План – конспект мероприятия
Тема: «Мир без нацизма»
Дата проведения: 13.12.2018
Форма проведения: дискуссия
Цель: создание условий для привлечения внимания учащихся к актуальным проблемам современного общества, таких как недопустимость проявления нацистских настроений среди молодежи.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятиями “национализм”, “фашизм”, показать причины их развития, выявить опасность крайних форм проявления и возрождения фашизма.
Развивающие: развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.
Воспитывающие: формирование негативного отношения к нацизму и фашизму, развитие чувства сострадания к жертвам нацизма.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология обучение в сотрудничестве.
Методическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация, дидактический раздаточный материал.
Ход мероприятия:
I. Вступление 5 мин.
Приветствие воспитанников класса
Проверка наличия личного состава
Проверка готовности личного состава к мероприятию.
Воспитатель: Ребята, рада видеть вас на нашем мероприятии. Хочется надеяться, что наша встреча пройдет не зря, и вы обязательно узнаете что-то новое и важное для себя. А тему для обсуждения я выбрала очень серьезную: «Мир без нацизма» (слайд 1).
Цель этого мероприятия указана на слайде (слайд 2).
Давайте вместе попробуем определить задачи классного часа, подумайте на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в рамках представленной темы. Слова на слайде помогут вам помогут сделать это правильно (слайд 3).
Понять, что…
Выявить, чем…
Сделать выводы…
Ребята формулируют задачи (слайд 4).
II. Основной этап 30 мин.
1. Словарная работа
Воспитатель: Прежде всего нужно разобраться со смыслом слов, которые мы будем сегодня употреблять. Многие любят разгадывать кроссворды, где нужно угадать слово по его значению. Я вам предлагаю подобное задание. На слайде изображены слова, к которым я буду читать определения, а вы должны догадаться, о каком понятии идет речь (слайд 6).
• Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм)
• Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность)
• Политическое движение в Германии, основанное на идее национального превосходства немцев. (Нацизм)
• Сторонники нацизма. (Нацисты)
• Одно из названий германского нацизма (Фашизм).
Ребята, подумайте, какое слово лишнее в этом ряду понятий? Почему?
2. Информация для размышления
Воспитатель: Перед нами стоит первая задача - понять, то же такое фашизм и нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их употребляем, но не все могут внятно объяснить, что это такое. Ознакомьтесь с печатным материалом, который располагается у вас на столе, чтобы разобраться в этих понятиях.
Фашизм - это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и называли нацистами. Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи. (слайд 7)
• Первая - это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и истреблять. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на Востоке: «Наш долг - истребить население... миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся, как паразиты...» Эти слова Гитлера относятся, прежде всего, к русским и ко всем народам России.
• Второй важной идеей нацизма стало учение о жизненном пространстве. Согласно ему «высшая раса», немцы, должна расселяться и укореняться на самых лучших и богатых землях - имеется в виду Россия. А «низшая раса» - местные жители -должна изгоняться, порабощаться, истребляться, или германизироваться.
• И третья идея - это идея мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.
Вопросы учащимся после ознакомления с дидактическим материалом
1) Что такое фашизм?
2) Какие идеи лежат в основе гитлеровского нацизма?
3) В чем суть этих идей?
3. «Фабрики смерти»
Воспитатель: Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. Для уничтожения людей, были созданы лагеря, где гибли и военнослужащие, и мирное население –женщины, старики, дети.
Всего на территории Германии и оккупированных ею государств было 14000 лагерей. Через них прошли 18 миллионов человек. 5 миллионов – граждане СССР. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удаётся залечить всех ран, причинённых войной. Я прошу ребят рассказать о том, что творилось в лагерях смерти.
Звучит музыка Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande
Ученик 1: (слайд 8)
Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосатые,
Что валялись у камер – печей
Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…
Надежда Горланова
Ученик 2: Кресс А. (слайд 9) Под польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь, основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за выживание. (слайд 10). Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на Земле (слайд 11). Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно (слайд 12). Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой.
Ученик 3: Оболонский А. (слайд 13) Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застеленных соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями. Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных (слайд 14). Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей.
Ученик 4: Гоголев Н. (слайд 15). В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём, и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов (слайд 16). Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории, их отправляли в печи.
Ученик 5: Макаренко К. (слайд 17). В Освенциме широко практиковались медицинские опыты. На узниках испытывались новые лекарственные препараты, изучались действия химических веществ и радиоактивного излучения. Их заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Через тело заключенных женщин пропускали ток высокого напряжения с целью тестирования выносливости. (слайд 18).
Воспитатель: 27 января 1945 года, советская армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали избавления от мучений. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей. (слайд 19).
После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место - напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились. Просмотр презентации «Ты помни!»
Вопросы после просмотра:
1) Почему мы не должны забывать ужасов войны?
2) Как вы считаете, нужно ли говорить в наше время о таких понятиях как нацизм?
4. Задание в группах:
1 группа: У вас на столе лежит лист ватмана, разделите его на две части, одна из которых символизирует мир, а другая нацизм, Выберите и приклейте характерные для каждой половины ватмана картинки.
2 группа: У вас на столе два листа: желтый, на котором написано МИР и красный со словом НАЦИЗМ, посоветуйтесь и напишите слова, которые у вас ассоциируются с этими понятиями.
3 группа: Написать эссе, как не допустить проявления нацизма в современном мире.
III. Заключение 3 мин.
Рефлексия
Продолжи фразу: (слайд 20)
Мы помним…
Мы знаем…
Мы не допустим…
Воспитатель 6 «Г» класса Кондрашева С. С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.