поднял голову: мамина кровь капает, мама лежит убитая. Слышу: заходят двое. Пересчитывают: сколько убитых. Один говорит: “Тут одного не хватает. Надо искать”. Стали они искать, нагнулись под кровать, а там мама приховала мешок жита, а я за ним лежу. Вытянули они мешок, и пошли довольные.

Дети в концлагере тоже натерпелись горя.

Всех тех, кого фашисты не расстреляли, не сожгли заживо, они угоняли в концлагеря, разбросанные на всей оккупированной ими территории, в самой Германии.

Бухенвальд, Освенцим, Дахау, Майданек … об этих концлагерях слышали все. В них были не только военнопленные, но и старики, женщины, дети.

Просмотр видео «Бухенвальд»

А сейчас поговорим о всех тяготах, которые довелось пережить детям блокадного Ленинграда.

Блокада и дети. Это самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

- Как вы понимаете слово «блокада»?

- Блокада – это окружение города со всех сторон .

Тяжело приходилось и детям блокадного Ленинграда. Постоянные бомбежки , обстрелы, страшный холод в домах и голод – вот, что запомнили те, кому удалось выжить.(Дети пересказывают воспоминания  маленьких ленинградцев)

Валентина Кузьминична Грабовская Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все кошки и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. 

Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 

 

 

Ученик: Девчонка руку протянула 

 И головой упала на край стола. 

 Сначала думали: уснула, 

 А оказалось, умерла. 

Никто не обронил ни слова, 

 Лишь хрипло сквозь метельный стон 

Учитель выдавил, 

Что снова занятья после похорон. 

 

Память, стой, замри – это надо!

 То из жизни моей, не из книжки! 

Из блокадного Ленинграда

 Привезли седого мальчишку…

 Я смотрела на чуб с перламутром

 И в глаза его очень взрослые! 

Среди нас он был самым мудрым, 

Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

 

 Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой – смерть. (просмотр  видеозаписи дневника Тани Савичевой)

Дети на войне

- Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти,  учиться и жить.

Давайте попробуем поставить себя на их место. Хватило бы у нас силы духа и мужества испытать то, что вынесли они.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Вот лишь несколько имён Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков. 
(Дети держат  портреты пионеров героев и выступают с докладами)
- Леня Голиков!
 Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
- Зина Портнова!Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки

- Марат Казей!

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии.   Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

День победы

- И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…

Ученик: Пусть дети повсюду встречают рассвет 

 Улыбкою ясной, спокойной. 

Давайте же скажем все вместе – нет! 

 Нет, нет, нет!  Нет – грабительским войнам. 

 Ученик: Чтоб снова на земной планете 

Не повторилось той зимы, 

 Нам нужно, чтобы наши дети 

Об этом помнили, как мы! 

Я не напрасно беспокоюсь,

 –  Чтоб не забылась та война: 

 Ведь эта память – наша совесть. 

Она, как сила, нам нужна… 

Ученик – Я нарисую яркое солнце! 

 – Я нарисую синее небо! 

 – Я нарисую свет в оконце! 

 – Я нарисую колосья хлеба! 

 – Мы нарисуем осенние листья, 

Школу, ручей, друзей беспокойных. 

И зачеркнем нашей общей кистью 

Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

   Неугасима память поколений

   И память тех, кого так свято чтим,

   Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)   (звук  метронома)

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы

На челках детских седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

 

-Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Дети исполняют песню «Солнечный круг»»


 

Воспитательное мероприятие «Дети войны»

Воспитательное мероприятие «Дети войны»

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек

Учитель: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли?

Учитель: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли?

Вытянули они мешок, и пошли довольные

Вытянули они мешок, и пошли довольные

Ученик: Девчонка руку протянула

Ученик: Девчонка руку протянула

Марат Казей! Марат был разведчиком у партизан

Марат Казей! Марат был разведчиком у партизан

Ты послушай святую минуту молчанья

Ты послушай святую минуту молчанья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023