Слайд 1
Профориентационное занятие
«Россия в деле»
(«Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации», Тихоокеанское высшее военно-морское училище (г. Владивосток)
Товарищи кадеты, сегодня в рамках курса занятий «Россия – мои горизонты» мы проведем профориентационное занятие «Россия в деле», но так как многие из вас уже определились с выбором своей профессии, я предлагаю вашему вниманию рассмотреть военную специальность «Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации» на примере Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени адмирала Степана Осиповича Макарова.
Слайд 2
Но прежде, чем мы перейдем к нашей военной специальности, я хочу вас познакомить с училищем, которое является самым удаленным от центральной России и готовит офицеров для Военно-Морского Флота на востоке нашей Родины.
ТОВВМУ
(Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала Степана Осиповича Макарова)
Слайд 3
18 октября 1937 года на основании Постановления Совета Народных Комиссаров о расширении сети военно-морских учебных заведений была издана Директива о формировании 3-го Военно-морского училища РККА. К концу января 1938 года были подготовлены к приему курсантов три этажа южной части учебного корпуса, вступили в строй столовая, санчасть, типография, телефонный коммутатор, сформирована кадровая команда. Командно-преподавательский состав был набран из наиболее подготовленных командиров ТОФ.
Слайд 4
История училища неразрывно связана с эпохой становления военно-морского образования в России. Основу первого набора училища в 1937-1938 годах составили курсанты ВМУ им. Фрунзе. 30 января 1938 года после окончания 1-го семестра 329 курсантов-первокурсников училища имени М.В. Фрунзе из Ленинграда специальным поездом прибыли во Владивосток.
Первые годы истории ТОВВМУ тесно связаны с личностью Николая Герасимовича Кузнецова – Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза, который был одним из инициаторов создания военно-морского училища во Владивостоке.
Слайд 5
5 мая 1939 года 3-е ВМУ переименовано в Тихоокеанское военно-морское училище.
Первый выпуск обучавшихся на курсах ускоренной подготовки командного состава состоялся в марте 1940 года, когда на флот убыло 97 лейтенантов, младших лейтенантов и воентехников.
В соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров от 5мая 1940 года, приказом народного комиссара ВМФ 10 июня 1940 года училище переведено в разряд высших и стало называться ТОВВМУ. 3 февраля - 18 марта 1941 г. в училище проведены первые государственные экзамены.
В годы Великой Отечественной войны ТОВВМУ выполняло особую роль в подготовке кадров для Военно-Морского Флота, как единственное военно-морское училище, не оказавшееся в зоне боевых действий.
1 мая 1944 года, училищу, как символ воинской доблести и мужества было вручено Знамя части.
Слайд 6
21 апреля 1954 года указом Президиума Верховного Совета СССР, в связи с пятидесятилетием со дня гибели выдающегося русского флотоводца и талантливого ученого вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, Тихоокеанскому высшему военно-морскому училищу было присвоено его имя.
Слайд 7
Первоначально в училище были созданы три факультета - штурманский, артиллерийский и минно-торпедный. Артиллерийский факультет в 1959 году был упразднен.
В августе 1969 года открыт факультет радиоэлектроники, в 1978 году – факультет связи, в 1984 году – факультет гидроакустики.
6 июня 1994 года создан береговой факультет, 22 мая 1995 года в штат училища включена учебная батарея береговых ракетных комплексов. 10 мая 1997 года создан учебный аэродром.
В 1998 году, согласно Закону Российской Федерации о высшем и послевузовском образовании, все ВУЗы Министерства обороны Российской Федерации получили новый статус и ТОВВМУ было преобразовано в Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О.Макарова.
С сентября 2003 года в Тихоокеанском военно-морском институте производится подготовка мичманов и прапорщиков для Военно-Морского Флота страны.
17 декабря 2003 года институт награждён переходящим кубком «Лучшему военно-морскому учебному заведению».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 1695–р, директивой Министра обороны РФ от 29 января 2010 года № Д– 6дсп «Об организационных мероприятиях, проводимых в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации в 2010 году» и указаниями Генерального штаба Вооружённых Сил от 17 февраля 2010 года № 314/10 502, ТОВМИ им. С.О.Макарова именуется как «Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования» Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-Морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (филиал, г. Владивосток).
В 2012 году, после двухлетнего перерыва, возобновлены наборы курсантов.
Постановлением Правительства Российской Федерации с 08 августа 2014 года училищу возвращено историческое название – Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова.
9 мая 2015 года, впервые в истории ТОВВМУ имени С.О.Макарова, курсанты училища приняли участие в военном параде, посвящённом 70-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в городе Москве.
Слайд 8
В настоящее время в училище действуют факультеты: Кораблевождения и минно-торпедного вооружения; Средней военно-специальной подготовки; Профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Подробнее об основных профессиональных образовательных программах, специализациях, военных специальностях и минимальном количестве баллов ЕГЭ информация представлена на слайдах
Слайд 9 – Слайд 12
Слайд 13
За историю училища было произведено 77 выпусков. 14 июня 2014 года состоялся единственный в истории училища выпуск военнослужащих-женщин.
В стенах прославленного учебного заведения подготовлено более 18 тысяч офицеров, из которых более 240 стали адмиралами. 16 выпускников и сотрудников училища получили звания Героя Советского Союза и России.
С 1970-х годов выпускники ТОВВМУ занимают важнейшие командные должности на Флоте.
Трое из них стали Главнокомандующими ВМФ России (Адмирал Флота Громов Феликс Николаевич (1992-1997), Адмирал Флота Куроедов Владимир Иванович (1997-2005), Адмирал Чирков Виктор Викторович (2012 -2016).
Слайд 14
Алгоритм поступления в ТОВВМУ практически ничем не отличается от алгоритма поступления в любой другой военный ВУЗ и представлен на слайде.
Слайд 15
В настоящее время ТОВВМУ имени С.О.Макарова – одна из основных баз военно-морского образования, обеспечивающая кадрами флот России, известная высоким качеством военной и профессиональной подготовки, подготовившая тысячи морских офицеров, одно из лучших военно-морских вузов России.
Демонстрация видеоролика «ТОВВМУ»
Слайд 16
А сейчас я бы хотел поподробнее остановится на военной специальности «Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации».
Для начала давайте определимся с вами что такое кораблевождение, навигация, морская навигация и кто такой штурман
Слайд 17
Так вот специальность «Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации» в ТОВВМУ и подразумевает подготовку командира (инженера) группы штурманской боевой части надводного корабля (подводной лодки), основное предназначение которого является исполнение обязанностей офицера штурманской службы (вахтенного штурмана) – штурманской боевой части (БЧ-1).
Назначение и задачи штурманской боевой части представлены на слайде.
Слайд 18
Обучение осуществляется по двум направления: теоретическое и практическое.
Слайд 19
При успешном завершении обучения, у выпускника есть три перспективных направления карьерного роста: по командирской линии, по специальности и в рамках научно-педагогической деятельности.
Демонстрация видеоролика «Профессия-штурман»
Слайд 20
Давайте вернемся к термину «кораблевождение» и рассмотрим основные дисциплины, которые преподаются в рамках этой специальности.
МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ - базовая дисциплина для освоения специальности, изучает методы и способы решения навигационных основных задач кораблевождения (ведение счисления и навигационной прокладки на морских навигационных картах с учётом влияния различных факторов, способы определения корабля методом обсервации и т. д.). Изучается с 1-го по 4-й курс включительно.
МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ - дисциплина, изучающая теоретические основы использования небесных светил для разрешения практических вопросов мореплавания: определения места корабля в море, поправки компаса по наблюдениям небесных светил, определения условий освещённости, ведения службы времени на корабле и т. д. Изучается на 2-м и 4-м курсе.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ - дисциплина, изучающая математические основы обработки измерений навигационных параметров в целях оценки точности выполненных измерений и расчёта погрешности места корабля. Изучается на 3-м курсе.
Слайд 21
КОРАБЛЕВОЖДЕНИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ - дисциплина, изучающая теоретические основы и практические способы решения навигационных задач кораблевождения для обеспечения применения кораблём оружия, решения задач тактического и специального маневрирования. Изучается с 3-го по 5-й курс.
НАВИГАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАВАНИЯ - дисциплина, формирующая у курсантов знания и практические навыки по применению методов решения навигационных задач кораблевождения для обеспечения навигационной безопасности корабля, соблюдение правил плавания в навигационном отношении при выполнении кораблем поставленных задач. Изучается на 4-м и 5-м курсе.
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – дисциплина, изучающая основы электронной картографии и формирующая практические навыки для решения навигационных задач кораблевождения с использованием электронных картографических систем. Изучается на 4-м курсе.
Слайд 22
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ МОРСКИХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ - базовая дисциплина для подготовки курсантов к изучению других дисциплин кафедры технических средств кораблевождения. Изучает физические принципы построения морских средств навигации. Преподаётся на 2-м курсе.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОРСКИХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ - базовая дисциплина для подготовки по специальности, изучающая устройство и правила эксплуатации морских средств навигации (компасов, лагов, эхолотов, автопрокладчиков, радионавигационных и космических средств коррекции навигационных данных). Изучается с 3-го по 5-й курс.
НАВИГАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ - дисциплина, изучающая принципы комплексирования морских средств навигации, устройство и правила эксплуатации навигационных комплексов подводных лодок и надводных кораблей ВМФ. Преподаётся на 4-м курсе.
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - дисциплина, изучающая теоретические основы и устройство аналоговых и цифровых систем автоматического управления, применяемых в морских средствах навигации, интерфейсов взаимодействия. Изучается на 3-м курсе.
В процессе обучения, курсанты также изучают другие профильные предметы, такие как «ЛОЦИЯ» (условия плавания в океанах, морях на озерах и реках в навигационно-географическом и гидрометеорологическом отношениях. Лоция объединяет также описание навигационных опасностей, средств навигационного оборудования, навигационных пособий и вопросы штурманской подготовки корабля (судна) к походу), «МОРСКАЯ АСТРОНАВИГАЦИЯ» (часть практической астрономии, рассматривающая ориентировку по небесным светилам во времени по месту и направлению движении на море. Это дисциплина рассматривает также теорию и практические приемы определения поправок курсоуказателей, определения и хранения точного времени на корабле, расчета времени и азимутов восхода и захода светил, оценки астронавигационной обстановки в районе плавания, а также некоторые другие вопросы обеспечения безопасности плавания) и др.
Слайд 23
В заключении хочется отметить что Тихоокеанское высшее военно-морское училище не единственное в стране, которое готовит штурманов для Военно-Морского Флота России. В г. Санкт-Петербург по рассмотренной специальности осуществляет обучение Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Демонстрация видеоролика «ВМФ России. День навигатора»
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ, МОЖНО ПОКАЗАТЬ:
Демонстрация видеоролика «Как служат на корабле в ВМФ Штурманская боевая часть (бч 1)»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.